Участие социального работника в политической деятельности. — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Участие социального работника в политической деятельности.

2018-01-05 431
Участие социального работника в политической деятельности. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Первая группа мнений. Социальный работник как представитель государства должен сохранять определенную лояльность по отношению к нему. Кроме того, истинно профессиональная деятельность имеет всегда определенный круг целей, задач и функций, в которые, как правило, политическая деятельность не входит. Социальная работа в этом отношении не исключение и должна подчиняться общим правилам. Более того, социальная работа призвана нивелировать все негативные явления в социальной жизни неполитическими, специфическими профессиональными средствами и методами, способствовать реализации конституционных прав своих клиентов с помощью законодательно установленных возможностей. Эту миссию на социальные службы возложило государство.

Вторая группа мнений. Социальный работник в своей повседневной деятельности постоянно сталкивается с тем, что его клиент страдает от несовершенства системы, ее издержек и даже пороков, которые, собственно, и сделали его клиентом социальных служб. Основные конституционные права становятся пустыми фразами без обеспечения условий их реализации, а социальная действительность такова, что социальная работа не располагает пока достаточными возможностями для организации условий реализации клиентами всех их конституционных прав. Долг каждой социальной профессии, а социальной работы тем более, способствовать совершенствованию системы, и наиболее действенным средством для этого является участие в политической деятельности.

Видимо, решение этой дилеммы должно представлять собой разумное сочетание первого и второго вариантов. Если социальная служба преследует не свои собственные, корпоративные цели, а представляет интересы клиентов, т. е., по сути дела, интересы людей, не имеющих возможности самостоятельно решать (в том числе с помощью политической борьбы) свои проблемы, то социальные работники имеют право участвовать в политической деятельности как представители профессии, чья непосредственная задача — стремиться улучшить условия жизнедеятельности клиентов и, таким образом, способствовать уменьшению количества клиентов. Формы такой политической деятельности могут быть различными — от активного участия в формировании основных направлений социальной политики и разработки социальных программ до акций протеста мирного характера на основе конституционных и гражданских прав.

Однако при этом необходимо четко разграничить участие социального работника в политической деятельности как гражданина и как представителя соответствующей структуры. Принимая участие в политической деятельности, социальный работник должен четко осознавать, чьи интересы он отстаивает — свои, своих клиентов или социальной службы. Как гражданин он имеет в установленном законодательством порядке право на политические действия и может этим правом пользоваться по своему усмотрению, отстаивая свои собственные интересы. Если же он выступает от имени клиента или социальной службы, он должен иметь на это соответствующие полномочия, делегируемые ему официально. То есть, включаясь в активную политическую деятельность от имени социальной службы или системы социальной защиты, социальный работник должен делать это с полного согласия и одобрения своих коллег, совместно с ними. Если же он представляет интересы клиента, то делать это он должен от имени и по прямому поручению клиента. Нарушением норм профессиональной этики будет считаться представление в различных политических акциях, партиях или движениях интересов клиентов или профессиональной группы без их согласия и одобрения.

 

21. Принципы деонтологии социальной работы.

Деонтология социальной работы – это комплекс норм, установлений и предписаний о долге и профессиональных обязанностях, ответственности социального работника (трудового коллектива учреждения социальной защиты) перед обществом и государством, перед социальной работой как профессией и социальным институтом, перед коллегами и перед клиентом социальной службы. Деонтология социальной работы включает в себя определенные принципы:личной ответственности за порученное дело как в правовом, так и в моральном отношениях;компетентностьспециалиста;рационального подхода к решению поставленных задач;соответствия полномочий и ответственности;правовой регламентации деятельности;подотчетности;инициативы и творческого подхода;организованности и дисциплины;контроля и проверки исполнения;критического подхода к оценке деятельности, возможностей своих и клиентов;доверия и свободы действий;поощрения и наказания и другие.

 

22. Ответственность и долг социального работника перед обществом и государством. Долг и ответственность перед обществом и государством требуют от социального работника в первую очередь использования всех его профессиональных знаний и навыков, таланта и душевных качеств в интересах общества и государства, — т. е. следования социальным работником установлениям принятой государством социальной политики. Долг предполагает выбор приоритетов деятельности и способов ее осуществления на основании понимания им (работником) целей и задач профессии, институциализированной обществом и государством, а также социального содержания его деятельности. Поручая социальному работнику заботу от своего имени о своих социально уязвимых гражданах, предоставляя ему некоторые необходимые для осуществления этой целенаправленной деятельности полномочия, государство и общество возлагают на специалиста двойную ответственность — за действия и последствия этих действий самого социального работника и за деятельность его клиента. Одной из главных целей деятельности социального работника является улучшение или восстановление условий жизнедеятельности клиента и в связи с этим — оптимизация его жизнедеятельности как таковой. Подобный результат социальной работы для общества и государства является целеполагающим — в этом смысл и цель существования в любом обществе системы социальной защиты населения. Используя свои знания и навыки для достижения поставленной государством и обществом цели, прилагая свои усилия для улучшения положения одной из самых многочисленных категорий населения — социально уязвимых, незащищенных граждан, — социальный работник добивается улучшения социальной и морально-нравственной ситуации в обществе в целом. Влияние социального работника на жизнедеятельность общества проявляется не только непосредственно через него самого и его действия, но и опосредованно, через действия его клиентов, а также результаты этих действий и их влияния на собственную жизнедеятельность, жизнь и развитие окружения. Поэтому имеет большое общественное значение то нравственное содержание, которое социальный работник привносит в отношения с клиентами и передает им в процессе взаимодействия

 

 

23.Ответственность и долг соц.работника перед профессией. Повышение престижа социальной работы как профессии напрямую зависит от того, каково мнение о ней клиентов и государства, учреждений, общественных организаций и отдельных граждан, и именно этим мнением определяется во многом будущее профессии. Долг социального работника перед своей профессией требует реализации ее гуманистического потенциала в обществе, утверждения социальной работы как необходимого общественного института, имеющего высокую престижность и значимость в глазах общества. Однако реализация потенциала профессии в обществе не будет эффективной без соответствующего отношения к ней каждого из представителей профессиональной группы. Относиться к своему труду как к главному делу своей жизни, как к деятельности большой социальной ценности и значимости, как с средству реализации своих способностей, потребностей и социальных идеалов, быть проводником этих идеалов, способствовать утверждению их в общественном сознании — важнейший принцип деонтологии социального работника и его долг перед профессией. Для каждого члена трудового коллектива профессиональным долгом является завоевание высокого авторитета не только перед коллегами, но и перед клиентами и их близкими, уважения у представителей различных государственных и общественных организаций, общества в целом. Сегодня словосочетание «социальная работа» перестало быть неологизмом, однако уровень и качество знаний общества об этой профессии все еще недопустимо низки. Поэтому долгом социального работника перед своей профессией является в первую очередь пропаганда знаний о ней, реклама социальных услуг, формирование положительного общественного мнения об этом роде деятельности. Престиж профессии — это престиж ее представителей, оценка обществом их деятельности и морального облика, их социальной значимости, причем в общественном сознании производится в большей степени оценка не потенциала, а действительного значения профессиональной деятельности. Борьба социального работника за повышение престижа и статуса профессии в обществе является его профессиональным долгом. В этой связи социальный работник обязан поддерживать моральную чистоту профессии, заботиться о собственном моральном облике, не допуская никаких проявлений узковедомственных интересов в ущерб интересам дела, подмены ценностей профессии ценностями группы специалистов, отступлений от принципов и норм этики социальной работы. Социальная работа — одна из тех редких профессий, которые призваны влиять на общественную нравственность через непосредственные контакты с населением — своими клиентами и их близкими.в процессе работы — и опосредованно — с помощью пропаганды профессиональных ценностей и личных примеров специалистов. Являясь примером гуманного отношения к человеку, самоотверженности, доброты и милосердия, честности и справедливости, социальный работник выступает проводником идей гуманизма, утверждения их в обществе как нормы человеческой жизнедеятельности; тем самым он способствует утверждению в обществе ценностей социальной работы, ее идеалов и выполняет свой долг перед профессией.

 

24.Ответственность соц.работника перед коллегами. Профессиональным долгом социального работника по отношению к коллегам, коллективу, в котором он работает, является подчинение своих действий и поведения единым для всего коллектива целям, содействие коллегам в достижении этих целей, обеспечение согласованности действий всех членов коллектива. Забота о единстве и целостности коллектива как решающего субъекта социальной работы связана с организацией целенаправленного, слаженного действия всех его членов, принимающих участие в решении общих проблем, стоящих перед коллективом.

Коллектив учреждения социальной защиты является для социального работника его ближайшим окружением, средой, в которой развиваются его творческие профессиональные возможности и личностные качества. В коллективе он получает совет, помощь и поддержку, защиту личного достоинства. Однако эти функции по отношению к своему члену коллектив может выполнить лишь в том случае, если в нем господствует профессиональная мораль и все его члены соблюдают определенные обязательства друг перед другом.

Важными условиями деятельности специалиста являются проявления уважения к опыту коллектива и повседневная забота о сохранении его авторитета. Сотрудничество с коллегами в интересах дела, понимание роли всего коллектива в успехе каждого его члена, заинтересованность в успехе коллег, содействие повышению их профессионального мастерства и авторитета, содействие служебному росту и личностному уровню, а вместе с тем и повышению авторитета и работоспособности коллектива являются для социального работника важнейшими деонтологическими принципами.

Каждый социальный работник несет ответственность за эффективность деятельности всего коллектива.

Такая ответственность накладывает на социального работника определенные обязательства. Он должен согласовывать свои действия с действиями коллег, обмениваться с ними опытом, учиться у них мастерству и обучать менее опытных, относиться с уважением к лучшим традициям коллектива, изыскивать новые, более эффективные формы и методы работы.

В отношениях с коллегами основными моральными нормами социальных работников являются открытость, честность, доброжелательность и взаимная поддержка и выручка, высокая требовательность к коллегам и еще более высокая — к себе самому. Социальный работник обязан быть тактичным и вежливым с коллегами, ни в коем случае не должен стремиться поднять свой собственный престиж за счет принижения других специалистов или за счет создания видимости кипучей деятельности, не должен заниматься прожектерством в ущерб конкретной работе. Поддерживать коллег, помогать им в работе, подчеркивать ее значимость и важность — долг социального работника перед товарищами по службе

 

25.Ответственность соц. работника перед клиентом и его близкими. Система отношений «социальный работник — клиент» и «социальный работник — окружение клиента» играет в социальной работе важнейшую роль. Эти отношения до некоторой степени детерминированы социальными обстоятельствами: клиент нуждается в содействии социального работника, а социальный работник обязан оказывать ему помощь. Профессиональный долг социального работника по отношению к клиенту заключается в его содействии наиболее полной самореализации личности, достигаемой различными способами и методами, избранными в зависимости от потребностей клиента; за свои действия социальный работник несет моральную ответственность. Основными требованиями профессионального долга социального работника в отношении клиента являются такие требования, как: уважение клиента как личности, поддержание и развитие наиболее значимых его положительных качеств, разумная требовательность к нему, установление не только деловых, официальных, но и человеческих отношений, создание у клиента оптимистического настроя, поддержание его достоинства и самоуважения, помощь в приобретении уважения со стороны социального окружения.

Особо следует подчеркнуть такое требование, предъявляемое к социальному работнику, как требование изучения внутреннего, духовного мира клиента. Внутренняя, духовная жизнь человека принадлежит только ему самому, является его неотъемлемой частью. Значительную роль в социальной работе играют отношения, складывающиеся между социальным работником и социальным окружением клиента — его родными и близкими, друзьями и соседями. Контакт социального работника с окружением клиента не должен возникать лишь в чрезвычайных обстоятельствах, когда необходимо принимать срочные меры, а должен быть постоянным на протяжении всего периода работы с клиентом. Специалист всегда видит в социальном окружении своего клиента не только объект воздействия, но и своего союзника в решении проблем клиента, т. е. субъект социальной работы, поскольку близкие, как правило, объективно заинтересованы в улучшении условий жизнедеятельности своего родственника, друга, соседа. Внимание к социальному окружению клиента, уважение к нему, учет его мнения и привлечение его к сотрудничеству на благо клиента, создание атмосферы полного доверия и взаимопонимания — профессиональный долг социального работника. Однако чтобы сотрудничество было плодотворным, специалист должен объективно оценивать возможности социального окружения клиента, степень его сплоченности и взаимосвязи, готовности включиться в совместную деятельность, мнение окружающих по поводу обстоятельств и личности клиента, а также, что немаловажно, степень индивидуализма и эгоизма членов окружения (в том числе и их группового эгоизма). Социальный работник должен постоянно искать средства для повышения заинтересованности и возможности участия членов социального окружения клиента в решении его проблем, выполнения ими отдельных этапов и разделов общей работы, должен формировать общественное мнение в пользу своего клиентаСпециалист не имеет права упрекать родных и близких клиента во невмешательстве в его судьбу, равнодушии, делать категоричные, скоропалительные заключения. В интересах социального работника доказать окружению клиента объективную необходимость и полезность его участия в решении проблем клиента, преодолеть возникшее противоречие во взглядах и мнениях людей, а также отчуждение их друг от друга, пробудить в них интерес к совместным действиям, тактично разъяснить их роли в отношении клиента, согласовать интересы с целью организации плодотворного сотрудничества на благо клиента и добиться добровольного участия в совместной деятельности..

 


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.