П.1. Методика «Определение доминирования познавательного или игрового мотива ребенка» — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

П.1. Методика «Определение доминирования познавательного или игрового мотива ребенка»

2018-01-05 678
П.1. Методика «Определение доминирования познавательного или игрового мотива ребенка» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

(Урунтаева Г. А., Афонькцна Ю. А. Практикум по детской психологии. — М., 1995; и Ильина М. Я. Подготовка к школе. Развивающие упражнедия и тесты.- СПб., 1998.)

 

Проведение исследования

Ребенка приглашают в комнату, где на столиках выставлены обычные, не слишком привлекательные игрушки, и предлагают ему в течение минуты рассмотреть их. Затем экспе­риментатор подзывает его к себе и предлагает послушать сказку. Ребенку читают интересную (для его возраста) сказку, которую он раньше не слышал. На самом интересном месте чтение прерывается, и экспериментатор спрашивает испытуемого, что ему в данный мом» больше хочется: поиграть с выставленными на столе игрушками или дослушать сказку до конца.

Текстовый материал

Сказка

ПОЧЕМУ ЗАЙЦЫ ЗИМОЙ БЕЛЫЕ ШУБКИ НОСЯТ

 

Повстречались как-то в лесу Мороз и заяц. Мороз расхвастался:

— Я самый сильный в лесу. Любого одолею, заморожу, в сосульку превращу.

— Не хвастай, Мороз Васильевич, не одолеешь! — говорит заяц.

—Нет, одолею

Нет, не одолеешь!—стоит на своем заяц.

Спорили они, спорили, и надумал Мороз заморозить зайца. И говорит:

— Давай, заяц, об заклад биться, что я тебя одолею.

— Давай, — согласился заяц. (Здесь чтение прерывается.).

Принялся тут Мороз зайца морозить. Стужу-холод напустил, ледяным ветром закружил

А заяц во всю прыть бегать да скакать взялся. На бегу-то не холодно. А то катается по снегу и поет:

Князю тепло,

Князю жарко!

Греет, горит—

Солнышко ярко!

Уставать стал Мороз, думает: «До чего ж крепкий заяц!» А сам еще сильнее лютует, такого холода напустил, что кора на деревьях лопается, пни трещат. А зайцу все нипочем — то на гору бегом, то с горы кувырком, то чертогоном по лугу носится.

Совсем из силы Мороз выбился, а заяц и не думает замерзать. Отступился Мороз от зайца

— Разве тебя, косой, заморозишь — ловок да прыток ты больно!

Подарил Мороз зайцу белую шубку. С той поры все зайцы зимой ходят в белых шубках.

Выводы

Дети с выраженным познавательным интересом обычно предпочитают дослушать сказку. Дети со слабой познавательной потребностью предпочитают поиграть. Но игра их, как правило, носит манипулятивный характер: то за одно возьмутся, то за другое.

 

П.2. Методика «Определение у старших дошкольников сформированности "внутренней позиции школьника"»

 

(Урунтаева Г. А., Афонькцна Ю. А. Практикум по детской психологии. — М., 1995; и Ильина М. Я. Подготовка к школе. Развивающие упражнедия и тесты.- СПб., 1998.)

Инструкция

Задайте ребенку вопросы и попросите дать ответы (ответы следует записать).

1. Ты хочешь идти в школу?

2. Ты хочешь еще на год остаться детском саду (дома)?

3. Какие занятия тебе больше всего нравятся? Почему?

4. Ты любишь когда тебе читают книжки?

5. Ты сам просить, чтобы Тебе почитали книжку?

6. Почему ты хочешь идти в школу?

7. Тебе нравятся школьная форма и школьные принадлежности?

8. Если тебе дома разрешат носить школьную форму и пользоваться школьными принадлежностями, а в школу разрешат не ходить, то это тебя устроит? Почему?

9. Если мы будем сейчас играть в школу, то кем ты хочешь быть: учеником или учителем?

10.Во время игры в школу что у нас будет длиннее - урок или перемена?

9. Если мы будем сейчас играть в школу, то кем ты хочешь быть: учеником или учиТ6^||й?

10. Во время игры в школу что у нас будет длиннее — урок или перемена?; •^п-^|в ' • • •'*'.'•,'•

Обработка результатов и выводы

 

Учитываются все ответы, кроме 6 и 7. При сформированной «внутренней позиции школь­ника» ответы на вопросы должны звучать приблизительно следующим образом:

№ 1. Хочу идти в школу.

№ 2. Не хочу еще на год остаться в детском саду (дома).

№ 3. Те занятия, на которых учили (буквы, цифры и т. д.).

№ 4. Люблю, когда мне читают книжки.'

№ 5. Сам прошу, чтобы мне почитали.

№ 8. Нет, не устроит, хочу ходить в школу.

№ 9. Хочу быть учеником.

№10. Пусть будет длиннее урок.

'

П.3. Методика «Веселый-грустный» для оценки эмоционального отношения к предстоящему процессу обучения в школе

(Урунтаева Г. А., Афонькцна Ю. А. Практикум по детской психологии. — М., 1995; и Ильина М. Я. Подготовка к школе. Развивающие упражнедия и тесты.- СПб., 1998.)

 

Проведение исследования

 

На рис. 2 и 2а изображены дети в различных ситуациях, связанных со школой и учением.

Содержание рисунков

 

1. Дети идут в школу, а один ребенок смотрит на них из окна.

2. Ученик у доски отвечает урок; рядом стоит учительница.

3. Дети в классе во время урока.

4. Ученик в школьном коридоре, разговаривает с учительницей.

5. Ребенок дома, готовит уроки.

6. Ученик в школьном вестибюле вблизи раздевалки.

На всех картинках нет лиц.

Попросите ребенка описать, какое, по его мнению, должно быть выражение лица у детей на картинках — веселое или грустное, и объяснить почему. Желательно мальчикам предложить картинки с изображением мальчиков, девочкам— с изображением девочек.

Обычно дети охотно отвечают на вопросы, но если ребенок говорит «Не знаю», то в этом случае ему нужно задать дополнительные вопросы: «Как ты думаешь, что здесь вообще про­исходит? Кто это нарисован?» и т. п.

 

Выводы

Эмоционально неблагополучными, тревожными считаются ответы примерно такого содержания:

- у мальчика, который смотрит из окна, очень грустное лицо, так как он плохо учился иего и его наказали;

- мальчика вызвали к доске отвечать урок, а он не подготовился, не знает, что говорить, поэтому у него грустное лицо;

- у этого мальчика грустное лицо, так как учительница поставила ему двойку;

- мальчика ругают за плохое поведение, поэтому он такой грустный;

- мальчик выполняет домашнее задание, но задано очень много и он боится, что не успеет все сделать, поэтому он такой грустный;

- мальчик грустный, он опоздал в школу, теперь его будут ругать.

 

 

 

Ответы, в которых описывается веселый или серьезный ребенок, отражают позитивную настроенность и оцениваются как эмоционально благополучные. Если ребенок (испытуемый) дает 5-6 «тревожных» ответов, то это свидетельствует о том, что он «болезненно» относится к предстоящему поступлению в школу, для него этот этап в жизни связан с сильными эмоциональными переживаниями.

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.