Зачем и как развивать внутреннюю мотивацию учения школьников. — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Зачем и как развивать внутреннюю мотивацию учения школьников.

2018-01-05 1433
Зачем и как развивать внутреннюю мотивацию учения школьников. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В системе учебных мотивов (см. таблицу 3) внешние и внутренние мотивы переплетаются. При внутренней мотивации побуждающей силой является познавательный интерес, связанный с данным предметом. В этом случае получение знаний выступает не как средство достижения цели, а как сама цель деятельность учащегося. К внутренним мотивам относятся такие, как собственное развитие в процессе учения, познание нового, неизвестного.

Такие мотивы, как понимание необходимости учения для дальнейшей жизни, процесс учения как возможность общения, похвала от значимых лиц, являются естественными и полезными в учебном процессе, хотя их уже нельзя отнести только к внутренним мотивам. Учеба как вынужденное функционирование, учеба ради лидерства и престижа, стремление оказаться в центре внимания могут оказывать негативное влияние на характер и результаты учебного процесса. Наиболее резко выражены внешние моменты в мотивах учебы ради материального вознаграждения или избегания неудач. Внешние мотивы не связаны с усваиваемыми знаниями и выполняемой деятельностью.

Таблица 3

Классификация мотивов учения
вне учебной деятельности в самой учебной деятельности
мотивация избегания неприятностей мотивация благополучия, мотивация престижа социальные мотивы интерес к процессу обучения познавательный интерес (содержание учения)
         

 

Одной из важнейших задач учителя является развитие внутренней мотивации. Почему? Потому что только внутренняя мотивация, связанная с содержанием учения, действительно близка цели учения. Социальные мотивы -долга, ответственности безусловно важны для успешного начала учебы, но реализованы они будут не скоро, а это снижает их побудительную силу.

Развитие внутренней мотивации учения - это движение вверх. Гораздо проще двигаться вниз, поэтому в реальной педагогической практике родителей и учителей часто используются такие «педагогические подкрепления», которые приводят к регрессу мотивации учения у школьников. Ими могут быть: чрезмерное внимание и неискренние похвалы, неоправданно завышенные оценки, материальное поощрение и использование престижных ценностей, а также жесткие наказания, принижающая критика и игнорирование вниманием, неоправданно заниженные оценки и лишение материальных и иных ценностей. Эти воздействия, как правило, обусловливают ориентацию ученика на мотивы самосохранения, материального благополучия и комфорта.

Как указывалось в предыдущих главах, основным механизмом развития внутренней мотивации учения является сдвиг изначально внешнего мотива на цель учения. Сдвиг мотива на цель зависит не только от характера педагогических воздействий, но и от того, на какую внутриличностную почву и объективную ситуацию учения они ложатся. Каждый шаг этого процесса является сдвигом одного мотива на другой, более внутренний, более близкий к цели учения. Поэтому необходимым условием обеспечения сдвига мотива на цель является полноценный учет индивидуального опыта школьника, ближайшей зоны его мотивационного развития.

При этом в ходе подготовки к уроку учитель стремится, учитывая реальные возможности и индивидуальные особенности учащихся, отобрать такую совокупность приемов мотивации, которая создает оптимальные условия для включения каждого ученика в активную познавательную деятельность. Если доминируют познавательные мотивы, то учитель, чтобы удовлетворить познавательные потребности школьников, должен как можно чаще вносить элементы новизны, строить свою работу с учащимися таким образом, чтобы уровень сложности предъявленных заданий постоянно повышался. Если доминирует мотив самоопределения ученика, то учитель должен создавать ситуации для его самоопределения, использовать приемы дискуссии, спора, деловые и познавательные игры, анализ жизненных ситуаций, в которых проявлялась бы жизненная позиция ученика, его лучшие качества.

Исследования, направленные на выявление особенностей актуализации мотивационных факторов, показывают, что на разных этапах учебного занятия присутствуют различные доминирующие мотивы деятельности.

● На этапе организации начала урока доминирует мотив, связанный с созданием обстановки доброжелательности, внимательности учителя к учащимся, доверия, а так же включение учащихся в познавательную деятельность.

● На этапах подготовки к активной учебно-педагогической деятельности, на этапе усвоения новых знаний доминируют мотивы сотрудничества учителя и учащихся, включения школьников в активную познавательную деятельность и привлечение их к оценочной деятельности. Учитель сохраняет атмосферу доброжелательности, эмоционально излагает материал и раскрывает значимость новых знаний.

● На этапах первичной проверки понимания учащимися нового учебного материала и закрепления знаний доминирующим является мотивы доверия, умение дать вовремя совет и оказать помощь ученику.

● На этапе обобщения и систематизации знаний - атмосфера творчества, сотрудничества, доверия при включении учащихся в активную познавательную деятельность.

● На этапе обобщения информации о домашнем задании преобладают мотивы помощи учителя в виде советов.

На всех этапах большую мотивационную роль играет необычная форма изложения материала, его наглядность, занимательность, познавательные и деловые игры; эмоциональность речи, заставляющая детей сопереживать; разнообразие и адекватность арсенала методов поощрения и порицания, создание ситуации успеха для учащихся, актуализация некоторых социальных мотивов (типа: разобрался сам - помоги другому)..

Коснемся несколько более подробно особенностей становления учебной мотивации в начальной школе.

Шестилетний ребенок находится на границе двух жизненных периодов. Ведущей деятельностью пока является игра, внимание непроизвольное, способность к концентрации низкая, воля развита слабо. Для чего ему учиться? "Чтобы быть умным", "чтобы уметь читать..., писать и т.д." Несмотря на внешнюю привлекательность указанные мотивировки, не связываясь с актуальными для ребенка мотивами, не затрагивая его душу, не удерживаются в сознании, легко подменяются другими целями, более созвучными и привычными побуждениями ребенка. Возможность такой подмены тесно связана с уровнем знаний младшеклассников, их успехами и готовностью к обучению. Если ребенок пришел в школу подготовленным, то успехи, которых он достигает, повышают уровень его учебно-познавательной мотивации и наоборот, слабая подготовка влечет за собой отставание ученика, и его изначальное положительное отношение к учению постепенно исчезает.

Важно знать, какие мотивы наиболее значимы для ребенка на данном этапе, чтобы с учетом этого строить обучение. Поскольку в шестилетнем возрасте внутренняя, познавательная мотивация учения еще только формируется и воля, так необходимая в учении, еще недостаточно развита, у многих шестилеток неоправданно преобладает мотивация благополучия, престижа - "хочу получать хорошие отметки", и, как обратная сторона медали - стремление избежать порицания. В данном случае положительная отметка может стать непосредственной целью учения, а их отсутствие или недостаток формирует у ребенка низкую или заниженную самооценку. Исследования грузинских психологов показали, что ориентация на отметку становится одним из основных факторов, отрицательно влияющих на развитие внутренних мотивов учебной деятельности. В результате к концу обучения в начальной школе у учащихся складывается своеобразная ущербная система мотивов, в которой ведущая роль принадлежит сугубо внешним социальным мотивам, а собственно учебные мотивы развиты слабо. Поэтому уже с первых этапов обучения учителю целесообразно поддерживать максимальное многообразие мотивов обучения (личностные, соревновательные, игровые и т.д.).

Наиболее ценный элемент мотивации - учебные интересы, связанные с содержательной стороной процесса обучения. Глубина познавательного интереса при этом может быть существенно различной: ребенка может привлекать и простая занимательность фактов. В то же время мотивация процессуальной стороной учения удовлетворяет потребность ребенка в активности и обеспечивает успешность выполнения отдельных учебных действий и всей деятельности в целом.

Процесс познания результативен, доставляет удовлетворение, радость учащимся и учителю, когда организовано формирование внутренней учебной мотивации учащихся путем привлечения внимания учащихся прежде всего к содержательно-процессуальному аспекту обучения, отказа от отметок и открытого сравнения учащихся между собой. При этом, одной из задач учителя становится такая организация поисковой деятельности учащихся, углубление в сущность изучаемых явлений, которые обеспечивают максимальную психологическую защищенность учащихся (Я НЕ ОДИН, У МЕНЯ ПОЛУЧИТСЯ). Цель, таким образом, вызвать интерес не к Незнайке, Петрушке или зайчику, пришедшим на урок, а к содержанию урока, добиться активного отношения детей к тому, что происходит. Поэтому часто вместо объяснительно-иллюстративного метода (сморти-слушай-усваивай) используется деятельностный метод (догадайся сам и объясни однокласснику).

На уроках ознакомления с новым материалом такая работа включает в себя: постановку учебной задачи (в том числе, и детьми) "открытие детьми нового знания "первичное закрепление обучающую самостоятельную работу творческие задания. Наиболее удачной формой с точки зрения поставленных целей является групповая (парная) форма обучения, так как она, с одной стороны, учит детей общению, формирует у них активную позицию, самостоятельность в принятии решений, а с другой стороны, позволяет ребенку чувствовать себя защищенным. Для поддержания интереса к предмету используется также и прием "опережающей многолинейности" (Л. Петерсон) - знакомство с теми фактами и явлениями, которые не входят на данном этапе обучения в обязательные результаты обучения, а служат развитию детей, расширению их кругозора.

Например, при изучении математики уже в первом классе после записи текущего однозначного числа детям можно предложить записать последовательность натурального ряда до 15, 20, 25, что не входит в обязательную часть учебной программы данного класса. Используя этот ряд, мы одновременно закрепляем усвоение алгоритма прибавления и вычитания 1, 2, 3. Безусловно, при работе с числами первого десятка усвоение табличных случаев прошло бы быстрее, но, избегая однообразия, мы добиваемся большей заинтересованности учащихся, понимания ими скрытых причинно-следственных связей.


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.