Развитие лексико-грамматического строя и связной речи. — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Развитие лексико-грамматического строя и связной речи.

2018-01-05 306
Развитие лексико-грамматического строя и связной речи. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Логопедическая работа по развитию лексико-грамматической стороны речи

Работа осуществляется по следующим направлениям:

1. Расширение объема словаря.

2. Формирование структуры значения слова.

3. Развитие лексической системности и семантиче­ских полей.

4. Формирование парадигматических и синтагмати­ческих связей слов.

5. Развитие словообразования.

6. Уточнение грамматического значения слова.

Расширение объема словаря

Обогащение словаря осуществляется в основном на материале имен существительных, прилагательных, глаголов, наречий.

В логопедической работе по расширению номина­тивного словаря особое внимание уделяется усвоению обобщающих понятий, слов, обозначающих части тела и части предметов.

На начальном этапе проводится работа по уточне­нию связи обобщающего понятия с частотными сущест­вительными, входящими в данное обобщающее понятие. На последующих этапах работы проводится расши­рение объема обобщающего понятия за счет малопро­дуктивных слов.

Расширение объема словаря имен прилагательных осуществляется параллельно с развитием представлений о цвете, величине, форме, признаках, высоты, толщи­ны, на основе умения сравнивать предметы по различ­ным признакам.

Обогащение глагольного словаря проводится в сле­дующей последовательности: продуктивные глаголы, обозначающие движения, состояния человека, движе­ния животных, далее закрепляется глагольный словарь по темам: «Кто (или что) какие звуки издает?», «Кто что делает?» (параллельно с уточнением названий про­фессий людей).

В процессе работы над прилагательными и глагола­ми особенно большое внимание уделяется их закрепле­нию в контексте: в словосочетаниях, предложениях, тексте.

Работа над новым словом включает следующие эта­пы:

3. уточнение связи звукового образа слова со зри­тельным, слуховым и другим образом денотата (предмета, признака, действия). На этом этапе широко используется разнообразная наглядность (предметные и сюжетные картинки, игрушки, предметы, муляжи, вы­полнение реальных действий и др.);

4. уточнение звукового образа слова, звуковой ана­лиз слова;

5. выделение семантических признаков данного слова;

6. введение данного слова в определенное семанти­ческое поле и уточнение парадигматических связей данного слова в системе парадигматических связей внутри семантического поля;

7. закрепление значения данного слова в контексте (словосочетании, предложении), закрепление синтагма­тических связей данного слова.

Указанная последовательность не является жесткой, иногда видоизменяется.

Формирование структуры значения слова

Формирование структуры значения слова основыва­ется на современных психолингвистических данных о компонентном анализе значения слова.

Особое внимание необходимо уделять понятийному компоненту, формирование которого значительно за­держивается у дошкольников со стертой формой диз­артрии.

При формировании структуры значения слова дети учатся дифференцировать значения слов на основе при­знаков противопоставления, сходства, аналогии и др.

Одним из направлений логопедической работы яв­ляется уточнение контекстуального значения слова, ра­бота над его многозначностью. Уточнение многозначно­сти слова проводится как при определении значения существительных, так и при определении контекстуальности значения прилагательных и особенно глаголов (бежит мальчик, бежит ручей, бежит время).

Развитие лексической системности и семантических полей:

Развитие лексической системности осуществляется на основе усвоения структуры значения слова, овладе­ния парадигматическими связями слов.

На начальном этапе работы проводится группиров­ка, объединение слов по тематическим признакам. В дальнейшем осуществляется дифференциация слов внутри семантического поля, выделение ядра, перифе­рии, установление парадигматических связей на основе противопоставления, аналогии.

При овладении каждым новым словом оно вводится в определенное семантическое поле, уточняются его свя­зи с другими словами данного семантического поля, об­ращается внимание на то, почему это слово объединя­лось с другими словами.


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.