Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Топ:
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Интересное:
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Дисциплины:
2018-01-05 | 334 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Постановка звука достигается путем применения технических приемов, которые подробно описываются в специальной литературе. В методической литературе нет единого мнения по вопросу о том, на сколько этапов подразделяется логопедическое воздействие при нарушениях звукопроизношения (дислалии):
· в работах М. Е. Хватцева выделяется четыре этапа;
· в работах О. В. Правдиной и О. А. Токаревой - три этапа;
· в работах Ф. Ф. Рау выделяется два этапа.
Поскольку принципиальных расхождений в понимании задач логопедического воздействия, то выделение определенного количества этапов не носит принципиального характера.
В процессе исправления произношения принято различать три последовательных этапа:
а) выделение дефектно произносимого звука; постановка звука и его исправление, т.е. установление новых элементарных нервных связей;
б) включение исправленного звука в стереотип слогов, слов и их сочетаний, т.е. его автоматизация; С точки зрения высшей нервной деятельности, это представляет собой закрепление новой нервной связи в более сложных условиях и доведение ее до полного автоматизма;
в) сопоставление исправленного звука с другими артикуляционно-близкими ему звуками, т.е. дифференциация смешиваемых звуков;
Процесс коррекции с выделения дефектно произносимых звуков и установления ребенком различия между правильно и неправильно произнесенным звуком на слух и путем наблюдения за своим произношением и произношением логопеда с помощью зеркала. В процессе специально подобранных артикуляционных упражнений у ребенка вырабатываются новые условно-рефлекторные связи.
Соотношение слуховых и артикуляционных упражнений во времени на первом этапе логопедической работы может быть различным в зависимости от характера дефекта. Так, при затруднениях моторного характера ребенок может значительно раньше научиться различать звук на слух, чем правильно его воспроизводить. Артикуляционным органам ребенка в этом случае потребуется больше времени на подготовку нужного артикуляционного уклада, чем при затруднениях сенсорного характера.
|
Постановка звука в большинстве случаев оказывается более сложным, искусственным процессом, чем самостоятельное появление звука у ребенка. С физиологической точки зрения постановка звука - создание нового условного рефлекса.
У дошкольника звук часто может быть вызван при помощи включения его в какую-нибудь игровую ситуацию, а иногда достаточно бывает привлечь внимание ребенка к его звучанию (усилив и выделив его) и артикулированию.
1этап: Постановка звука.
Основан на последовательных приемах:
1. Нужный артикуляционный уклад расчленяется на элементарные артикуляционные движения, которые и тренируются у ребенка путем подготовительной артикуляционной гимнастики. После многократного повторения вырабатывается кинестетическое ощущение упражняемого движения, оно автоматизируется, и тогда ребенок может производить его быстро и правильно.
2. Простые отработанные движения вводятся в комплекс движений, и таким образом вырабатывается правильный артикуляционный уклад нужного звука.
3. При воспроизведении правильного уклада включается голосовыдыхательная струя, и ребенок неожиданно для себя воспроизводит нужный звук. Слуховое внимание привлекается только после некоторого закрепления правильного произношения. Затем предъявляется и прямое требование произнести нужный звук. После безошибочного многократного воспроизведения звука постановка его может считаться законченной.
В тех случаях, когда одни звуки заменяются другими, сходными с ними, близкими по артикуляции (например: К на Т, Л на В и т. д.), правильный уклад оказывается частично уже сформированным в дефектном произношении звука. В данном случае можно и должно использовать готовые механизмы. И уже на этапе постановки звука частично включается работа по дифференциации (разделению) двух сходных звуков.
|
2 этап: Автоматизация звука.
С точки зрения высшей нервной деятельности есть введение вновь созданной и закрепленной простой связи - речевого звука, в более сложные последовательные речевые структуры - слова и фразы (в которых данный звук или опускается совсем, или произносится неправильно).
Работу на этом этапе следует рассматривать как затормаживание старых, неправильных, динамических стереотипов и выработку новых. Как известно, эта работа трудна для нервной системы и требует очень большой осторожности и постепенности.
Это обеспечивается доступностью и системностью речевого материала:
· переход от изолированного звука к различным типам слогов и звукосочетаний (прямой слог, закрытый слог, звукосочетания типа апа, ама, омо, уму в соответствии с автоматизируемым звуком);
· слоги со стечением согласных (спа, ста, ска);
· затем к словам с данным звуком;
· предложениям;
· в дальнейшем к различным видам развернутой речи.
Необходимость тренировки звука в различных сочетаниях объясняется тем, что артикуляция звука несколько видоизменяется в зависимости от влияния предыдущего и последующего звука и от структуры и длины слова.
При автоматизации звука в слогах очень полезно упражнять в повторении нужных прямых слогов с соблюдением определенного ритма:
`та - та, `та - та...;
тА -`та, тА -`та; `та-та-та, `та - та - та...;
тА -`та - та, тА -`та-та...;
та - тА -`та, та - тА -`та.
Такие упражнения очень облегчают введение звука в слово и во фразу, где упражняемые слоги оказываются под ударением в разных частях слова.
В дальнейшем можно перейти к заучиванию стихотворений и скороговорок, текст которых насыщен упражняемым звуком. На последнем этапе дифференциации вновь выработанного звука со звуком, который употребляется в качестве его заменителя, используется дифференцировочное торможение. Для полноценного пользования навыками правильного произношения звуков необходимо наличие фонематического слуха, т. е. способности различать звуки речи, как в произношении другого лица, так и в собственной речи.
|
3 этап: Дифференциация звуков.
Дифференциация смешиваемых звуков как следующий этап логопедической работы над звуком необходима для предупреждения и возможного смешивания близких звуков.
В основе этого процесса лежит дифференцировочное торможение (как вид внутреннего торможения), когда новый звук многократно повторяется и подкрепляется поощрением логопеда, а другой близкий звук -дифференцируемый - не подкрепляется повторением.
Происходит дифференцирование близких раздражителей (звуков) и их различие. Дифференциация артикуляционно-близких, «сходных» звуков проводится тогда, когда эти звуки произносятся ребенком правильно в отдельных словах, а в связной речи смешиваются.
Для выработки точных дифференцировок смешиваемых звуков существуют специальные, постепенно усложняющиеся упражнения на противопоставление близких звуков.
Например: Ребенок упражняется в произношении специально подобранных слогов сначала в одном указанном порядке, а затем в обратном. Темп таких упражнений постепенно ускоряется.
После слоговых упражнений переходят к дифференциации смешиваемых звуков в словах. Материал упражнений на дифференциацию постепенно всебольше усложняется.
Так, например, сначала берутся слова-паронимы, отличающиеся друг от друга дифференцируемыми звуками (МАК - РАК), затем ребенку предлагается называть различные картинки и раскладывать их в соответствии с дифференцируемыми звуками. После того как ребенок справится с указанной задачей, переходят к упражнениям в названии слов с дифференцируемыми звуками и к самостоятельной связной речи.
Речевые звуки одной фонетической группы должны ставиться и исправляться в определенной последовательности. Эта последовательность определяется прежде всего общим дидактическим правилом, согласно которому в обучении следует идти от легкого к трудному.
Легкость или трудность звука для усвоения в произношении определяется рядом факторов и прежде всего доступностью артикуляции для восприятия и воспроизведения с помощью зрительного контроля. Артикуляция звуков складывается из отдельных артикуляционных движений различной степени трудности.
|
Поэтому, прежде всего, следует работать над звуками, более простыми по артикуляции, при произнесении которых движения речевых органов менее сложны и хорошо видимы. В момент постановки и автоматизации одного из звуков данной фонетической группы другие звуки из этой группы временно исключаются как близкие по своим артикуляционным и фонетическим признакам, требующие тонких дифференцировок.
Внутри группы согласных звуков можно рекомендовать для работы такую последовательность, принятую в логопедической практике:
· ставить и исправлять глухие согласные раньше звонких;
· смычные согласные раньше щелевых;
· твердые согласные раньше мягких;
· простые согласные раньше слитных (аффрикат).
Звуки Р и Л могут ставиться и исправляться в любой последовательности, но в каждом конкретном случае учитываются артикуляционные возможности ребенка, а также сохранные звуки, близкие по артикуляции к исправляемым.
В практике встречаются дети, у которых нарушения звукопроизношения распространяются на звуки из разных фонетических групп. В этих случаях можно проводить работу одновременно над несколькими звуками, т.е. параллельно. Однако звуки для исправления и постановки необходимо брать из разных фонетических групп, различных по своим артикуляционным и акустическим признакам.
В формировании правильного звукопроизношения огромное значение имеет выбор речевого материала и те условия, в которых осуществляется работа. Используемый для работы над произношением речевой материал должен быть хорошо знаком детям, важно также, чтобы он соответствовал речевым возможностям детей и был им необходим для общения с окружающими. Во время занятий логопед должен создавать для ребенка обстановку психологического комфорта и заинтересованности, в тесной связи с предметно-практической и игровой - ведущей деятельностью детей дошкольного возраста.
|
|
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!