Следствия гипостазирования законов — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Следствия гипостазирования законов

2018-01-05 235
Следствия гипостазирования законов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Сейчас любая книга или статья о законах не обходится без ука­занных абстракций, а в природе и обществе ничего подобного нет. Как Бог, логическая идея, провидение..., детерминирующие разви­тие природы и общества в глазах прежних людей привлекались для объяснения хода истории, так и сейчас привлекаются для этой цели законы, их

 

системы, уровни, подуровни, блоки ступеней по­знания законов..., тоже являющиеся идеальными субстанциями, чего, как ни странно, никто не замечает, и которым приписывается объективно-реальное существование. Досадно, конечно, потому что это происходит от желания исследователей все понять и пра­вильно изложить, а осуществить это свое желание они не могут. Хотя схоластика, процветающая сейчас в общественной литерату­ре, объясняется также и недобросовестностью их авторов, жела­нием любой ценой заработать научное звание и т.п.

Законы, закономерность... - «вот то громкое слово, которым (часто. - В.В.) теперь пользуются для объяснения хода исто­рии»80, создавая лишь видимость этого объяснения.

«Если все развивается, то развиваются и законы, которые де­терминируют исторические процессы»81.

Конечно, если законы принадлежат материальному миру, то на них распространяется общая посылка «если все развивается». Но так как в действительности законы не принадлежат материально­му миру, то здесь явная ошибка, тождественная умозаключению: «Если все развивается, то развивается и Бог». Ну, а если законы все-таки существуют и развиваются, то почему и как? Но подоб­ные объективно-реальные процессы неведомы людям, и ответов на эти вопросы ожидать нет смысла.

«Детерминировано ли целеполагание и творчество человека не зависящими от него законами?» - спрашивают авторы книги «Ле­нинская теория отражения и современность»72 на с. 578. И тут же отвечают: «Мир материален по природе, подчинен... законам».

«Если люди делают свою историю и притом действуют как со­знательные существа, то подчинено ли историческое развитие объективным, т.е. не зависящим от сознания людей, законам?»82 - спрашивает Г.Е. Глезерман и отвечает:

«Он (ход исторических событий. - В.В.) подчинен объектив­ным, не зависящим от их воли и сознания законам, которые на протяжении всей прошлой истории властвовали над ними, подобно стихийным силам природы»83.

Итак, мир подчинен законам! Раньше были Бог, абсолютная идея, монады..., а теперь - законы! Неважно, где они находятся (хотя этот вопрос следовало бы выяснить): то ли над материальным миром, то ли между вещами, между сущностями и т.д., важно то, что они признаны объективно-реальными детерминантами матери­ального мира. И это есть материализм! Не шутите!

Для материального мира не нужно никаких посторонних при­чин. Как мы видим, он сам есть причина своего существования и развития через взаимодействие материальных объектов как своих частей.

А как же эти законы себя реализуют? Как действуют?

В обществе, как утверждают товарищи, специально занимаю­щиеся общественными законами, они реализуют себя через дейст­вия самих людей, через их деятельность. Надо полагать, что анало­гично законы природы реализуют себя в природе, т.е. через воз- ­ действия материальных объектов друг на друга. Точь-в-точь как абсолютная идея у Гегеля полагает себя в виде материального ми­ра, как плод вообще полагает себя в виде яблока. Причем больше этого никто и ничего не знает о реализации законов через взаимо­действие материальных объектов. Через них, да и точка!

Но на вопросы все-таки надо отвечать.

Как законы действуют на одних людей через других? Почему не непосредственно? Кто это и когда видел? Как происходит вза­имодействие закона с человеком, через которого закон действует на другого человека? Достаточно вопросов?

Эта выдумка о реализации законов через действия самих лю­дей создана для того, чтобы спрятать идеалистические концы в че­ловека, в материальное, чтобы не подмочить материализм. Я, конечно, не утверждаю, что это сделано вполне осознанно и специ­ально. Но я утверждаю, и это ясно всем людям, мозг которых не мистифицирован ложными представлениями, что в обществе на одних людей действуют лишь другие люди, а в природе - на одни материальные объекты - другие, не реализуя тем самым ничьего существования, кроме своего собственного.

Если законы природы и общества понимать как некие объек­тивно-реальные посредники во взаимодействии материальных объектов (например чтобы Солнце и Земля взаимно притягива­лись, необходимо ещё и действие всемирного тяготения), то это очень странные посредники, по сути дела боги каждый в своей области, т.к. каждый из них находится во множестве мест одновременно, соответственно множеству реализуемых каждым из них матери­альных процессов.

Надо сказать, что употребление слова «закон» в естественных науках носит характер лишь общей причинной зависимости в при­роде, характер общих фраз, образных выражений. Когда же там берутся за какой-то конкретный процесс или феномен и т.п. (а ни­чем другим там не занимаются, кроме еще теоретических обобще­ний проведенных экспериментов), то его всегда объясняют конк­ретными материальными причинами, а не законами. А в обще­ственных науках (может быть, по причине их сложности?) развитие общества все более пытаются объяснить законами, диалектиче­скими противоречиями, т.е. создавать лишь видимость объяснения.

Как утверждает М.М.Розенталь, «Маркс исходил из материа­листического понимания закона как фактора, присущего самой природе, самому обществу, Уже в этом сказалась прямая противо­положность его метода анализа внутренних связей гегелевскому подходу к этому вопросу»84.

Не совсем так. Так думает М.М.Розенталь, другие советские ученые, но не К. Маркс. Там, где К. Маркс говорит о действии за­конов, о подчинении им людей, там эти высказывания имеют ха­рактер общих ничего не значащих мест, т.к., во-первых, такая «причинно-следственная» зависимость ничем и нигде не подтверж­дается и никак не раскрывается К. Марксом.

А во-вторых, изучение «Капитала», например, дает возмож­ность понять, что К.Маркс изучал взаимодействие объектов материального мира, объектов общества (капиталиста и рабо­чего, отношения товаропроизводителей и т.д.) и выражал эти взаи­модействия и их следствия в виде законов, например в виде зако­на капиталистического накопления. Он не находил законы, а фор­мулировал их, анализируя поведение множества похожих объек­тов в похожих условиях. Вот в этом-то и суть его метода, а не в том, что он анализировал внутренние связи объектов с помощью законов как природного фактора. Тем более он не пытается при­менять законы, как и их системы с другими подобными фантазия ми, в качестве фундамента своей теории, т.е. в качестве действи­тельных причин развития общества.

Для изложения своих мыслей К. Маркс иногда употребляет выражения со словом «закон» в смысле объективной реальности. Но это - неосознанное, некритическое применение этого понятия, т.к. К. Маркс не занимался специально выяснением сущности это­го понятия. Но его материалистические принципы понимания об­щественного развития не позволили ему заниматься пустопорож­ней эксплуатацией этого слова, а именно изучением материаль­ных процессов развития общества. Поэтому на словах К. Маркс признавал объективно-реальное существование законов, на деле же - нет, что ввело в заблуждение его учеников и последовате­лей. А В.И. Ленин даже отвергал попытки подобного (законами) объяснения развития природы и общества:

«Энгельс говорит, что Маркс никогда не помышлял о том, что­бы «доказывать» что бы то ни было гегелевскими триадами, что Маркс только изучал и исследовал действительный процесс, что он единственным критерием теории признавал верность ее с дей­ствительностью. Если же, дескать, при этом иногда оказывалось, что развитие какого-нибудь общественного явления подпадало под гегелевскую схему: положение - отрицание - отрицание отрица­ния, то ничего тут удивительного нет, потому что в природе это во­обще не редкость. И Ф. Энгельс начинает приводить примеры из области естественно-исторической (развитие зерна) и обществен­ной - вроде того, что-де сначала был первобытный коммунизм, затем - частная собственность и потом - капиталистическое обобществление труда; или сначала примитивный материализм, по­том - идеализм и, наконец, научный материализм и т.п. Для вся­кого видно, что центр тяжести аргументации

Энгельса лежит в том, что задача материалистов - правильно и точно изобразить действительный исторический процесс, что настаивание на диа­лектике, подбор примеров, доказывающих верность триады, - не что иное, как остатки того гегельянства, из которого вырос науч­ный социализм, остатки его способа выражений. В самом деле, раз заявлено категорически, что «доказывать» триадами (законами. - В.В.) что-нибудь нелепо, что об этом никто и не помышлял, - ка­кое значение могут иметь примеры «диалектических» процес­сов?

Как видим, и В,И. Ленин, и Ф. Энгельс настаивают на той мысли, что у К. Маркса закон отрицание отрицания не играет роли по­вивальной бабки, не является одной из движущих причин, а явля­ется лишь констатацией исторического процесса.

Точно такой же констатацией других процессов являются и другие законы. Вспомните, что думает М.А. Киссель об этом (цита­та №39 на с.45).

Многие же ученые, исходя из детерминации общественного развития «объективными» законами, называя их подчас мотором общественного развития, пытаются построить на этой основе тео­рию развития общества, в частности социализма, не замечая ее (основы) призрачности, фантастичности. Исходными категориями такой теории пытаются сделать уже указанные пустые абстракции (системы законов, их уровни, срезы, блоки ступеней познания за­конов и т.п.). Но насколько ни были бы пусты эти категории, люди, занятые их исследованием, «видят» в «объективном характере об­щественных законов, в их объективной логике содержание кате­гории общественного бытия»86, «видят» «возможность использо­вания законов в их объективно-субстанциональном (?!!) бытии, в их противопоставлении сознанию (!)»70. Пытаются понять «дейст­вия законов», «как они обретают реальность своего бытия (а не спросить ли нам об этом у Гегеля? - В.В.), какова природа меха­низма их действия и использования» для «совершенствования уп­равления общественными процессами развитого социализма»87, потому что считают законы «движущими силами истории»88. В анализе же этих пустых абстракций ученые «видят» фундамент политической экономии социализма!89.

Задача благородная, но неразрешимая на таком теоретическом фундаменте, на таком призрачном основании. Фундамент теории находится не здесь. Эта цель может быть достигнута только в ре­зультате изучения самих общественных отношений, без «какой- либо... нелепости, которая еще сверх того соединяла бы людей»90 (курсив мой. - В.В.). А это заблуждение есть ложное идеалисти­ческое направление в изучении развития общества. Да, да, да! Это есть одно из направлений в изучении развития общества или один из аспектов рассмотрения этого общества: «Мы говорим именно об аспектах, потому что характеризуем не отдельные сферы общественной жизни, но ориентируемся на целостный подход к обществу в его развитии...

В качестве первой основной задачи материализма, поднявшего­ся над уровнем примитивных натуралистических концепций, яви­лось выявление законов истории. Ясно, что материализм обязыва­ет искать их не в сознании общества (или индивида)...»91, а в са­мом обществе (так по существу говорится далее. - В.В.).

Чтобы убедиться, что это есть действительно целое научное на­правление в изучении развития общества, а не заблуждения оди­ночек (да хотя бы и одиночек, ведь их все равно никто и нигде не поправляет и не опровергает), достаточно взять любую книгу (кни­гу! Не просто кто-то где-то сказал, а книги пишут!) о законах, лю­бую статью.

Но представители этого направления стоят не на истинном пути в данном вопросе - сами того не замечая, стоят на позициях иде­ализма и не только плохо знают действительные причины развития общества, но и не замечают призрачности ими выдуманных при­чин. Поэтому, как бы нас ни уверяли, что «использование обще­ственных законов - не только наука, но и искусство»92, мы в это не поверим, т.к. никакого искусства здесь, не говоря уже о науке, и близко нет, если не подразумевать под искусством игру в слова.

Какое бы большое значение ни придавали «действию» законов и прочее, на деле это

 

слово объясняет значительно меньше, чем принято думать. Если вдуматься, то под словами «закон» или «за­кономерность» подразумевается не что иное, как определенная за­висимость, круговая причинно-следственная связь объектов мате­риального мира, что означает, что человек видит определенный по­рядок в природе (привык к определенной последовательности объективно-реальных процессов и потому в определенных услови­ях ожидает определенные следствия), с которыми он не может не считаться.

Что значит действовать против законов? Против законов обще­ства например? Говорят иногда, что империалистические силы, Сталин, Мао, Пиночет и им подобные действуют против законов общества. В действительности эти люди (силы) действуют против других людей, против их интересов, а не против законов (речь, ко­нечно, не о юридических законах). И если такие действия терпят со временем крах, то не потому, что какие-то мистические законы одолели Мао, Пиночета или Пол-Пота, а потому, что народ, осоз­нав, что надо делать, организовался и борется против своих угне­тателей до победы.

Поэтому правильно говорит Агафон Иванович Холодов Семе­ну: «Раньше полковой батюшка стращал меня богом, а ты припуги­ваешь какими-то историческими закономерностями, всесильными как поповский господь бог»93.

Понимать буквально суждения о действии законов бессмыс­ленно, т.к. умозаключения не действуют в объективно-реальном смысле. Действуют лишь объекты материального мира, т.е. то, что действительно существует объективно-реально.

Что действует на парашютиста: закон всемирного притяжения и закон сопротивления воздуха или же Земля в одну и воздух в другую стороны? Земля притягивает парашютиста или закон?*

Твердый предмет, тонущий в воде, легче там, чем в воздухе. Что это, ослабление закона всемирного тяготения водой или же ослабление взаимодействия Земли и тела водой?

Капиталист эксплуатирует рабочего согласно своим интере­сам и возможностям или же на рабочего действует закон капита­листической эксплуатации? Против кого рабочему бороться?

Действует ли в обществе закон планомерного развития, или же сами люди планомерно распределяют свои усилия (действуют), что обусловлено пропорциональным характером развития объекта собственности? Верно второе. А если говорить о законе планомер­ности, то - как о виде знания:

«В результате взаимодействия людей в процессе производства как друг с другом, так и с объектами собственности действия лю­дей носят (должны носить) только планомерный характер.».

Может быть и другой закон как следствие из этого:

«Если взаимодействия людей в процессе производства не плано­мерны, то объект собственности развивается непропорционально потребностям общества.».

Используя эти знания, можно сделать вывод, например, о недо­пустимости стихийного развития заводов, концернов и т.п.

Что значит открыть закон? Если закон не открыт, то это озна­чает просто-напросто, что не обобщен ряд процессов взаимодейст­вия интересующих нас объектов то ли по причине труднодоступности этих объектов, то ли мы их не замечали, да мало ли какие могут быть причины. А так как эти процессы не обобщены, не изу­чены - то мы не можем их и предвидеть.

Возьмем, например, закон всемирного тяготения. Если мы его не открыли (а как это

*«Так сформировались структуры, пронизывающие весь организм со­временного животного и человека и обладающие всеми признаками проти­водействия законам гравитации». Так пишут авторы книги «Ленинская тео­рия отражения и современная наука» (София, 1973, т. 1, с. 120). А не при­тяжению ли Земли способен противодействовать организм? Или авторы выражают эту простую мысль с применением слова «закон» для красоты звучания?

 

делается - см. с.30-31), то не сможем ос­ваивать космос, т.к. не знаем, как взаимодействуют летательный ап­парат с Землей и другими космическими объектами, а потому не сможем предвидеть полет.

Поэтому открыть закон означает понять характер взаимодейст­вия изучаемых тел, а не обнаружить в природе какой-то закон. Сформулировав закон о взаимодействии каких-либо тел, мы мо­жем применить эти знания на практике, поскольку это означает, что люди уже знают, как взаимодействуют такие-то объекты в та­ких-то условиях. А занимаясь лишь разговорами о «действии» за­конов, мы можем создать лишь видимость ученых рассуждений.

Что значит использовать законы? Как мы видели, это значит, что мы используем знания о свойствах материального мира. Если я не знаю закона всемирного тяготения, я все равно на основе практики в своих действиях учитываю притяжение Земли. Если же я знаю этот закон (наряду с другими необходимыми знани­ями), я могу рассчитать траекторию полета ракеты, т.е. пра­вильно учесть действие на снаряд ряда объектов (сил).

А философами использование законов понимается как исполь­зование неких инструментов!

Когда говорят, что при капитализме действует закон капитали­стической эксплуатации, или прибыли, то полагают, что этим ска­зано нечто важное. А на самом деле это есть лишь констатация то­го факта, что капиталист эксплуатирует рабочего, вследствие чего получает прибыль, которую К. Маркс объяснил наличием приба­вочной стоимости.

Теперь посмотрим, как используют выражение со словом «за­кон» для объяснения процессов социальной действительности. Вот как объясняется особенность переходного периода от капитализ­ма к социализму:

«Особенность переходного периода состоит в том, что его эко­номика является многоукладной, а следовательно, в ней наряду со вступающими в действие экономическими законами социализма продолжают в некоторой степени действовать экономические за­коны капитализма, а также законы простого товарного производ­ства»94.

Итак, констатация факта многоукладности экономики объясня­ется констатацией того же факта в мистифицированном виде с применением слова «закон» - повторением

сказанного в первой половине предложения на мистическом языке: раз существуют оп­ределенные уклады, то смело можно утверждать, что существуют и соответствующие

законы! И чего автор этим добился? Скажите, слушали ли бы люди политического комментатора, если бы он пользовался подобными речевыми оборотами?

Выражением «система экономических законов коммунистиче­ской формации в целом отличается большей степенью зрелости, чем система законов социализма»95 сказано единственно лишь то, что коммунистическое общество более зрелое, чем социалистиче­ское. А зрелость законов здесь не только ни при чем, но и вообще чепуха. Можно говорить о вызревании или зрелости обществен­ных отношений, а не законов; о законах зрелого или незрелого об­щества как о знании. А как авторы могли сделать такой смелый вывод о зрелости законов? Не иначе как из констатации того, что комму­нистическое общество более зрелое, чем социалистическое. И ка­кие знания опять-таки несут подобные рассуждения?

Более того, даже использование слов «закон», «закономер­ность» в смысле необходимости существования чего-либо или причинно-следственной зависимости одного от другого не имеет смысла, т.к. этот смысл уже заложен в понятии существования.

Действительно, все то, что существует, существует необходимо, име­ет причины своего существования, ибо оно материально. А законо­мерность - лишь неудачное название этой причинной обуслов­ленности (детерминированности). В материальном мире нет неде­терминированных объектов или процессов. Поэтому говорить, что такой-то объект причинно обусловлен, означает говорить трюизм. А говорить, что он закономерен, - это говорить трюизм схоласти­ческим способом. Если уж говорить о причинной обусловленно­сти, то надо указывать, чем и что из этого следует, тогда указание на

причинную обусловленность будет оправдано.

Там, где авторы книг о законах не употребляют слов «закон» и «закономерность», а пользуются правильными понятиями, там есть четкий смысл:

«Производство и обращение прибавочной стоимости обуслав­ливают, с одной стороны, неизбежность распыления свободных денежных средств, а с другой - необходимость высокой степени концентрации этих средств. Движение этого противоречия состо­ит в том, что свободные денежные средства обособляются в ссуд­ный капитал. Таким образом, прибавочная стоимость непосредст­венно обуславливает образование ссудного капитала как особого вида капитала»96.

И наоборот, применение слова «закон» мистифицирует изло­жение: «В результате объективного действия системы экономиче­ских законов (не людей, а законов! - В.В.) социализма, ядром ко­торой является основной закон, и сознательного их использования Коммунистической партией в проведении экономической полити­ки в нашей стране были «навсегда уничтожены такие присущие капитализму социальные язвы, как голод и нищета, безработица и неграмотность, социальный и национальный гнет»».97

Во-первых, как я писал, действуют не законы, а люди с партией во главе, а во-вторых, действуют, используя законы не как какой-то инструмент, механизм и т.п. (ибо здесь только так и можно по­нять), а как вид знания о взаимодействии людей как в производст­ве, так и в других областях социальной действительности.

Не понимая, что такое закон, даже не пытаясь сформулировать его определение (кроме мимоходом, что законы есть связи98, (но связи - не законы, а конкретные взаимодействия), цитируемые авторы, да и не только они одни, основную цель социалистическо­го производства - все более полное удовлетворение нашего об­щества, называют основным законом социализма. Тогда второсте­пенные цели, очевидно, следует называть второстепенными зако­нами социализма?

Авторы политической экономии современного монополистиче­ского капитализма пишут, что «в основе этого механизма (меха­низма капиталистической интеграции. - В.В.) лежит закон получе­ния монопольной прибыли...»99 Разве не понятно, что законы здесь ни при чем, что перед нами схоластическое суждение, которым авторы хотели нам сообщить, что в основе капиталистической интеграции лежат интересы мо­нополий, которые определяются материальным процессом развития, взаимодействия их с окружающей социальной действительно­стью.

С.В. Рогачев законом природы называет наводнение, землетря­сение100. Теперь сам процесс наводнения (природный процесс) для изящности выражения можно назвать «действием закона на­воднения»! А устранение наводнения, использование воды для орошения будет - «использование закона наводнения в интере­сах народного хозяйства».

Г.Е. Глезерман пишет, что законы определяют волю и сознание людей101. Но как это происходит? Как законы реализуют свое действие? Неужели для того чтобы Солнце и Земля взаимно при­тягивались, а люди трудились (вот так взаимодействовали в про­цессе производства между собой и природой), неужели для этого необходимо и действие каких-то законов?

Да, Г.Е. Глезерман считает, что без действия этих законов ука­занные процессы, да и всякие другие процессы сами по себе не происходят, потому что «законы общественного развития - это законы, реализующиеся через действия масс»102, следовательно, законы природы - через взаимодействия материальных объектов, точно так же как и логическая идея полагает себя в виде матери­ального мира.

Так что, как ни прячьте законы в материальное, уши идеализма торчат оттуда достаточно заметно.

Для Л.И.Абалкина политико-экономическое исследование со­циализма должно охватить производственные отношения социа­лизма во всем их богатстве и разнообразии... Но сущность этих от­ношений Л.И. Абалкин «видит» в экономических законах103.

Это значит, что согласно этому «видению», а скорее всего - невинному неведению,

т.Абалкин собирается исследовать свои далекие от социальной действительности фанта-

зии, хотя он про­тив схоластики, поверхностного комментирования и т.п.104

А вот и вовсе детская путаница (но как изящно оформлена!):

«Мы специально подчеркиваем роль законов, ибо естественное развитие общественно-экономических отношений отражают эко­номические законы, которые действуют независимо от того, в ка­кой мере они познаны, и, обладая единой сущностью, наполняют­ся новым, более сложным содержанием»105.

Так как необщественных экономических отношений нет, то надо было не мудрить, а писать просто об экономических отноше­ниях. Но это ладно. Самое интересное здесь то, что законы, кото­рые, как считает т. Игнатовский, отражая экономические отноше­ния (следовательно, будучи субъективной реальностью), еще и «действуют» независимо от того, «в какой мере они позна­ны»! Может быть, это потому, что «обладают единой сущностью»? Или потому, что они «наполняются новым, более сложным содержанием»?

Но скорее всего это для разрядки от напряженного чте­ния для читателя придуман оригинальный каламбур.

Не менее высоким слогом и глубиной мышления обладают и ав­торы книги «Марксистко-ленинская теория исторического процес­са»: «...Играя неодинаковую роль в жизни людей, они (законы. - В.В.) вольно или невольно преобразуются людьми в различном ритме, что на практике ведет к возникновению между ними про­тиворечий. Встает задача своевременного обнаружения такого противоречия, раскрытия его специфики, структуры, тенденций движения...»92

Как видите, дело доходит до того, что перед научным миром встает новая и чрезвычайно сложная «задача обнаружения такого (состоящего из законов, действующих в различном ритме - В.В.) противоречия»! Это, наверное, стало возможным потому, что зада­ча обнаружения ритмов действия законов, их амплитуды, динами­ки, периодичности, резонанса и т.п. решена. И, безусловно, реше­на задача обнаружения места действия, да и просто существова­ния законов, иначе бы до противоречий, состоящих из законов, де­ло не дошло бы.

Жаль только, что авторы не познакомили нас с этими предыду­щими решениями, правда, им это извинительно, т.к. эта предыду­щая задача не менее «сложна».

А вот еще один ракурс или поворот мысли о «действии» зако­нов: «Общество как социальный организм не подчиняется специ­фическим законам животного мира, но вместе с тем оно не может не подчиняться всеобщим законам живой материи (общебиологи­ческому), а как материальное образование оно развивается в соот­ветствии с общими законами движения материи, и социальная форма представляет высшее, диалектическое единство всех видов движения материи»106.

Сравните эту цитату с цитатой №38 на с.46 вместе с коммен­тариями к ней, и вы сразу увидите абсолютное тождество мыслей, которые заложены в этой цитате. Цитата № 106 отличается от той лишь добавлением ничего не значащего слова «закон», но зато смотрится нарядней. Правда, здесь еще сказано на «специфиче­ском» языке, что «общество как социальный организм» не похоже на животный мир тем, чем животный мир специфически отличает­ся от общества. Но об этом читателю и не стоило говорить, потому что читатель прекрасно знает, что одно не похоже на другое тем, чем другое отличается от первого. Более того, я уверен, что чита­тель даже знает, что общество «как материальное образование» чем-то похоже на другие материальные объекты.

Это чисто поверхностное описание социальной действительно­сти не страдает глубиной мысли, но зато выглядит достаточно вы­соконаучно и даже мудро, как вот и следующее:

«В условиях социализма эта закономерность (дифференциация потребностей населения - В.В.) является результатом взаимодей­ствия экономических законов социализма, в котором ведущую роль играет основной экономический закон. Эта закономерность (а правильно - общественный процесс - В.В.) планомерно пре­творяется в жизнь социалистическим обществом, и, чем полнее реализация, тем всестороннее исполь- зование всех экономических законов социализма, и прежде всего основного

экономического закона»107.

А Л. Фейербах, между прочим, говорил, что «правдивость, про­стота, определенность - формальные признаки реальной филосо­фии»108.

Но не все разделяют эту мысль великого ученого:

«В условиях зрелого социалистического общества завершается перестройка всех общественных, в т.ч. экономических, отношений на внутренне присущих социализму началах и тем самым оконча­тельно формируется система его экономических законов. Новые условия создают полный простор для их действий»109.

Как видите, после слов «и тем самым» цитата не имеет никако­го смысла, кроме претензии на ученость.

Некоторые ученые, поглощенные современной мистикой, ста­вят перед собой соответствующие, а потому и неразрешимые за­дачи:

«Но сводить всю проблему лишь к учету объективного характе­ра законов - значит недооценивать практику, рациональное ис­пользование экономических законов, более того, не содейство­вать развитию их содержания»110.

Вот так! Надо не только использовать несуществующие фанта­зии, но и развивать их содержание! Но это именно в духе т.Игнатовского: считая законы объективной реальностью (см. цитату №105 на с.74), он хочет развивать их содержание, следователь­но, субъективную реальность. Но это не удивительно, т.к. по Игнатовскому, они «обладают единой сущностью»105.

Нет, в таких выражениях нет ни грана философии108. Степень истинности теории соответствует степени использования в ней по­нятий, обозначающих объективно-реальные детерминанты и явля­ющихся близкими по содержанию к представлению. Например, ка­мень, овощ, рабочий, форма объекта, движение, классовая борьба и т.п.

Ясно теперь, что употребление слов «закон», «закономерность» в объективно-

реальном смысле - ненужный словесный балласт, без которого, как без Бога и провидения, не только можно обой­тись, но и нужно обойтись. Так мы выиграем в ясности изложения мысли, обратим свое внимание не на вымышленные детерминанты общественного развития, а на действительные, чтобы ничто не мешало нам понимать развитие общественных отношений, в том чис­ле и экономических.

Неправильное понимание сути законов приводит также и к непра­вильной постановке вопросов:

«Могут ли экономические законы социализма действовать сами по себе, то есть стихийно, вне воли и сознания людей, как социа­листические, то есть на пользу развития и укрепления социализ­ма? 111

На этот вопрос либо вообще невозможно дать ответ, т.к. зако­ны не действуют ни в каком смысле, в субстанциональном тоже, либо можно дать ответ без употребления слова «закон»:

«При социализме, да и во всяком обществе действуют люди, а потому их действия волевые и сознательные. И как во всяком об­ществе, их действия могут быть и конструктивными, и деструктив­ными». Эта мысль, вообще-то, далее у автора есть, но он все-таки говорит, что действие законов нельзя называть ни плохим, ни хоро­шим, а надо их умело использовать112.

Вот еще подобный вопрос:

«Если потребности - основа интереса, но, тем не менее, не входят в механизм действия экономических законов, то в ка­ком соотношении тогда находятся категории «закон» и «потреб­ность»»? 113

Только понимая сущность законов, видишь всю абсурдность подобных вопросов. Слово «закон» нужно употреблять только в значении его определения. Поэтому можно говорить о соответст­вии действий человека законам природы и общества в смысле со­ответствия этих действий знаниям. Кто говорил, что действия лю­дей закономерны, надо учиться говорить - детерминированы, обусловлены материальными условиями жизни

 

людей. Вместо действий и взаимодействий законов надо говорить о действиях и взаимодействиях материальных объектов природы и общества, вместо системы законов - системы объектов, их отношений и следствий.

Но могут спросить: «А как же тогда говорить о регулярности, повторяемости материальных процессов»?

А так и говорить, мол (вместо действия закона всемирного тя­готения на людей), люди взаимно притягиваются с Землей и дру­гими материальными объектами соответственно закону всемирно­го тяготения. Или: такие-то материальные процессы или им по­добные в таких-то условиях всегда (регулярно) приводят к таким-то результатам, а не: такие-то материальные процессы подчинены действию такого-то закона. И тогда мы сможем лучше понять объ­ективную реальность, лучше осмыслить наблюдаемые нами процессы.

Или оппоненты считают, что такой способ употребления суж­дений менее точно выражает подобные мысли?

И чтобы никто ни сказал мне, что я ломлюсь в открытую дверь, что под законами ученые подразумевают объективно-реальные связи*, я не только напоминаю, что объективно-реальные связи (= взаимодействия конкретных материальных объектов) конкрет­ны (см. с.44-45), что они не есть «то общее», что присуще многим процессам в одинаковых условиях; не только обращаю внимание, что регулярно повторяющиеся процессы тоже не явля­ются одним и тем же (законом), а являются многими похожими

*Хотя из нашей общественной литературы можно привести множество цитат, свидетельствующих, что многие ученые не считают законы связями, отличают одно от другого. Например, на с. 19 книги «Категории политиче­ской экономии социализма» (М., 1986) законы и связи разделены запятой как нетождественные понятия.

процессами, протекающими в одинаковых условиях последова­тельно друг за другом; но и проделаю следующую логическую операцию: в суждения, часто употребляемые в научной литерату­ре, подставлю вместо слова «закон» его неверное определение (= объективно-реальные связи). И посмотрим, что получается.

Итак, закон есть существенные связи между материальными объектами и процессами их взаимодействия. Причем это - общие связи. И, конечно, для них характерны такие качества, как устой­чивость и повторяемость при одних и тех же условиях и т.п. Те­перь будем подставлять это определение:

1. «Законы определяют движение производства». Подставим - получим: «Существенные связи (отношения) определяют движе­ние производства». Теперь подумаем, что такое производство? Все знают, что производство есть система общественных отноше­ний, система связей. Поэтому получается, что «существенные свя­зи, отношения определяют систему общественных отношений, связей». Вот что дает определение производства законами.

2. «Законы действуют на людей» = «существенные связи, взаи­модействия действуют на людей». Не совсем понятно. Возьмем более конкретно: «На людей действует закон всемирного тяготе­ния». Получается, что «на людей действует всемирная связь притя­жения»? Что за ерунда, по-моему, люди просто взаимно притяги­ваются с другими объектами материального мира.

3. «Законы определяют сознание» = «существенные связи, от­ношения определяют сознание». Если это суждение равносильно суждению, что материальный мир определяет сознание людей, в том числе и общественные отношения определяют сознание, то и следует так говорить, а не делать камуфляж под ученость.

4. «Механизм сознательного использования законов» = «меха­низм сознательного использования существенных связей». Что это за штука такая?

5. «Законы регулируют отношения» = «существенные связи и отношения регулируют отношения». Ну что сказать на это?

6. «Если все развивается, то развиваются и законы, детермини­рующие исторические

процессы»81. Здесь содержится та же тав­тология: существенные связи 76

детерминируют исторические про­цессы, которые есть существенные общественные отношения и связи.

7. «Использование законов в их объективно-субстанциональном бытии»69. Это «мудрое», «объективно-субстан<


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.099 с.