Мистический аспект любви к Богу — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Мистический аспект любви к Богу

2018-01-05 205
Мистический аспект любви к Богу 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В приведенном выше пассаже из Книги рокеаха говорилось в основном о служении Богу в любви и радости. Возможно, однако, что любовь, описанная там, имеет дополнительное измерение, выходящее за рамки этических категорий. В параллельных местах других сочинений рабби Эльазара, где приводится сходное описание «сути любви», можно различить мотив экстаза, описываемый в эротических терминах. Таков, например, пассаж, содержащийся во введении к «Тайне Деяния Начала»❋«Тайна Деяния Начала» – вступительная часть книги Тайны тайн, основного сочинения рабби Эльазара, издавалась как часть Большой книги Разиэля..

Суть любви – любить Господа, чтобы душа была полна любовью, была привязана узами любви в веселии великом. И это веселие прогоняет из сердца мысль о телесных наслаждениях и удовольствиях мира. И радостная, могучая любовь овладевает его сердцем, и человек думает постоянно: «как исполнить мне волю Святого, благословен Он?». И забавы с его детьми и развлечения с женой ничто пред любовью к Творцу его.
И это [чувство] сильнее, чем [чувство] юноши, который много дней не обладал женщиной, и она страстно желанна ему, и сердце его горит желанием соития; он совершает соитие, и семя выплескивается как стрела, принося ему великое наслаждение. Все это ничто для него в сравнении с исполнением воли Творца его, и научением других праведности, и освящением Его Имени, и преданием себя любви к Нему. Он подобен Финеесу, который шел на смерть, когда поразил Зимри (см.Чис 25:7 - 15), и Аврааму, сказавшему: «поднимаю руку мою к Господу Богу Всевышнему, Владыке неба и земли, что даже нитки и ремешка обуви не возьму из всего твоего» (Быт 14:22-23), и Елисею, который ничего не хотел принять от Неемана8.
И любовь Небес в его сердце, как пламя, охватившее уголь. Он не глядит на женщин, не говорит о забавах и пустых вещах. И он трудится и работает, чтобы исполнить волю Творца его, и поет ликующие гимны, от полноты радости любви к Господу.
Из: Рабби Эльазар из Вормса, «Тайна Деяния Начала», Большая книга Разиэля (Амстердам, 1718), л. 9а.

Два приведенных пассажа, дополняя друг друга, рисуют образ духовного переживания, которое можно определить как мистическую любовь к Богу, иначе говоря, экстатическое❋Экстаз в мистическом смысле – выход души за ее пределы, ее стояние по ту сторону, экстаз, исступление, выступление вовне, пребывание за пределом. единение души любящего с Богом. Отрывок, процитированный из Книги рокеаха, также содержит мистические элементы, хотя в более полной версии, приведенной из «Тайны Деяния Начала» Большой книги Разиэля, они обозначены более резко. Следует отметить, что подобные элементы отсутствуют в сочинениях рабби Йеуды Хасида и его отца, рабби Шмуэля бен Калонимуса. Возможно, рабби Эльазар опирался в этом отношении на недошедшие до нас источники, но не исключено также, что здесь мы имеем дело с выражением его собственных взглядов, сформировавшихся без прямого влияния его учителей.

Следует обратить внимание на принципиальную важность рассмотренной концепции, поскольку она означает, что человек может достичь вершины духовного продвижения и мистического единения с Богом уже в земной жизни. От него требуется лишь служить Богу так, как служат другие люди, и удаляться от дел этого мира так, как того требует образ жизни хасида. Отсюда следует, что распространенное в хасидской литературе представление, согласно которому мистическое единение достижимо лишь после смерти, в особенности для того, кто выдержал испытание смертью и освятил Имя❋См., например, Книгу Премудрости души рабби Эльазара из Вормса., не является единственно возможным. Согласно рабби Эльазару, тот, кто удостоился совершенной любви к Богу, может взойти на вершину близости к Нему и обрести блаженство и радость уже в земной жизни.

Иллюстрация 5

Заклание Исаака. Справа – ангел Божий останавливает Авраама, занесшего руку с мечом над отроком, связанным на жертвеннике (центральная часть композиции). Слева – баран, запутавшийся в кустарнике (см. Быт 22). Деталь из иллюминированной рукописи пасхальной агады, известной по прозвищу Агада птичьих голов. Южная Германия, ок. 1300.

Музей Израиля, Иерусалим.

СТУПЕНИ СТРАХА БОЖЬЕГО

Рабби Эльазар дает определение страха Божьего в конце раздела «Суть страха», следующего сразу за «Сутью любви» в начале Книги рокеаха.

Суть страха Божьего. Когда тяжко человеку совершить нечто, но он превозмогает свои желания и естественные побуждения ради страха Божьего, боясь, что не будет совершенным пред лицом Господа. Так было у Авраама, о котором сказано: «ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога» (Быт 22:12), ведь это [заклание Исаака] было величайшим из испытаний. Из: Рабби Эльазар из Вормса, Книга рокеаха (Иерусалим, 1977), «Законы благочестия», «Суть страха Божьего», с. 6.

В этом определении рабби Эльазар полагает, что страх Божий проявляется, в первую очередь, не во внутренних ощущениях человека, а в его делах. Если человеку удается, преодолевая трудности и выдерживая испытания, неукоснительно исполнять Божьи повеления, его можно назвать боящимся Бога. Не случайно в качестве образца автор упоминает заклание Исаака – «величайшее из испытаний», которое имело непосредственное отношение к реальной жизни германского еврейства, когда идущие на смерть во Имя Божье убивали своих детей и близких, чтобы спасти их от рук крестоносцев и от насильственного крещения. Хотя согласно простому смыслу библейского текста Исаак в последнее мгновение был заменен овном, германские хасиды читали рассказ о жертвоприношении иначе, считая, что Исаак был действительно принесен в жертву, сожжен на жертвеннике, а потом воскрешен из пепла❋Германские источники, согласно которым Исаак был действительно принесен в жертву, сожжен на жертвеннике, а потом воскрешен из пепла, рассматриваются Шаломом Шпигелем в его статье «Из легенд о заклании Исаака», Юбилейный сборник в честь Александра Маркса (ивр.), Нью-Йорк 1950, с. 471–547..

Таким образом, страх Божий представляет собой духовную силу, благодаря которой человек может преодолеть внутренние и внешние препятствия и целиком посвятить себя Богу. Страх, о котором идет речь, не есть страх перед Богом, это страх допустить изъян в связи человека с его Богом, опасение не быть «совершенным пред лицом Господа». Ясно, что здесь не может быть речи ни о страхе наказания, ни даже о «страхе величия», о которых уже говорилось выше. Страх выражается в борьбе против слабостей, неразрывно связанных с природой человека, в преодолении их и посвящении жизни Богу.


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.023 с.