Определение готовности к школьному обучению — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Определение готовности к школьному обучению

2018-01-05 175
Определение готовности к школьному обучению 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Определение готовности к школьному обучению

Каждый из тестов можно использовать как в комплексе для определения готовности к школьному обучению, так и отдельно для диагностики особенностей внимания, памяти, мышления и воображения у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

 

І. Общая ориентировка в окружении, запас знаний.

А) уровень обыденных представлений

Б) контакт с ребенком

Желательно беседовать один на один с ребенком (ребенок не должен видеть родителей). В исключительных случаях родители могут сидеть рядом с ребенком, но молчать.

Говорить необходимо языком доступным ребенку. Если ребенок сразу не отвечает на вопрос, необходимо подождать, но не подсказывать.

Как тебя зовут?

Сколько тебе лет?

Как зовут твоих родителей?

Как называется город (село), в котором ты живешь?

Каких ты знаешь домашних животных? Диких животных?

В какое время года на деревьях появляются листья?

Что остается на земле после дождя?

Чем отличается день от ночи?

Хочешь ли ты идти в школу?

Как ты думаешь, что хорошего и интересного будет в школе?

Как по-твоему лучше учиться: дома с мамой или в школе с учительницей.

Оценка результатов: за каждый верный ответ +, за неверный –.

1-4 – правильное упоминание мен родителей, города и т.д. Правильными считаются ласкательные и уменьшительные имена.

5 – + если названо не меньше 2 домашних и диких животных и если они не перепутаны.

6 – либо весна, либо когда кончилась зима.

7 – лужи, грязь, вода, слякоть.

8 – светло днем, темно ночью, солнце, луна, дети гуляют, спят оценивается как правильный ответ.

9 – на утвердительный ответ +.

10 – указание на занятие сугубо школьные (математика, чтение, интересно слушать).

11 – Лучше учиться в школе с учительницей

По ориентировке в окружающем относятся вопросы от 1-8, если набрано 7-8 баллов – высокий уровень, 5-6 средний, 4 и меньше – низкий.

Отношение к школе 9-11 вопросы (3 балла – высокий уровень, 2 – средний, 0-1 – низкий).

 

ІІ. Умственное и речевое развитие.

1. Понимание грамматической конструкции.

Инструкция: Сейчас я задам тебе задачу. Ты внимательно послушаешь условие и дашь ответ. Условие: «Петя пошел в кино после того, как дочитал книгу. Что Петя делал раньше, смотрел кино или читал книгу». Фиксируется первый ответ ребенка, за правильный ставится +.

2. Выполнение словесных поручений.

Необходимо иметь: либо карандаши, либо пальчики и упаковку.

Предметы рассыпают на столе.

Инструкция: «Собери предметы, положи их в упаковку и отнеси на полку (в другое место)». Важно произнести всю инструкцию всю сразу. Инструкция озвучивается только один раз. «Где теперь лежат карандаши? Откуда ты их взял?». Если ребенок не выполняет первую инструкцию задача упрощается. «Собери карандаши и отнеси их в другое место (не складывать в упаковку)». После повторяют те же ответы.

Оценка результатов. + верно выполнена первая инструкция и верно даны ответы на вопросы. – не выполнил ни первой, ни второй инструкции. ± промежуточный результат.

3. Изменение существительных по числу.

Инструкция: «Сейчас мы с тобой поиграем в игру. Я буду называть тебе слово, которое обозначает один предмет, а ты в ответ будешь мне называть слово, которое означает много таких предметов. Например, если я скажу, карандаш, ты ответишь карандаши» (Ответ должен быть одним словом).

Слова: книга, ручка, лампа, стол, окно, город, стул, ухо, брат, флаг, ребенок.

Порядок слов изменять нельзя, поправить можно только один раз.

Оценка результатов: + если не более 2 ошибок (без первой, т.е. без поправки), – если 7 и более ошибок; ± от 3 до 6 ошибок. Ошибкой считается неправильное ударение, искажение множественного числа.

4. Рассказ по картинкам.

Набор картинок с последовательными действиями (хорошо знакомые ребенку). Не более 4-5 картинок. Картинки раскладываются на столе. Нужно сложить одну рядом с другой. Инструкция: Расскажи, почему картинки сложены именно так».

Оценка + если верно собрана последовательность картинок и ребенок смог объяснить, что именно эта последовательность означает. ± если правильная последовательность, но объяснить не может. – если не смог составить картинки.

Итоги по речевому развитию: высокий уровень, если 4 +,

низкий уровень, если 4 – или 3 – и 4±; 2 – и 2+

Все остальные варианты являются средним результатом.

ІV. Анализ образца.

1. Нужна коробка спичек. Из спичек построить человека.

 
 


«Что это за картинка?»

Сказать, что это человек.

«Сейчас у тебя будет следующее задание. Нужно внимательно рассмотреть рисунок, запомни, я его закрою, а ты рядом сделаешь такой же».

Не следует акцентировать внимание на отдельных частях.

«Давай сравним наши рисунки»

Если есть ошибки:

а) ребенок сам исправит ошибки

б) ребенок не исправляет рисунок => дозированная подсказка

Если даже после конкретной подсказки ребенок не исправляет ошибку переходим к следующему заданию.

 

2. Рисование фигуры

 
 


«Как ты думаешь, на что это похоже»

Оценка

Высокий уровень – либо сразу сложит фигуры, либо затем увидев ошибки их исправит. Средний уровень – исправит с помощью экспериментатора, либо же высказывает мнение, что ему нравиться как он это сделал.

Оценка

Высокий уровень – отсутствуют выходы за пределы дорожки, карандаш отрывается от бумаги не больше трех раз и отсутствуют нарушения линии:

  1. Дрожащая линия
  2. Очень слабая линия (паутинообразная)
  3. Линия с очень сильным нажимом
  4. Линия с многократным наведением по одному месту

Низкий уровень – если есть 3 и более выхода за пределы дорожки, либо одно из ярких выраженных нарушений линии.

Средний уровень – промежуточные случаи.

В протоколе необходимо поместить правша ребенок или левша (карандаш кладется посредине перед ребенком). Левша функционально отличается: они больше успешны в математике и менее успешны в чтении и письме. В большей степени подвержены невротизации (заикание, нервное возбуждение, энурез и т. д.).

ДДИ

  • По незащищенности – max 12 баллов
  • Тревожность - max 21 баллов
  • Недоверие себе - max 7 баллов
  • Чувство неполноценности - max 11 баллов
  • Враждебности - max 13 баллов
  • Конфликтности - max 17 баллов

КГС 4 симптома - max 10 баллов

«Методика изучения произвольного внимания у дошкольников»

Измерение объема КП.

1) Графический диктант.

Материал: половина тетрадного листа в клеточку. Слева на расстоянии 5 кл. вниз поставить точки.

Инструкция: Сейчас мы будем учиться рисовать разные узоры. Надо постараться, чтобы они получились аккуратными. Для этого нужно внимательно слушать меня. Проводи только те линии, которые я скажу. Когда проведешь линию карандаш от бумаги не отрывай, жди пока я не скажу как проводить следующую. Следующую начинай рисовать там же, где и предыдущую. Все помнят, где правая рука? Вытяните правую руку в сторону на что она указывает. Когда я скажу провести линию вправо, ее нужно провести к такому-то предмету. И аналогичным образом объяснить как нужно проводить линии влево, вверх, вниз.

Тренировочный узор.

Начинаем рисовать первый узор. Поставьте карандаш в самую верхнюю точку. Внимание: 1 клеточка вверх, 1 вправо, 1 вниз, 1вправо, 1 вверх 1 вправо, 1 вниз, А дальше продолжи рисунок сам до конца строки, чтобы у тебя вышел такой же.

1 серия.

Теперь мы будем рисовать второй узор, но сейчас я уже ничего подсказывать не буду, а вы должны внимательно слушать и у вас получится красивый рисунок. Поставьте карандаш в следующую точку. Внимание: 1 клеточка вверх, 1 вправо, 1 вверх, 1 вправо, 1 вниз, 1 вправо, 1 вниз, 1 вправо, 1 вверх, 1 вправо, 1 вверх, 1 вправо, 1 вниз, 1 вправо, 1 вниз, 1 вправо, 1 вверх. Дальше продолжи рисунок сам до конца строчки, чтобы у тебя вышел такой же.

2 серия.

Поставь карандаш в следующую точку. Внимание: 3 клеточки вверх, 1 вправо, 2 вниз, 1 вправо, 2 вверх, 1 вправо, 3 вниз, 1 вправо, 2 вверх, 1 вправо, 2 вниз, 1 вправо, 3 вверх. Дальше рисунок продолжи сам до конца строчки, чтобы у тебя вышел такой же.

3 серия.

Поставьте карандаш в 4 точку. Внимание: 3 клеточки вправо, 1 вверх, 1 влево (выделить голосом), 2 вверх, 3 вправо, 2 вниз, 1 влево (выделить голосом), 1 вниз, 3 вправо, 1 вверх, 1 влево. Дальше продолжи рисунок сам до конца строчки.

2) КП и логическое мышление.

Тестирование начинается обращением проверяющего к ребенку.

– Ты любишь слушать разные рассказы? Сейчас я начну маленький рассказ, а ты постарайся хорошо запомнить, чтобы точно повторить. Согласен?

«Жили–были три мальчика: Коля, Петя и Ваня. Коля ниже Пети. Петя ниже Вани. Повтори».

Как только ребенок даст правильный и полный ответ, проверяющий переходит к проверке его способностей осуществлять простейшие умозаключения:

– Молодец! Вот теперь ты повторил верно. А теперь подумай и скажи: кто из мальчиков самый высокий?

Если ребенок не в состоянии дать правильный ответ, проверяющий повторяет последнюю часть рассказа: «Ну-ка давай подумаем еще раз: Коля ниже Пети, Петя ниже Вани». После правильного ответа задается еще один вопрос: «А кто из мальчиков самый низкий».

 

«Запомни и расставь точки»

 

С помощью данной методики оценивается объем внимания ребенка. Для этого используется стимульный материал, изображенный ниже. Лист с точками предварительно разрезается на 8 малых квадратов, которые затем складываются в стопку таким образом, чтобы вверху оказался квадрат с двумя точками, а внизу — квадрат с девятью точками (все остальные идут сверху вниз по порядку с последовательно увеличивающимся на них числом точек).

 

Инструкция. «Сейчас мы поиграем с тобой в игру на внимание. Я буду тебе одну за другой показывать карточки, на которых нарисованы точки, а потом ты сам будешь рисовать эти точки в пустых клеточках в тех местах, где ты видел эти точки на карточках».

 

 

Далее ребенку последовательно, на 1-2 сек, показывается каждая из восьми карточек с точками сверху вниз в стопке по очереди и после каждой очередной карточки предлагается воспроизвести увиденные точки в пустой карточке за 15 сек. Это время дается ребенку для того, чтобы он смог вспомнить, где находились увиденные точки, и отметить их в пустой карточке.

 

 

Оценка результатов

Объемом внимания ребенка считается максимальное число точек, которое ребенок смог правильно воспроизвести на любой из карточек (выбирается та из карточек, на которой было воспроизведено безошибочно самое большое количество точек). Результаты эксперимента оцениваются в баллах следующим образом:

10 баллов — ребенок правильно за отведенное время воспроизвел на карточке 6 и более точек.

8-9 баллов — ребенок безошибочно воспроизвел на карточке от 4 до 5 точек.

6-7 баллов — ребенок правильно восстановил по памяти от 3 до 4 точек.

4-5 баллов — ребенок правильно воспроизвел от 2 до 3 точек.

0-3 балла — ребенок смог правильно воспроизвести на одной карточке не более одной точки.

 

Выводы об уровне развития

10 баллов — очень высокий.

8-9 баллов — высокий.

6-7 баллов — средний.

4-5 баллов — низкий.

0-3 балла — очень низкий.

 

 

Опросник

Сад (растения, садовник, собака, забор, земля).

Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода).

Город (автомобиль, здания, толпа, улица, велосипед).

Сарай (сеновал, лошадь, крыша, скот, стены).

Куб (углы, чертеж, сторона, камень, дерево).

Деление (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага).

Кольцо (диаметр, алмаз, проба, окружность, золото).

Чтение (глаза, книга, очки, текст, слово).

Газета (правда, происшествие, кроссворд, бумага, редактор).

Игра (карты, игроки, фишки, наказания, правила).

Война (самолет, пушки, сражения, ружья, солдаты).

Книга (рисунки, рассказ, бумага, оглавление, текст).

Пение (звон, искусство, голос, аплодисменты, мелодия).

Землетрясение (пожар, смерть, колебания почвы, шум, наводнение).

Библиотека (столы, книги, читальный зал, гардероб, читатели).

Лес (почва, грибы, охотник, дерево, волк).

Спорт (медаль, оркестр, состязания, победа, стадион).

Больница (помещение, уколы, врач, градусник, больные).

Любовь (розы, чувства, человек, свидание, свадьба).

Патриотизм (город, родина, друзья, семья, человек).

 

Ключ

Растения, земля

Берег, вода

Здания, улица

Крыша, стены

Углы, сторона

Делимое, делитель

Диаметр, округлость

Глаза, текст

Бумага, редактор

Игроки, правила

Сражение, солдаты

Бумага, текст

Голос, мелодия

Колебания почвы, шум

Книги, читатели

Почва, дерево

Состязания, победа

Врач, больные

Чувства, человек

Родина, человек

Наличие в большей мере ошибочных суждений свидетельствует о преобладании конкретно-ситуационного стиля мышления над абстрактно-логическим. Если испытуемый дает вначале ошибочные ответы, но потом их исправляет, то это можно интерпретировать как поспешность и импульсивность.

Оценка результатов осуществляется по таблице:

 

Таблица Оценка в баллах Количество правильных ответов

9 20

8 -

7 19

6 18

5 16-17

4 14-15

3 12-13

2 10-11

1 9

В. Рисунок человека

 

Инструкция: "Здесь (указать где) нарисуй какого-нибудь мужчину (дядю)." Никаких пояснений или указаний при этом не дается. Также запрещается объяснять, помогать, делать замечания по поводу ошибок. На любой вопрос ребенка нужно отвечать: "Рисуй так, как ты умеешь". Разрешается ребенка подбодрить. На вопрос: "Можно ли рисовать тетю?" - необходимо объяснить, что рисовать надо дядю. Если же ребенок начал рисовать женскую фигуру, можно разрешить ее дорисовать, а затем попросить рядом нарисовать мужчину.

При оценке рисунка человека учитывается:

- наличие основных частей: головы, глаз, рта, носа, рук, ног;

- наличие второстепенных деталей: пальцев, шеи, волос, обуви;

- способ изображения рук и ног: одной чертой или двумя, так что видна форма конечностей.

1 балл - есть голова, туловище, конечности, шея. Голова не больше туловища. На голове волосы (шапка), уши, на лице глаза, нос, рот. Руки с пятью пальцами. Есть признак мужской одежды. Рисунок сделан непрерывной линией ("синтетический", когда руки и ноги как бы "вытекают" из туловища.

2 балла - по сравнению с описанным выше могут отсутствовать шея, волосы, один палец руки, но не должна отсутствовать какая-либо часть лица. Рисунок выполнен не "синтетическим способом". Нарисована отдельно голова и туловище. К ним "прилеплены" руки и ноги.

3 балла - есть голова, туловище, конечности. Руки, ноги должны быть нарисованы двумя линиями. Отсутствуют шея, волосы, одежда, пальцы на руках, ступни на ногах.

4 балла - примитивный рисунок головы с конечностями, изображен на одной линии. По принципу "палка, палка, огуречик - вот и вышел человечек".

5 баллов - отсутствие ясного изображения туловища, конечностей, головы и ног. Каракули.

 

Итоги:

Если общая сумма баллов:

1-6 - высокий уровень

7-11 - средний уровень

12-15 - низкий уровень (требуется дополнительная углубленная диагностика)

Методика «Домик»

 

Методика «Домик» (Н. И. Гуткина) представляет собой задание на срисовывание картинки, изображающей домик, отдельные детали которого составлены из элементов прописных букв. Методика рассчитана на детей 5—10 лет и может использоваться при определении готовности детей к школьному обучению.

 

 

 

Цель исследования: определить способность ребенка копировать сложный образец.

 

Задание позволяет выявить умение ребенка ориентироваться на образец, точно его копировать, определить особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки.

 

Материал и оборудование: образец рисунка, лист бумаги, простой карандаш

 

 

Процедура обследования

Перед выполнением задания ребенку дается следующая инструкция: «Перед тобой лежат лист бумаги и карандаш. Я прошу тебя на этом листе нарисовать точно такую картинку, как на этом листке (перед испытуемым кладется листок с изображением домика). Не торопись, будь внимателен, постарайся, чтобы твой рисунок был точно такой же, как на этом образце. Если ты что-то нарисуешь не так, не стирай ни резинкой, ни пальцем (необходимо проследить, чтобы у ребенка не было резинки). Надо поверх неправильного или рядом нарисовать правильно. Тебе понятно задание? Тогда приступай к работе».

 

По ходу выполнения задания необходимо зафиксировать:

какой рукой рисует ребенок (правой или левой);

как он работает с образцом: часто ли смотрит на него, проводит ли воздушные линии над рисунком-образцом, повторяющие контуры картинки, сверяет ли сделанное с образцом или, мельком взглянув на него, рисует по памяти;

быстро или медленно проводит линии;

отвлекается ли во время работы;

высказывания и вопросы во время рисования;

сверяет ли после окончания работы свой рисунок с образцом.

 

Когда ребенок сообщает об окончании работы, ему предлагается проверить, все ли у него верно. Если он увидит неточности в своем рисунке, то может их исправить, но это должно быть зарегистрировано экспериментатором.

 

Обработка и анализ результатов

Обработка экспериментального материала проводится путем подсчета баллов, начисляемых за ошибки. Ошибки бывают следующими.

 

1. Отсутствие какой-либо детали рисунка (4 балла). На рисунке могут отсутствовать забор (одна или две половины), дым, труба, крыша, штриховка на крыше, окно, линия, изображающая основание домика.

 

2. Увеличение отдельных деталей рисунка более чем в два раза при относительно правильном сохранении размера всего рисунка (3 балла за каждую увеличенную деталь).

 

3. Неправильно изображенный элемент рисунка (3 балла). Неправильно могут быть изображены колечки дыма, забор, штриховка на крыше, окно, труба. Причем если неправильно нарисованы палочки, из которых состоит правая (левая) часть забора, то 2 балла начисляется не за каждую неправильно изображенную палочку, а за всю правую (левую) часть забора целиком. То же самое относится и к колечкам дыма, выходящего из трубы, и к штриховке на крыше дома: 2 балла начисляется не за каждое неправильное колечко, а за весь неверно скопированный дым; не за каждую неправильную линию в штриховке, а за всю штриховку в целом.

 

Правая и левая части забора оцениваются отдельно: так, если неправильно срисована правая часть, а левая скопирована без ошибки (или наоборот), то испытуемый получает за нарисованный забор 2 балла; если же допущены ошибки и в правой, и в левой части, то испытуемый получает 4 балла (за каждую часть по 2 балла). Если часть правой (левой) стороны забора скопирована верно, а часть неверно, то за эту сторону забора начисляется 1 балл; то же самое относится и к колечкам дыма, и к штриховке на крыше: если только одна часть колечек дыма срисована правильно, то дым оценивается 1 баллом; если только одна часть штриховки на крыше воспроизведена верно, то вся штриховка оценивается 1 баллом. Неверно воспроизведенное количество элементов в детали рисунка не считается за ошибку, то есть неважно, сколько будет палочек в заборе, колечек дыма или линий в штриховке крыши.

 

4. Неправильное расположение деталей в пространстве рисунка (1 балл). К ошибкам этого рода относятся: расположение забора не на общей с основанием домика линии, а выше ее, домик как бы висит в воздухе, или ниже линии основания домика; смещение трубы к левому углу крыши; существенное смещение окна в какую-либо сторону от центра; расположение дыма более чем на 30° отклоняется от горизонтальной линии; основание крыши по размеру соответствует основанию домика, а не превышает его (на образце крыша нависает над домиком).

 

5. Отклонение прямых линий более чем на 30° от заданного направления (1 балл). Сюда относится перекос (более чем на 30°) вертикальных и горизонтальных линий, из которых состоят домик и крыша; «заваливание» (более чем на 30°) палочек забора; изменение угла наклона боковых линий крыши (расположение их под прямым или тупым углом к основанию крыши вместо острого); отклонение линии основания забора более чем на 30° от горизонтальной линии.

 

6. Разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть соединены (1 балл за каждый разрыв). В том случае, если линии штриховки на крыше не доходят до линии крыши, 1 балл ставится за всю штриховку в целом, а не за каждую неверную линию штриховки.

 

7. Залезание линий одна за другую (1 балл за каждое залезание). В случае, когда линии штриховки на крыше залезают за линии крыши, 1 балл ставится за всю штриховку в целом, а не за каждую неверную линию штриховки.

 

Хорошее выполнение рисунка оценивается как «О» баллов. Таким образом, чем хуже выполнено задание, тем выше полученная испытуемым суммарная оценка. Но при интерпретации результатов эксперимента необходимо учитывать возраст испытуемого. Так, дети 5 лет почти не получают оценку «О» из-за недостаточной зрелости мозговых структур, отвечающих за сенсомоторную координацию. Если же испытуемый 10 лет получает более 1 балла, то это свидетельствует о неблагополучии в развитии одной или нескольких исследуемых методикой психологических сфер.

 

При анализе детского рисунка необходимо обратить внимание на характер линий: очень жирные или «лохматые» линии могут свидетельствовать, согласно имеющейся по этому вопросу литературе, о состоянии тревожности ребенка. Но вывод о тревожности ни в коем случае нельзя делать на основании одного лишь рисунка. Возникшее подозрение необходимо проверить специальными экспериментальными методами по определению тревожности.

 

Методику «Домик» можно рассматривать как аналог II и III заданий теста Керна-Йирасека, а именно: срисовывание письменных букв (II задание) и срисовывание группы точек (III задание). Сопоставление результатов по указанным методикам позволило сделать вывод, что методика «Домик» выявляет те же психологические особенности в развитии ребенка, что и II и III задания теста Керна-Йирасека.

 

Методику «Домик» можно проводить как индивидуально, так и в небольших группах.

 

Результат выполнения методики в баллах обсчитывается не столько для сравнения одного ребенка с другим, сколько для прослеживания изменений в сенсомоторном развитии одного и того же ребенка в разном возрасте.

«Отношение ребенка к обучению в школе»

Задача этой методики — определить исходную мотивацию учения у детей, поступающих в школу, т.е. выяснить, есть ли у них интерес к обучению. Отношение ребенка к учению наряду с другими психологическими признаками готовности к обучению составляет основу для заключения о том, готов или не готов ребенок учиться в школе. Даже если все в порядке с его познавательными процессами, и он умеет взаимодействовать с другими детьми и взрослыми людьми в совместной деятельности, о ребенке нельзя сказать, что он полностью готов к обучению в школе. Отсутствие желания учиться при наличии двух признаков психологической готовности — познавательного и коммуникативного — позволяет принимать ребенка в школу при условии, что в течение нескольких первых месяцев его пребывания в школе интерес к учению непременно появится. Имеется в виду желание приобретать новые знания, полезные умения и навыки, связанные с освоением школьной программы.

Практика показала, что в данной методике, касающейся детей младшего школьного возраста, не следует ограничиваться только оценками в 0 баллов и в 1 балл, так как, во-первых, здесь также встречаются сложные вопросы, на один из которых ребенок может ответить правильно, а на другой — неправильно; во-вторых, ответы на предлагаемые вопросы могут быть частично правильными и отчасти неверными. Для сложных вопросов, на которые ребенок ответил не полностью, и вопросов, допускающих частично правильный ответ, рекомендуется применять оценку 0,5 балла.

Правильным и полным, заслуживающим оценки в 1 балл, считается только достаточно развернутый, достаточно убедительный ответ, не вызывающий сомнения с точки зрения правильности. Если ответ односторонен и неполон, то он оценивается в 0,5 балла. К примеру, полный ответ на вопрос 2 («Зачем нужно ходить в школу?») должен звучать примерно так: «Чтобы приобретать полезные знания, умения и навыки». Как неполный может быть оценен следующий ответ: «Учиться». Неверным считается ответ, в котором нет намека на приобретение полезных знаний, умений или навыков, например: «Для того чтобы было весело». Если после дополнительного, наводящего вопроса ребенок полностью ответил на поставленный вопрос, то он получает 1 балл. Если же ребенок отчасти уже ответил на данный вопрос и после дополнительного вопроса ничего не смог к нему добавить, то он получает 0,5 балла.

С учетом введенной промежуточной оценки в 0,5 балла следует считать, что полностью готовым к обучению в школе (по результатам обследования при помощи данной методики) является ребенок, который в итоге ответов на все вопросы набрал не менее 8 баллов.

Не достаточно готовым к обучению будет считаться ребенок, набравший от 5 до 8 баллов.

И, наконец, не готовым к обучению считается ребенок, чья сумма баллов составила менее 5.

 

Для ответов в данной методике ребенку предлагается следующая серия вопросов:

 

Хочешь ли ты пойти в школу?

Зачем нужно ходить в школу?

Чем ты будешь заниматься в школе? (Вариант: чем обычно занимаются в школе?)

Что нужно иметь для того, чтобы быть готовым идти в школу?

Что такое уроки? Чем на них занимаются?

Как нужно вести себя на уроках в школе?

Что такое домашние задания?

Зачем нужно выполнять домашние задания?

Чем ты будешь заниматься дома, когда придешь из школы?

Что нового появится в твоей жизни, когда ты начнешь учиться в школе?

 

Правильным считается такой ответ, который достаточно полно и точно соответствует смыслу вопроса. Для того чтобы считаться готовым к обучению в школе, ребенок должен дать правильные ответы на абсолютное большинство задаваемых ему вопросов. Если полученный ответ недостаточно полный или не совсем точный, то спрашивающий должен задать ребенку дополнительные, наводящие вопросы и только в том случае, если ребенок ответит на них, делать окончательный вывод об уровне готовности к обучению. Прежде чем задавать тот или иной вопрос, обязательно необходимо убедиться в том, что ребенок правильно понял поставленный перед ним вопрос.

Максимальное количество баллов, которое ребенок может получить по этой методике, равно 10. Считается, что он практически психологически готов идти учиться в школу, если правильные ответы получены как минимум на половину всех заданных вопросов

 

Определение готовности к школьному обучению

Каждый из тестов можно использовать как в комплексе для определения готовности к школьному обучению, так и отдельно для диагностики особенностей внимания, памяти, мышления и воображения у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

 


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.137 с.