Рубеж веков. Политические, экономические и философские предпосылки, повлиявшие на эстетику писателей этого периода. — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Рубеж веков. Политические, экономические и философские предпосылки, повлиявшие на эстетику писателей этого периода.

2018-01-04 325
Рубеж веков. Политические, экономические и философские предпосылки, повлиявшие на эстетику писателей этого периода. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Рубеж двух столетий был переходной, кризисной эпохой и для человеческой истории в целом, и для литературы в частности. В это время в обществе все больше росло — под влиянием политических, экономических, исторических событий и процессов — ощущение неустойчивости, сдвига привычных форм жизни. Франко-прусская война и Парижская коммуна, революции в России, Мексике и Китае, национально-освободительное движение в Латинской Америке и Азии, наконец, Первая мировая война стали целой цепью социально-политических потрясений, свидетельствовали об историческом повороте. Первая мировая война, разрушив достаточно устойчивые социальные и государственные отношения XIX века, поставила человека перед неумолимой настоятельностью пересмотра прежних ценностей, поисками собственного места в изменившейся реальности, пониманием того, что внешний мир враждебен и агрессивен. Результатом переосмысления феномена современной жизни стало то, что большинство европейских писателей, особенно пришедшее в литературу после первой мировой войны молодое поколение, скептически воспринимали главенство социальной практики над духовным микрокосмом человека.

Первая мировая война, которую прошло молодое поколение писателей, стала для них тяжелейшим испытанием и прозрением в лживости лжепатриотических лозунгов, что еще более усилило необходимость поисков новых авторитетов и нравственных ценностей и привело многих из них к бегству в мир интимных переживаний. Это был своеобразный путь спасения от воздействия внешних реалий. В то же время, писатели, познавшие страх и боль, ужас близкой насильственной смерти, не могли оставаться прежними эстетами, взирающими свысока на отталкивающие стороны жизни.

Погибшие и вернувшиеся авторы (Р.Олдингтон, А.Барбюс, Э.Хемингуэй, З.Сассун, Ф.С.Фицджеральд) были отнесены критикой к так называемому "потерянному поколению". Хотя термин не соответствует значительному следу, который оставили эти художники в национальных литературах, тем не менее, литературоведы продолжают акцентировать их обостренное понимание человека на войне и после войны. Можно сказать, что писатели "потерянного поколения" были первыми авторами, которые привлекли внимание читателей к тому феномену, получившему во второй половине ХХ века название "военный синдром".

И все-таки чувство «конца века» возникало не только у тех деятелей культуры, литературы, которых относят к декадансу (от фр. «упадок») — к сторонникам настроений разочарования, безнадежности, страха и растерянности перед будущим. Это чувство, пожалуй, было общим, различаясь лишь по своей силе, как общим было вначале увлечение, а потом разочарование в естественных науках, в рационализме, в «философии факта» — в позитивизме. Крупные научно-технические изобретения, наступление «века электричества», совершенствование системы транспорта (распространение автомобилей, развитие авиации и т. д.) изменяли не только повседневную жизнь человека, но и его представления о мире. Эти изменения не были особенно оптимистическими: ведь наряду с ощущением преобразовательных возможностей науки, технического прогресса людям этого времени открывалась и разрушительная его сила, а главное — его бессилие перед социальной дисгармонией, несправедливостью. Общим было у разных писателей и стремление обновить художественный язык, выразить новое время, изменившийся уклад жизни различными, но обязательно новыми художественными средствами. Кризис охватил многие сферы жизни. Первым декадентом объявил себя еще Ш.Бодлер.

Один из ранних источников декаденства — знаменитый труд философа-анархиста Макса Штирнера (1806—1856) «Единственный и его собственность» (1844). Штирнер утверждал: всё (Бог, нация, государство) утверждает свое дело наничем, на самом себе, в то время как история человечества — это история его закабаления. Первая задача, стоящая перед человеком, — отыскать себя: «Ищите не свободы, которая вас отчуждает от самих себя, приводя к «самоотречению», ищите себя самих, станьте эгоистами, и пусть каждый из вас обратится во всесильное. Или, говоря яснее, познайте самих себя; познайте, что вы такое в действительности, и откажитесь от ваших лицемерных стремлений, от вашей безумной страсти быть не самим собой».

Идеи Штирнера были развиты немецким философом Фридрихом Ницше (1844— 1900). В своих произведениях «Так говорил Заратустра», «По ту сторону добра и зла» Ницше исходил из социал-дарвинистской концепции, в которой идея «борьбы видов», «естественного отбора» переносилась на общество. Для Ницше борьба каждого против всех за выживание и возвышение стала не правом эгоистической личности, а священной обязанностью: чтобы выжило человечество, в нем должны остаться лишь сильные личности, руководствующиеся идеалом «сверхчеловека». «Сверхчеловек», согласно концепции Ф. Ницше, – вершина духовной эволюции человечества. Это создатель нового мира, творец новых законов, опирающийся на свой разум, а не на предрассудки. Только «лучшие», «высшие» люди наделены внутренней свободой, «волей к власти», способностью к самоопределению, к осознанию себя центром мироздания; «стаду» же, «наихудшим» не суждено стать самими собой. Человек, утверждает Ф. Ницше, ценен не сам по себе, а только как переход, путь к сверхчеловеку, к новому этапу духовной эволюции.

Многие идеи Ф. Ницше оказались близки писателям рубежа веков, их привлекал бунтарский дух, критика современной буржуазной системы, ее религии, культуры и морали. Влияние идей ницшеанства можно увидеть в творчестве Р. Киплинга, К. Гамсуна, Т. Манна, Д. Лондона, Г. Ибсена, Т. Драйзера и других писателей.

Ницше изменил сам стиль философствования, сблизив его со стилем мифов, священных книг, художественной литературы. Его философские идеи нередко высказаны в форме афоризмов, насыщенных парадоксами. Среди них особенно популярными стали такие афоризмы, как «Бог умер», «Живи опасно». Ницше призывал к тотальной переоценке традиционных ценностей.Главный принцип философии Ницше – учение о «воле к власти». Воля – не стремление сделать карьеру любой ценой, но творческая, созидательная сила самоутверждения личности. Она является основой подлинной морали, стоит по ту сторону добра и зла; это природная сила, а волеизъявление личности – часть этой силы. Стремление к власти осуществляет особая раса «господ»,сверхчеловеков.


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.