Акмеизм. Общность и различия в идейно-художественных установках и литературных судьбах акмеистов. — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Акмеизм. Общность и различия в идейно-художественных установках и литературных судьбах акмеистов.

2018-01-04 408
Акмеизм. Общность и различия в идейно-художественных установках и литературных судьбах акмеистов. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В 1910-е годы символизм как художественное течение переживает

кризис. Попытка символистов возгласить литературное движение и овладеть

художественным сознанием эпохи потерпела неудачу. В предисловии к поэме

“Возмездие” Блок писал: “...1900 год – это кризис символизма, о котором

тогда очень много писали и говорили как в лагере символистов, так и в

противоположном. В этом году явственно дали о себе знать направления,

которые встали во враждебную позицию и к символизму, и друг к другу:

акмеизм, эгофутуризм и первые начатки футуризма”. Вновь остро поднят вопрос

об отношениях искусства к действительности, о значении и месте искусства в

развитии русской национальной истории и культуры.

В среде поэтов, стремившихся вернуть поэзию к реальной жизни измистических туманов символизма, возникает кружок “Цех поэтов” (1911), воглаве которого становятся Н. Гумилёв, С. Городецкий. Членами “Цеха” были восновном начинающие поэты: А. Ахматова, Н. Бурлюк, Вас. Гиппиус, М.Зенкевич, Георгий Иванов, Е. Кузьмина-Караваева, М. Лозинский, О.Мандельштам, Вл. Нарбут, П. Радимов. Собрания «Цеха» посещали Н. Клюев и В.Хлебников. “Цех” начал издавать сборники стихов и небольшой ежемесячныйжурнал “Гиперборей”. В 1912 г. на одном из собраний “Цеха” был решён вопрос об акмеизме как оновой поэтической школе. Названием этого течения подчёркиваласьустремлённость его приверженцев к новым вершинам искусства. Основныморганом акмеистов стал журнал “Аполлон” (ред. С. Маковский), в которомпубликовались стихи участников “Цеха”, статьи-манифесты Н. Гумилёва и С.Городецкого. Новое течение в поэзии противопоставило себя символизму,который, по словам Гумилёва, “закончил свой круг развития и теперь падает”или, как более категорично утверждал Городецкий, переживает “катастрофу”.Однако по существу “новое течение” вовсе не являлось антагонистическим поотношению к символизму. Претензии акмеистов оказались явнонесостоятельными. Горький в своей статье “Разрушение личности” писал о “новейшей”литературе, резко порывающей с общественно-гуманистическими тенденциями“старой” литературы, для которой “типичны широкие концепции, стройныемировоззрения”: “Всё тоньше и острее форма, всё холоднее слово и беднеесодержание, угасает искреннее чувство, нет пафоса; мысль, теряя крылья,печально падает в пыль будней, дробится, становится безрадостной, тяжёлой ибольной”. Акмеизм объединил поэтов, различных по идейно-художественным установкам илитературным судьбам. В этом отношении акмеизм был, может быть, ещё болеенеоднородным, чем символизм. Общее, что объединяло акмеистов, – поискивыхода из кризиса символизма. Однако создать целостную мировоззренческую иэстетическую систему акмеисты не смогли, да и не ставили перед собой такойзадачи. Более того, отталкиваясь от символизма, они подчёркивали глубокиевнутренние связи акмеизма с символизмом. Н. Гумилёв писал: “На сменусимволизма идет новое направление, как бы оно ни называлось, – акмеизм ли (высшая степень чего-либо, цвет, цветущая пора),или адамизм (мужественно твердый и ясный взгляд на жизнь), – во всякомслучае, требующее большего равновесия сил и более точного знания отношениймежду субъектом и объектом, чем то было в символизме. Однако, чтобы этотечение утвердило себя во всей полноте и явилось достойным преемникомпредшествующего, надо, чтобы оно приняло его наследство и ответило на всепоставленные им вопросы. Слава предков обязывает, а символизм был достойнымотцом”.

Стремясь рассеять атмосферу иррационального, освободить поэзию от“мистического тумана” символизма, акмеисты принимали весь мир – видимый,звучащий, слышимый. Но этот “безоговорочно” принимаемый мир оказывалсялишённым позитивного содержания. Всякое направление испытывает влюблённость к тем или иным творцам иэпохам. Дорогие могилы связывают людей больше всего. В кругах, близких какмеизму, чаще всего произносятся имена Шекспира, Рабле, Виллона и ТеофиляГотье. Каждое из этих имён – краеугольный камень для здания акмеизма,высокое напряжение той или иной стихии. Шекспир показал нам внутренний мирчеловека; Рабле – тело и его радости, мудрую физиологичность; Виллонповедал нам о жизни нимало не сомневающейся в самом себе, хотя знающий всё,– и Бога, и порок, и смерть, и бессмертие; Теофиль Готье для этой жизнинашёл в искусстве достойные одежды безупречных форм. Соединить в себе этичетыре момента – вот та мечта, которая объединяла между собой людей, таксмело назвавших себя акмеистами. Впроизведениях акмеистов – поэтов и писателей – крайне характерно разрабатывается тема прошлого, точнее – отношение прошлого, настоящего и будущего России. Их интересуют не переломные эпохи истории и духовных катаклизмов, в которых символисты искали аналогий и предвестийсовременности (осмысляемые, конечно, в определённом ракурсе), а эпохибесконфликтные, которые стилизовались под идиллию гармоническогочеловеческого общества. Прошлое стилизовалось так же, как и современность. Любовная тема связана уже не спрозрениями в другие миры, как у символистов; она развивается в любовную игру, жеманную и лёгкую. Поэтому в акмеистической поэзии так часто встречаются жанры пасторали, идиллии, мадригала. За программнымакмеистическим жизнеутверждением всегда стояло внутреннее депрессивное настроение. Акмеисты уходили от истории и современности ещё дальше, чем символисты,утверждая только эстетически-гедонистическую функцию искусства, программноотклоняясь от социальных обобщений. Призыв возвратиться из иных миров к реальности был вызван признаниемнекоторыми акмеистами культа первоначал жизни (зоологического,“стихийного”) в природе и в человеке. М. Зенкевич писал, что первыйчеловек на земле – Адам, “лесной зверь”, он и был первым акмеистом, которыйдал вещам их имена, не познав их сути. Так возник вариант названия течения– адамизм. Октябрьская революция вызвала дифференциацию в среде акмеистов иопределила их различные пути в послереволюционные годы: одних расстреляли,другие закончили путь в эмиграции, третьи замолчали, не имея общего языка ссоветским народом. Ряд поэтов (А. Ахматова, С. Городецкий, М. Зенкевич)вошли в советскую литературу и отдали ей свой талант.


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.