Статистика уровня, структуры — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Статистика уровня, структуры

2018-01-04 252
Статистика уровня, структуры 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

И ДИНАМИКИ ЦЕН

 
 


Обобщающей характеристикой уровня цен на одноименный товар является его средняя цена.

Выбор формулы для расчета средней цены зависит от имеющейся информации. Если известен объем продаж в натуральном выражении или в стоимостных единицах, то используются формулы, соответственно, средней арифметической взвешенной (1) или средней гармонической взвешенной (2):

= ; (1)

= , (2)

где Pij ­ значения цены i-го товара в j-м пункте торговли на определенный момент времени (временной интервал);

n ­ число торговых пунктов (магазинов, ларьков, рынков, оптовых баз и т.п.);

qij ­ объемы продаж i-го товара в натуральном выражении в j-м пункте торговли;

Pij · qij ­ выручка от продажи или товарооборот.

Если данные об указанных весах недоступны при расчете средней цены на товар потребительского назначения, то в качестве весов могут использоваться показатели численности населения (Sj) или числа семей (Fj) на j-й территории:

(3)

(4)

В том случае, если при отсутствии других данных известно число дней непрерывной торговли (tij) при определенном уровне цены на i-й товар (Pij), расчет осуществляется по средней гармонической взвешенной:

(5)

Если же сведения о весах отсутствуют вообще, допускается применение средних невзвешенных (простых) величин:

(6)

Структура цен изучается на основе расчета и анализа во времени и в пространстве удельных весов или долей (относительных величин структуры) отдельных элементов общего уровня цен.

Обобщающие статистические показатели: квадратический коэффи-циент "абсолютных" структурных сдвигов (7) и квадратический коэффициент относительных структурных сдвигов (8) ­ позволяют дать сводную оценку, соответственно, скорости и интенсивности изменения во времени структуры розничной цены на конкретный товар. Эти показатели применяются также для анализа степени структурных различий цен разноименных товаров или цен товаров одного и того же вида, но продаваемых в разных местах (регионах, магазинах, торговых точках).

. (7)

Результат расчета по формуле (7) показывает, на сколько процентных пунктов (п.п.) в среднем различаются удельные веса отдельных элементов двух сравниваемых ценовых структур.

. (8)

Найденное по формуле (8) значение характеризует среднее относительное отклонение в процентах удельных весов двух сравниваемых ценовых структур.

В приведенных формулах d2i и d1i ­ соответственно, удельные веса отдельных элементов двух ценовых структур (сравниваемой ­ 2 и выступающей в качестве базы сравнения ­ 1); i ­ обозначение элементов ценовой структуры (i=1, …, k).

Структура и величина розничной цены существенно зависят от числа посреднических звеньев, через которые проходит товар в процессе своего продвижения от производителя до конечного потребителя. Определение числа посреднических звеньев связано с расчетом коэффициента звенности (Кзв), который выполняется делением валового товарооборота (суммарного товарооборота на всем пути продвижения данного товара) на чистый (чаще всего розничный) товарооборот.

Статистический анализ вариации цен проводится с целью изучения колеблемости цен по регионам, различным формам и местам торговли, а также цен покупки различными социальными и доходными группами населения.

Для исследования вариации цен используются такие показатели, как размах вариации, среднее линейное отклонение, дисперсия, среднее квадратическое отклонение, коэффициент вариации. Методика их расчета подробно изучается в курсе общей теории статистики.

По данным об изменении (вариации) уровней цен и значений показателей, характеризующих ценовые факторы, рассчитывают эмпирические коэффициенты эластичности цен:

(9)

где и ­ абсолютные приросты значений факторного показателя и цены;

P и X ­ базисные значения факторного показателя и цены, по отношению к которым рассчитываются приросты.

Влияние изменения цен на взаимосвязанные товары (заменяющие или дополняющие друг друга) измеряется коэффициентом перекрестной (дуговой) эластичности цен:

(10)

где / и / ­ соответственно, относительные приросты уровней цен на взаимосвязанные сопряженные товары А и Б, %;

и ­ средние уровни цен товаров А и Б.

Ведущая роль в статистическом изучении динамики цен принадлежит индексному методу.

Сравнение цен одного товара осуществляется с помощью индивидуального (однотоварного) индекса цен (11):

iP(i) = , (11)

где iP(i) ­ индекс цены j-го товара;

P0j, P1j ­ цены на j-й товар в базисном и отчетном периодах.

Применяемые в статистике сводные (общие) индексы цен представлены в табл. 1 для разноименных (разнородных) товаров и в табл. 2 для одноименных (однородных) товаров.

Таблица 1


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.