Нормы в психокоррекционной группе. — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Нормы в психокоррекционной группе.

2018-01-04 627
Нормы в психокоррекционной группе. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Нормы — это принятые правила поведения, руководящие действиями участников и позволяющие применять санкции к неприемлемым для данной общности формам поведения. Та­ким образом, нормы группы представляют собой совокупность правил, влияющих на отношение и поведение членов группы, частично затрагивающих даже внегрупповые связи. Индивид, не принимающий групповые нормы, оказывается в позиции аутсайдера, которого группа вначале пытается подчинить нор­мам, а в случае неудачи — исключает из своей среды, объеди-; няясь против него.

Конечно, нормы есть в любой группе. Нормы помогают лю­дям решать такие вопросы, как: стоит ли выражать чувства и как это сделать; как углубить связь друг с другом; отвечать ли кому-то на основе личных качеств или ролевого статуса. Одна-1 ко подчинение перечисленным нормам не является обязатель­ным, но от их соблюдения или несоблюдения зависит эффек­тивность работы психокоррекционной группы. Во многом вы­полнение норм поведения зависит от информированности и спло­ченности группы.

Каждая психокоррекционная группа устанавливает собствен-! ные нормы. Нормы поведения должны соответствовать целям ■ группы. Большое значение имеет установление норм коммуни­кации в психокоррекционных группах.

Для большинства психокоррекционных групп нормами яв­ляются:

• высокие уровни самораскрытия,» выражение конфликтов и привязанностей, ' • принятие собственных чувств,

! • создание искренней обратной связи между членами груп­пы. Стиль и способ предложения и получения обратной связи 1могут различаться. Так, в одних группах нормы требуют, что-!бы предложение обратной связи было позитивным и мягким, а I в других — предполагают резкую конфронтацию. !! По мнению Б.Д. Карвасарского, каждый член психокоррек-(|ционной группы обязан соблюдать следующие нормы40: 1| • выполнять распорядок групповых занятий, Т «не выносить за пределы группы того, что происходит во время занятий,

38 Рудестам К. Групповая психотерапия. — М.: Прогресс — Университет,
1993. — 368 с.

39 Там же.

ла Карвасарский Б.Д., Ледер С. Групповая психотерапия. — М., 1990. — 335 с.

• помогать коллегам по группе осознавать и изменять свой способ поведения, если он противоречит принятым нормам,

• отказаться от общих фраз, говорить о проблемах и переживаниях по принципу «здесь и теперь»,

• выслушивать взгляды, мнения и советы членов группы, но принимать решения самостоятельно.

Несмотря на разнообразие взглядов, можно выделить «уни­версальные» принципы (нормы) психокорекционной группы41.

1. «Здесь и теперь».

Этот принцип ориентирует участников тренинга на то, что­бы предметом их анализа постоянно были процессы, происхо­дящие в группе в данный момент, чувства, переживаемые в данный конкретный момент, мысли, появляющиеся в данный момент. Кроме специально оговоренных случаев запрещаются проекции в прошлое и в будущее. Принцип акцентирования на настоящем способствует глубокой рефлексии участников, обу­чению сосредотачивать внимание на себе, своих мыслях и чув­ствах, развитию навыков самоанализа.

2. Искренность и открытость.

Самое главное в группе — честность и открытость. Чем бо­лее откровенными будут рассказы о том, что действительно вол­нует и интересует, чем более искренним будет предъявление чувств, тем более успешной будет работа группы в целом. Само­раскрытие направлено на другого человека, но позволяет стать самим собой и встретиться с собой настоящим. Искренность и открытость способствуют получению и предоставлению другим честной обратной связи, то есть той информации, которая так важна каждому участнику и которая запускает не только ме­ханизмы самосознания, но и механизмы межличностного взаимодействия в группе.

3. Принцип Я.

Основное внимание участников должно быть сосредоточе­но на процессах самопознания, на самоанализе и рефлексии. Даже оценка поведения другого члена группы должна осу­ществляться через высказывание собственных возникающих чувств и переживаний. Все высказывания должны строить­ся с использованием личных местоимений единственного числа: «я чувствую...», «мне кажется...» Это тем более важно, что напрямую связано с одной из задач психокоррекции —

41 Бачков И.В. Групповые методы в работе школьного психолога — М.: Ось-89, 2002. — 224 с. Осипова А.А. Общая психокоррекция. — М.: Творческий центр «Сфера», 2000. — 512 с.

научиться брать ответственность на себя и принимать себя таким, какой есть.

4. Активность.

В группе отсутствует возможность пассивно «отсидеться». Большинство упражнений подразумевает включение всех участ­ников. Но даже если упражнение носит демонстрационный характер или подразумевает индивидуальную работу в присутствии группы, все участники имеют безусловное право выска­заться по завершении упражнения.

5. Конфиденциальность.

Все, о чем говорится в группе относительно конкретных участников, должно оставаться внутри группы — естественное этическое требование, которое является условием создания атмо­сферы психологической безопасности и самораскрытия.

6. Отказ от использования «ярлыков».

Участники группы должны стремиться к пониманию, а не к оценке. Оценки — это ярлыки, которыми можно охаракте­ризовать человека в целом. Вместо того чтобы глобально оцени­вать личность человека, лучше говорить об отдельных ее аспек­тах, о поведении. Тогда можно избежать оскорблений и уни­жения достоинства другого человека.

7. Контроль поведения.

Этот принцип выражается в формулах: «Обо всем можно говорить, но не все можно делать»; «Нельзя бесконтрольно про­являть свои эмоции, прежде всего агрессивные и сексуальные». Во время специальных групповых занятий иногда позволяется или поощряется реализация своих чувств, но только при усло­вии контроля. Например: выражение подавляемых чувств при помощи приемов, практикуемых в энкаутер-группах (нанесе­ние ударов кулаками по подушке, заменяющей человека, спро­воцировавшего агрессию, поглаживание и укачивание члена группы, который нуждается в жалости и утешении, и т.п.).

8. Ответственность.

Каждый участник группы берет на себя ответственность за других членов группы. Он принимает обязательство не пропус­кать занятия и не бросать группу. Но если напряжение будет расти и желание покинуть группу перевесит желание освобо­диться от своих проблем, то участник группы должен сообщить о своем решении, а не исчезать без предупреждения.

9. Правило «Стоп».

Каждый участник имеет право без каких-либо объяснений остановить любой разговор, касающийся его личности. Осталь­ные члены группы обязаны уважительно отнестись к его просьбеЭто право дает участникам уверенность и чувство самозащиты против давления группы. Обладание этим правом приводит к тому, что к нему прибегают очень редко.

8. Толерантность.

Клиенты должны с терпимостью относиться ко всем откро­венным суждениям других участников группы, хотя содержа­ние этих суждений может не соответствовать их собственным убеждениям и их собственной морали.

Необходимо подчеркнуть, что в некоторых группах, помимо ука­занных норм, оговаривается способ обращения друг к другу. Обще­ние между всеми участниками и ведущими независимо от возрас­та и социального статуса рекомендуется осуществлять на «ты».

Кроме того, всем участникам предлагается выбрать себе на время работы в группе «игровое имя» — то имя, по которому все остальные, участники обязаны будут обращаться к челове­ку. Это может быть как действительное собственное имя, так и прозвище, имя любимого художественного персонажа или про­сто любое нравящееся имя.

Нормы психокоррекционной группы создают особый психо­логический климат, часто резко отличающийся от того, кото­рый имеется в традиционных группах. Участники, осознавая это, начинают сами следить за соблюдением групповых норм.

Нужно отметить, что на протяжении всего времени развития группы нормы могут изменяться. Например, высокая степень самораскрытия может быть в первое время неудобна участникам, поскольку они только начинают чувствовать себя час­пы, но с развитием группы такое поведение принима­тся всеми ее членами.,.

Подчинение нормам не является обязательным в группах, но оно связано с некоторыми другими групповыми переменны­ми. Например, исследования показали, что подчинение груп­повым нормам связано со статусом участника группы. Участ­ники с низким статусом имеют склонность к низкой степени подчинения нормам, со средним статусом — к высокой. Участ­ники с высоким статусом стремятся соблюдать групповые нор­мы при завоевании позиции лидера, а став лидерами, могут отклоняться от менее важных норм, не получая при этом отри­цательной обратной связи. Другими словами, участники, высоко ценимые в группе, завоевывают определенный «идиосинкразический кредит», позволяющий им действовать независимо от второстепенных групповых норм.

В относительно гомогенных группах подчинение нормам строже, чем в гетерогенных.

 


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.