Психокоррекционная группа, ее основные черты и процессы. — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Психокоррекционная группа, ее основные черты и процессы.

2018-01-04 274
Психокоррекционная группа, ее основные черты и процессы. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Психокоррекционная группа — это искусственно созданная малая группа, объединенная целями межличностного исследо­вания, личностного научения, самораскрытия. Это взаимодей­ствие «здесь и теперь», при котором участники изучают про­исходящие с ними процессы межличностного взаимодействия |в данный момент и в данном месте.

Взаимоотношения и взаимодействия, в которые вступает клиент в группе, в значительной степени отражают его истин-'!ные взаимоотношения. Группа выступает как модель реальной жизни, где клиент проявляет те же отношения, установки, ценности, те же способы эмоционального реагирования и те же поведенческие реакции. Использование групповой динамики направлено на то, чтобы каждый участник имел возможность проявить себя.

В большинстве исследований отмечается, что потенциальное преимущество условий группы — это возможность получе­ния обратной связи и поддержки от людей, имеющих общие проблемы или переживания с конкретным участником груп­пы. В процессе группового взаимодействия приходит принятие, ценностей и потребностей других. В группе человек чувствует себя принятым и принимающим, пользующимся доверием и Цдоверяющим, окруженным заботой и заботящимся, получа­ющим помощь и помогающим. В поддерживающей и контро­лируемой обстановке человек может обучаться новым умени­ям, экспериментировать с различными стилями отношений среди равных партнеров. У человека возникает, как правило, определенное ощущение комфортности, когда он находится с ' равными партнерами, а не с психотерапевтом18.

По мнению И.В. Вачкова, специфическими чертами психо-коррекционных групп, являются19:

• соблюдение основных принципов групповой работы (активность, открытость, конфиденциальность и т.п.);

• нацеленность на психологическую помощь участникам группы в саморазвитии, которая исходит не столько от ведущего, сколько от самих участников;

• наличие более или менее постоянной группы (обычно от 7 до 15 человек), периодически собирающейся на встречи;

• определенная пространственная организация (чаще всего — работа в удобном изолированном помещении, участники большую часть времени сидят в кругу);

• акцент на взаимоотношениях между участниками группы, которые развиваются и анализируются в ситуации «здесь и теперь»;

• применение активных методов групповой работы;

• объективация субъективных чувств и эмоций участников группы относительно друг друга и происходящего в группе, вербализованная рефлексия;

• атмосфера раскованности и свободы общения между участниками, климат психологической безопасности.

К.. Рудестам (по Лэкину) выделил шесть процессов, являющихся общими для психокоррекционных групп: 1) облегчение выражения эмоций; 2) порождение ощущения принадлеж­ности к группе; 3) обязательность самораскрытия; 4) опробова­ние новых видов поведения; 5) санкционированное групповое осуществление межличностных сравнений и 6) разделение с назначенным лидером ответственности за руководство группой. Эти процессы, в основном, применимы ко всем группам, воз­можно, за исключением последнего: некоторые психокоррек-ционные группы сохраняют сильного руководителя, не разделя­ющего своих руководящих функций с членами группы.

Обобщая вышесказанное, можно выделить основные преиму­щества групповой психокоррекции, как с точки зрения клиен­та, так и самого руководителя психокоррекционной группы.

1)Наблюдая происходящие в группе взаимодействия, участники могут идентифицировать себя с другими и использовать установившуюся эмоциональную связь при оценке собственных чувств и поведения.

2)Значимая обратная связь оказывает влияние на оценку индивидуумом своих установок и.поведения, формирование его Я-концепции.

3) Особый тип взаимоотношений в группе (клиент — кли­ент, клиент — руководитель группы) способствует прояснению Психологических проблем каждого члена группы.

4) Группа может также облегчить процесс самоисследова­ния и интроспекции. Часто люди знают, чего они хотят, но требуется соучастие и принятие их группой, чтобы стала воз­можной попытка самораскрытия. Когда такая попытка само­раскрытия и изменения поощряется другими, то, как след­ствие, усиливается уверенность в себе.

5) У групповой формы есть и экономические преимущества.)бычно одновременная встреча шести, десяти или более человек обходится менее дорого и терапевту-руководителю, и клиенту-участнику, чем контакты один на один.

 


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.