Пенсионные системы Франции, России и Германии — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Пенсионные системы Франции, России и Германии

2018-01-04 404
Пенсионные системы Франции, России и Германии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В течение последнего десятилетия проводится реформирование пенсионной системы Франции. Ежегодно вносятся изменения в пенсионное законодательство. В статье рассматривается пенсионная система, проблемы, встающие перед ёе развитием и пути совершенствования.

Пенсия является очень важным элементом в жизни французов. Там человек, выйдя на заслуженный отдых, получает наконец-то желанное ощущение свободы и возможность реализации накопленных за долгие годы многочисленных планов [7, c.30].

Во Франции одна из наиболее сложных систем пенсионного страхования в Европе.

Данная система основывается на двух принципах:

1) принцип пенсионного накопительного страхования: пенсия выплачивается из средств, которые откладываются на протяжении трудовой деятельности;

2) принцип солидарности: пенсия выплачивается старикам из отчислений ныне работающего населения.

Участие граждан в базовом и дополнительном пенсионном страховании является обязательным. Обязательное пенсионное обеспечение функционирует по нескольким подсистемам (кассам):

– автономная национальная касса по выплате пенсий ремесленникам;

– национальная касса свободных профессий

– национальная касса французских адвокатов,;

– дополнительная касса;

– факультативная касса.

Во Франции пенсионер может получать несколько различных пенсий, которые попадают под различные подсистемы в зависимости от его профессии.

Основная пенсия составляет около 50% от получаемой заработной платы. За отчисления в течение 40 лет стажа прибавляются дополнительные проценты. В общем при выходе на пенсию гражданин Франции может получать до 80% среднего заработка.

Для ремесленников и мелких предпринимателей ежемесячные выплаты в пенсионный фонд составляют 16,35%. Большинство наемных работников платят столько же, но половину за них отчисляет работодатель.

Также, во Франции установлены минимальные (6000 евро в год) и максимальные (12000 евро в год) размеры пенсий. Минимальный возраст для выхода на пенсию составляет 60 лет. Если француз проработал 41 год, то он будет получать полную пенсию. Если трудовой стаж меньше 41года, то размер пенсии уменьшается на 1,25% за недостающий квартал стажа или количества лет, недостающих до 65. Если гражданин выходит на заслуженный отдых в 65 лет, то он будет получать свое пособие полностью вне зависимости от того, когда начал трудиться. Однако есть отдельные категории работников, для которых пенсионный возраст значительно ниже. К примеру, для шахтеров — 55 лет (или в 50 лет в том случае, если 20 лет из них отработаны непосредственно под землей) [10, c. 15].

В трудовой стаж гражданина Франции также включается время безработицы или декретного отпуска (до 6 месяцев).

В 2013 году французское правительство представило проект очередной пенсионной реформы. Этот шаг помогает справиться с дефицитом пенсионной системы (в 2011году он составил 14 миллиардов евро, а к 2020году может достичь 20 миллиардов евро).

Во Франции получили широкое распространение негосударственные пенсионные фонды. Эти фонды действуют на основе договоров с отдельными предприятиями или наемными работниками и содержат специальные положения. Государство освобождает подобные фонды от уплаты налогов. Процент отчислений в подобные фонды выше, но и размер будущей пенсии будет значительно больше.

Главной проблемой пенсионной системы Франции в настоящее время является старение населения и увеличение денежных средств, которые выделяются для выплаты пенсий и содержания лиц, достигших пенсионного возраста. Однако, разрабатываются различные специальные программы для совершенствования пенсионного обеспечения в будущем.

Подразумевается реализация следующих мер по улучшению пенсионного обеспечения [13, c. 10]:

1) увеличение минимального возраста выхода на пенсию, который к 2018 г. составит 62 года (т.е., граждане, которые родились до 1.07.1951 года выйдут на пенсию в возрасте 60 лет и 4х месяцев, а те, кто родился после 07.1952 г. — в возрасте 60 лет и 8 месяцев.

– для граждан, начавших свою трудовую деятельность в возрасте 16-17 лет, а также пострадавших от несчастных случаев на производстве или получивших инвалидность в связи с выполнением трудовых обязанностей, минимальный возраст выхода на пенсию сохранится и составит 60 лет.

Планируется также увеличить минимальный возраст выхода на пенсию и после 2018 г. Он будет постепенно расти и к 2019 г. достигнет 66 лет, а к 2023 г. — 67 лет. Минимальный возраст выхода на пенсию госслужащих — к 2018 г. достигнет 62 лет.

2) введение льгот для некоторых категорий граждан (женщины, молодежь, фермеры):

– суточные, полученные в ходе отпуска по беременности, будут учитываться при расчете пенсии;

– для молодежи, которая столкнулась с трудностями в поиске работы, количество «рабочих» кварталов будет уменьшено на шесть (в настоящее время — на четыре квартала);

– все работники с/х будут обеспечены минимальным размером пенсии в размере 709 евро на одного человека.

Все силы пенсионной реформы во Франции будут направлены на сокращение дефицита средств для выплаты пенсий к 2018 г. и возвращению пенсионной системы в состояние равновесия.

Пенсионный фонд РФ – крупнейший из государственных внебюджетных фондов страны, которые представляют собой целевые централизованные фонды финансовых ресурсов, формируемые за счет обязательных платежей и отчислений юридических и физических лиц и предназначенные для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение, охрану здоровья и медицинскую помощь. Государственные федеральные внебюджетные фонды относятся к федеральной собственности.

На федеральном уровне, как самостоятельные, в настоящее время существуют три социальных внебюджетных фонда:

– пенсионный фонд Российской Федерации;

– фонд социального страхования Российской Федерации;

– федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФ РФ) - один из наиболее значимых социальных институтов страны, самостоятельное финансово-кредитное учреждение, которое обеспечивает целевой сбор и аккумуляцию страховых взносов, финансирование расходов на выплату пенсий государственных, выплату пособий по уходу за ребенком в возрасте старше полутора лет; оказание органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам, а также выполнение некоторых других функций. ПФ РФ создан Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 2122-1. Как государственный внебюджетный фонд Российской Федерации, ПФ РФ создан для государственного управления финансами пенсионного обеспечения, которые было необходимо выделить в самостоятельный внебюджетный фонд.

Бюджет ПФ РФ – форма образования и расходования денежных средств на цели обязательного пенсионного страхования в РФ. Он утверждается Государственной Думой Федерального Собрания РФ отдельным законом вместе с принятием Федерального бюджета РФ. В таблице 1 указаны показатели бюджета ПФРФ за период с 2012 по 2016 гг.

Т а б л и ц а 2.1 - Показатели бюджета ПФРФ за период с 2012 по

2016 гг.

           
Доходы, млн.руб. 1914133,2 2621075,4 3217490,8 4102247,2 4757464,5
В % к ВВП 5,8 6,2 6,3 6,9 7,0
В % к доходам федерального бюджета 25,7 29,2 29,4 35,0 37,1
Расходы, млн.руб. 1777702,6 2378681,3 2911102,2 3721390,2 4268249,5
В % к ВВП 5,4 5,6 5,7 6,3 6,3
В % к расходам федерального бюджета 27,2 33,9 32,3 36,1 37,7
Дефицит (профицит) бюджета, млн. руб. 136430,6 242394,1 306388,6 380857,1 489215,0

 

Исходя из данных, представленных в таблице 2.1 можно сделать вывод о том, что доходы с 2012 года значительно увеличились, и к 2016 года составили 4757464,5 млн.руб. Однако и расходы увеличились с 1777702,6 млн. руб до 4268249,5 млн. руб.

Новая пенсионная система России с 2017 года предусматривает заморозку текущих накоплений, поскольку меняется вся накопительная система отчислений для будущих пенсий. Однако работать в таком формате она начнёт лишь в 2018 году [12, c.7].

С 1 февраля страховые пенсии неработающих пенсионеров увеличились на уровень инфляции за 2016 год (приблизительно на 5,8%). В итоге среднегодовой размер страховой пенсии по старости с учетом фиксированной выплаты в 2017 году составляет 13 657 рублей. Вместе со страховой пенсией до 4 823,35 рублей вырастет и размер фиксированной выплаты к ней, а также стоимость пенсионного балла – до 78,58 рубля (в 2016 году – 74,27 рубля).

Пенсии по государственному пенсионному обеспечению, в том числе социальные, с 1 апреля были повышены как работающим так и неработающим пенсионерам на 2,6%. В итоге среднегодовой размер социальной пенсии составил 8 803 рубля. Средний размер социальной пенсии детей-инвалидов и инвалидов с детства I группы составит 13 349 рублей [10, c. 6].

Рассмотрим показатели пенсионного обеспечения в РФ в таблице 2.

 

Т а б л и ц а 2.2 - Показатели пенсионного обеспечения в РФ

 

Показатель             Темп роста, %
2015 к 2010 2015 к 2014
Число пенсионеров, тыс. чел.             107,6 103,1
Число пенсионеров, приходящеесяна 1 тыс. населения             104,9 101,3
Величина назначенных пенсий, в среднем за год, руб. 7476,3 8202,9 9040,5 9917,5 10786,0 11986,0 160,3 111,1
Прожиточный минимум пенсионера, руб.             176,2 120,4
Соотношение средней величины назначенных пенсий, %:                
‒ с прожиточным минимум пенсионера 165,4 163,0 176,5 165,4 163,0 150,5 91,0 92,3
‒ с размером начисленной зарплаты 35,7 35,1 33,9 33,3 33,2 35,3 98,9 106,3
Реальная величина назначенных пенсий, в% к предыдущему периоду 134,8 101,2 104,9 102,8 100,9 96,2 71,4 95,3

 

Проанализировав данные таблицы 2.2 видно, что численность пенсионеров увеличивается: с 2011 г. по 2016 г. рост составил 107,6 %, происходит старение населения. На 1 тыс. населения в 2011 г. приходилось 278 пенсионеров, в 2016 г. - уже 292 пенсионера. Величина назначенных пенсий на протяжении 2010-2015 гг. увеличилась на 60,3 %. Однако, несмотря на это величина пенсий остается на низком уровне - всего 11986 руб. в 2016 г. величина пенсии значительно превышает прожиточный минимум: в 2011 г. - в 1,65 раз, в 2015 г. - уже в 1,51 раз, однако величина пенсии составляла 35,7 % в величине заработной платы в 2011 г., и уже 35,3 % - в 2016 г.

С 1 февраля размеры ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ), которую получают федеральные льготники, были проиндексированы на 5,8%.

У пенсионеров, которые работали в 2016 году, в августе 2017 года выросли страховые пенсии. Максимальная прибавка – денежный эквивалент трех пенсионных баллов.

По пенсионной формуле, которая действует в России с 2015 года, для получения права на страховую пенсию в 2017 году необходимо иметь не менее 8 лет стажа и 11,4 пенсионных баллов.

Максимальное количество пенсионных баллов, полученное в 2017 году, составляет 8,26.

Ожидаемый период выплаты пенсии при расчете накопительной пенсии в 2017 году составляет 240 месяцев. Этот параметр используется только для определения размера накопительной пенсии, сама же выплата пенсии – пожизненная [11, c. 25].

В течение 2017 года численность пенсионеров по линии ПФР увеличилась с 43.300.000 до 43.900.000 человек. Увеличение по сравнению с 2016 годом связано с естественным ростом численности пенсионеров в стране.

Основным видом пенсии в России в 2017 году по-прежнему является страховая пенсия. Численность ее получателей в 2017 году составила более 40.000.000 человек. Еще почти 4.000.000 человек – получатели пенсий по государственному пенсионному обеспечению.

Также, помимо пенсии и регулярных социальных выплат в январе 2017 года российские пенсионеры получили единовременную выплату в 5 000 рублей. Ее получили все те, кто постоянно проживает на территории РФ и получил пенсию по состоянию на 31 декабря 2016 года.

Если пенсионер получает две пенсии (например «военный» пенсионер), одна из которых выплачивается по линии Пенсионного фонда, единовременную выплату будет осуществлять ПФР. Сроки доставки выплаты двойной пенсии: с 13 по 28 января 2017 года.

Пенсионерам, которые по графику получают пенсию с 3 по 12 число месяца, выплата была произведена с 13 по 28 января 2017 года так же с доставкой на дом.

Для пенсионеров, которые получают пенсию не через «Почту России», а через кредитные или другие доставочные организации, действуют те же сроки выплаты 5 000 рублей – с 13 по 28 января.

Все необходимые средства на единовременную выплату – 221.700.000.000 рублей – заложены в бюджете Пенсионного фонда на 2017 год [6, c. 27].

В Германии существует хорошо развитая система государственного социального страхования. Она гарантирует защиту граждан в случае заболевания, безработицы, также в пожилом возрасте. Государственное пенсионное страхование является частью системы социального страхования Германии. Ответственным за пенсионное страхования по всей Германии является учреждение "Deutsche Rentenversicherung", которое занимается начислением и выплатой пенсии.

Пенсионная система Германии является трёхуровневой:

Первый уровень: обязательное пенсионное страхование;

Второй уровень: добровольное обеспечение по старости от предприятий;

Третий уровень: частный способ накопления пенсий.

Все застрахованные в системе пенсионного страхования получают личный страховой номер "Versicherungsnummer" и счет в данной системе. Deutsche Rentenversicherung ежегодно отправляет информационное письмо каждому застрахованному, старше 27 лет, с информацией о том, на какой размер пенсии он может рассчитывать при выходе на пенсию.

Взносы в систему пенсионного страхования зависят от размера заработной платы, следовательно, чем больше человек зарабатывает, тем больше он платит. Перечислением данных страховых взносов занимается работодатель (50 % страховых взносов уплачивает работник, а 50% - работодатель). Общая сумма пенсионного взноса рассчитывается так: 18,7% от брутто-зарплаты работника.

Если человек работает на базис, зарабатывая менее, чем 450 евро в месяц, тогда взнос в пенсионное страхование составляет также 18,7% с зарплаты, но при этом 15% оплачивает работодатель и только 3,7% работник [2, c. 15].

Рисунок 2.3 - выплаты из заработной платы в систему
социального страхования Германии на 2016
год

 

Таким образом, право на получение пенсии по пенсионному страхованию наступает только в случае, если застрахованный участвовал в пенсионном страховании минимальное число лет. Данный минимальный период участия в пенсионном страховании в Германии составляет 5 лет. Только после этого он может иметь право на получение пенсии. Получение любого вида пенсии в Германии возможно только после подачи заявления на получение пенсии(Rentenantrag). Заявление на получение пенсии советуется подать за три месяца до наступления пенсионного возраста. Опоздание с заявлением на получении пенсии может привести к более позднему началу получения пенсии.

Число пенсионеров в Германии составляет не многим более 25.000.000 человек.

Т а б л и ц а 2.2 – число пенсионеров Германии на 1.01.2016 года

Земли Германии Число мужчин на пенсии Число женщин на пенсии Общее число пенсионеров
Западная часть (ФРГ) 7.659.062 12.494.176 20.153.238
Восточная часть (ГДР) 1.895.179 3.142.160 5.037.339
Итого 9.554.241 15.636.336 25.190.577

 

Таким образом, проанализировав пенсионные системы Франции, России и Германии можно сделать вывод, что большее число людей, проживающих на территории той или иной страны, находятся в пенсионном возрасте. В каждой стране имеются свои особенности и привилегии для пенсионеров. Принцип солидарности накоплений заключается в том, что, социальная справедливость заложена в самом факте получения гражданином пенсии, на которую он делал отчисления все предыдущие годы, будучи трудоспособным. Также, следует признать ежемесячные отчисления с зарплаты собственностью работника. Кроме того, есть пенсионеры, которые продолжают на протяжении многих лет получать пенсию, даже после исчерпания всех пенсионных накоплений и средств, что, правда, бывает крайне редко. В настоящее время, в условиях кризиса Россия не должна перенимать зарубежный опыт работы негосударственных пенсионных накопительных фондов, поскольку государство не имеет возможности гарантировать их стабильную работу в условиях краха отечественной финансовой системы. Но в перспективе, в условиях стабилизации экономики, это предстоит сделать, осмыслив ошибки предыдущих пенсионных систем, беспорядочно и бессмысленно вводящихся в России на протяжении последних 15 лет.

 

Рекомендации по усовершенствования пенсионных систем Европейских стран

В сложившихся условиях жизненно важно создать прочную пенсионную систему, так как дальнейшее увеличение средней по европейским странам заработной платы и ухудшение демографической ситуации при «слабой» пенсионной системе может привести к нежелательным последствиям для экономики в целом[15, c.29].

Т а б л и ц а 2.3 – пенсионный возраст в Германии, Франции, России,

Швеции и Великобритании.

Страна Пенсионный возраст, мужчины Пенсионный возраст, женщины
Германия    
Франция    
Россия    
Швеция    
Великобритания    

 

Исходя из данных таблицы 2.3 можно сделать вывод о том, что только в Великобритании и России пенсионный возраст женщин меньше, чем у мужчин. В остальных странах пенсионный возраст един для всех.

Можно провести пенсионные реформы, которые предполагают принятие целого ряда законодательных актов, суть которых состоит в следующем [11, c.14]:

1) в целях повышения долгосрочной финансовой устойчивости пенсионной системы возникает необходимость поэтапного введения накопительных элементов в систему обязательного пенсионного страхования. Накопительные элементы должны внедряться постепенно, в полном соответствии с организационными и финансовыми возможностями государства и существующей пенсионной системы.

2) нуждается в уточнении роли и порядка применение индивидуальных коэффициентов пенсионеров. Увеличение пенсии нынешних пенсионеров должно быть соотнесено с финансовыми возможностями государства и прогнозируемыми изменениями доходной базы и не должно вести как к дальнейшей финансовой дестабилизации пенсионной системы, так и к снижению жизненного уровня пенсионеров.

3) требуется конкретизация подходов к реформированию системы льготных пенсий, которые составляют существенную часть финансовой нагрузки на действующую пенсионную систему. При этом необходимо разработать механизм поэтапного перевода льготных пенсий на накопительные принципы финансирования.

4) следует предусмотреть введение действенных стимулов для добровольного, более позднего выхода работников на пенсию, в том числе с использованием системы условно-накопительных и именных накопительных счетов граждан. При данных накопительных счетах более длительная работа в сочетании с сокращением ожидаемого срока пребывания на пенсии существенно увеличивает для получателя ее ежемесячный размер в случае более позднего выхода на пенсию.

5) следует предусмотреть комплекс мер по дальнейшему развитию системы негосударственных пенсионных фондов и дополнительного добровольного пенсионного страхования в целом. В частности, следует рассмотреть вопрос о стимулировании добровольных пенсионных накоплений через налоговые льготы и повышении действенности гарантий сохранности накоплений.

Для усиления государственных гарантий прав граждан на пенсионное обеспечение и создания предпосылок для устойчивого развития пенсионной системы намечены пути ее реформирования.

Реформирование пенсионной системы предусматривает, что базовые пенсии будут предоставляться всем гражданам, чтобы обеспечивать материальные условия жизни при наступлении инвалидности, по достижении пенсионного возраста, в случае потери кормильца независимо от наличия трудового стажа. Базовые же пенсии будут назначаться в фиксированных размерах, определяемых с учетом прожиточного минимума пенсионера и в зависимости от степени утраты трудоспособности. В то же время на переходном этапе социальная пенсия сохранится, а базовая пенсия будет представлять собой часть трудовой пенсии.

Трудовые или страховые пенсии предоставляются всем лицам, работающим по найму, и другим категориям населения, на которые распространяется обязательное государственное пенсионное страхование.

Все участники общей системы трудовых пенсий должны нести одинаковые обязанности по финансированию этой системы и иметь одинаковые права относительно условий назначения и размеров пенсий.

Размер трудовой пенсии по старости будет определяться с учетом трудового или страхового стажа и заработка. В то же время механизм исчисления пенсии будет приближен к требованиям, вытекающим из принципов социального страхования. Исходным критерием определения размера пенсии станет цена одного года страхового стажа, выраженная в процентах к заработку, из которого исчисляется пенсия. Базовая пенсия будет являться минимальным размером трудовой пенсии.

 

Пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца базируются на тех же принципах, что и пенсии по старости. В основном сохранятся условия и нормы назначения этих пенсий и соотношение их размеров с размером пенсии по старости.

Пенсии в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями предоставляются в рамках системы страхования от несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве за счет работодателей.

Индексация пенсий является необходимым условием любой пенсионной системы. Она позволяет предупреждать падение реальной стоимости пенсий в период инфляции и обеспечивать установленное соотношение с заработной платой по мере увеличения последней.

Сложившаяся в настоящее время напряженность в области финансирования пенсионного обеспечения будет усиливаться.

Этому способствует тенденция к снижению численности занятых в экономике и сокращению доли заработной платы в структуре доходов населения.

В последние годы государственная пенсионная система РФ переживает кризис. Доходы пенсионеров отстают от уровня цен. Основная проблема пенсионного обеспечения — низкий уровень размеров пенсий при достаточно высоком тарифе страховых взносов, уплачиваемых на цели пенсионного обеспечения. Остро стоит проблема минимального размера пенсии, уровень которого по отношению к прожиточному минимуму нетрудоспособного населения продолжает снижаться. В то же время невозможно повысить минимальный размер пенсии, не увеличивая при этом на еще большую величину максимальный размер пенсии, и, следовательно, сконцентрировать финансовые ресурсы пенсионной системы на решении проблемы низкого уровня минимальных пенсий. В последние годы по причине все еще заниженного максимального размера пенсии растет число лиц, получающих пенсию в максимальных и близких к ним размерах. Поэтому идет процесс постоянного уменьшения дифференциации размеров основной массы пенсий.

Система пенсионного обеспечения не в состоянии решить задачу — одновременно довести минимальный размер пенсии до уровня прожиточного минимума и осуществить дифференциацию размеров пенсий в зависимости от прошлого трудового вклада. Решить эту проблему возможно только путем либо значительного увеличения поступлений в Пенсионный фонд, либо рационализации и оптимизации самой пенсионной системы.

Из-за невозможности повышения минимального размера пенсии до социально приемлемого уровня путем линейной индексации всех пенсий в 1993 г. был применен механизм выплаты компенсаций, увеличивающих все пенсии на фиксированную величину.

В 1994 г. линейная индексация пенсий осуществлялась три раза. Проведенное в 1995 г. повышение размера пенсий путем увеличения компенсационной выплаты имело своей целью доведение минимального уровня пенсионного обеспечения до 65% прожиточного минимума пенсионера, но в результате опережающего роста цен и недостаточности выделенных средств не достигло своей цели. В конечном итоге минимальный размер пенсии в 1995г. остался на том же уровне, на котором он находился в 1994 г., — около 52% прожиточного минимума пенсионера.

Предпринимались попытки интегрировать компенсационную выплату в законодательно установленный размер минимальной пенсии. Однако при очередном линейном повышении пенсий это приводит к снижению реального уровня минимальной пенсии.

 

В условиях отсутствия достаточных финансовых ресурсов, позволяющих повышать размеры пенсий без ущерба для отдельных категорий пенсионеров, невозможно проводить адекватную социальную политику в области пенсионного обеспечения. Доля заработной платы, с которой взимаются взносы на финансирование пенсий, в общих доходах населения за последние годы сократилась более чем на 30 пунктов. Одновременно повысилась доля средств, предоставляемых работникам в виде выплат социального характера. Кроме того, постоянно уменьшается численность занятых в народном хозяйстве и наблюдается уклонение от уплаты налогов значительного числа налогоплательщиков.

Неблагоприятное соотношение численности плательщиков взносов на пенсионное обеспечение и пенсионеров связано с особенностями российской пенсионной системы, к которым относятся: относительно низкий пенсионный возраст; высокая доля пенсионеров-льготников; возможность получения пенсии при продолжении трудовой деятельности после достижения пенсионного возраста.

Пенсионная реформа нацелена в первую очередь на рационализацию и оптимизацию условий и норм пенсионного обеспечения, повышение уровня трудовых пенсий за счет перераспределения имеющихся финансовых ресурсов и улучшения их использования.

На первом этапе пенсионной реформы необходимо учесть пропорции, сложившиеся в распределении ВВП, соотношение среднего уровня трудовых пенсий со средней заработной платой, усиление процесса старения.

Поэтому в целях снижения экономической нагрузки на трудоспособное население необходимо более четко определить круг лиц, нуждающихся в государственных гарантиях по пенсионному обеспечению.

Одна из тенденций — снижение доли занятых в экономике в целом и в том числе по найму, что требует изменения форм пенсионного обеспечения и более тесной увязки уровня пенсий различных категорий пенсионеров с их вкладом в финансирование пенсионной системы или прошлым трудовым вкладом.

Поскольку в рамках пенсионного законодательства одновременно невозможно обеспечить повышение минимального уровня пенсий и социально справедливую их дифференциацию в зависимости от прошлого трудового вклада, то необходим переход к новому порядку исчисления размеров пенсий.

К целям пенсионной реформы относятся:

– финансовая стабилизация пенсионной системы и создание предпосылок для устойчивого развития пенсионного обеспечения на основе государственного пенсионного страхования и бюджетного финансирования;

– рационализация и оптимизация условий предоставления и размеров пенсий;

– совершенствование системы управления пенсионным обеспечением.

Реформирование пенсионной системы предусматривает сохранение и укрепление государственной пенсионной системы с учетом необходимости развития новых форм пенсионного обеспечения.

Концепция реформирования основана на развитии трехуровневой пенсионной системы, включающей:

1) трудовые и социальные пенсии, выплачиваемые из бюджета тем пенсионерам, которые не сформировали достаточные пенсионные сбережения;

2) обязательную систему пенсионного страхования, построенную по накопительному принципу — обязательные пенсионные взносы работающего населения накапливаются на личных пенсионных счетах в негосударственных пенсионных фондах;

3) добровольные пенсионные сбережения населения в негосударственных пенсионных фондах.

Система пенсионного обеспечения РФ требует дальнейшего реформирования в соответствии с мировыми стандартами. Этот процесс не носит кратковременного характера и рассчитан на длительный период.

Таким образом, пенсионная реформа является одной из самых сложных и болезненных проблем переходного периода, так как затрагивает все слои общества любой страны. Это широкая программа, предполагающая решение, как неотложных текущих задач, так и проблем стратегического порядка, направленных на рационализацию и оптимизацию условий и норм пенсионного обеспечения. И, на мой взгляд, с учетом того, что застрахованные будут максимально включены в процесс формирования и выплаты своей трудовой пенсии, система станет более понятна, что, безусловно, приведет к снижению социальной напряженности в стране. Безусловно, следствием пенсионной реформы должно явиться улучшение не только общей экономической, но и социальной ситуации в стране.

 

 

Заключение

Самым крупным из социальных внебюджетных фондов является Пенсионный, который осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством страны и Положением о Пенсионном фонде для государственного управления пенсионным обеспечением. Сегодня в России пенсию получают 38,3 млн. человек. В рамках программ социальной защиты оказывается адресная материальная помощь престарелым и нетрудоспособным гражданам. На выплату пенсий и пособий населению используется основная часть всех средств Пенсионного фонда.

Нельзя не согласиться с мнением европейских специалистов, которые считают, что переход к системе капитализации пенсионных отчислений потребует не менее 30-40 лет, по истечении которых система заработает в полную силу. В современном мире, модели, построенные по "распределительному" или "накопительному" принципу, в чистом виде встречаются крайне редко. Также, пенсионные системы большинства стран включают в себя различные институты социальной защиты: государственное социальное обеспечение, личное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование и т.д. Между собой эти системы различаются тем, какой из этих институтов доминирует.

Следует отметить, что российская пенсионная система формой схожа с общемировыми системами, но сочетание их объемов иное. В России также присутствует как обязательное распределительное пенсионное страхование, так и добровольное корпоративное и частное, а также обязательное накопительное. В настоящее время наиболее развитой формой является распределительное страхование. Россия не одинока в преобладающем развитии распределительной части, государственная распределительная система ввиду ее всеохватности и незаменимости, особенно для менее обеспеченных слоев населения, сохраняется и сосуществует с накопительными системами в США и практически во всех других развитых странах. В отличие от Германии, США в России практически не развито корпоративное и частное пенсионное страхование. Объемы денежных средств, перераспределяемых государственной пенсионной системой, значительно выше средств, аккумулируемых негосударственными пенсионными фондами. Предприятия, как правило, не имеют развитых пенсионных программ, а домохозяйства склонны предпочитать отличные от пенсионных формы сбережения.

Общемировой опыт показывает, что накопительные системы формируются и получают значительное распространение, уровень жизни престарелых поддерживается за счет государственных распределительных пенсионных программ, введенных в более ранний период. В России созданы лишь предпосылки к ее формированию. История государственного накопительного пенсионного страхования новейшей России начата лишь в 2003 г, причем только в форме аккумулирования и инвестирования средств. Потому данная форма, в отличие от США, у нас в настоящий момент не развита.

Таким образом, превалирующей формой пенсионного страхования в России остается распределительная система финансирования, основанная на принципе солидарности поколений. Основным методом финансирования является так называемый метод Рay-Аs-You-Go System (PAYGS), основанный на финансировании текущих выплат текущими доходами.

 

 


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.