Андрей Андреевич Вознесенский (12.05.1933) — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Андрей Андреевич Вознесенский (12.05.1933)

2018-01-04 390
Андрей Андреевич Вознесенский (12.05.1933) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Все прогреет - реакционны, если рушится человек

А

ндрей Вознесенский относится к генерации поэтов «шестидесятников», чье дет­ство опалила война и которое заявило о себе вслед за поэтами, прошедшими вой­ну или солдатскую службу в годы войны - Николаем Старшиновым, Борисом Слуц­ким, Евгением Винокуровым, Егором Исаевым, Юлией Друниной, Николаем Тряпки-ным, Виктором Боковым и другими поэтами. Вместе с А. Вознесенским в поэзию 1960-х годов пришли Евгений Евтушенко, Владимир Соколов, Александр Кушнер, Роберт Рождественский, Владимир Цыбин, Николай Рубцов, Белла Ахмадулина, Глеб Горбов-ский и другие.

Творчество Андрея Вознесенского занимает особое место в литературном процессе многозначностью образов, глубиной ассоциаций, сложностью поэтической формы.

Многие литературоведы и критики справедливо отмечали, что А. Вознесенский ни на кого не похож и своеобычностью иногда даже задорно бравирует, эпатируя читате­ля. Николай Асеев подчеркивал родственность А. Вознесенского В. Маяковскому: «... уж если отыскивать черты родоначального поэтического свойства, то это больше все­го напоминает стилистическую манеру В. Маяковского: тот же неуспокоенный, вне-традиционный стих, то же стремление выразить мысль своими средствами, не заим­ствуя их у других, свободное обращение со строкой в ее ритмическом и синтаксиче­ском разнообразии».

Андрей Вознесенский родился в Москве в 1932 году, в 1957 году окончил Москов­ский архитектурный институт. Поэтические сборники А. Вознесенского - «Парабола» (1960), «Мозаика» (1960), «Треугольная груша» (1962), «Антимиры» (1964), «Ахилле­сово сердце» (1966), «Тень звука» (1970), «Витражных дел мастера» (1978), «Прорабы духа» (1984), «Аксиома самоиска» (1990), «Гадание по книге»

(1995). В 1982 году в издательстве «Художественная литература» вышло собрание сочинений А. Вознесенского в трех томах. В 1978 г. за книгу «Витражных дел масте pa» поэт был удостоен Государственной премии СССР.

Первые произведения поэта привлекают свежим и радостным восприятием жиз­ни, неуемной энергией молодости.

От плотской забавы гудела спина, от плотницкой бабы, пилы, колуна. <...> А он только крякал, упруг и упрям расставивши краги, как башенный кран.

(«Баллада работы»)

В стихотворениях Вознесенского воспевается творческое начало в человеке, ра­дость работы, оптимистическое мироощущение. Современные строители сравнива­ются с Магелланом, Колумбом - открывателями новых миров:

В этом пристальном крае, отрицатели мглы, мы не ГЭС открываем - открываем ми­ры. И стоят возле клуба, описав полукруг, Магелланы, Колумбы Из Коломн и Калуг. («Репортаж с открытия ГЭС»)

Свежо и остро звучали сатирические обличительные стихотворения А. Вознесен­ского («Елена Сергеевна», 1958; «Ода» сплетникам», 1958; «Бьют женщину», 1960). Уве­ренно и резко отвергал молодой поэт несовместимые с красотой жизни принципы эгоизма и жестокости, жадности и тупости. В стихотворении «Прощание с Политех­ническим» (1962) Политехнический музей предстает как духовный центр, посетители которого не приемлют зла в любом обличье:

Политехнический - моя Россия!ты очень бережен и добр, как бог, лишь Маяковского не уберег. Поэты падают, дают финты меж сплетен, патоки и суеты...

(«Прощание с Политехническим»)

«Спрос» к человеку остро звучит и в «Потерянной балладе» (1962). Тематически это произведение связано и с поэмой «Оза» (1964), и с «Плачем по двум нерожден­ным поэмам». «Потерянная баллада» - это философское, медитативное произведение, в котором четко проявляется гражданская позиция поэта - быть сопричастным к судь­бе своего края, быть сопричастным к судьбам людей. В ней сказалось развитие А. Воз­несенским некрасовских традиций - «Человек создан быть опорой другому, потому что ему самому нужна опора». Этическая позиция А. Вознесенского в балладе выраже­на в строках стихотворения:

В нас влетают, как семена, чьи-то судьбы и имена. Это Переселение Душ. В нас вторгаются чьи-то тени, как в кадушках растут растенья...

Неравнодушие, ответственность за человека, забота о любимой побуждают лири­ческого героя предостеречь:

Ненайденыш мой, ненайденыш! Потерять себя - не пустяк вся бежишь, как вода в горстях...

(«Потерянная баллада»)

Поэзия А Вознесенского характеризуется остротой постановки проблем современ­ности, что выражено в поэтической формуле: «Какое время на дворе - таков Мессия». Болевую реакцию на проблемы современности - истончение человеческих связей, одиночество стариков и старух, ощущение покинутого и забытого всеми человека - А.


Вознесенский неоднократно воспроизводил в своих произведениях так же, как он с щемящей грустью сделал это в коротком пятистишии без рифм и без ясно ощутимого метра, напоминающим по жанру танку, - древнюю национальную форму пятистроч­ного стихотворения в японской поэзии:

Матери сиротеют. Дети их покидают. Ты мой ребенок, мама, брошенный мой ребенок.

(1964)

В поэмах «Оза», «Лонжюмо» (1962-1963), в циклах заграничных стихов «Монолог Мэрлин Монро» (1963), «Париж без рифм» (1963), «Монолог битника» (1961) А. Возне­сенский пишет о разрыве цивилизации и культуры, раздумывает о будущем планеты. В афористичной форме завершается в поэме «Оза» спор о проблеме человека и про­гресса:

Все прогрессыреакционны, если рушится человек.

Этические представления поэта выражает и афоризм:

Не купить нас холодной игрушкой, механическим соловейчиком! В жизни глав­ное - человечность.

В гротескной форме поэт отвергает мир торгашества, обесчело-веченный, роботи­зированный:

некогда думать, некогда в офисы - как в вагонетки, есть только брутто, нетто -быть человеком некогда!

Приговор поэта - отрицание мира «аукционов», «псевдопрогресса»:

Будь же проклята ты, громада программированного зверья...

Как антитеза роботизированному миру, миру «атомного циклотрона», которым ав­тор стремится придать душу, в поэме предстает другой образ - естественного мира, че­ловеческой души, живущей в гармонии с ним. На вопрос скептика: «А может, милый друг, мы впрямь сентиментальны? И душу удалят, как вредные миндалины?» - поэт отвечает:

Лишь одно на земле постоянно, словно свет звезды, что ушла, - продолжающееся сиянье, называли его душа.

Как объяснение в любви к своей земле звучат в поэме «Оза» строки:

Край мой, родина красоты, край Рублева, Блока, Ленина, где снега до ошеломления завораживающе чисты.

Современное мироощущение человека, противоборство «соли земли» и «сора зем­ли» прослеживается и в стихотворении «Антимиры». Плацдармом борьбы, как и в по­эме «Оза», в стихотворении являются души людей.

Таким образом, феномен поэзии А. Вознесенского заключается в призыве к челове­ку защитить все прекрасное в окружающем нас мире от жестокости, равнодушия, черствости. Об этом поэт говорит своему читателю в стихотворениях: «Первый лед» (1959), «Охота на зайца» (1963), «Монолог Мэрлин Монро» (1963), «Эскиз поэмы» (1965). Поэт негодует по поводу собственнических инстинктов торгашей от искусства, топчущих и чистоту чувств, и красоту реального мира, унижающих честь и достоин­ство человека.

...невыносимо, когда раздеты во всех афишах, во всех газе­тах, забыв, что сердце есть посередке, в тебя завертывают селедки.

(«Монолог Мэрлин Монро»)

Преемствуя традиции великой русской литературы, поэт ратует за высокие духов­ные ценности, за человека честного, совестливого, цельного, за «человека чести», ко­торого воспевал А. С. Пушкин в «Капитанской дочке». В стихотворении «Есть рус­ская интеллигенция» (1975) «порокам», «извечной дури», «индифферентной массе»


противопоставлены истинные интеллигенты, «пророки» отечества, привносящие в жизнь совесть и честь:

Есть русская интеллигенция. Вы думали - нет? Есть. Не масса индифферентная, а совесть страны и честь.

Глобальная метафора «ностальгии по настоящему» в художественном мире А. Воз­несенского воспринимается как принятие эстафеты Серебряного века русской литера­туры с его ожиданием «шестого чувства» (Н. Гумилев), как призыв к реализации нераскрытых возможностей:

Я не знаю, как остальные, но я чувствую жесточайшую не по прошлому носталь­гию - ностальгию по настоящему.

На обложке поэтического сборника А. Вознесенского «Ахиллесово сердце» изобра­жена кардиограмма. Трудно представить себе лучший образ, чтобы понять феномен его поэзии. «Ахиллесово сердце» поэта - легко ранимое, уязвимое, незащищенное -остро реагирует на жестокость и несправедливость, откликается на все горести и боль.

Основанная на документальных материалах поэма А. Вознесенского «Ров» (1986) рассказывает о чудовищных актах вандализма над могилами советских бойцов, вос­производит страшные по своему цинизму и жестокости факты мародерства в захоро­нениях расстрелянных фашистами мирных жителей, военнопленных, подпольщиков Симферополя в поисках золотых колец, украшений, золотых коронок.

В поэме, состоящей из прозы и стихов, повествование неоднократно прерывается авторским риторическим вопросом: «Ты куда ведешь, ров?».

Не оставляет без внимания поэт и тему взаимоотношения человека с природой -важнейшую в русской литературе как XIX, так и XX, начала XXI века. Мысль о вели­чайшей ответственности человека за «немое горе вселенной» (А. Платонов) раскрыва­ется поэтом в гротескном, парадоксальном, трагедийно-экспрессивном ключе в стихо­творениях: «Бобровый плач», «Песнь вечерняя», «Роща»:

Не трожь человека, деревце, костра в нем не разводи. И так в нем такое делается -боже, не приведи!

(«Роща», 1968)

Природа осмысляется автором как живое существо, нуждающееся в защите челове­ка («Кузнечик», «Реплика в экологической дискуссии», «Роща»). Стихотворение «Ро­ща» остротой постановки проблемы сопоставимо со страстными строками старшего современника А. Вознесенского - поэта Леонида Мартынова:

И твердит Природы голос: «В вашей власти, в вашей власти, Чтобы все не расколо­лось... На бессмысленные части!» («Слышу я природы голос...», 1965)

Лирика Вознесенского - страстный протест против любых форм порабощения чело­века человеком. В стихотворении «Бьют женщину» (1960) поэт славит женщину, со­хранившую в самых античеловеческих обстоятельствах свой душевный свет, и холод­ным презрением клеймит ее обидчика:

...Она как озеро лежала стояли очи как вода и не ему принадлежала как просека или звезда.

Особое место в творчестве поэта занимает любовная лирика. Любовь в понимании А. Вознесенского, - это активизация всех духовных сил человека, укрепление его свя­зей с миром:

Нас зовет к невозможнейшему любовь! А бывает, проснешься - в тебе звездопад, тополиные мысли и листья шумят.

(«Баллада яблоня», 1965)

Строки баллады - «Как женщины пахнут яблоком» перекликается со стихотворе­нием И. Северянина «Весенняя яблоня» (1910):

... Когда на озеро слетает сон стальной, Бываю с яблоней, как с девушкой больной. И, полный нежности и ласковой тоски, Благоуханные целую лепестки.

Любовная тема - одна из определяющих и в поэме «Оза». «Слушаю дыхание твое», - говорит лирический герой; это становится основной мотивацией его чувств и действий: он должен защитить хрупкую любовь от мира агрессии, ведь его любимая, как и все мироздание, состоит из атомов, которые легко можно разрушить. «Дай тебе не ведать потрясений», - просит судьбу герой. Обращаясь к грозному миру, он молит:


«Вы, микробы, люди, паровозы, умоляю! - / бережнее с ней».

На поэтике А. Вознесенского отразились его знания как архитектора. Его произве­дения «архитектурные, характеризуются четкой композиционной выстроенностью. Особый отпечаток носит ритмический рисунок стиха, в кульминационных моментах поэт прибегает к «рельефности», усиливая или приглушая звук, ударениями выделяя лексику, несущую особую смысловую нагрузку. Например, в поэме «Оза» мысль о вы­соком напряжении чувств влюбленного в местах особого эмоционального всплеска выделяется логическими ударениями:

Если боли людей сближают, то на черта мне жизнь без боли? Или, может, беда блуждает не за мной, а вдруг за тобою? <...> для меня важнейшее самоеКак тебя уберечь теперь!

А. Вознесенский часто использует панторифму - внутреннюю рифму в стихотворе­нии или в части его, что придает лирике особую эмоциональную окраску. Например:

Холод, хохот, конский топот да собачий звонкий лай. Мы, как дьяволы, работали, а сегодня - пей, гуляй! Гуляй! <...> Мимо ярмарок, где ярки яйца, кружки, караси. По соборной, по со­больей, по оборванной Руси - эх, ecu! - только ногиуноси!

(«Мастера», 1959)

Поэт прекрасно слышит звук улицы и леса, улавливает звуки жизни и передает это, используя эвфонию, - звуковые повторы, которые, перекликаясь, придают особую интонацию его лирике. Так, в «Мастерах» аллитерация и ассонанс создают слуховое ощущение тревожного набата колокола, особенно усиливающегося в финале 6-й гла­вы и несущего в себе элемент плача, причитания, свойственного обрядовой народной поэзии:

Завтра новый день рабочий грянет в тысячу ладов. Ой вы, плотнички, пилите тес для новых городов. Го-ро-дов? Может, лучше - для гробов?...

Своеобразие стилю А. Вознесенского придают также необычные сравнения и мета­форы. В его поэзии все действительно сравнивается со всем. Так, например, совы срав­ниваются с Кижами - «Спят Кижи, / как совы на нашесте» («Киж-озеро»); грусть срав­нивается с вишневой косточкой: «В Париже вы одни всегда / хоть никогда не в одино­честве, /ив смехе грусть, как в вишне косточка» («Париж без рифм»). Удачным явля­ется и сравнение абриса балерины Майи Плисецкой с «летящими египетскими конту­рами», а «балет рифмуется с полетом» («Портрет Плисецкой»). Особую образность придает поэзии и сравнение мчащихся мотоциклистов с дьяволами: «мотоциклисты в белых шлемах, как дьяволы в ночных горшках» («Париж без рифм»), сравнение - «из псов, как из зажигалок, светят тихие языки» («Охота на зайца») и многие другие.

Ряд сравнений Вознесенского носит глубокий ассоциативный характер, придаю­щий его поэзии зрелость философского трактата. Так, казалось бы, случайное сравне­ние мрака и мамонта в поэме «Мастера» - «сквозь белый фундамент трава прорастет. / И мрак, словно мамонт на землю сойдет» - вызывает мысли о рассказе Е. Замятина «Пещера» (1926), в котором автор описывает социальную катастрофу послереволюци­онной России: во мраке и холоде герои рассказа подавлены «огромной, ровной посту­пью какого-то ма-монтейшего мамонта».

Творческий путь А. Вознесенского характеризуется стремлением к художественно­му обновлению, поисками своих путей в модернизме, в неведомом поэтическом про­странстве. Его привлекают смежные искусства - живопись, театр, музыка. Желанием объединить поэзию и графику вызвано появление сборника «Изопы» - опыта «визу­альной поэзии».


А. Вознесенский так объясняет мотивы своего обращения к визуальной поэзии: «Изопы - это опыт изобразительной поэзии. В противовес эстрадной, чтецкой поэзии (ЧП) я попытался - чем черт не шутит! - написать „только для глаз". Если ЧП вбирает в себя черты актерства и роднится с музыкой, то изопы соединяют слова и графику, становятся структурами». И далее, ссылаясь на традиции древних обрядовых песнопе­ний, поэт аргументирует свой выбор: «Древние обрядовые песнопения на Руси писа­лись в виде акростиха и назывались краегласием. Таким образом, рисунок приобрета­ет звуковое выражение. <...> Мне тоже захотелось порисовать словами, превратить словесную метафору в графически зримую».

Изобразительность стиха подчас соединяется в поэзии А. Вознесенского с музы­кальностью. Поэма «Авось» положена на музыку композитором А. Рыбниковым. В 1974 году поэт пишет оперу-детектив «Дама треф». Одним из популярнейших постано­вок Театра на Таганке под руководством Ю. П. Любимова был и остается спектакль Вознесенского «Антимиры».

Итак, Андрей Вознесенский сумел выразить в своей поэзии страстную веру в чело­века, в гуманные ценности, воспеть радости жизни:

Чудо жить - необъяснимо. Кто не жил - что спорить с ними?!

(«Оза»)

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Как, на ваш взгляд, проявилось отношение А. Вознесенского к традициям рус­ской поэзии? Какова его роль в обновлении современной поэзии?

2. На материале стихотворений А. Вознесенского проследите, какую роль играет метафора в его поэзии?

3. Как раскрывает А. Вознесенский тему творчества в стихотворении «Плач по двум нерожденным поэмам»?

4. Прослушайте оперу «Юнона и Авось» композитора А. Рыбникова, написанную на поэму А. Вознесенского «Авось». Какие мысли рождают у вас образы поэмы?

5. Раскройте роль метафоры «ахиллесово сердце» в стихотворении «В дни неслы­ханно болевые...» в контексте всего творчества А. Вознесенского.

6. Напишите сочинение на тему: «В жизни главное - человечность...» Гуманизм по­эзии А. Вознесенского».

ЛИТЕРАТУРА

1. Вознесенский А. А. Собр соч.: В 3 т. - М., 1983.

2. Кожинов В. Стихи и поэзия. - М., 1980.

3. Михайлов А. Образ мира в поэзии Вознесенского // Вознесенский А. Избранная лирика.-М., 1979.

4. Озеров Л. Андрей Вознесенский и его поэзия // Вознесенский А. Собр. соч.: В 3 тт. Т. 1.-М., 1983.


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.055 с.