Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Топ:
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Интересное:
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Дисциплины:
2018-01-04 | 390 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Все прогреет - реакционны, если рушится человек
А |
ндрей Вознесенский относится к генерации поэтов «шестидесятников», чье детство опалила война и которое заявило о себе вслед за поэтами, прошедшими войну или солдатскую службу в годы войны - Николаем Старшиновым, Борисом Слуцким, Евгением Винокуровым, Егором Исаевым, Юлией Друниной, Николаем Тряпки-ным, Виктором Боковым и другими поэтами. Вместе с А. Вознесенским в поэзию 1960-х годов пришли Евгений Евтушенко, Владимир Соколов, Александр Кушнер, Роберт Рождественский, Владимир Цыбин, Николай Рубцов, Белла Ахмадулина, Глеб Горбов-ский и другие.
Творчество Андрея Вознесенского занимает особое место в литературном процессе многозначностью образов, глубиной ассоциаций, сложностью поэтической формы.
Многие литературоведы и критики справедливо отмечали, что А. Вознесенский ни на кого не похож и своеобычностью иногда даже задорно бравирует, эпатируя читателя. Николай Асеев подчеркивал родственность А. Вознесенского В. Маяковскому: «... уж если отыскивать черты родоначального поэтического свойства, то это больше всего напоминает стилистическую манеру В. Маяковского: тот же неуспокоенный, вне-традиционный стих, то же стремление выразить мысль своими средствами, не заимствуя их у других, свободное обращение со строкой в ее ритмическом и синтаксическом разнообразии».
Андрей Вознесенский родился в Москве в 1932 году, в 1957 году окончил Московский архитектурный институт. Поэтические сборники А. Вознесенского - «Парабола» (1960), «Мозаика» (1960), «Треугольная груша» (1962), «Антимиры» (1964), «Ахиллесово сердце» (1966), «Тень звука» (1970), «Витражных дел мастера» (1978), «Прорабы духа» (1984), «Аксиома самоиска» (1990), «Гадание по книге»
|
(1995). В 1982 году в издательстве «Художественная литература» вышло собрание сочинений А. Вознесенского в трех томах. В 1978 г. за книгу «Витражных дел масте pa» поэт был удостоен Государственной премии СССР.
Первые произведения поэта привлекают свежим и радостным восприятием жизни, неуемной энергией молодости.
От плотской забавы гудела спина, от плотницкой бабы, пилы, колуна. <...> А он только крякал, упруг и упрям расставивши краги, как башенный кран.
(«Баллада работы»)
В стихотворениях Вознесенского воспевается творческое начало в человеке, радость работы, оптимистическое мироощущение. Современные строители сравниваются с Магелланом, Колумбом - открывателями новых миров:
В этом пристальном крае, отрицатели мглы, мы не ГЭС открываем - открываем миры. И стоят возле клуба, описав полукруг, Магелланы, Колумбы Из Коломн и Калуг. («Репортаж с открытия ГЭС»)
Свежо и остро звучали сатирические обличительные стихотворения А. Вознесенского («Елена Сергеевна», 1958; «Ода» сплетникам», 1958; «Бьют женщину», 1960). Уверенно и резко отвергал молодой поэт несовместимые с красотой жизни принципы эгоизма и жестокости, жадности и тупости. В стихотворении «Прощание с Политехническим» (1962) Политехнический музей предстает как духовный центр, посетители которого не приемлют зла в любом обличье:
Политехнический - моя Россия! — ты очень бережен и добр, как бог, лишь Маяковского не уберег. Поэты падают, дают финты меж сплетен, патоки и суеты...
(«Прощание с Политехническим»)
«Спрос» к человеку остро звучит и в «Потерянной балладе» (1962). Тематически это произведение связано и с поэмой «Оза» (1964), и с «Плачем по двум нерожденным поэмам». «Потерянная баллада» - это философское, медитативное произведение, в котором четко проявляется гражданская позиция поэта - быть сопричастным к судьбе своего края, быть сопричастным к судьбам людей. В ней сказалось развитие А. Вознесенским некрасовских традиций - «Человек создан быть опорой другому, потому что ему самому нужна опора». Этическая позиция А. Вознесенского в балладе выражена в строках стихотворения:
|
В нас влетают, как семена, чьи-то судьбы и имена. Это Переселение Душ. В нас вторгаются чьи-то тени, как в кадушках растут растенья...
Неравнодушие, ответственность за человека, забота о любимой побуждают лирического героя предостеречь:
Ненайденыш мой, ненайденыш! Потерять себя - не пустяк вся бежишь, как вода в горстях...
(«Потерянная баллада»)
Поэзия А Вознесенского характеризуется остротой постановки проблем современности, что выражено в поэтической формуле: «Какое время на дворе - таков Мессия». Болевую реакцию на проблемы современности - истончение человеческих связей, одиночество стариков и старух, ощущение покинутого и забытого всеми человека - А.
Вознесенский неоднократно воспроизводил в своих произведениях так же, как он с щемящей грустью сделал это в коротком пятистишии без рифм и без ясно ощутимого метра, напоминающим по жанру танку, - древнюю национальную форму пятистрочного стихотворения в японской поэзии:
Матери сиротеют. Дети их покидают. Ты мой ребенок, мама, брошенный мой ребенок.
(1964)
В поэмах «Оза», «Лонжюмо» (1962-1963), в циклах заграничных стихов «Монолог Мэрлин Монро» (1963), «Париж без рифм» (1963), «Монолог битника» (1961) А. Вознесенский пишет о разрыве цивилизации и культуры, раздумывает о будущем планеты. В афористичной форме завершается в поэме «Оза» спор о проблеме человека и прогресса:
Все прогрессы — реакционны, если рушится человек.
Этические представления поэта выражает и афоризм:
Не купить нас холодной игрушкой, механическим соловейчиком! В жизни главное - человечность.
В гротескной форме поэт отвергает мир торгашества, обесчело-веченный, роботизированный:
некогда думать, некогда в офисы - как в вагонетки, есть только брутто, нетто -быть человеком некогда!
Приговор поэта - отрицание мира «аукционов», «псевдопрогресса»:
Будь же проклята ты, громада программированного зверья...
Как антитеза роботизированному миру, миру «атомного циклотрона», которым автор стремится придать душу, в поэме предстает другой образ - естественного мира, человеческой души, живущей в гармонии с ним. На вопрос скептика: «А может, милый друг, мы впрямь сентиментальны? И душу удалят, как вредные миндалины?» - поэт отвечает:
|
Лишь одно на земле постоянно, словно свет звезды, что ушла, - продолжающееся сиянье, называли его душа.
Как объяснение в любви к своей земле звучат в поэме «Оза» строки:
Край мой, родина красоты, край Рублева, Блока, Ленина, где снега до ошеломления завораживающе чисты.
Современное мироощущение человека, противоборство «соли земли» и «сора земли» прослеживается и в стихотворении «Антимиры». Плацдармом борьбы, как и в поэме «Оза», в стихотворении являются души людей.
Таким образом, феномен поэзии А. Вознесенского заключается в призыве к человеку защитить все прекрасное в окружающем нас мире от жестокости, равнодушия, черствости. Об этом поэт говорит своему читателю в стихотворениях: «Первый лед» (1959), «Охота на зайца» (1963), «Монолог Мэрлин Монро» (1963), «Эскиз поэмы» (1965). Поэт негодует по поводу собственнических инстинктов торгашей от искусства, топчущих и чистоту чувств, и красоту реального мира, унижающих честь и достоинство человека.
...невыносимо, когда раздеты во всех афишах, во всех газетах, забыв, что сердце есть посередке, в тебя завертывают селедки.
(«Монолог Мэрлин Монро»)
Преемствуя традиции великой русской литературы, поэт ратует за высокие духовные ценности, за человека честного, совестливого, цельного, за «человека чести», которого воспевал А. С. Пушкин в «Капитанской дочке». В стихотворении «Есть русская интеллигенция» (1975) «порокам», «извечной дури», «индифферентной массе»
противопоставлены истинные интеллигенты, «пророки» отечества, привносящие в жизнь совесть и честь:
Есть русская интеллигенция. Вы думали - нет? Есть. Не масса индифферентная, а совесть страны и честь.
Глобальная метафора «ностальгии по настоящему» в художественном мире А. Вознесенского воспринимается как принятие эстафеты Серебряного века русской литературы с его ожиданием «шестого чувства» (Н. Гумилев), как призыв к реализации нераскрытых возможностей:
Я не знаю, как остальные, но я чувствую жесточайшую не по прошлому ностальгию - ностальгию по настоящему.
На обложке поэтического сборника А. Вознесенского «Ахиллесово сердце» изображена кардиограмма. Трудно представить себе лучший образ, чтобы понять феномен его поэзии. «Ахиллесово сердце» поэта - легко ранимое, уязвимое, незащищенное -остро реагирует на жестокость и несправедливость, откликается на все горести и боль.
|
Основанная на документальных материалах поэма А. Вознесенского «Ров» (1986) рассказывает о чудовищных актах вандализма над могилами советских бойцов, воспроизводит страшные по своему цинизму и жестокости факты мародерства в захоронениях расстрелянных фашистами мирных жителей, военнопленных, подпольщиков Симферополя в поисках золотых колец, украшений, золотых коронок.
В поэме, состоящей из прозы и стихов, повествование неоднократно прерывается авторским риторическим вопросом: «Ты куда ведешь, ров?».
Не оставляет без внимания поэт и тему взаимоотношения человека с природой -важнейшую в русской литературе как XIX, так и XX, начала XXI века. Мысль о величайшей ответственности человека за «немое горе вселенной» (А. Платонов) раскрывается поэтом в гротескном, парадоксальном, трагедийно-экспрессивном ключе в стихотворениях: «Бобровый плач», «Песнь вечерняя», «Роща»:
Не трожь человека, деревце, костра в нем не разводи. И так в нем такое делается -боже, не приведи!
(«Роща», 1968)
Природа осмысляется автором как живое существо, нуждающееся в защите человека («Кузнечик», «Реплика в экологической дискуссии», «Роща»). Стихотворение «Роща» остротой постановки проблемы сопоставимо со страстными строками старшего современника А. Вознесенского - поэта Леонида Мартынова:
И твердит Природы голос: «В вашей власти, в вашей власти, Чтобы все не раскололось... На бессмысленные части!» («Слышу я природы голос...», 1965)
Лирика Вознесенского - страстный протест против любых форм порабощения человека человеком. В стихотворении «Бьют женщину» (1960) поэт славит женщину, сохранившую в самых античеловеческих обстоятельствах свой душевный свет, и холодным презрением клеймит ее обидчика:
...Она как озеро лежала стояли очи как вода и не ему принадлежала как просека или звезда.
Особое место в творчестве поэта занимает любовная лирика. Любовь в понимании А. Вознесенского, - это активизация всех духовных сил человека, укрепление его связей с миром:
Нас зовет к невозможнейшему любовь! А бывает, проснешься - в тебе звездопад, тополиные мысли и листья шумят.
(«Баллада яблоня», 1965)
Строки баллады - «Как женщины пахнут яблоком» перекликается со стихотворением И. Северянина «Весенняя яблоня» (1910):
... Когда на озеро слетает сон стальной, Бываю с яблоней, как с девушкой больной. И, полный нежности и ласковой тоски, Благоуханные целую лепестки.
|
Любовная тема - одна из определяющих и в поэме «Оза». «Слушаю дыхание твое», - говорит лирический герой; это становится основной мотивацией его чувств и действий: он должен защитить хрупкую любовь от мира агрессии, ведь его любимая, как и все мироздание, состоит из атомов, которые легко можно разрушить. «Дай тебе не ведать потрясений», - просит судьбу герой. Обращаясь к грозному миру, он молит:
«Вы, микробы, люди, паровозы, умоляю! - / бережнее с ней».
На поэтике А. Вознесенского отразились его знания как архитектора. Его произведения «архитектурные, характеризуются четкой композиционной выстроенностью. Особый отпечаток носит ритмический рисунок стиха, в кульминационных моментах поэт прибегает к «рельефности», усиливая или приглушая звук, ударениями выделяя лексику, несущую особую смысловую нагрузку. Например, в поэме «Оза» мысль о высоком напряжении чувств влюбленного в местах особого эмоционального всплеска выделяется логическими ударениями:
Если боли людей сближают, то на черта мне жизнь без боли? Или, может, беда блуждает не за мной, а вдруг за тобою? <...> для меня важнейшее самое — Как тебя уберечь теперь!
А. Вознесенский часто использует панторифму - внутреннюю рифму в стихотворении или в части его, что придает лирике особую эмоциональную окраску. Например:
Холод, хохот, конский топот да собачий звонкий лай. Мы, как дьяволы, работали, а сегодня - пей, гуляй! Гуляй! <...> Мимо ярмарок, где ярки яйца, кружки, караси. По соборной, по собольей, по оборванной Руси - эх, ecu! - только ногиуноси!
(«Мастера», 1959)
Поэт прекрасно слышит звук улицы и леса, улавливает звуки жизни и передает это, используя эвфонию, - звуковые повторы, которые, перекликаясь, придают особую интонацию его лирике. Так, в «Мастерах» аллитерация и ассонанс создают слуховое ощущение тревожного набата колокола, особенно усиливающегося в финале 6-й главы и несущего в себе элемент плача, причитания, свойственного обрядовой народной поэзии:
Завтра новый день рабочий грянет в тысячу ладов. Ой вы, плотнички, пилите тес для новых городов. Го-ро-дов? Может, лучше - для гробов?...
Своеобразие стилю А. Вознесенского придают также необычные сравнения и метафоры. В его поэзии все действительно сравнивается со всем. Так, например, совы сравниваются с Кижами - «Спят Кижи, / как совы на нашесте» («Киж-озеро»); грусть сравнивается с вишневой косточкой: «В Париже вы одни всегда / хоть никогда не в одиночестве, /ив смехе грусть, как в вишне косточка» («Париж без рифм»). Удачным является и сравнение абриса балерины Майи Плисецкой с «летящими египетскими контурами», а «балет рифмуется с полетом» («Портрет Плисецкой»). Особую образность придает поэзии и сравнение мчащихся мотоциклистов с дьяволами: «мотоциклисты в белых шлемах, как дьяволы в ночных горшках» («Париж без рифм»), сравнение - «из псов, как из зажигалок, светят тихие языки» («Охота на зайца») и многие другие.
Ряд сравнений Вознесенского носит глубокий ассоциативный характер, придающий его поэзии зрелость философского трактата. Так, казалось бы, случайное сравнение мрака и мамонта в поэме «Мастера» - «сквозь белый фундамент трава прорастет. / И мрак, словно мамонт на землю сойдет» - вызывает мысли о рассказе Е. Замятина «Пещера» (1926), в котором автор описывает социальную катастрофу послереволюционной России: во мраке и холоде герои рассказа подавлены «огромной, ровной поступью какого-то ма-монтейшего мамонта».
Творческий путь А. Вознесенского характеризуется стремлением к художественному обновлению, поисками своих путей в модернизме, в неведомом поэтическом пространстве. Его привлекают смежные искусства - живопись, театр, музыка. Желанием объединить поэзию и графику вызвано появление сборника «Изопы» - опыта «визуальной поэзии».
А. Вознесенский так объясняет мотивы своего обращения к визуальной поэзии: «Изопы - это опыт изобразительной поэзии. В противовес эстрадной, чтецкой поэзии (ЧП) я попытался - чем черт не шутит! - написать „только для глаз". Если ЧП вбирает в себя черты актерства и роднится с музыкой, то изопы соединяют слова и графику, становятся структурами». И далее, ссылаясь на традиции древних обрядовых песнопений, поэт аргументирует свой выбор: «Древние обрядовые песнопения на Руси писались в виде акростиха и назывались краегласием. Таким образом, рисунок приобретает звуковое выражение. <...> Мне тоже захотелось порисовать словами, превратить словесную метафору в графически зримую».
Изобразительность стиха подчас соединяется в поэзии А. Вознесенского с музыкальностью. Поэма «Авось» положена на музыку композитором А. Рыбниковым. В 1974 году поэт пишет оперу-детектив «Дама треф». Одним из популярнейших постановок Театра на Таганке под руководством Ю. П. Любимова был и остается спектакль Вознесенского «Антимиры».
Итак, Андрей Вознесенский сумел выразить в своей поэзии страстную веру в человека, в гуманные ценности, воспеть радости жизни:
Чудо жить - необъяснимо. Кто не жил - что спорить с ними?!
(«Оза»)
Вопросы и задания для самостоятельной работы
1. Как, на ваш взгляд, проявилось отношение А. Вознесенского к традициям русской поэзии? Какова его роль в обновлении современной поэзии?
2. На материале стихотворений А. Вознесенского проследите, какую роль играет метафора в его поэзии?
3. Как раскрывает А. Вознесенский тему творчества в стихотворении «Плач по двум нерожденным поэмам»?
4. Прослушайте оперу «Юнона и Авось» композитора А. Рыбникова, написанную на поэму А. Вознесенского «Авось». Какие мысли рождают у вас образы поэмы?
5. Раскройте роль метафоры «ахиллесово сердце» в стихотворении «В дни неслыханно болевые...» в контексте всего творчества А. Вознесенского.
6. Напишите сочинение на тему: «В жизни главное - человечность...» Гуманизм поэзии А. Вознесенского».
ЛИТЕРАТУРА
1. Вознесенский А. А. Собр соч.: В 3 т. - М., 1983.
2. Кожинов В. Стихи и поэзия. - М., 1980.
3. Михайлов А. Образ мира в поэзии Вознесенского // Вознесенский А. Избранная лирика.-М., 1979.
4. Озеров Л. Андрей Вознесенский и его поэзия // Вознесенский А. Собр. соч.: В 3 тт. Т. 1.-М., 1983.
|
|
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!