Учебно-ознакомительной, производственной практики, — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Учебно-ознакомительной, производственной практики,

2018-01-04 223
Учебно-ознакомительной, производственной практики, 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ПРОГРАММА

Учебно-ознакомительной, производственной практики,

Преддипломной (научно-исследовательской) практики

 

по направлению «Психология» 030300.62 (бакалавр),

по специальности «Психология» 030301.65 (специалист)

 

 

Составитель:

кандидат психологических наук,

доцент Комарова С.Л.

 

Москва

2011 / 2012 уч. год


 

Содержание

Пояснительная записка. 3

Основные принципы, особенности, задачи и цели профессиональной практики. 3

Профессиональная практика. Распределение видов практики по срокам обучения. 4

Особенности прохождения практики для студентов заочной формы обучения. 5

ВИДЫ ПРАКТИК:

УЧЕБНО-ОЗНАКОМИТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА.. 7

ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА.. 10

План-график проведения практики. 11

Стандартный план-график. 11

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА (как вариант производственной практики) 12

План-график проведения практики. 13

Стандартный план-график. 13

ПРЕДДИПЛОМНАЯ (НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ) ПРАКТИКА.. 15

План-график проведения практики. 15

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1. Примерная схема отзыва-характеристики
для освобождения от прохождения практики
. 16

Приложение 2. Титульный лист.. 17

Приложение 3. Примерная схема отчета студента-практиканта
по учебно-ознакомительной практике
. 18

Приложение 3. Примерная схема отчета студента-практиканта
по педагогической / производственной практике
. 20

Приложение 4. Рекомендации по ведению дневника практики и составлению индивидуального плана прохождения практики. 21

 

 

Пояснительная записка

Профессиональная практика занимает важное место в системе подготовки квалифицированного психолога. Практика является связующим звеном между теоретическим обучением студента и его самостоятельной практической деятельностью.

Различные виды практики (учебно-ознакомительная, педагогическая, производственная, научно-исследовательская и квалификационная) осуществляются в определенной системе и последовательности. Виды и длительность практики определены ФГОСом высшего профессионального образования. Сроки проведения практики определены учебными планами, а порядок ее проведения - рекомендациями по организации практики Министерства образования РФ.

Настоящая программа определяет задачи, цели, содержание, порядок организации и проведения педагогической практики, производственной практики и научно-исследовательской практики, определяет место различных видов практик в системе всего обучения в целом.

Основные принципы, особенности, задачи и цели
профессиональной практики

Пропедевтическая направленность.

Прежде чем включить студента в профессиональную деятельность, необходимо сформировать у него базовые умения и навыки: ориентации в условиях современной цивилизации, профессионального анализа психологических явлений, гностические, конструктивные и коммуникативные умения. Поэтому практике на старших курсах предшествует изучение предметов теоретического курса, практикумы по предметам и учебно-ознакомительная практика. Все это способствует формированию вышеперечисленных умений.

Связь с предметами теоретического курса.

Профессиональная практика логически вытекает из основного блока общепрофессиональных дисциплин: «Введение в специальность», «Общая психология», «Общий психологический практикум», помогает применять практические знания, полученные в ходе изучения курсов: «Педагогическая психология», «Возрастная психология и психология развития», «Психология труда», «Социальная психология», «Специальная психология» и дисциплин специализации.

Развитие профессионального мышления.

Прежде чем приступить к самостоятельной профессиональной деятельности студент должен накопить опыт анализа, развить психологическую интуицию и мастерство. Этому способствуют наблюдение и анализ работы психолога в условиях различных типов учреждений, просмотр видеозаписей работы специалистов - психологов (тренинги, консультации, деловые игры), чтение и изучение специальной литературы.

Профессиональная практика исполняет роль базового основания, позволяющего подготовить студента к условиям профессиональной деятельности (см. таблицу).

Профессиональная практика
Распределение видов практики по срокам обучения бакалавров и специалистов

  Вид практики   курс кол-во не-дель   Содержание практики   Оцен-ка
Учебно-озна­комительная практика   I (II)           Ознакомление с формами и методами работы психологов в различных учреж­дениях и организациях. Приобретение первичных профессиональных навыков. Дифференциров. зачет
  Производст-венная практика   III (IV)       Самостоятельное осуществление психо­лого-педагогической деятельности, вы­полнение функций психолога. Психоди­агностическая работа. Проведение кон­сультаций для различных возрастных групп. Приобретение практических на­выков педагогического общения. Освое­ние методов коррекционной работы. Со­ставление коррекционных программ. Студенты работают в качестве психоло­гов, менеджеров по персоналу, специа­листов кадровых служб, в структурах организаций. Закрепление навыков, по­лученных при изучении теоретического курса. Участие в обучающих тренингах и семинарах. Самостоятельное проведе­ние различных видов консультаций.   Дифференцированный зачет
  Преддипломная практика   V (VI)           Основная цель: выполнение научно-исследовательской квалификационная работы. Самостоятельная работа в качестве прак­тического психолога. Проведение диаг­ностических исследований по избранной тематике. Освоение методов экспери­ментальной работы и методов работы с научной литературой. Подготовка выпу­скной квалификационной работы.   Дифференцированный зачет

 

В соответствии с квалификационными требованиями выпускник должен обладать необходимыми базовыми знаниями, умениями и навыками.

Студенты приобретают навыки решения комплексных задач в системе производства, образования, здравоохранения, управления, социальной сферы; учатся осуществлять следующие виды профессиональной деятельности:

· диагностическую;

· консультативную;

· учебно-воспитательную;

· культурно-просветительскую;

· научно-исследовательскую.

Эти требования реализуются в содержании всех видов практики.

Профессиональная практика решает ряд специфических задач:

- адаптировать студента к реальным условиям работы в различных учреждениях и организациях;

- создать условия для практического применения знаний обще-профессиональных и специальных дисциплин;

- формировать и совершенствовать базовые профессиональные навыки и умения;

- обеспечить успешность дальнейшей профессиональной деятельности.

Практика, как важнейшая часть профессиональной подготовки психолога направлена на достижение следующих целей:

- обучение навыкам решения практических задач;

- освоение умения ставить цели и формулировать задачи индивидуальной и коллективной деятельности;

- закрепление теоретических знаний и получение навыков их практического применения;

- формирование профессиональной позиции психолога, стиля поведения, освоение профессиональной этики.

Итоги практики предполагают:

- углубление и закрепление теоретических знаний, применение их на практике в самостоятельной деятельности;

- развитие и закрепление положительного отношения к избранной профессии, стимулирование стремления к изучению специальных дисциплин;

- вооружение студентов умением работать с психодиагностическими методиками, самостоятельно планировать и проводить психологические исследования и интерпретировать их результаты;

- готовность студента к самостоятельной профессиональной деятельности с различным возрастным контингентом.

Практическая деятельность подчинена формированию профессионально-психологических умений, а качество их усвоения является главным критерием оценки результатов практики.

Особенности прохождения практики для студентов заочной формы обучения обусловлены возможным наличием навыков практической деятельности по избранной специальности.

В зависимости от наличия опыта практической деятельности и ее характера, можно выделить 2 группы практикантов.

К I группе относятся студенты, работающие по специальности, соответствующей профилю факультета.

Ко II группе относятся студенты, имеющие опыт работы в образовательных, медицинских учреждениях и организациях социального профиля.

I и II группа студентов по их заявлению с приложением справки с работы может освобождаться от прохождения всех видов практики кроме преддипломной (научно-исследовательской) практики.

Дифференцированный зачет по указанным видам практики для студентов-практикантов I и II групп выставляется на основании отзыва-характеристики с места работы, подписанного и заверенного руководителем. Документы предоставляются в учебную часть за неделю до начала сроков практики. При отрицательной характеристике и/или ее отсутствии в установленный срок, студент проходит практику в полном объеме, предусмотренном учебным планом.

К III группе относятся студенты, не имеющие опыта практической работы по избранной специальности. III группа студентов выполняет полностью задания по всем видам практики.

Место проведения практики студент выбирает самостоятельно, исходя из целей и задач конкретного вида практики. Допустимо прохождение практики по месту основной работы при условии возможности выполнения всех заданий, предусмотренных программой профессиональной практики.

Задания по учебно-ознакомительной и производственной практике выполняются студентами самостоятельно по индивидуальному плану в сроки, установленные учебным планом.

Дифференцированный зачет выставляется студенту на основании отчетных документов, составленных по предложенной форме, в срок, определенный для сдачи зачета по практике.

План организации учебно-ознакомительной практики

  Сферы профессиональной деятельности психолога Основные виды работы Содержание работы студентов ФДО по овладению практическими навыками Кол-во часов
1.   Установочная конференция по учебно-ознакомительной практике. Цели и задачи учебно-ознакомительной практики. Знакомство с этическим кодексом психолога. Структура психологической службы, специфика работы психолога. Знакомство с основной рабочей документацией психолога в различных сферах деятельности психолога. Знакомство с формами работы и отчетности во время и по истечению прохождения практики. 1,5 часа
2. Работа психолога в системе образования 1) Посещение общеобразовательных и специальных дошкольных образовательных учреждений. 2) Знакомство с психологической службой школы   3) Знакомство с работой психолога с детьми с особыми образовательными нуждами (одаренные дети, глухие и слабослышащие дети, студенты-инвалиды) 4) ЦПМСС как учреждение образования, оказывающее различные виды помощи населению. Знакомство со спецификой запросов в данных учреждениях. Пути помощи детям, педагогам и родителям. Основные направления помощи.   Анализ специфики запросов, связанных с младшим школьным и подростковым возрастами. Методы помощи участникам образовательного процесса. Знакомство с работой психолога в данном направлении. Основные трудности в работе психолога с педагогами, родителями, обучающимися детьми и взрослыми.     Разновидности Центров в системе образования. Основные направления их работы. Структура и подчинения. Взаимодействие с различными образовательными учреждениями.     70 часов
3. Работа психолога в системе здравоохранения Посещение учреждений системы здравоохранения Роль психолога в системе здравоохранения. Соблюдение техники безопасности при работе с психически больными людьми. Знакомство с экспертной деятельностью психолога в системе здравоохранения.
4. Работа психолога в социальной сфере Посещение учреждений социальной сферы (детские социальные приюты, дома престарелых) Знакомство с функциональными обязанностями психолога в данной сфере. Знакомство с формами и методами работы психолога.
5. Работа психолога в органах внутренних дел Посещение учреждение системы органов внутренних дел Знакомство с нормативными документами, регламентирующими деятельность психолога в органах внутренних дел, а также с ролью психолога в данной сфере деятельности.
6. Работа психолога с персоналом в организациях Посещение организации Роль психолога в организации. Показатели эффективности работы психолога в данной сфере. Участие в групповой работе психолога.
7. Различные психологические службы Знакомство со службами, оказывающими экстренную психологическую помощь. Работа психолога в психологическом центре.   Знакомство со службой «Телефон доверия», документами, регламентирующими работу психолога в данной сфере. Знакомство с методами работы психолога по наиболее частым запросам. Определение стратегий психологической помощи клиенту.
8.   Оформление документации и консультации   17 часов
9.   Зачет (итоговая конференция) по учебно-ознакомительной практике Подведение итогов по проделанной работе. 1,5 часа

 

ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА

Примечание. Студент может самостоятельно выбрать место прохождения практики, исходя из предложенных институтом базовых учреждений или на основании собственной договоренности. В последнем случае необходимо согласие декана и заполненное направление из выбранного учреждения. Допускается досрочное прохождение производственной практики студентом.

 

Цель производственной практики:

Становление психолого-педагогической компетентности студентов как одного из важнейших факторов профессионализма; приобретение опыта самостоятельной работы в качестве психолога.

Задачи производственной практики:

1) закреплять навыки практической работы психолога, полученные при изучении теоретического курса;

2) закреплять умение отбирать и использовать наиболее эффективные формы и методы работы с различными категориями и возрастными группами;

3) формировать творческий исследовательский подход к профессиональной деятельности, приобрести опыт планирования и организации исследования;

4) приобрести опыт подготовки отчетной документации и умение оформлять текущую документацию психолога.

В ходе производственной практики студенты выполняют следующие виды деятельности (по выбору):

- Самостоятельно работают в качестве психологов (педагога-психолога, психолога-консультанта, семейного психолога), менеджеров по персоналу, специа­листов кадровых служб, в структурах организаций и т.д.

- Проводят диагностическую, консультативную, коррекционно-развивающую работу с различными возрастными группами.

- Участвуют в обучающих тренингах и семинарах.

- Самостоятельно проводят различные виды консультаций.

- Проводят психодиагностику развития и составляют коррекционно-развивающую программу на основе результатов диагностики.

- Готовят и проводят занятие (семинар) по актуальной психологической теме.

- Составляют отчет по результатам работы.

План-график проведения практики

Продолжительность практики - 5 недель. При планировании работы целесообразно исходить из рекомендуемого распределения рабочего времени психолога. В частности половину времени запланировать на непосредственную работу с различными участниками образовательного процесса, с клиентами, родителями, педагогами, детьми и т.д. Однако с поправкой на только становящиеся навыки практической работы у студентов, им предоставляется возможность больше времени уделять подготовке, оформлению материалов, аналитической деятельности и рефлексии. Поэтому непосредственная работа на выбранной базе практики должна составить 10 часов в неделю. Подготовка к проведению диагностической и развивающей работы, обработка результатов диагностики, составление рекомендаций, подбор и оформление методических материалов, заполнение дневников, подготовка отчета и прочей документации – 20 часов в неделю. Студенты работают по индивидуальному графику, который составляется практикантом на основе стандартного плана-графика и согласовывается с научным руководителем выпускной квалификационной работы студента и руководителем по месту прохождения практики.

Стандартный план-график

до начала практики - Ознакомление студентов с программой практики. Выбор формы и места ее прохождения. Консультации по вопросам организации практики.

1 неделя - Знакомство с учреждением, администрацией, педагогом-психологом. Установочная консультация руководителя дипломной работы и руководителя учреждения практики. Составление и согласование индивидуальных планов-графиков. Ознакомление с деятельностью базового учреждения и спецификой работы в нем психолога. Проведение наблюдения. Посещение кабинета психолога, ознакомление с его методическим и дидактическим оснащением.

2 неделя - Психологическое просвещение. Подбор и оформление методических материалов. Разработка и проведение занятия (семинара). Самоанализ его проведения.

3 неделя - Подбор диагностических методик для обследования. Проведение психодиагностической работы. Анализ результатов. Планирование коррекционно-развивающей и консультационной работы по результатам.

4 неделя - Коррекционно-развивающая и консультационная работа по итогам проведенного обследования.

5 неделя - Проведение обсуждения полученных результатов с руководителем. Подготовка, оформление и сдача отчета по производственной практике.

10.05 – Оформление и сдача отчета по производственной практике.

24.05 – Итоговая аттестация в институте: зачет по практике.

 

Отчетность для студентов по окончании производственной практики

Шаблоны документов для заполнения выставлены на сайте в разделе «Практика».

Отчет о проведенной работе включает в себя:

1) Заполненный Дневник практики на 150 часов, из которых 50 часов - непосредственная работа в базовом учреждении (данные 50 часов заверяются печатью учреждения и подписью его руководителя).

2) Индивидуальный план-график работы (на 5 недель), заверенный научным руководителем выпускной квалификационной работы студента.

3) Практические материалы, подтверждающие профессиональную деятельность студента-практиканта (протоколы наблюдений и обследований, составленные психолого-педагогические характеристики, планы-конспекты развивающих занятий, коррекционно-развивающую программу, составленную на основе результатов диагностики, и т.п.).

4) Анализ результатов практической деятельности, в т.ч. небольшое эссе, в котором отражены: общие впечатления от учреждения практики, свои основные достижения, свои основные трудности и обнаруженные пробелы в з.у.н., рефлексия процесса и результатов общения, общее впечатление от практики (что понравилось и особенно запомнилось, рекомендации по дальнейшей организации педпрактики) и ее основные результаты с точки зрения профессионального и личностного роста.

5) Справка из учреждения, подтверждающая прохождение в нем студентом производственной практики.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА (вариант производственной пр.)

Цель педагогической практики:

Становление психолого-педагогической компетентности студентов как одного из важнейших факторов профессионализма; приобретение опыта взаимодействия с учащимися, воспитанниками и их родителями, с педагогами, практическими психологами, учителями-логопедами и другими специалистами; приобретение опыта самостоятельной работы в качестве психолога.

Задачи педагогической практики:

1) овладеть навыками практической работы психолога, углубить и закрепить теоретические знания студентов;

2) ознакомиться с особенностями организации, содержанием и методами работы психолога, формировать умение отбирать и использовать наиболее эффективные формы и методы работы с различными возрастными группами;

3) формировать творческий исследовательский подход к профессиональной деятельности, провести самостоятельное психологическое исследование развития конкретных воспитанников, учащихся и т.п., приобрести опыт планирования и организации исследования;

4) наметить коррекционно-развивающую работу по результатам наблюдения и психодиагностики, опробовать ее проведение;

5) обсудить полученные в ходе наблюдений и исследований результаты с педагогами, родителями и т.п.;

6) подготовить методические материалы для педагогов и родителей;

7) приобрести опыт подготовки отчетной документации и умение оформлять текущую документацию психолога.

 

В ходе педагогической практики студенты выполняют следующие виды деятельности:

- Самостоятельно работают в качестве психолога (педагога-психолога, психолога-консультанта).

- Проводят диагностическую, консультативную и коррекционно-развивающую работу с различными возрастными группами.

- Проводят психодиагностику развития и составляют коррекционно-развивающую программу на основе результатов диагностики. (Например, уровень психологической готовности детей к школьному обучению, развитие памяти, внимания, мышления, тренинги личностного роста и т.д.)

- Готовят и проводят занятие (семинар) по актуальной психологической теме (для педагогов, родителей или учащихся).

- Составляют отчет по результатам работы.

План-график проведения практики

Продолжительность практики - 5 недель. При планировании работы целесообразно исходить из рекомендуемого распределения рабочего времени психолога. В частности половину времени запланировать на непосредственную работу с различными участниками образовательного процесса, с клиентами, родителями, педагогами, детьми и т.д. Однако с поправкой на только становящиеся навыки практической работы у студентов, им предоставляется возможность больше времени уделять подготовке, оформлению материалов, аналитической деятельности и рефлексии. Поэтому непосредственная работа на выбранной базе практики должна составить 10 часов в неделю. Подготовка к проведению диагностической и развивающей работы, обработка результатов диагностики, составление рекомендаций, подбор и оформление методических материалов, заполнение дневников, подготовка отчета и прочей документации – 20 часов в неделю.

Студенты работают по индивидуальному графику, который составляется практикантом на основе стандартного плана-графика, и согласовывается с руководителем практики от института и руководителем по месту прохождения практики.

Стандартный план-график

до начала - Ознакомление студентов с программой практики. Выбор формы и места ее прохождения. Консультации по вопросам организации практики.

1 занятие - Знакомство с базовым учреждением, администрацией, педагогом-психологом. Составление и согласование индивидуальных планов-графиков.

Установочная консультация руководителя практики базового учреждения.

1 неделя -Ознакомление с программами базового учреждения. Посещение занятий. Проведение наблюдения. Подбор диагностических методик для обследования. Посещение кабинета психолога, ознакомление с его методическим и дидактическим оснащением.

2 неделя - Психологическое просвещение. Подбор и оформление методических материалов для воспитателей и родителей. Разработка и проведение занятия (семинара). Самоанализ его проведения.

3 неделя – Собеседование с педагогом-психологом (руководителем базы практики) по организации и проведению диагностической и развивающей работы с учащимися, воспитанниками и т.д. Проведение психодиагностической работы. Анализ результатов. Планирование коррекционно-развивающей работы по результатам.

4 неделя - Коррекционно-развивающая и консультационная работа по итогам проведенного обследования. Проведение обсуждения полученных результатов с педагогом, психологом, родителем.

5 неделя – Консультации с руководителем практики. Подготовка отчета по педагогической практике.

10.05 – Оформление и сдача отчета по педагогической практике.

24.05 – Итоговая аттестация в институте: зачет по педагогической практике.

Отчетность для студентов по окончании педагогической практики

План-график проведения практики

Продолжительность практики - 8 недель. Студенты работают по индивидуальному графику, который составляется практикантом и согласовывается с научным руководителем выпускной квалификационной работы студента (он является руководителем практики от института).

Отчетность для студентов

Список рекомендуемой литературы

 

1. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. М., Класс, 2000.

2. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе.

3. Диагностика умственного развития дошкольников. / Под ред. Л.А.Венгера и В.В.Холмовской. – М., 1978.

4. Ермолаева М.В., Захарова А.Е., Калинина Л.И., Наумова С.И. Психолого-педагогическая практика в системе образования. – М., Воронеж, 1998.

5. Зак А.З. Развитие способностей детей 5-12 лет. – М., 1999.

6. Караянц А. Г., Сыромятников И. В. Прикладная военная психология. Спб.: Питер, 2006.

7. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. – М., 2004.

8. Мейган М. Работа с персоналом: введение в должность. СПб. Питер,2002.

9. Меновщиков В. Ю. Психологическое консультирование: работа с кризисными и проблемными ситуациями. М.: Смысл, 2005.

10. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – М., 1996.

11. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. - М., 2000.

12. Осипова А. А. Справочник психолога по работе в кризисных ситуациях. Ростов н/Дону, 2005.

13. Памфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности. СПб., Знание, 2001.

14. Практическая психология образования. / Под ред. Дубровиной И.В. - М.: «Сфера», 2000.

15. Психолог в дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности. / Под ред. Т.В.Лаврентьевой. – М., 2002.

16. Психологическая помощь и консультирование в практической психологии. / Под. ред. Тутушкиной М.К. – СПб., 1999.

17. Психологические аспекты подбора и проверки персонала. Сост. Литвинцева Н.А. М., 1997.

18. Психологическое обследование детей дошкольного - младшего школьного возраста. / Ред.-сост. Бурменская Г.В. – М., 2003.

19. Рабочая книга практического психолога: пособие для специалистов, работающих с персоналом. Под ред. А.А. Бодалева. – М., 2001.

20. Развитие воображения и коррекция детей с трудностями в поведении. Сост. Кравцова Е.Е. Смоленск 1992.

21. Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Самара: «Бахрах-М», 2004.

22. Романова Е.С. Психодиагностика. – М., 2005.

23. Руководство практического психолога: готовность к школе. / Под. ред. И.В.Дубровиной. – М., 1997.

24. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционные программы. – М.: Новая школа, 1993.

25. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. – М., 1995.

26. Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. Томск. Курсив, 1995.

27. Шахова И.П. Практикум по лабораторным работам курса «Возрастная психология». – М.–Воронеж, 1998.

28. Шульц Д., Шульц С. Психология и работа: СПб. Питер, 2003.

 

ПРОГРАММА

учебно-ознакомительной, производственной практики,


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.108 с.