Описание работы на этапе формирования умений самопознания с помощью рефлексивного дневника — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Описание работы на этапе формирования умений самопознания с помощью рефлексивного дневника

2018-01-04 561
Описание работы на этапе формирования умений самопознания с помощью рефлексивного дневника 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Функцию знакомства с дневником выполняет «Обращение автора к ученикам и их родителям». Обращение к детям построено в форме диалога и отражает направленность, назначение дневника.

Ученикам предлагается сформулировать и записать вопросы, которые появляются у них при прочтении названия – рефлексивный дневник. С первой страницы начинается формирование умения искать ответы на свои вопросы в справочной литературе, других источниках, делать целенаправленный запрос к источникам информации.

Приведём краткие выдержки из текста, предлагаемого школьникам:

Справка: Рефлексия – это умения само анализа, само контроля и само оценки.

Дневник – это само стоятельные записи по дням, по порядку.

Вы уже увидели главное?

Рефлексивный дневник – это странички развития вашей само стоятельности.

Если вы не нашли ответов на все свои вопросы, подумайте у кого или где их можно узнать!

С помощью самостоятельных размышлений дети узнают, что такое рефлексивный дневник и для чего он предназначен, т.е. цель своей работы с дневником. (Рефлексивный дневник поможет вам учить себя, то есть учиться!)

Им предлагается выяснить, что значит «уметь учиться».

Учить-ся – это значит учить себя! Возвратная частица «ся» означает направленность действия на себя. Например: умывать-ся – умывать себя, одевать-ся – одевать себя, причёсывать-ся – причёсывать себя, тренировать-ся – тренировать себя, следовательно, учиться – учить себя.

Ученики узнают ещё об одной функции дневника – это «друг». На страничках дневника они смогут записывать свои мысли, рисовать, беседовать с учителем, родителями, друзьями и … самим собой!

В обращении к родителям как заинтересованным участникам учебного процесса объясняется назначение дневника, его особенная актуальность при работе в условиях безотметочного обучения.

Знакомство с дневником и его предназначением продолжается на страничке: «Я учусь учить+ся». В чём мне должен помочь рефлексивный дневник».

«Я учусь учить+ся» – я учусь учить себя, т.е. приобретаю умение учиться. Эта страничка знакомит начинающего ученика с теми умениями, которые он будет приобретать в процессе работы с рефлексивным дневником. Эти умения помогут ему организовывать свою самостоятельную учебную деятельность и учебную деятельность на уроке.

Он научится:

– «видеть» свои «открытия», успехи, проблемы в познавательной деятельности;

– делать целенаправленный запрос о помощи – в чём мне нужна помощь и где, у кого я могу её получить;

– оценивать свою работу на уроке – проводить интеллектуальную, эмоциональную, физическую рефлексию;

– оценивать работу другого ученика на уроке;

– планировать свою познавательную деятельность.

Семь умений, которые будет приобретать начинающий школьник, представлены ему в виде ребуса , в котором зашифрован важный смысл: «во всём мне помогает моя семья», так как родители младших школьников являются заинтересованными участниками процесса обучения своего ребёнка.

Функцию знакомства с учеником выполняет страничка «Визитная карточка ученика». Предоставляет ребёнку возможность учиться, осознавать себя личностью, индивидуальностью: Какой Я? Что мне нравится в себе, жизни, школе? Что хотелось бы изменить? Что для этого нужно? Ребёнок учится задавать вопросы самому себе, другу, искать и получать ответы.

Визитная карточка позволяет учителю и родителям «открыть», лучше узнать внутренний мир ребёнка, оценить глубину его вопросов и ответов самому себе, степень его принятия себя.

После знакомства с содержанием первых двух страничек учитель предлагает детям заполнить визитную карточку ученика. (Этой работе можно посвятить тематический классный час «Что такое рефлексия и рефлексивный дневник?» или предложить ученикам заполнить страничку-визитку дома, познакомив своих родителей с дневником.) На эту работу нужно отвести 2–3 дня, затем собрать дневники, чтобы «познакомиться заново» со своими учениками и обязательно дать положительную оценку первым «откровениям» учеников: «Спасибо!», «Очень интересно!», «Очень приятно с тобой познакомиться!», «Ты оказывается очень интересный человек, спасибо!», «Какие у тебя глубокие мысли, спасибо!» и т.д.

В дневнике представлена также страничка «Секретная информация»: «Мои вопросы к учителю. Мои проблемы в жизни, учёбе» (последняя страница дневника). Здесь ребёнок по желанию может задавать волнующие его вопросы учителю и получать ответы в устной или письменной форме. (При этом учителю необходимо соблюдать право ребёнка на тайну переписки.) Страничка «Секретная информация» сгибается пополам по пунктирной линии, чтобы «секрет» был спрятан внутри страницы.

 

 

4.4. Описание работына этапе формирования конструктивных (прогностических, проективных) умений с помощью рефлексивного дневника

Страничка «Мои учебные возможности. Прогноз» предназначена для развития прогностических умений ученика (умений целеполагания). Ученику предлагается справка: прогноз – моя цель, моя мечта, моё предположение. Ребёнок делает прогноз, т. е. ставит для себя цель – учиться не ниже того уровня, который он сам определил, следовательно, ему необходимо прикладывать усилия для достижения обозначенного уровня.

В рамочках-прямоугольниках учащимся предлагаются условные обозначения уровней возможностей. Ученики закрашивают клеточки в таблице тем цветом, который соответствует их уровню возможностей по предметам:

высокий уровеньжёлтый цвет (золотой, солнечный);

повышенный уровень – зелёный цвет;

средний уровень – синий цвет;

низкий уровень – красный цвет (тревожный).

Этот выбор цветов соответствует цветовой памятке: «Моё настроение», которая в дальнейшем будет применяться при работе по рефлексивной карте.

Единство требований помогает избежать в дальнейшей работе путаницы в цветовых обозначениях.

Учитель не должен советовать, тем более навязывать выбор уровня возможностей ученику. Ребёнку необходимо самому выявить совпадение или несовпадение его уровня притязаний (желания) с уровнем возможностей по данному учебному предмету.

Страничка «Мои учебные возможности. Результат. Рефлексия – совпал ли мой прогноз с результатом» предназначена для формирования рефлексивных умений. По окончании наблюдаемого периода (в конце каждого месяца) необходимо подвести итоги: достиг ли ребёнок той «планки», которую себе определил. Для этого необходимо в таблице закрасить соответствующую клеточку в соответствии с тем уровнем возможностей, который был в течение прошедшего времени.

Снова ученику предлагается справка: результат – реализованные (реальные возможности). Ученик проводит сопоставление: совпал ли прогноз с результатом, и осуществляет корректировку уровня возможностей при составлении прогноза на следующий месяц.

Страничка «Итоговая самооценка уровня возможностей по учебным предметам. Оценка родителей. Оценка товарища» предназначена для развития самооценки. По окончании наблюдений (в конце триместра) ученику предлагается зафиксировать итоговую самооценку уровня возможностей по учебным предметам с помощью «волшебных линеечек» (уровневых шкал).

Далее предлагается оценить уровень возможностей ученика родителям и товарищам (по выбору самого ученика). Это служит выработке объективности суждений и у того ребёнка, которому доверено оценить возможности друга, и у родителей ученика, и у самого оцениваемого. В случае несовпадения мнений есть повод для размышлений и обсуждения причины разногласий.

Работа учащихся на страничке «Мои интересы» предназначена для выявления и осознания собственных познавательных интересов (целеформирование – я желаю). Начинающим ученикам можно сказать, что самостоятельный человек должен уметь ставить цели, определять, что ему необходимо в жизни, интересно.

Ученики заполняют таблицу «Мои интересы». Перед заполнением таблицы учитель знакомит детей с учебным недельным планом – количеством часов в неделю, отведённым на каждый предмет по программе. Например: русский язык – в неделю 5 ч, математика – 5 ч, литературное чтение – 5 ч, окружающий мир – 1 ч и т. д. Дети заполняют графу «Положено в неделю». Затем в графе «Я желаю» им предлагается проставить то количество часов, которое им хотелось бы по собственному индивидуальному плану. Ниже таблицы, на специально отведённых линеечках под заголовком «Какие ещё предметы желаю изучать» дети пишут названия других, интересных им предметов, может быть даже тех, о которых они только слышали или знают, что они существуют, но не входят в план начальной школы, или которыми они увлечены, имеют отдельные сведения, или занимаются ими вне школы.

Таким образом, ребёнку предоставляется возможность осознать свои познавательные интересы на данный момент. Родители и учитель получают информацию о кругозоре ученика, направленности его интересов. Это позволит организовать успешную индивидуальную самостоятельную работу каждого. Ученики начальных классов демонстрируют достаточно широкий кругозор интересов. Среди называемых ими предметов – тригонометрия, алгебра, геометрия, история, астрономия, химия, физика, анатомия, биология, география, иностранные языки, танцы, домоводство. На данном этапе нужно сообщить детям, что планы начальной школы не предусматривают возможности изучения всех предметов, которые им интересны, но самостоятельный человек должен уметь «добывать» знания сам. Эти знания обязательно помогут стать ему умным, интересным, успешным в жизни.

С работы на страничке «Я учусь планировать! Планирование самостоятельной познавательной деятельности. Я – взрослый, я – работаю сам!» начинается формирование проективных умений младших школьников (умений планировать) – целереализация.

Самостоятельный человек должен уметь не только ставить перед собой цели, но и достигать их. Для этого ему нужно уметь планировать (предвидеть, знать свои действия по достижению цели). Дети обучаются прежде всего через собственные действия. Задача учителя – показать ребёнку алгоритм, порядок действий по достижению познавательных целей, научить его действовать самостоятельно. Ребёнок должен понимать что ему интересно, зачем ему это и как достичь того, что он желает.

Самостоятельное планирование индивидуальной познавательной деятельности начинается с определения для себя учебного предмета, знания по которому ученику хотелось бы получить в данный период. Следующее действие – конкретизация интересующей темы по выбранному предмету.

Например, ребёнок осознал, что ему хочется узнать об ископаемых животных или о Жанне д’ Арк, или о планиметрии и т.д. Он записывает это в своём дневнике, например:

Предмет: История.

Интересующая тема по предмету: Жанна д' Арк.

Общая познавательная потребность ученика «опредметилась» в исторических знаниях. Последние стали теперь мотивом поведения ученика, позволили поставить цель: поиск необходимой информации и самостоятельное изучение интересующей темы по предмету.

Следующее действие – «сбор информации». Ученик определяет, к каким источникам информации ему необходимо обратиться для достижения своей цели. В этом ребёнку помогает составленная нами памятка: «Я – взрослый, я работаю сам!». Источником информации может стать: 1. Изучение книг, справочников, энциклопедий, словарей, учебников, хрестоматий (ребёнок учится правильно оформлять запись литературного источника – указывать название, автора, выходные данные книги, статьи и т.д.). 2. Просмотр познавательных передач, посещение музеев, выставок, информация из Интернета (указать источник). 3. Другой источник знаний (назвать источник) (например: рассказ компетентного для ребёнка взрослого – бабушки, мамы, знакомого и т.д.).

Зафиксировав в дневнике необходимые ему источники информации, ученик переходит к следующему шагу – выбору формы отчёта. В этом ему снова поможет памятка «Я – взрослый, я работаю сам!», в которой начинающему исследователю предлагаются 17 вариантов различных форм отчёта, среди которых предусмотрена и своя, оригинальная форма.

Следующим действием становится планирование формы деятельности – будет ли он работать индивидуально, в паре или в группе (решает с кем).

Далее ребёнок приступает к осуществлению запланированных действий. После выполнения запланированной «научной работы» наступает момент выбора «экспертов» и «защита» работы. «Экспертов» (2 человек – мальчика и девочку) назначает выступающий. «Эксперты» и слушатели при оценивании представляемых работ обращаются к страничке рефлексивного дневника «Рекомендации экспертам», где представлены критерии самооценивания и взаимооценивания научно-познавательных работ. Критерии для оценивания предлагаются следующие: 1. Оформление работы. 2. Соответствие заявленной теме. 3. Полезность информации. 4. Научность. 5. Занимательность. 6. Использование различных форм отчёта. 7. Использованные источники знаний.

Эксперты оценивают работу с помощью «волшебных линеечек».

 
 

 

 


Критерии оценивания – от «очень плохо» внизу шкалы до «замечательно» на самом верху. Поставив условный значок на шкале, эксперты ставят и свои подписи, что очень нравится детям и воспитывает в них ответственность за выставляемую ими оценку. Экспертную оценку можно ставить на самой работе или в рефлексивном дневнике на данной страничке.

Самооценку своей работы ученик записывает на страничке рефлексивного дневника «Я – взрослый, я работаю сам», самостоятельно решая при этом, каким образом оценить свою работу: дать оценочную характеристику по тем же критериям или записать оценку в целом, отмечая недоработки или удачные моменты в работе, или выставить отметку и прокомментировать, обосновать её.

На данном этапе выявляются учебно-познавательные интересы учащихся, стимулируется их самостоятельная работа по интересующим их темам, предметам. Дети включаются в квазинаучную работу, учатся работать в паре, группе, а также индивидуально заниматься поиском интересующей их информации, учатся представлять свою работу в различных формах, оценивать самостоятельно и с помощью одноклассников-«экспертов» по определённым критериям: оформление работы, соответствие заявленной теме, полезность информации, научность, занимательность, использование различных форм отчёта, использованные источники знаний.

Представим в виде циклического алгоритма стадии организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся (см. рисунок).

 

Стадии организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся

1. «Опредмечивание» познавательной потребности

ученика. Возникновение мотива и цели

учебно-познавательной деятельности

 

2. Сбор информации

 

3. Выбор формы отчёта

 

4. Выбор «экспертов» и «защита» работы

 

5. Самооценка, взаимооценка

 

Первоначально можно предложить детям заполнять страничку самопланирования познавательной деятельности один раз в две недели, чтобы ученики могли продумать тему, поработать над ней, определиться с формой отчёта, оформить работу. В структуре дневника именно такая частота и предусмотрена – в каждом месяце по две такие странички.

В дальнейшем можно отказаться от регламентации частоты заполнения странички рефлексивного дневника «Я – взрослый, я работаю сам». Ученики получают возможность самостоятельно планировать познавательную деятельность.

При этом дети с более развитым познавательным интересом могут заполнять страничку планирования самостоятельной познавательной деятельности два-три раза в неделю по разным предметам, по мере возникновения познавательной потребности. Для этого страничку можно ксерокопировать и вклеивать в дополнительную рефлексивную тетрадку или вкладывать вместе с выполненной работой (если позволяет выбранная форма отчёта) в «Портфель достижений» ученика. Если форма отчёта более объёмна, то после презентации можно приложить фотографию выполненной работы.

Ученики с менее развитым познавательным интересом придерживаются или установленной ранее частоты, или немного реже представляют свои работы, но в целом все дети продолжают активно заниматься самостоятельной познавательной деятельностью.

Периодически необходимо предлагать ученикам с целью стимулирования выбора разных форм отчёта провести, например, «Неделю кино», когда работы должны быть представлены в виде рисованных диафильмов с краткими комментариями (отметим творческое разнообразие полученных диафильмов, «киноплёнок» – совершенно уникальных по оформлению, дизайну и содержанию) или «Неделю тестов, викторин и познавательных игр», составленных детьми по интересующей их теме.

Задания, планируемые и выполняемые учениками, составляют содержательную основу данного этапа. В нашем опыте, помимо многообразия видов игр, викторин, тестов, придуманных учащимися, появился ещё один результат детского творчества: изобретение детьми поощрительно-призовой системы. Разработчики игры, викторины или теста устанавливали баллы за ответы, выдавали жетоны, разнообразные карточки, вводили «дисконтные карты» для нескольких познавательных игр, проводили опросы одноклассников (и учеников других классов) в устной или письменной форме, подводили итоги, объявляли победителей, вручали награды победителям (рисовали медали, писали пожелания, готовили призы).

Единственная трудность, возникающая при такой организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся, – нехватка учебного времени для презентации огромного количества «научных» работ всех желающих в классе. Для решения проблемы можно предложить ученикам представлять свои работы (в виде кратких сообщений, тестов, познавательных игр, докладов с прилагающимися викторинами, загадками по тексту, рисованных диафильмов и т.д.) на уроках по теме выбранного ими предмета, на тематических классных часах. Кроме того, отводились целые уроки под названием «Хочу всё знать»; был организован сменный стенд с таким же названием, где размещались работы учащихся. В результате была создана «Книга знаний» класса. Любые файлы из этой огромной папки дети могли брать домой, читать в классе на переменах и после уроков.

По желанию учащихся учитель может выставлять отметку в журнал за предоставляемые ими исследовательские работы. Таким образом, появляется «добровольная» оценка – оценка, выставляемая ученику по его просьбе или желанию.

На этом же этапе учащимся предлагаются странички творчества в двух вариантах: «Что хочу, то и рисую, что хочу, то и пишу!», «Мои мысли, мои рисунки». На этих страничках дневника младшие школьники рисуют, записывают оригинальные мысли, рассуждения, фантазии, понравившиеся им стихи, сказки, рассказы (или сочиняют свои). Можно назвать их и страничками релаксации, где ребёнок может выплеснуть свои чувства, эмоции через творчество.


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.049 с.