Предпосылки и условия разработки — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Предпосылки и условия разработки

2018-01-04 305
Предпосылки и условия разработки 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Баранова, О.И.

Б 241 Формирование оценочной деятельности младших школьников

(технологическая карта): учеб.-метод. пособие / О.И. Баранова. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2010. 47 с. 100 экз.

Приводятся материалы для подготовки студентов специальности «Педагогика и методика начального образования», для практической работы учителей начальных классов общеобразовательной школы. Представлено подробное описание работы по формированию метапредметных умений учащихся, начиная с начальной школы. В технологической карте представлен алгоритм поэтапного формирования оценочных умений младших школьников, а также взаимосвязанных с ними умений самоуправления учением (умений прогнозирования учебных возможностей, планирования собственной учебно-познавательной деятельности, самооценочных и рефлексивных умений учащихся).

Адресуется бакалаврам, магистрам психолого-педагогических специальностей, школьным психологам.

 

УДК 373.3(075.8)

ББК 74.202.4я73

 

© Кубанский государственный

университет, 2010


ВВЕДЕНИЕ

В Концепции модернизации российского образования сформулирована основная цель современной общеобразовательной школы – «формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личностной ответственности обучающихся». Акцент в содержании современного образования перемещается с предметных знаний, умений и навыков учащихся как основной цели на развитие самостоятельности учебных действий. Освоение оценочного звена деятельности учения становится значимой основой будущей учебной самостоятельности учащихся.

При формировании оценочной деятельности учащихся необходимо дифференцировать понятия «умения соуправления учением» и «умения учиться». Умения соуправления учением: прогнозирование, целеполагание, планирование, оценивание, рефлексия, формируемые у учащихся в результате совместной деятельности с учителем. Умения учиться: выбор интересующей темы по предмету, поиск источников знаний, работа с текстом, оформление работы, правильное фиксирование литературных источников, выбор формы отчёта, составление проверочных тестов, творческих заданий себе и другим ученикам, презентация собственной «квазинаучной» работы, работа по выбору в группе, паре, индивидуально.

В предлагаемом издании приводится технологическая карта, представляющая собой алгоритм поэтапного формирования оценочной деятельности младших школьников, включающей все перечисленные умения. Разработанная технологическая карта поможет учителю правильно организовать работу по формированию оценочной деятельности учащихся начальной школы.

Необходимо отметить, что нами также разработан рефлексивный дневник для младших школьников, представляющий собой ориентировочную основу для учащихся.

ПРЕДПОСЫЛКИ И УСЛОВИЯ РАЗРАБОТКИ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ЦЕПОЧКА ПРОЦЕССА

ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Представим технологическую цепочкупроцесса формирования умений оценочной деятельности учащихся.

 

 


Динамика умений, приобретаемых учеником, может отслеживаться по следующим параметрам:

1. Динамика приобретаемых умений соуправления (%) 2. Динамика приобретаемых умений учиться (%)
– оценочные умения; – умения самопознания; – прогностические умения; – умения целеполагания; – умения планирования; – рефлексивные умения – умение определять интересующую тему по учебному предмету; – умение находить и осуществлять работу с источниками информации; – умение работать индивидуально, в паре, группе; – умение выбирать форму отчёта; – умение представлять работу (презентация)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ФОРМИРОВАНИЯ

ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 

Знакомство учащихся с основами

Оценочной деятельности

Этап Предполагаемый результат
I. Этап знакомства учащихся с основами оценочной деятель-ности. Цель: обучение школьников оценочной деятельности   Задачи первого этапа: – осознание учащимися целей оценивания (зачем оценивать?); – знакомство с предметом и критериями оценивания (что оценивать?); – знакомство с видами оце-нивания (как оценивать?); – формирование у учащихся умений самооценивания.   Первый этап начинается в первом классе (возможно начинать работу со второго класса) начальной школы, и становится подготовительным этапом для перехода к оцениванию по пятибалльной системе. – знания учащихся о целях, предмете, критериях, видах оценивания; – умения самооценивания, взаимооцени- вания учебных работ; – отношение учащихся к другому человеку как ценности (желание помочь). Параметры оценки результативности работы на первом этапе: – уровень самооценки знаний и умений по предметам (диагностическая методика «Шкала Бруковера» – модификация «Лесенка»); – мотивы учения – внутренние, внешние (диагностическая методика определения мотивации учебной деятельности, методика «Изучение отношения к учению» Г.Н. Казанцевой, методика «Тройные сравнения»). Виды оценочной деятельности учителя и учащихся на первом этапе знакомства с основами оценочной деятельности следующие: – введение трёхзнаковой системы оцени- вания; – чередование оценивания путём «вычи- тания» и «сложения»; – применение различных видов поощрения; – соуправление процессом оценивания на основе самооценки, взаимооценки с помощью «волшебных линеечек»; – самооценка на основе «Портфеля дости- жений»
Действия преподавателя Действия учащихся
1. Выяснение представлений учащихся о цели оценивания 1. Высказывание мнений – зачем нужно оценивание (например, чтобы знать как человек учится; что он умеет, знает; плохо или хорошо учится и т.п.)
2. Обобщение мнений уче- ников, подведение мысли детей к пониманию цели оценивания. Логика рассуждений: нужно знать, как человек учится – не для похвалы или наказания, а для того, чтобы знать, на каком уровне нахо-дится человек в своих зна-ниях, умениях, развитии. В свою очередь эти знания необходимы для того, чтобы и учитель, и ученик знали, как планировать дальнейшее обуче-ние: необходима помощь или можно двигаться дальше. Вывод: Оценивание нужно для того, чтобы: – знать уровень знаний, умений, развития человека (ученика); – знать, что делать дальше (планировать дальнейшую учебно-познавательную деятельность) 2. Осознавание цели оценивания: – слежение за логикой рассуждений учителя; – осознание вывода. Вывод: оценивание нужно для того, чтобы: – знать уровень; – знать, что делать дальше. Дети, умеющие читать, могут прочитать вывод, записанный учителем на доске.  
3. Выяснение представлений учащихся о предмете оценива-ния (что можно оценивать?) 3. Высказывание мнений о предмете оценивания (что можно оценивать?)
4. Обобщение мнений учени- ков о предмете оценивания. Вывод: Оценивать можно: – письменные работы ученика; – устные ответы ученика; – работу на уроке; – знания, умения (действия) ученика; – поведение; – отношение к окружающим; – психологические и личност- ные качества – внимание, память, воображение, аккуратность, ответственность и т.д. 4. Уяснение предмета оценивания. Выбор совместно с учителем предмета оценивания на первом этапе обучения: – письменные работы; – устные ответы; – работа на уроке.
5. Введение понятия «критерии оценивания». Обсуждение с учащимися критериев оценивания письмен-ных работ, устных ответов, ра-боты на уроке. Справка для учителя: согласно словарю С.И. Ожегова: «Критерий – мерило оценки, суждения». Введение условных обозна- чений критериев для детей. Например: мы будем оценивать письменные работы по критериям: – правильность (безошибочность); – аккуратность написания; – красота букв, цифр; устные ответы по критериям: – чёткость; – громкость; – убедительность; работу на уроке по критериям: – активность; – старательность; – внимательность; – помощь другу 5. Усвоение (знание плюс понимание) понятия «критерии оценивания». Обсуждение с учителем критериев оцени- вания письменных работ, устных ответов, работы на уроке. Для детей: «критерий» – мерка. То есть необходимо решить, по каким меркам оценивать выбранные виды работы. Знакомство с условными обозначениями критериев. Обозначение критериев началь-ными буквами слов: критерии оценивания письменных работ: – правильность (П.); – аккуратность (А.); – красота (К.); критерии оценивания устных ответов: – чёткость (Ч.); – громкость (Гр.); – убедительность (У.); критерии оценивания работы на уроке: – активность (Акт.); – старательность (С.); – внимательность (В.); – помощь другу (П. д.)
6. Выявление знаний учащихся о видах оценивания. Введение понятий: – «пятибалльная система оценивания»; – отметки (баллы); – заменители отметок (любые условные знаки – солнышки, тучки, плюсы, минусы, записи «Молодец!», «Хорошо!», «Плохо!» и т.д.) 6. Знакомство с: – оцениванием по пятибалльной системе: 5 – отлично; 4 – хорошо; 3 – удовлетворительно; 2 – плохо; 1 – очень плохо; – оцениванием при помощи заменителей отметок
7. Обоснование использова- ния на первом этапе обучения трёхзнаковой системы оценивания. 7. Перевод совместно с учителем пяти- балльной системы в трёхзнаковую
8. Применение на практике трёхзнаковой системы оце-нивания, введение «накопи-тельной системы оценивания» 8. Овладение (знание плюс понимание плюс применение на практике) трёх-знаковой системой оценивания и «на-копительной системой оценивания»
9. Расширение представлений учащихся о видах оценивания: – «волшебные линеечки»: – однокритериальные шкалы; – многокритериальные шкалы
 
 


А. П. К

«Портфель достижений»

9. Знакомство с безотметочным оценива- нием с помощью: – «волшебных линеечек»; – «Портфеля достижений» ( см. описание технологии работы с «Портфелем достижений»)
10. Создание на уроках ситуа- ций оценивания письменных ра-бот, устных ответов и работы на уроке с помощью«волшебных линеечек». Организация работы и ока- зание помощи учащимся по оформлению и составлению «Портфелей достижений». 10. Оценивание собственной работы с помощью«волшебных линеечек». Оформление и формирование «Портфелей достижений».

На последующих этапах

Реализация следующих этапов в рамках технологического подхода начинается во втором классе начальной школы, когда учащиеся уже овладели овладели грамотой – умениями читать и писать. При экстраполяции данной технологии на другие возрастные группы данный этап может начинаться в любое время.

Для осуществления работы на этапах формирования умений самопознания, формирования конструктивных умений, формирования рефлексивных умений нами разработано средство обучениярефлексивный дневник, предназначенный для работы с младшими школьниками 2–4-х классов как ориентировочная основа для учащихся. С помощью данного учебного средства у учителя появляется возможность систематически и целенаправленно формировать и развивать конструктивные навыки младших школьниковцелеполагание, планирование собственной учебно-познавательной деятельности, а также рефлексивные навыки – самоанализ и самооценку.

Рефлексивный дневник предоставляет возможность реализации на практике идеи сотрудничества всех субъектов педагогического процесса – преподавателей, учеников, родителей. Нами разработано и опубликовано методическое пособие для учителей, в котором описана работа по формированию самооценочных, рефлексивных, конструктивных умений, умений самопознания на основе рефлексивного дневника.

Работу с рефлексивным дневником необходимо осуществлять постепенно, поэтапно, поддерживая интерес к вводимой и предстоящей информации, содержащейся в дневнике, чтобы избежать информационной перегрузки учащихся.

Работа с рефлексивным дневником позволяет:

– учителю – оперативно получать «обратную связь» от учеников и их родителей;

– родителям – систематически получать информацию о достижениях и проблемах в учебно-познавательной деятельности своих детей;

– ученикам – развивать личностные качества: самостоятельность, ответственность, инициативу, самооценку; приобретать умение самоанализа.

Начало каждого последующего этапа не означает отрицания предыдущего. Все умения по самооцениванию и взаимооцениванию, полученные на первом этапе, продолжают совершенствоваться на всех последующих, умения самопознания, конструктивные умения (целеполагания, планирования) совершенствуются на этапе формирования рефлексивных умений. Затем продолжается совершенствование, развитие всех сформированных умений.

Систематическая работа по разработанному нами рефлексивному дневнику рассчитана на один триместр – три месяца. Для регулярной работы в течение всего учебного года, а это три триместра (девять учебных месяцев – с сентября по май), понадобится тритаких дневника. В качестве эксперимента начинать работу по дневнику можно в любое время.

 

 

Управленческих умений

Содержание

Введение…..……………………………………………………..3

1. Предпосылки и условия разработки

технологии формирования оценочной деятельности учащихся….……………………………….4

2. Технологическая цепочка процесса формирования умений оценочной

деятельности учащихся………………..…………………8

3. Технологическая карта формирования оценочной деятельности младших школьников……………………………………………………10

3.1. Знакомство учащихся с основами оценочной деятельности.............................................................................10

3.2. Формирование умений самопознания……..…………...14

3.3.Формирование конструктивных умений………………..16

3.4. Формирование рефлексивных умений…………………18

4. Описание работы учителя по формированию оценочной деятельности учащихся на основе технологической карты…………………………………….20

4.1. Описание работы на этапе знакомства учащихся с основами оценочной деятельности……….…………………20

4.2. Особенности организации работы на

последующих этапах…………………………………………28

4.3. Описание работы на этапе формирования умений

самопознания с помощью рефлексивного дневника…………………29

4.4.Описание работына этапе формирования

конструктивных (прогностических, проективных)

умений с помощью рефлексивного дневника…………………..........32

4.5. Описание работы на этапе формирования

рефлексивных умений на основе

рефлексивного дневника…………………………….…………........39

5. модель формирования оценочной деятельности

с учётом взаимосвязанных управленческих

умений…………………………………………………………….43


Учебное издание

Баранова Ольга Игоревна

 

ФОРМИРОВАНИЕ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

(ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА)

 

Учебно-методическое пособие

 

______________________________________________________

 

Подписано в печать 29.06. 2010. Формат 60х84 1/16.

Бумага тип.№1. Гарнитура «Таймс».

Уч.-изд. л. 3,4. Тираж 100 экз. Заказ №

 

Кубанский государственный университет

350040 г. Краснодар, ул. Ставропольская, 149

 

Издательско-полиграфический центр КубГУ

350040 г. Краснодар, ул. Ставропольская, 149

Баранова, О.И.

Б 241 Формирование оценочной деятельности младших школьников

(технологическая карта): учеб.-метод. пособие / О.И. Баранова. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2010. 47 с. 100 экз.

Приводятся материалы для подготовки студентов специальности «Педагогика и методика начального образования», для практической работы учителей начальных классов общеобразовательной школы. Представлено подробное описание работы по формированию метапредметных умений учащихся, начиная с начальной школы. В технологической карте представлен алгоритм поэтапного формирования оценочных умений младших школьников, а также взаимосвязанных с ними умений самоуправления учением (умений прогнозирования учебных возможностей, планирования собственной учебно-познавательной деятельности, самооценочных и рефлексивных умений учащихся).

Адресуется бакалаврам, магистрам психолого-педагогических специальностей, школьным психологам.

 

УДК 373.3(075.8)

ББК 74.202.4я73

 

© Кубанский государственный

университет, 2010


ВВЕДЕНИЕ

В Концепции модернизации российского образования сформулирована основная цель современной общеобразовательной школы – «формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личностной ответственности обучающихся». Акцент в содержании современного образования перемещается с предметных знаний, умений и навыков учащихся как основной цели на развитие самостоятельности учебных действий. Освоение оценочного звена деятельности учения становится значимой основой будущей учебной самостоятельности учащихся.

При формировании оценочной деятельности учащихся необходимо дифференцировать понятия «умения соуправления учением» и «умения учиться». Умения соуправления учением: прогнозирование, целеполагание, планирование, оценивание, рефлексия, формируемые у учащихся в результате совместной деятельности с учителем. Умения учиться: выбор интересующей темы по предмету, поиск источников знаний, работа с текстом, оформление работы, правильное фиксирование литературных источников, выбор формы отчёта, составление проверочных тестов, творческих заданий себе и другим ученикам, презентация собственной «квазинаучной» работы, работа по выбору в группе, паре, индивидуально.

В предлагаемом издании приводится технологическая карта, представляющая собой алгоритм поэтапного формирования оценочной деятельности младших школьников, включающей все перечисленные умения. Разработанная технологическая карта поможет учителю правильно организовать работу по формированию оценочной деятельности учащихся начальной школы.

Необходимо отметить, что нами также разработан рефлексивный дневник для младших школьников, представляющий собой ориентировочную основу для учащихся.

ПРЕДПОСЫЛКИ И УСЛОВИЯ РАЗРАБОТКИ


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.