Этапы работы над орфографическим правилом. — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Этапы работы над орфографическим правилом.

2018-01-07 2274
Этапы работы над орфографическим правилом. 4.75 из 5.00 4 оценки
Заказать работу

Для того чтобы обеспечить лучшее понимание данного материала, мы покажем Вам этапы работы с орфографическим правилом на конкретном примере.

 

 

Правило: Разделительный твёрдый знак пишется после приставок, которые

оканчиваются на согласную букву, перед гласными Е, Ё, Я.

Этап№1.

Постановка учебной задачи путём создания проблемной ситуации, цель которой – мотивация изучения правила.

Сел – С?ел

(за парту) Ь/Ъ (яблоко)

Путь объяснения – индуктивный (здесь возможен и дедуктивный путь, так как правило одновариантное)

Для учителя важно, проанализировать текст правила.

Можно составить краткую таблицу:

знания, которые необходимо актуализировать. Раздел «грамматика». части правила (по ним задаются вопросы для выборочного чтения)
Что такое приставка. Особенности согласных букв. Какие гласные относятся к йотированным. Ъ не обозначает звука.   1) Ъ пишется после приставок. 2) Приставка оканчивается на согласный 3) После приставки идет Е, Ё, Я 4) Смыслоразличительная роль Ъ: меняет значение слова (сел – съел) Этого нет в тексте правила, добавляет учитель.  

Этап №2.

Коллективное выведение правила.

- вспомнить, когда пишется разделительный мягкий знак. (в корне слова перед гласными Е, Ё, Я, Ю,И)

- выделить корень или приставку. (в слове с?ел приставка – с, корень – ел, значит в этом слове пишется разделительный твердый знак)

Этап №3.

Озаглавливание правила.

Этап №4.

Работа с текстом правила (только в этот момент дети открывают учебник!!!). Выделение частей.

- Какой знак (буква) пишется после приставок?

-На какую букву должна оканчиваться приставка?

- Перед какими гласными пишется Ъ?

- Когда возникает опасность перепутать Ь и Ъ? (перед гласными Е, Ё, Я)

Этап №5.

Анализ примеров и обозначение новой орфограммы.

Въехали

- Объясни, почему в этом слове пишется Ъ.

- Запиши пример в тетрадь.

 

 


УСВОЕНИЕ ПРАВИЛА

Этап №6.

Уточнение необходимого способа действия: составление памятки или алгоритма.

1) Выделяю корень.

2) Выделяю приставку.

3) Смотрю, на какую букву оканчивается приставка.

4) Если на согласную букву, а корень на Е,Ё,Я, то пишу Ъ.

Составление схемы правила:

           
   
Ъ
 
     
 
 


Согл.

Е

Ё

Я

съел

       
   


Этап №7.

Первичное закрепление.

- составление рассуждения на конкретных примерах.

- отработка алгоритма (лучше сопровождать работой на доске).

- при проверке обязательно задействовать речедвигательный и слуховой факторы (можно организовать работу в парах)

ПРАКТИКА

Этап № 8

Монолог ученика

 

- Выделяю корень слова. Смотрю на какую букву начинается корень. Корень в слове съел начинается на е.

- Выделяю приставку в слове. В слове съел приставка с.

- В слове съел пишу Ъ, т.к. приставка заканчивается на согласную, а корень начинается с гласной е.

 

Тема №3.

Виды упражнений на закрепление орфографических умений.

 


Орфографической навык – это автоматизированные компоненты осознанной речевой деятельности. Автоматизированность достигается длительными упражнениями, которые проводятся систематически.

Цель орфографических упражнений:

а) формировать умение «видеть» орфограмму в слове;

б) способствовать овладению операциями, обеспечивающими применение правила;

в) устанавливать связи между частными операциями, т.е. включение их в единую
систему действий;

г) уточнить для учащихся сущность и формулировку правил.

 
 


Орфографические упражнения

 

       
   

 


Слуховые зрительные

 

Нельзя отдавать предпочтение только слуховым или только зрительным упражнениям.Однако начинать надо именно со слуховых, затем переходить к зрительным, далее интегрировать оба типа упражнений.

 

 

Выбор упражнений определяется самим правилом.

В подборе упражнений идём от простого к сложному: сначала даются слова только на изученную орфограмму (слуховые и зрительные упражнения); затем слова, словосочетания и предложения с сопоставимыми орфограммами; далее предложения или небольшие тексты с другими орфограммами.

Орфографические упражнения

по форме упражнения по характеру решаемой задачи

(списывание, диктант, творческая работа) (орфографическое упражнение,

упражнение комплексного вида)

 

Грамматико-орфографический разбор Списывание Диктанты Лексико- орфографи ческие упражнения Творческие работы
Часто сопутствует другим видам работы. Как самостоятельный вид: 1.Разбор слов (из текста учебника, предложенных учителем). 2.Разбор проверенных учителем работ (работа над ошибками). Комментированное письмо (орфографическое про- говаривание) - произнесе­ ние слова так, как будтовсе фонемы представлены своими сильными позици­ями.   Это передача в письмен­ной форме зрительно вос­принимаемого (в момент записи) слова, предложе­ния, текста. Списывание без зада­ ний. Списывание с задания ми: а) вставить пропущенные буквы; б) преобразовать формы слов; в) выбрать формы написа­ ния (иногда с исп. слов для справок); г) подобрать проверочное слово; д) подчеркнуть орфограммы е) перегруппировать по каким-либо признакам (классификадия, выбороч ное списывание, восста­ новление деформирован- ного текста). Это запись на слух воспринимаемого текста. Виды. Предупредительный. Объяснительный. Выборочный. Свободный. Самодиктант (или письмо по памяти). Диктант «Проверяю себя» (письмо «с дырка­ ми»). Творческий. Проверочный. Контрольный.   Упражнения, учитываю­щие связь лексики и ор­фографии. Орфографические упраж­нения с чётко выраженной направленностью на раз­витие речи. Используются на уроках закрепления и обобщения знаний. Диктанты: свободный, творческий, с продолже­нием. Сочинения и изложе­ ния (грамматического ха­рактера, на изученные ор­фограммы).  

 

Тема № 4.

Словарно орфографическая работа на уроке русского языка.

 

Словарно-орфографическая работа - изучение правописания (или закрепление написания) слов, непроверяемых или трудных для учащихся начальных классов. Обязательный этап урока русского языка.


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.