Электрооборудование самолета ТУ-154М — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Электрооборудование самолета ТУ-154М

2018-01-07 3309
Электрооборудование самолета ТУ-154М 4.67 из 5.00 3 оценки
Заказать работу

Электрооборудование самолета ТУ-154М

Методические указания

 

Санкт-Петербург

 

 

Одобрено и рекомендовано к изданию

Методическим Советом Академии

 

Электрооборудование самолета ту-154м: Методические указания, С.-Петербург, 2000.

 

Составлены в соответствии с программой курса «Электрооборудование самолета ТУ-154м (объем 18 ч.). Приведены основные данные систем электроснабжения, противообледенительной и противопожарной систем и светотехнического оборудования самолета ту-154м.

Ил. 5, библ. 2 назв.

 

 

Составитель Ю.М. Тимофеев, доц.

Рецензент О.И. Михайлов, проф.

 

 

© Академия

Гражданской авиации, 2000

 

1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О СИСТЕМЕ ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ САМОЛЕТА

 

 

Система электроснабжения самолета ТУ-154М включает в свой состав три

Следующие подсистемы (рис.1):

- первичная система переменного трехфазного тока напряже­нием 200/II5B частотой 400Гц;

- вторичная система переменного трехфазного тока напряже­нием 36В частотой 400Гц;

- вторичная система постоянного тока напряжением 27В. Источники первичной системы электроснабжения:

- три генератора ГТ40пч6, установленные по одному на каж­дом авиадвигателе;

- генератор ГТ40пч6 на ВСУ;

- аэродромный источник ШРАП-400 Зф, установленный в райо­не шп. 12, оправа.

Вторичная система 36В 400Гц получает питание через два трансформатора ТС-ЗЗОС04Б и ПТС-250 № 1. Преобразователь ПТС-250 № 2 - резервный, используется только в воздухе и при отказе первичного питания.

ТС-ЗЗОС04Б - установлены в 1-ом техотсеке. а ПТС-250 I, № 2 установлены во 2-ом техотсеке (шп. 19),

Вторичная система постоянного тока получает питание от первичной системы через три выпрямительных устройства БУ-6Б, из которых два - рабочие, а ВУ-6Б № 3- резервное,

Резервным источником постоянного тока служат четыре акку­муляторных батареи 20НКШ-25 УЗ. Аккумуляторы размещены в 2-х контейнерах. Первый контейнер с аккумуляторами № I и 2 установ­лен в 1-ом техотсеке (шп,9-П); второй контейнер - в 5-ом техотсеке (шп.70-72).

На самолете установлен аварийный источник переменного однофазного тока ПОС-125ТЧ, который используется только в воздухе при неработающих генераторах авиадвигателей. Преоб­разователь установлен во 2-ом техотсеке (шп,15).


2. ПЕРВИЧНАЯ СИСТЕМА ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ ПЕРЕМЕНННОГО ТРЕХФАЗНОГО ТОКА СПЗСЗБ40

 

- 60кВА

Допустимая перегрузка на 5о - 80кВА

Напряжение линейное - 202-2IOB

Напряжение фазное - II7-I2IB

Номинальный ток канала - 111А

Частота переменного тока - 390-410Гц

СП - система переменного тока, ЗС - трехфазная стабилизированной частоты, ЭБ - трехканальная, без параллельной работы, 40 - мощность канала кВА,

Первичная система предназначена для питания переменным током напряжением 200/II5B частотой 400Гц потребителей, исполь­зующих трехфазный переменный ток линейным напряжением 200В и однофазный переменный ток напряжением II 5В, а также для обес­печения энергией вторичных систем электроснабжения перемен­ного тока 36В 400Гц и постоянного тока 27В,

В состав агрегатов одного канала входят:

- генератор ГТ40пч6;

- блок регулирования напряжения БИ1208М7А (БШ);

- блок защиты и управления БЗУ-376СБ (БЗУ);

- блок трансформаторов тока БТТ-40Б (БТТ);

-блок регулирования частоты БРЧ-62Ш (БРЧ). Установлены:

- генераторы - по одному на двигателях;

- блоки БРН и БРЧ - между панелями генераторов на потолке (шп.63-64);

- БТТ - в панелях генераторов;

- блоки БЗУ - над последним рядом кресел в районе шп.6З. Первичная система трехканальная. Каждый генератор питает свою сеть. Соединение фаз генера­торов выполнено по схеме "Звезда" выведенной силовой нейтралью на корпус самолета.

 

Генератор ГТ-40пч6

 

ГТ - генератор трехфазный

40- мощность 40 кВа

пч6 – постоянно частотный, 6 тысяч оборотов в минуту.

 

Генератор представляет собой электрическую машину, состоящую из 3-х синхронный генераторов. Генератор снабжен трансформатором тока, входящим в систему дифференциальной защиты генератора и его фидера от коротких замыканий (рис.2)

 

Напряжение линейное - 208В

Напряжение фазное - 120В(117-121В)

Ток нагрузки:

номинальный - 111А

максимальный - 138А

Число фаз - 3

Частота тока - 390-410Гц

Частота вращения ротора - 6000 об/мин

 

Подключение генератора ВСУ.

 

ГТ40пч6 ВСУ аналогичен генераторам авиадвигателей, толь­ко в комплекте работающих с ним блоков нет БPЧ-62БМ.

После запуска и минутного прогрева ВСУ поставить перек­лючатель вольтметра и частотомера в положение "ВСУ" и затем включить генератор ВСУ. Проверить на каждой фазе напряжение (II7-I2IB) и частоту (390—110Гц). В полете, допустим, заброс частоты до 418Гц. Ток нагрузки не более IIOA.

Затем выключить "РАП" и убедиться в подключении генера­тора ВСУ к сетям 1,2,3. От генератора ВСУ должны питаться все три сети переменного тока, однако будут блокированы ПОС пред­крылков (от ВК " Земля-Воздух") и бытовое оборудование.

Если при подключенном генераторе ВСУ включить один из генераторов авиадвигателей, то данный генератор подключится на 1 и 3 сети, а генератор ВСУ продолжает питать сеть 2. Однако генератор ВСУ автоматически отключается при включении

Рис. 4. Панель энергоузла:

1 — светосигнализатор СЛМ-61 подключения сетей на трансформаторы; 2 — вы­ключатель ВГ-15К шин ПТС-250; 3 — переключатель вольтметра постоянного тока; 4— переключатель 1ИТ2Н-К8 вольтметра сети 36 В; 5— переключатель амперметра левой сети постоянного тока; 6 — вольтметр В1 постоянного тока;

7 — вольтметр ВФ-0, 4-45 переменного тока 36 В; 8 — выключатель преобразователя ПОС-125ТЧ; 9 — переключатель вольтметра н герцметра переменного тока; 10— герцметр ГФ-400/208; 11 — переключатель вольтметра и герцметра по фазам;

12— вольтметр измерения фазного напряжения; 13— переключатель амперметра генераторов переменного тока; 14 —амперметр АФ1-150 генераторов переменного тока; 75 — светосигнализатор СЛМ-61 включения аэродромного источника перемен­ного тока 200 В; 16— выключатель аэродромного источника переменного тока;

17— выключатель генератора ВСУ; 18— светосигнализатор подключения правой шины ВПК на сеть I; 19 — светосигнализатор подключения левой шины НПК на сеть III; 20— переключатель ЗПЗН-КШ амперметра по генераторам; 21— светосигнализатор отключения генератора; 22 — переключатель ЗППНТК включения генераторов; 23 —амперметр А2 правой сети постоянного тока; 24— светосигнализатор СЛМ-61 соединения сетей постоянного тока; 25— переключатель ампер­метра правой сети постоянного тока; 26 — выключатель ВГ-15К соединения сетей.


2-х генераторов авиадвигателей. При работающих трех генераторах генератор ВСУ подключить невозможно.

Напряжение питания 3ф 200В

Частота 400Гц

Ток нагрузки 46,8А

Мощность 3кВа


При аварии в первичной или вторичной цепях трансформаторов происходит автоматическое переключение шин сети отказавшего канала на другой трансформатор.

Автоматическое переключение осуществляется блоками БЗТ-1 2 сер. Блок БЭТ производит переключение при следующих неисправностях:

- между фазовых коротких замыканиях;

- трехфазных коротких замыканиях;

- обрывах в одной, двух или трех фазах;

- коротких замыканиях или обрывах в цепях первичной и вто­ричной обмоток трансформаторов.

На случай отказа блоков БЗТ-1 предусмотрено принудительное переключение сети отказавшего канала на другой трансформатор.

Переключение сетей сигнализируется желтыми светосигнализаторами, установленными на панели 36В энергоузла.

 

 


Технические данные

 

Напряжение питания 20-ЗОВ

Потребляемый ток 20А Выходное напряжение Зф (34,2-37,8)В

Частота 392-408Гц Мощность 250ВА

ПТС-250 № I включается одновременно с включением резервно­го авиагоризонта выключателем "АГР" на верхнем электрощитке пилотов. Автономное включение. ПТС-250 № I можно осуществить выключателем "ПТС-250 № I" на панели 36В энергоузла.

При обрыве фаз, при любых между фазовых коротких замыканиях в преобразователе, в случае повышения его выходного напряжения до 40,1-43,7В срабатывает АПП-1А, по команде которого:

- отключается ПТС-250 № I;

- ПТС-250 № I перекл. на трансф. шины РK 36В прав;

- загорается желтый светосигнализатор "ПТС-250 № I не ра­ботает" на панели 36В энергоузла.

ПТС-250 № 2 в нормальных условиях не работает, а шины ПТС № 2 получают питание от трансформаторных шин РK 36B левой. ПТС-250 № 2 включается автоматически или вручную. Автоматичес­кое включение происходит при отсутствии питания на шинах ПТС

№ 2. Одновременно с включением преобразователя загорается желтый светосигнализатор "ПТС-250 № 2 работает", а шины ПТС-250 № 2отключаются от трансформаторных шин и подключаются к ПТС-250 № 2.

Автоматическим включением ПТС-250 № 2 управляет АПШ-ЗМ. В случае отказа АПШ, а также при предполетной проверке ПТС-250 № 2преобразователь можно включить вручную выключателем на панели 36В энергоузла.


Распределительная сеть.

 

Распределительная сеть системы электроснабжения постоянным током - радиальная, с четырехкратным расщеплением магистральных проводов.

Распределительная сеть состоит из левой и правой независимых друг от друга сетей. В нормальных условиях сети каждого борта получают автономное питание от выпрямительных устройств и аккумуляторов:

- сеть левого борта - от ВУ-6Б №1 и батарей № I и 3;

- сеть правого борта - от ВУ-6Б № 2 и батарей № 2 и 4.

Резервное выпрямительное устройство ВУ-6Б № 3 может быть использовано вместо любого рабочего ВУ. Левая и правая сети объединяются как автоматически при запуске ВСУ, так и принудительно. Для повышения надежности питания потребителей левая и правая сети имеют шины.№1 и 2. которые соединены между собой через ТП-200, установленные в задних РК-27В и левых и правых панелях АЗС. В РК - кухни и в электроплитке освещения шины № I и № 2 соединены; через АЗР-40.

Наиболее важные потребители сетей подключены на неотключаемые шины, а все остальные потребители подключены к отключаемым шинам, которые автоматически обесточиваются при отключении (отказе) источников первичной системы электроснабжения. На земле, при проверке аккумуляторов, есть возможность принудительно подключить отключаемые шины и тем самым создать нагрузку на проверяемые аккумуляторы.

В состав распре делительной сети постоянного тока входят следующие основные распределительные устройства:

1). Левая и правая панели АЗС (кабина экипажа);

2). Задние левая и правая РК 27В (шп. 68);

3). Левая РК 273 силовая (шп. 34);

4). РК ВСУ и аккумуляторов (шп, 68);

5). РК кухни (шп. 35);

6). Электрощитки:

-освещения (шп. 11);

-бортпроводников (шп. 35);

-сигнализации (шп. 12);

-ШЭДов (шп. 35);

-заправки (низ правого крыла).

Аккумуляторы 20НКБН-25 У 3

 

20 - количество банок

НК - никелево-кадмиевые

БН - безламельные наземные

25 - емкость в ампер-часах

У3 - умеренно климатические, 3-й категории..

 

Назначение

 

Служат источником первоначального питания и используются:

- для кратковременного питания сетей постоянного тока при предполетной подготовке самолета;

- для запуска ВСУ (крайний вариант);

- для питания сетей при останове последнего двигателя.

- Во время работы выпрямительных устройств аккумуляторы заряжаются. Ток заряда не должен превышать 25А. Контроль необходимо производить через З0 - 50 мин полета, одновременно контролировать напряжение аккумуляторов, для чего проверяемой аккумулятор отключить от сети. его напряжение должно быть не ниже 24В.

При вынужденном выключении генераторов произойдет автоматическое отключение второстепенных потребителей, т.к. обесточиваются отключаемые шины. Аккумуляторы способны 30 мин.обеспечивать работу жизненно важных потребителей. в том числе одну попытку запуска ВСУ, которую следует произвести не позже 8-й минуты с момента перехода на аккумуляторное питание.

Каждая пара аккумуляторов установлена в специальном контейнере. Контейнер аккумуляторов № I и 2 герметизирован в целях предотвращения влияния паров электролита на аппаратуру. Контейнеры оснащены электрообогревом, который возможен только на земле при подключенном аэродромном источнике и отрицательных температурах (ниже -5°С).

Перед использованием аккумуляторы проверяются бортинженером. Прежде всего контролируется величина напряжений аккумуляторов при выключенных их индивидуальных выключателях. Если напряжение меньше 26В - аккумулятор заменить (РЛЭ,п.8.6.4(б).

На степень заряда аккумуляторы проверяются путем поочередного подключения на нагрузку 90-100A. В качестве нагрузки используются две посадочные фары ПРФ-4Ш и одна рулежная ФГ-9. Во время проверки долиты бить включены:

- выключатель "Проверка аккум." на приборном щитке правой панели АЗС;

- выключатель "Ручное соединение сетей" на пульте энергоузла.

Время проверки одной, батареи не должно превышать 5с, а напряжение проверяемой батареи должно быть не ниже 24В.

Примечание. Если в полете при выключенных генераторах включить- главный выключатель на щитке запуска ВСУ, то аккумуляторы № 3 и 4 автоматически отключаются от бортовых сетей и подключаются к шине запуска ВСУ, а бортовые сети объединяются и получают питание от аккумуляторов №1 и 2.

При неудавшемся запуске ВСУ выключить главный выключатель "Залуск-выкл." для того, чтобы аккумуляторы №3 и 4 вновь подключились на сети постоянного тока.

На земле, при запуске ВСУ от аккумуляторов, сети объединяются и все четыре аккумулятора питают и систему запуска, и систему постоянного тока.

Когда бортовые сети постоянного тока получают питание красные

только от аккумуляторов, то на панели энергоузла горят красные светосигнализаторы "Левая сеть от аккум.", "Правая сеть от аккум.".

Технические данные ВУ-6Б

 

Потребляемое напряжение Зф 200B

Частота 400Гц

Потребляемый токё 25А

Выходное напряжение 27-З0В

Номинальный ток нагрузки 200A

Номинальная мощность 6 кВт

Допустимые перегрузки

 

З00А в течение 2 мин

400A в течение 5 с.

В комплекте с каждым ВУ работают ДМР-200ВУ и БЗА-ЗД, которые:

- подключают выпрямитель к сети, если его напряжение на 0,2-1,0 В больше напряжения бортовой сети;

- отключают выпрямитель, если его напряжение снизится до 9,5В, либо обратный ток достигает 15-50A;

- включают резервный выпрямитель, если ток нагрузки рабочего выпрямителя станет меньше 10A;

-- отключают ВУ при всех видах короткого замыкания в линиях питания ВУ или при исчезновении напряжения 200B.

МР-200ВУ - установлены в панелях АЗС, а БЗА-ЗД - в первом отсеке. Для включения рабочих ВУ-6Б необходимо иметь питание в первичной системе 200В и в системе постоянного тока. При установке переключателей ВУ №1 и ВУ №2 в положение "включено". включаются выпрямительныe устройства, гаснут красные светосигнализаторы разряда аккумуляторов, амперметры покажут ток нагрузки ВУ, а вольтметры - напряжение.

Резервное выпрямительное устройство может использоваться как вместе с рабочими ВУ, так и вместо отказавшего рабочего ВУ.

Автоматическое включение ВУ резервного произойдет по команде АПД-30 на время запуска ВСУ. При этом сети постоянного тока объединяются.

Вместо отказавшего рабочего выпрямителя резервное ВУ может быть включено как автоматически, так и вручную.

Автоматическое включение возможно только в воздухе, а ручное - как на земле, так и в воздухе.

При включении резервный выпрямитель первичное питание берет от сети 200В другого борта, а подключается к сети 27В отказавшего ВУ.

Примечание. В случае исчезновения первичного питания, когда генераторы №1 и №2 будут включены аварийными выключателями на левые автономные шины, произойдет автоматическое включение резервного ВУ-6Б.

Система обогрева стекол.

 

Электрообогреваются три передних отекла кабины экипажа. Нагревательные элементы представляют собой прозрачные токопроводящие покрытия, нанесенные на внутренние поверхности внешних покрывных слоев стекол. Светопропусканяе стекол ухудшается не более чем на 28%.

Электропитаяие нагревательных элементов осуществляется от сети I через три повышающих трансформатора АТ-7-1,5 (1 техотсек)

Обогрев имеет два режима работы: "Слабо" и "Сильно". Три переключателя "Обогрев стекол" установлены на верхнем электрощитке пилотов. В режиме "Слабо" первичные обмотки трансформаторов подключаются на фазное напряжение II5В, а в режиме "Сильно" -на линейное напряжение 200B. Сопротивления нагревательных элементов не одинаковы, поэтому в паспорте данного стекла указано: на какую выходную клемму трансформатора должен быть подключен нагревательный элемент.

После включения стекол на обогрев вступает в работу AOC-81M (1 техотсек), три мостиновых схемы которого управляют периодическим отключением стекол из обогрева при температуре +30 С..Режим "Сильно" можно включить только в воздухе, однако, если он бил включен до посадки, то останется включенным и на пробеге. (РЛЭ, п. 8.14.5).

Режим "Слабо" включать перед выруливалием, на все время полета, независимо от метеоусловий. Режим "Сильно" включать перед входом в зону обледенения. После, выхода из зоны обледенения переключатели "Обогрев стекол" поставить в положение "Слабо".

 

Стеклоочистители

 

Применяются при взлете и посадке в условиях дождя, мокрого снега при скорости 500 км/ч. Электромоханизмы получают питание от первичной системы 200в 400Гц и имеют две скорости - "Большую" и "Малую". Очищаемый сектор составляет 62+2°, число двойных ходов 150-210 в минуту. Переключатели "Стеклоочиститель" установлены на боковых пультах пилотов.

Перед полетом необходимо убедиться в исправной работе стеклоочистителей, для этого проработать на каждой скорости 1-2 мин. При этом щетки должны смачиваться водой. При отрицательных температурах предварительно включать обогрев стекол.

Сигнзлизатор обледенения планер а СО-121ВМ

 

Предназначен для выявления обледенения и сигнализирует о его наличии. Датчик ДСЛ-1СТ установлен на правом борту в районе шп. 4-5, электронный блок ПЭ-11M - в первом техотсеке (шп.7-8), выключатель, кнопка и.два светосигнализатора "Обледенение" и "Исправен." - на щитке ПОС. Работа сигнализатора основана на. зависимости частоты, входного сигнала датчика от толщины слоя льда. на мембране. Рабочая частота мембраны - 5500Гц.. При толщине льда 0,5мм частота мембраны достигает величины 6150(+200 -150) Гц, при этом поступает команда на включение красного светосигнализатора "Обледенение" и нагревательного элемента датчика. Предусмотрена задержка снятия сигнала "Обледенение" через 140+40с.

РЛЭ (п. 8,14.5): Выключатель "Обледенение" включить перед выруливанием и выключить при заруливании.

Принцип работы системы

Система готова к работе, если:

- подключены источники постоянного тока;

- автоматы защиты системы ППЗ включены;

- выключатель "Питание" включен, ни одна лампа на щитке управления не горит;

- при нажатой кнопке "Контроль ламп" - горят вое лампы кроме 2-х ламп-кнопок сигнализации дыма.

Основная задала системы - как можно раньше распознать пожар и открыть перекрывной распределительный кран.

Управление кранами возможно в трех вариантах:

- автоматическом;

- ручном;

- аварийном.

Автоматическое управление обеспечивается по команде системы сигнализации ССП-2А. •

Когда в контролируемом отсеке температура достигнет 180-^00°С, градиент составит 2-4 град/с, по команде термодатчиков ДЛС. ЭДС которых составит 47-60 мВ. включаются:

- световая и звуковая сигнализация о пожаре;

- открывается и самоблокируется соответствующий горящему отсеку электрокран;

- разряжаются два баллона первой очереди и загорается их желтая лампа;

- горит красная лампа-кнопка, которая сигнализирует и адрес пожара, и открытое положение крана.

 

Действия экипажа (РЛЭ,п.6.2.2):

 

- остановить загоревшийся двигатель;.

- доложить службе УВД;

- выключить автопилот и включить сигнал "Бедствие";

- выполнить требования НПП (см. пункт 4.5.3);

-вторую и третью очереди применить при необходимости и одновременно. Управление очередями ручное, желтые лампы над кнопками управления должны загораться;

-после ликвидации пожара, не ранее чем через 20с закрыть перекрывной кран. Для этого: выключить и вновь включить выключатель "Питание";

-если пожар не будет ликвидирован - произвести немедленно посадку на сушу (воду), см. п.6.7 и п.6.8, РЛЭ;

-после вынужденной посадки принять меры по эвакуации пассажиров.

Ручное управление электрокранами обеспечивается путем нажатия красных ламп-кнопок.

Если пожар определен по внешним признакам, а первая очередь не сработала, т.е. кран не открылся, то бортинженер обязан доложить командиру ВС о пожаре и нажать соответствующую горящему отсеку лампу -кнопку.

При этом открывается и самоблокируется электромагнитный распределительный кран, разряжаются баллоны первой очиреди, загораются красная лампа-кнопка "Кран открыт" и желтая ламта "1 очередь разряжена".

Дальнейшие действия экипажа совпадают с действиями при автоматическом открытии крана (РЛЭ,п. 6.2.2).

Аварийное открытие кранов гондол двигателей произойдет по команде ВК аварийной посадки. При этом все баллоны разряжаются одновременно в гондолы двигателей. На щитке управления горят желтые лампы "Очереди разряжены".

Система нейтрального газа

 

Система предназначена для ликвидации взрыва баков №1 и №4 путем заполнения их надтопливных пространств углекислотой. Три баллона ОСУ-5 установлены во 2-ом техотсеке (шп. 19). Там. же на правом борту - сигнальный диск саморазряда баллонов.

Перед вынужденной посадкой на сушу и воду (не ранее чем за 10 мин. но не позже чем за 3 мин) необходимо включить выключатель подачи нейтрального газа на щитке ППЗ. Сработают пиропатроны и баллоны разряжаются: один баллон в бак М и два баллона в бак М. На щитке управления горит желтая лампа рядом с выключателем управления.

Примечание. В случае приводнения бортинженер дополнительно вручную открывает краны гондол двигателей путем нажатия их ламп-кнопок.

 

Технические данные

 

Напряжение питания. 27 + 10%

Потребляемый ток 35,5А

Мощность нити 1000 Вт

Время выпуска и уборки 10-12 с

Время постоянного горения нитей не дольше 5 мин

 

Рулежные фары

 

На стойке передней опоры жестко-закреплены 2 фары ФР-9С о лампами ЛФСМ-27-450-1. Электропитание фар осуществляется постоянным током от отключаемых шин. Фары включаются выключателями "Свет фар" в положении "Рулежный".

Напряжение питания 27В+10%

Потребляемый ток 16А

Мощность нитей 450Вт

Режим использования длительный

Подсвет эмблемы

 

Знаки государственной принадлежности самолета освещаются двумя фарами ФР-100, которые вмонтированы в обтекатели гондол внешних двигателей. В фарах применяются лампы CM-2IM. Выключатель "Подсвет эмблемы" установлен на правом пульте. Электропитание осуществляется постоянным током от отключаемой шины.

Аэронавигационные огни

 

Установлены два огня типа БАНО-57 (по 70Вт) и белый хвостовой ХС-62 (24Вт). Электропитание - постоянным током от отключаемых шин. Выключатель "АНО" установлен на боковом пульте второго пилота.

Габаритные огни

 

Используются огни типа ХС-62 с лампами СМ-23. Огни установлены по одному на концевых обтекателях крыла. Выключатель "Габарит. огни" установлен на панели сигнализации пульта бортинженера. При его включении вступает в работу блок управления БУАНО-7, по командам которого огни включаются периодически и поочередно. Электропитание осуществляется постоянным током от отключаемой - шины. Габаритными огнями можно пользоваться только на земле.

 

Фары сигнализации в полете

 

Используются для сигнализации встречному самолету, разгона птиц в зоне аэродрома и по просьбе УВД.

Две фары ФР-9 с лампами ЛЮСМ21-450-1 установлены в отсеке радиоэлектронного оборудования и закрыты прозрачными обтекателями. Выключатель "Фары сигнализ. в полете" установлен на верхнем электрощитке. Электропитание осуществляется постоянным током от отключаемых шин.

Технические данные

 

Напряжение питания:

- постоянный ток 27+10%В

- переменный ток 115В 400Гц

Сила света 1000000 свечей

Дальность действия до 60 км

Частота вспышек 45+10 в минуту

 

Пассажирские салоны

 

Осветительное оборудование включает в себя светильники общего и дежурного освещения, а также индивидуальные салонные светильники.

Общее освещение состоит из:

-светильников потолочного 'и бортового освещения с люминесцентными лампами;

-плафонов - нумераторов с лампами.накаливания;

-светильников вестибюлей, буфетов, туалетов и служебного помещения с лампами накаливания и люминесцентными лампами.

Лампы дежурного освещения установлены в нумераторах на потолке салонов, в светильниках туалетов, служебном помещении, в проходе к задним туалетам, а также в гардеробе и переднем буфете кухне

Светильники индивидуального освещения установлены в панели обслуживания пассажиров у над креслами. Рядом с лампами установлены кнопки включения и выключения.

Освещение технических отсеков выполнено плафонами ПС-45. а для подсоединения переносной лампы установлены розетки 47к. Включение плафонов ПC-45 техотсеков и гондол шасси осуществляется выключателями, установленными на пульте бортинженера. Управление светильниками грузовых помещений - двойное, т.е. и с пульта бортинженера и непосредственно выключателями у грузовых дверей,

Аппаратура аварийных световых сигналов включает в себя указатели, транспаранты и светосигнальные табло "Выход", расположенные над пассажирскими и аварийными дверями и грузовой дверью.

Аппаратура аварийных световых сигналов получает электропитание от правой панели АЗС (шина 2), и включается выключателе на верхнем электрощитке пилотов.

 

 

С О Д Е Р Ж А Н И Е

 

1. Общие сведения об электротехническом оборудовании самолета

…………………………………………………………………….3

2. Первичная система электроснабжения переменного трехфазного тока СП3С3Б40……………………………………………………...5

3. Вторичная система электроснабжения переменного трехфазного тока 36В 400Гц……………………………………………………..16

4. Вторичная система электроснабжения постоянного тока…21

5. Противообледенительная система самолета (ПОС)………..25

6. Противопожарная система самолета…………………………29

7. Светотехническое оборудование……………………………..34

 

 

Л И Т Е Р А Т У Р А

1. А..М.Гонделевич. Электротехническое оборудование самолета

ТУ-154 Б 2 (М). М., Транспорт, 1990.

2. Руководство по летной эксплуатации самолета ТУ-154 М.


 

Электрооборудование самолета ТУ-154М

Методические указания

 

Санкт-Петербург

 

 

Одобрено и рекомендовано к изданию

Методическим Советом Академии

 

Электрооборудование самолета ту-154м: Методические указания, С.-Петербург, 2000.

 

Составлены в соответствии с программой курса «Электрооборудование самолета ТУ-154м (объем 18 ч.). Приведены основные данные систем электроснабжения, противообледенительной и противопожарной систем и светотехнического оборудования самолета ту-154м.

Ил. 5, библ. 2 назв.

 

 

Составитель Ю.М. Тимофеев, доц.

Рецензент О.И. Михайлов, проф.

 

 

© Академия

Гражданской авиации, 2000

 

1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О СИСТЕМЕ ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ САМОЛЕТА

 

 

Система электроснабжения самолета ТУ-154М включает в свой состав три

Следующие подсистемы (рис.1):

- первичная система переменного трехфазного тока напряже­нием 200/II5B частотой 400Гц;

- вторичная система переменного трехфазного тока напряже­нием 36В частотой 400Гц;

- вторичная система постоянного тока напряжением 27В. Источники первичной системы электроснабжения:

- три генератора ГТ40пч6, установленные по одному на каж­дом авиадвигателе;

- генератор ГТ40пч6 на ВСУ;

- аэродромный источник ШРАП-400 Зф, установленный в райо­не шп. 12, оправа.

Вторичная система 36В 400Гц получает питание через два трансформатора ТС-ЗЗОС04Б и ПТС-250 № 1. Преобразователь ПТС-250 № 2 - резервный, используется только в воздухе и при отказе первичного питания.

ТС-ЗЗОС04Б - установлены в 1-ом техотсеке. а ПТС-250 I, № 2 установлены во 2-ом техотсеке (шп. 19),

Вторичная система постоянного тока получает питание от первичной системы через три выпрямительных устройства БУ-6Б, из которых два - рабочие, а ВУ-6Б № 3- резервное,

Резервным источником постоянного тока служат четыре акку­муляторных батареи 20НКШ-25 УЗ. Аккумуляторы размещены в 2-х контейнерах. Первый контейнер с аккумуляторами № I и 2 установ­лен в 1-ом техотсеке (шп,9-П); второй контейнер - в 5-ом техотсеке (шп.70-72).

На самолете установлен аварийный источник переменного однофазного тока ПОС-125ТЧ, который используется только в воздухе при неработающих генераторах авиадвигателей. Преоб­разователь установлен во 2-ом техотсеке (шп,15).


2. ПЕРВИЧНАЯ СИСТЕМА ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ ПЕРЕМЕНННОГО ТРЕХФАЗНОГО ТОКА СПЗСЗБ40

 

- 60кВА

Допустимая перегрузка на 5о - 80кВА

Напряжение линейное - 202-2IOB

Напряжение фазное - II7-I2IB

Номинальный ток канала - 111А

Частота переменного тока - 390-410Гц

СП - система переменного тока, ЗС - трехфазная стабилизированной частоты, ЭБ - трехканальная, без параллельной работы, 40 - мощность канала кВА,

Первичная система предназначена для питания переменным током напряжением 200/II5B частотой 400Гц потребителей, исполь­зующих трехфазный переменный ток линейным напряжением 200В и однофазный переменный ток напряжением II 5В, а также для обес­печения энергией вторичных систем электроснабжения перемен­ного тока 36В 400Гц и постоянного тока 27В,

В состав агрегатов одного канала входят:

- генератор ГТ40пч6;

- блок регулирования напряжения БИ1208М7А (БШ);

- блок защиты и управления БЗУ-376СБ (БЗУ);

- блок трансформаторов тока БТТ-40Б (БТТ);

-блок регулирования частоты БРЧ-62Ш (БРЧ). Установлены:

- генераторы - по одному на двигателях;

- блоки БРН и БРЧ - между панелями генераторов на потолке (шп.63-64);

- БТТ - в панелях генераторов;

- блоки БЗУ - над последним рядом кресел в районе шп.6З. Первичная система трехканальная. Каждый генератор питает свою сеть. Соединение фаз генера­торов выполнено по схеме "Звезда" выведенной силовой нейтралью на корпус самолета.

 


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.244 с.