Диагностика и развитие педагогических способностей. — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Диагностика и развитие педагогических способностей.

2018-01-07 1672
Диагностика и развитие педагогических способностей. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Предпосылками формирования педагогических способностей в старших классах школы, педагогических учебных заведениях и профессиональной практической деятельности являются те психические свойства личности, которые сформировались на более ранних этапах онтогенеза. К ним следует отнести эмоциональную впечатлительность и эмоциональную устойчивость, ранние проявления эмпатии (сострадание), склонность работать с людьми, особенно с детьми, организаторские способности. Наличие этих предпосылок важно как можно раньше устанавливать с помощью специальных диагностических методик и путем наблюдения за проявлениями детей в коммуникативной деятельности (Кондратьева С.В.).

Для диагностики профессионально значимых личностных свойств педагога предполагаются следующие методики: дифференциально-диагностический опросник, позволяющий диагностировать направленность профессиональных склонностей, тест Т. Лири, диагностирующий особенности стилей межличностного взаимодействия, опросник эмпатических тенденций, тест мотивов педагогической работы. Ориентировочная анкета, диагностирующая ведущую личностную направленность.

Индивидуализированный характер структуры педагогических способностей, их своеобразие означает, что даже яркие представители педагогической профессии имеют неодинаковые тестовые профили, что еще раз подтверждает пластичный характер и компенсаторные возможности педагогических способностей. Простым наложением полученной структуры способностей на «идеальную» и констатацией их совпадения или несовпадения трудно аргументировать наличие или отсутствие пригодности к педагогической профессии. Поэтому использование результатов психодиагностики необходимо с целью развития профессионального самосознания.

Круг профессиональных возможностей педагога формируется во время обучения в педагогических учебных заведениях, в процессе самовоспитания и, главное, в повседневной педагогической деятельности.

Безусловно, каждая личность сугубо индивидуальная и некоторые способности, предполагающие наличие специальных задатков, у отдельных педагогов могут и не развиваться в полной мере даже при их целенаправленных усилиях.

Однако практика показала, что в ряде случаев отсутствие какой-то способности при серьезном отношении педагога к совершенствованию профессионального мастерства может компенсироваться другими и в целом учебная деятельность не страдает. Так, в своем исследовании Ф.Н. Гоноболин показывает, как отсутствие требовательности к детям у учителя начальных классов в результате больших усилий компенсировалось настойчивостью и терпением в работе с детьми.

В проведенных исследованиях о компенсаторных возможностях в педагогических способностях раскрывается круг способностей, который может быть ведущим и определять успех в деятельности.

По исследованиям, у одного типа педагогов ядром педагогических способностей является высокий уровень развития теоретических знаний и, следствие этого, проявляются такие качества, как умение руководить деятельностью детей, конструктивные умения и навыки.

У второго типа ядром является высокий уровень организаторской работы, проявляются и такие качества, как прикладные умения и навыки (игра на музыкальных инструментах, способность к художественной деятельности и др.), коммуникативные и конструктивные умения.

У третьего типа ядром являются коммуникативные умения, проявляются организаторские качества, конструктивные и прикладные умения.

У четвертого типа ядром выступают конструктивные умения и проявляется высокий уровень теоретических знаний, личностные качества (выдержка, уравновешенность, скромность).

Очевидно, что для постоянного совершенствования педагогического мастерства необходимо осознание педагогом своих целей, жизненных планов, идеалов, т.е. полное понимание того, чего он ждет от своей педагогической деятельности, осознание собственных личностных возможностей (склонностей, черт характера), проявляющихся в педагогической деятельности.


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.