Мотивация профессионального самовоспитания — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Мотивация профессионального самовоспитания

2018-01-07 564
Мотивация профессионального самовоспитания 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Мотивационная сфера личности многогранна. Определяющей в ней является мотивация профессиональной деятельности. Профессиональная деятельность выступает не только как социально важное объективное явление, но и как субъективная, личностная ценность. Овладеть ею, стать субъектом профессионального педагогического творчества — вот стержневое направление активности молодого учителя.

Под мотивацией обычно понимают совокупность побуждений к деятельности. Каковы эти побуждения и их функции в самовоспитании учителя?

Всякая деятельность начинается с потребностей. Потребность в определенных условиях, обеспечивающих естественную и духовную жизнь и развитие личности, служит источником человеческой активности.

Как возникает потребность учителя продолжать свое образование и воспитание? Очевидно, здесь играет роль желание быть не просто учителем, а мастером своего дела, желание походить на свой идеал. Потребность самосовершенствования мобилизует всю сознательную активность учителя, помогает ему быть собранным и целеустремленным, т. е. выполняет функцию предпосылки профессиональной и профессионально-самовоспитательной деятельности.

В процессе анализа своей работы учитель приходит к мысли о прямой зависимости успеха от своих личностных качеств "(эрудиции, умелости, характера и т. д.), осознает необходимость своего дальнейшего развития, совершенствования.

Таким образом, потребность в совершенствовании профессиональной деятельности становится для учителя побудителем активности, в частности самовоспитательной активности, ее мотивом. Важно, чтобы этот мотив сложился. Еще важнее, чтобы он был осознан, превращен в ведущий.

В педагогической практике возможны разные пути станОБлеиия мотивов учительского самовоспитания. В одних случаях их рождение происходит, когда учитель ощущает воздействие со стороны: напряженный творческий труд коллег и стиль жизни школы в целом, критические замечания и прямые требования руководителей к работе учителя и т. д.

В других случаях мотивация профессионального самовоспитания возникает как следствие ряда социальных качеств личности учителя: чувства ответственности, профессионального долга и чести, здорового профессионального самолюбия и т. д. Мотивом самовоспитания учителя может служить и желание получить награды, повышение в должности и многое другое. За каждым мотивом стоит определенная потребность. Не будь этих потребностей, профессиональное самосовершенствование учителя осталось бы на уровне добрых намерений. Потребность порождает конкретную деятельность.

Одним из видов побуждений, входящих в мотивацию самовоспитательной деятельности учителя, является интерес к процессу самовоспитания. Немаловажную роль здесь играют положительные эмоции. Оценивая побуждения к самовоспитанию, учитель учитывает их эмоциональную «окраску». Эмоциональные переживания при этом не только выполняют функции оценки, но часто приобретают самостоятельную ценность. Ради достижения удовлетворения от успеха, от работы по совершенствованию своей личности учитель может выполнить немалую работу. Радость, пережитая учителем от успеха в трудной педагогической ситуации, фиксируется в его эмоциональной памяти. Возникает желание повторно испытать это чувство. Положительные переживания от успеха своих педагогических воздействий на учащихся, а также от усилий, приложенных в деле саморазвития, порождают чувство радости и гордости за себя, потребность в эмоциональных переживаниях успеха. Это побуждение к совершенствованию своего труда и своей личности при повторении (в определенных условиях) переходит в устойчивый мотив самовоспитания.

Вероятно, руководителям школы следует создавать молодым (и не только молодым) педагогам такие условия, когда бы они с помощью старших товарищей могли добиваться заметных успехов в работе и в самообразовании, самовоспитании. А обретя уверенность в себе и накопив опыт компетентного решения многих проблем,— браться за все более сложные дела. Таким способом можно помочь учителю выработать у себя устойчивую положительную мотивацию к постоянному самообразованию и самовоспитанию.

Примером надежности такого «механизма» формирования потребности в самовоспитании служит опыт В. А. Сухомлинского по руководству педагогическим коллективом.

Существует и другой «механизм» формирования у учителя потребности в самосовершенствовании. Это знакомство с образцами педагогического мастерства, представление учителя о педагогическом идеале. Творческое следование опыту выдающихся педагогов может оказаться весьма плодотворным. Примеров тому немало. Многие приверженцы опыта А. С. Макаренко, не копируя его, а руководствуясь его идеями, стали подлинными мастерами. Это же можно сказать и о единомышленниках В. Ф. Шаталова, В. А. Сухомлинского.

Особую роль при таком способе формирования мотивации самовоспитания играет педагогический коллектив, в котором работает учитель. Когда молодой учитель увидит, что его коллеги с особым вниманием относятся к творческим находкам товарищей, к профессиональному росту, он переймет этот стиль работы.

Однако следует иметь в виду, что устойчивые потребности и мотивы профессионального самовоспитания у учителя могут сформироваться только в процессе собственной Профессиональной и профессионально-самовоспитательной деятельности. Для этого нужно, чтобы необходимость самовоспитания и задачи, встающие перед учителем в этой связи, были не только осознаны, но и приняты им. И что особенно важно, чтобы мотивы самовоспитания не стали самоцелью. Как указывал С. Л. Рубинштейн, одним из существенных условий достижения высокого результата самовоспитания является не та деятельность, единственная прямая цепь которой — выработка у себя соответствующих качеств, не прямая тренировка этих качеств, а деятельность, направленная на разрешение жизненно значимых задач, имеющих определенную социальную ценность. Именно в такой деятельности формирование и совершенствование личности выступают как естественный результат. «Кто непосредственно занят самоусовершенствованием как прямой целью своих забот и действий, тот обычно менее всего достигает этой цели,— отмечал С. Л. Рубинштейн.— Самым плодотворным является труд, в буквальном смысле самозабвенный. Человеку нужно достигать самоусовершенствования, но стремиться он должен, прежде всего, не к тому, чтобы сделать хорошим лично себя, а к тому, чтобы сделать что-то объективно хорошее в жизни: именно так, не возясь с собой, человек в самом деле совершенствуется». Это положение имеет методологическое значение. Оно является иллюстрацией марксовой идеи о том, что изменения в человеке происходят одновременно с теми изменениями, которые он сам производит в окружающей его действительности.

Устойчивые мотивы профессионального самовоспитания включаются в состав педагогических убеждений учителя.

О роли педагогических убеждений К. Д. Ушинский писал: «Всякая программа преподавания, всякая метода воспитания, как бы хороша она ни была, не перешедшая в убеждение воспитателя, останется мертвой буквой, не имеющей никакой силы в действительности». И дальше: «Воспитатель никогда не может быть слепым исполнителем инструкции: не согретая теплотой его личного убеждения, она не будет иметь никакой силы».

А. Дистервег метко подметил характер усвоения учителем основной идеи воспитания, преобразования этой идеи. Он указывал, что идея, которой служит учитель, состоит в насаждении нравственности в роде человеческом: «Ей отдается он своей душой, она владеет им безраздельно. Она не засела в его голову как надуманный принцип, но перешла ему в плоть и кровь. Не он ею владеет, а она им».

Учитель на каждом шагу убеждается в том, что его педагогические убеждения — основа его действий. Выработка убеждений — результат не только и не столько обучения, сколько индивидуального опыта, практической деятельности, результат серьезного идейно-политического и психолого-педагогического самообразования.

Мотивация педагогической деятельности зависит не только от объективных условий жизни и труда учителя, но в значительной мере и от личности самого учителя, его сознания и активности. Мотивационная сфера — ядро личности. Она не только социальна, но в значительной мере и интимна, скрытна. И очень многое зависит от того, осознана ли она самим учителем, делает ли он что-либо для совершенствования ее. Учитель находит и открывает для себя привлекательные стороны труда педагога. Но происходит это не стихийно, а в процессе сознательного овладения профессией, осознания ее достоинств для развития личности. Все это позволяет говорить о самовоспитании учителем мотивов своей деятельности.

Не требует особого доказательства зависимость успеха в любом деле от того, как к нему относится его исполнитель. В педагогическом деле это особенно ощутимо. Увлеченность учителя обучением и воспитанием учащихся — условие увлеченности последних. >

19. Сущность самообразования и его необходимость

Под самообразованием следует понимать специально организованную, самодеятельную, систематическую познавательную деятельность, направленную на достижение определенных личностно и общественно значимых образовательных целей: удовлетворение познавательных интересов, общекультурных и профессиональных запросов и повышение квалификации.

Самообразование – это система умственного и мировоззренческого самовоспитания, влекущая за собой волевое и нравственное самоусовершенствование, но не ставящая их своей целью». (Г.М.Коджаспирова)

Необходимость самообразования диктуется, с одной стороны, самой спецификой учительской деятельности, ее социальной ролью, с другой стороны, реалиями и тенденциями непрерывного образования, что связано с постоянно изменяющимися условиями педагогического труда, потребностями общества, эволюцией науки и практики, все возрастающими требованиями к человеку, его способности быстро и адекватно реагировать на смену общественных процессов и ситуаций, готовности перестраивать свою деятельность, умело решать новые, более сложные задачи. Познавательной активности, растущей потребности педагога в самореализации

Смысл самообразования выражается в удовлетворении познавательной активности, растущей потребности педагога в самореализации путем непрерывного образования.

Суть самообразования заключается в овладении техникой и культурой умственного труда, умении преодолевать проблемы, самостоятельно работать над собственным совершенствованием, в том числе профессиональным.

Основными принципами самообразования являются

непрерывность,

целенаправленность,

интегративность,

единство общей и профессиональной культуры,

взаимосвязь и преемственность,

доступность,

опережающий характер,

перманентность перехода от низкой ступени к высшей, вариативность и др.

 

Функции самообразования (по м. Князевой)

Экстенсивная — накопление, приобретение новых знаний.

Ориентировочная — определение себя в образовательном пространстве, своего места в обществе.

Компенсаторная — преодоление недостатков. образования, ликвидация «белых пятен» в общей культуре.

Саморазвития — развитие самосознания, памяти, мышления, речи, реф­лексивных способностей и др.

Методологическая — формирование образа мира, своего места в мире, определение пути профессионального бытия.

Коммуникативная — установление связей между науками, специаль­ностями, возрастом.

Сотворческая — доопределение, достраивание деятельности до уровня творчества.

Омолаживания — преодоление инерции собственного мышления, пре­дупреждение застоя в своем профессиональном росте.

Психотерапевтическая — сохранение жизненной энергии, силы лич­ности, переживание полноты жизни.

Геронтологическая — поддержание связей с миром, укрепление жиз­нестойкости организма.

Технология организации самообразовательной деятельности.

Технология организации самообразования педагогов может быть представлена в виде следующих этапов:

Этап – установочный.

Он предусматривает создание определенного настроя на самостоятельную работу; выбор цели работы, исходя из научно-методической темы (проблемы) школы; формулирование личной индивидуальной темы, осмысление последовательности своих действий.

Этап – обучающий.

На этом этапе педагог знакомится с психолого-педагогической и методической литературой по выбранной проблеме образования.

Этап – практический

На этом этапе происходит накопление педагогических фактов, их отбор и анализ, проверка новых методов работы, постановка экспериментов. Практическая работа продолжает сопровождаться изучением литературы.

Этап – теоретический

В ходе этого этапа происходит осмысление, анализ и обобщение накопленных педагогических фактов. На данном этапе целесообразно организовать коллективное обсуждение прочитанной педагогической литературы; творческие отчеты о ходе самообразования на заседаниях МО или кафедры, на районных МО; посещение с обсуждением открытых уроков и другие коллективные формы работы.

Этап – итогово-контрольный

На этом этапе педагог должен подвести итоги своей самостоятельной работы, обобщить наблюдения, оформить результаты. При этом главным является описание проведенной работы, установленных фактов, их анализ, теоретическое обоснование результатов, формулирование общих выводов и определение перспектив в работе.

Система самообразовательной работы педагога предусматривает: текущее и перспективное планирование; подбор рациональных форм и средств усвоения и сохранения информации; овладение методикой анализа и способами обобщения своего и коллективного педагогического опыта; постепенное освоение методов исследовательской и экспериментальной деятельности.

План самообразования учителя должен включать:

  • перечень литературы, которую планируется изучить;
  • формы самообразования;
  • срок завершения работы;
  • предполагаемые результаты (подготовка доклада, выступление на заседании МО, поурочное планирование, описание опыта работы, оформление результатов в виде отчета и т.д.)

Материал, собранный в процессе самообразования, целесообразно разделять на отдельные темы и сохранять в виде карточек, специальных тетрадей, тематических папок, личного педагогического дневника. Важное значение в процессе занятий по самообразованию имеет умение работать с литературными источниками: делать выписки, составлять конспект, тезисы прочитанного, развернутый план или аннотацию.

Участие администрации является важным как в процедуре анализа и самооценки педагогической деятельности, так и в процессе разработки индивидуальной программы развития, ее реализации, мониторинга результативности. Привлечение специалистов к сотрудничеству с учителем, классным руководителем, наставничество, консультирование, рационализация личного труда, создание условий для актуализации полученных знаний, опытно-экспериментальной, исследовательской работы, вовлечение в процесс инновационных преобразований – далеко не полный перечень организационно-педагогических мероприятий руководителя по отношению к педагогу. Для того чтобы справиться со всеми задачами, руководителю самому необходимо постоянно заниматься самообразованием. Важно не только правильно определить и ранжировать круг возникающих и интересующих проблем, подобрать литературу для изучения, но и применить приобретенные знания на практике. Результаты самообразовательной работы директора школы, его заместителей должны становиться достоянием членов педколлектива, оказывать эффективное влияние, как на совершенствование управления, так и на жизнедеятельность школы в целом. Задача администрации не в том, чтобы учить педагога всю жизнь, а в том, чтобы он научился это делать сам.

В школьном методическом кабинете в помощь педагогам в их самообразовательной деятельности должен формироваться банк материалов:

  • списки рекомендованной для самостоятельной работы литературы; материалы передового педагогического опыта;
  • разные варианты планов работы по самообразованию;
  • тексты докладов;
  • образцы рефератов по итогам самообразовательной деятельности;
  • образцы конспектов литературных источников;
  • новинки психолого-педагогической литературы.

Формы и методы руководства самообразованием учителей:

1. Вынесение на педсоветы, заседания МО вопросов, связанных с самообразованием. Систематическое разъяснение роли самообразовательной работы, организация выступлений учителей по вопросам обмена опытом самообразования.

2. Индивидуальные беседы руководителей школ с учителями об основных направлениях самообразования.

3. Совместное обсуждение руководителями школ и учителями методов изучения трудных разделов и тем программы. Разработка отдельных рекомендаций с целью повышения педагогической эффективности уроков.

4. Оказание помощи учителям в обобщении своего опыта, подготовке докладов по проблемам педагогики, стимулирование наиболее подготовленных учителей к научно-исследовательской работе.

5. Комплектование и пополнение библиотечного фонда литературой по вопросам самообразования и самосовершенствования, а также новинками психолого-педагогической литературы.

6. Проведение циклов лекций, групповых и индивидуальных консультаций, семинаров.

7. Систематическое подведение итогов самообразовательной работы учителя (собеседования, отчеты на педсоветах и заседаниях МО), определение задач и содержания самообразования на новый учебный год, анализ качественных итогов учебно-воспитательного процесса.

Самообразовательная работа постепенно должна перейти в научно-исследовательскую. На основе самопознания, выработки рефлексивного мышления, умения учиться происходит трансформация развития в саморегулируемую систему, преобразование устойчивого интереса личности к самообразованию в постоянную жизненную потребность в самовоспитании, что свидетельствует о достижении оптимального уровня самосовершенствования.

Показатели эффективности педагогического самообразования – это, прежде всего, качество организованного учителем учебно-воспитательного процесса и профессионально-квалификационный рост педагога.

 

Мотивы, побуждающие учителя к са­мообразованию.

  • Ежедневная работа с информацией. Готовясь к уроку, выступлению, родительскому собранию, классно­му часу, общешкольному мероприятию, олимпиаде и др. у учителя возникает необходимость поиска и анализа новой информации.
  • Желание творчества. Учитель — профессия твор­ческая. Творческий человек не сможет из года в год ра­ботать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Долж­но появляться новое, работа должна вызывать интерес и доставлять удовольствие.
  • Стремительный рост современной науки, осо­бенно психологии и педагогики. В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой. Изменения, происходящие в жизни общества, в первую очередь отражаются на уче­никах, формируют их мировоззрение. Если не усваивать новую информацию, может сложиться образ учителя как несовременного человека.
  • Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребёнка в школу, просят определить его в класс к «лучшему» учителю, предметнику или классному руково­дителю. Квалифицированный педагог в условиях описан­ной конкуренции имеет больше возможностей в отборе учащихся, определении нагрузки.
  • Общественное мнение. Учителю не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». Никто не хочет быть плохим учителем!
  • Материальное стимулирование. Наличие ка­тегории, премии, надбавки зависит от квалификации и мастерства учителя. Без постоянного усвоения новых знаний не добиться более продуктивной работы, кото­рая, естественно, оплачивается выше.

Смысл самообразования выражается в удовлетворении познавательной активности, растущей потребности педаго­га в самореализации путём непрерывного образования.

Суть самообразования заключается в овладении тех­никой и культурой умственного труда, в умении преодо­левать проблемы, самостоятельно работать над соб­ственным совершенствованием, в том числе профес­сиональным.

 

Основные принципы самообразования.

  • непрерывность,
  • целенаправленность,
  • интегративность,
  • единство общей и профессиональной культуры,
  • взаимосвязь и преемственность,
  • доступность,
  • опережающий характер,
  • перманентность перехода от низкой ступени к высшей,
  • вариативность и др.

 

Основные направления, в которых учи­телю необходимо заниматься самообразованием.

  • профессиональное (предмет преподавания);
  • психолого-педагогическое (ориентированное на учеников и родителей);
  • психологическое (имидж, общение, искусство вли­яния, лидерские качества и др.);
  • методическое (педагогические технологии, формы, методы и приёмы обучения);
  • правовое;
  • эстетическое (гуманитарное);
  • историческое;
  • иностранные языки;
  • политическое;
  • информационно-компьютерные технологии;
  • охрана здоровья;
  • интересы и хобби.

 

Источники самообразования.

В чём заключается суть процесса самообразования? Учитель самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в развитии личности и профессиональной деятельности.

Определим источники знаний:

  • телевидение;
  • газеты, журналы;
  • литература (методическая, научно-популярная, пу­блицистическая, художественная и др.);
  • Интернет;
  • видео, аудио;
  • платные курсы;
  • семинары и конференции;
  • мастер-классы;
  • мероприятия по обмену опытом;
  • экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты;
  • курсы повышения квалификации;
  • путешествия.

Как говорилось выше, все источники можно разделить на способствующие личностному росту и способствую­щие профессиональному росту. Однако они могут спо­собствовать и тому и другому одновременно.

 

Составляющие процесса самообразования учителя.

Если представить деятельность учителя в области са­мообразования списком глаголов, то получится: читать, изучать, апробировать, анализировать, наблюдать, писать. Какова же предметная область приложения этих глаголов?

  • Изучать и внедрять новые педагогические техноло­гии, формы, методы и приёмы обучения.
  • Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом.
  • Периодически проводить самоанализ своей про­фессиональной деятельности.
  • Совершенствовать свои знания в области класси­ческой и современной психологии и педагогики.
  • Систематически интересоваться событиями со­временной экономической, политической и культурной жизни.
  • Повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры.

 

Виды деятель­ности, составляющие процесс самообразования.

  • систематический просмотр определённых теле­передач;
  • чтение конкретных педагогических периодических изданий, чтение методической, педагогической и пред­метной литературы;
  • обзор в Интернете информации по преподавае­мому предмету, педагогике, психологии, педагогических технологиях;
  • решение задач, упражнений, тестов, кроссвордов и других заданий по своему предмету повышенной слож­ности или нестандартной формы;
  • посещение семинаров, тренингов, конференций, уроков коллег;
  • дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами;
  • изучение современных психологических методик в процессе интерактивных тренингов;
  • систематическое прохождение курсов повышения квалификации;
  • проведение открытых уроков для анализа со сто­роны коллег;
  • организация кружковой и внеклассной деятельно­сти по предмету;
  • изучение информационно-компьютерных техноло­гий;
  • посещение предметных выставок и проведение тематических экскурсий по предмету;
  • общение с коллегами в школе, районе, городе и в Интернете;
  • ведение здорового образа жизни, занятия спор­том, физическими упражнениями.

 

Результат самообразования

В личном плане самообразования учителя обязатель­но должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определённый срок:

  • результаты самообразования учителя на опреде­лённых этапах (самообразование непрерывно, но плани­ровать его нужно поэтапно);
  • повышение качества преподавания предмета (ука­зать показатели, по которым будет определяться эффек­тивность и качество);
  • разработанные или изданные методические посо­бия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследо­вания;
  • разработка новых форм, методов и приёмов обу­чения;
  • доклады, выступления;
  • разработка дидактических материалов, тестов, на-глядностей;
  • выработка методических рекомендаций по приме­нению новой информационной технологии;
  • разработка и проведение открытых уроков по соб­ственным, новаторским технологиям;
  • создание комплектов;
  • педагогических разработок;
  • обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме).

 

Продуктивность процесса самообразования

Самообразование педагога будет продуктивным, если:

  • в процессе самообразования реализуется потреб­ность педагога к собственному развитию и саморазвитию;
  • педагог владеет способами самопознания и са­моанализа педагогического опыта. Учитель понимает как позитивные, так и негативные моменты своей про­фессиональной деятельности;
  • педагог обладает развитой способностью к реф­лексии. Педагогическая рефлексия является необходи­мым атрибутом учителя-профессионала (под рефлекси­ей понимается деятельность человека, направленная на осмысление собственных действий, своих внутренних чувств, состояний, переживаний, анализ этой деятель­ности и формулирование выводов);
  • программа профессионального развития учителя включает в себя возможность исследовательской, поис­ковой деятельности;
  • педагог обладает готовностью к педагогическому
    творчеству;
  • осуществляется взаимосвязь личностного и про­фессионального развития и саморазвития.

 

Личный план самообразования учителя

На основании выбранной темы учитель разрабатыва­ет личный план работы над поставленной перед собой проблемой. При оформлении работы указываются:

1. Титульный лист:название учреждения образования, в котором рабо­тает педагог, адрес, рабочий телефон.

2. Творческая визитка педагога: Ф.И.О. педагога; образование, специальность; стаж работы по специальности, категория; курсы повышения квалификации по специальности; профессионально-педагогическое кредо.

3. Научно-методическая и профессионально-педа­гогическая деятельность: название темы по самообразованию; цель, задачи; предполагаемый результат; этапы работы; сроки выполнения каждого этапа; действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой.

4. Оценка профессиональной деятельности: способ демонстрации результата проделанной ра­боты; форма отчёта по проделанной работе.

По окончании работы над темой каждый учитель дол­жен написать отчёт с анализом, выводами и рекоменда­циями для других учителей.

При оформлении работы следует учитывать:

  • творческий подход;
  • степень обоснованности содержащегося мате­риала;
  • глубину и практическую значимость материала;
  • наличие выраженной авторской позиции при раз­работке материала;
  • способ подачи материала.

Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.078 с.