Махариши и Общество Сознания Кришны — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Махариши и Общество Сознания Кришны

2018-01-03 264
Махариши и Общество Сознания Кришны 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Во время своего пребывания на ашраме в Ришкеши Битлз разочаровались в Махариши, заявив, что он обитает на «грубых планах бытия»: он пытался заставить их сделать пожертвования на некий счет в швейцарском банке и заигрывал с женщинами. Он надеялся, что Битлз откроют свои академии трансцендентальной медитации в Лондоне, будут содействовать выпуску фильмов, рекламирующих его учение, но вместо этого они стали обличать его в прессе, а Леннон (Lennon) сочинил песню «Сексуальная Сэйди» («Sexy Sadie»), изначально носившую название «Махариши». Это был тонкий намек на человека, который полагал, что может «одурачить любого».

Правда, Махариши Махеш Йоги не был единственным гуру, пользовавшимся популярностью на рынке, порожденном крахом психоделической культуры. Свами Прапхупада, который в 1922 г. приехал обращать Запад, прибыл в Нью-Йорк в сентябре 1965 г., где основал Международное Общество Сознания Кришны (MOCK).

В 1966 г. Общество стало привлекать разочарованных в ЛСД наркоманов. Его члены распространяли в Гринвич Виллидж листовки, на которых было написано «НАВЕРХ НАВСЕГДА! Нет – дороге вниз. Практикуйте учение Общества Сознания Кришны. Расширяйте границы вашего сознания на занятиях по АКУСТИЧЕСКИМ ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫМ ВИБРАЦИЯМ».

«Вы думаете, что ЛСД может дать экстаз и вывести вас на высокий уровень сознания? – спрашивал Прапхупада. – Только представьте себе комнату, заваленную «кислотой». «Сознание Кришны» – нечто в этом роде».

В январе 1967 г., записав альбом мантр Кришне, MOCK переехало на Хайт-Ашбери в Сан-Франциско – легендарный инкубатор «кислотной» культуры. Писали, что полиция и бесплатные клиники не могли справиться с огромным количеством наркоманов, принимающих ЛСД. Поэтому полиция видела выход в деятельности Прапхупады.

Для Прапхупады среда наркоманов представляла собой обширное поле деятельности. Рок-культуру он решил использовать для популяризации своего учения. 27 января 1967 г. на психоделической танцплощадке «Авалон» состоялся концерт «Мантра-Рок Данс» («Mantra-Rock Dance»), на котором Свами вышел на сцену с «кислотными» группами восточного побережья – Грэйтфул Дэд (Grateful Dead), Биг Бразэр энд зэ Холдинг Кампани (Big Brothers & the Holding Co.), Квиксилвер Мэссенджер Сервис (Qucksilver Messenger Service), Джефферсон Эроплэйн (Jefferson Airplane). Все сборы от концерта должны были пойти на строительство местного храма «Сознания Кришны».

Смешение индуизма и тяжелого рока оказалось удачным.Концерт собрал пять тысяч фанатов. Прапхупада появился на сцене в 10 часов вечера и был представлен поэтом Алленом Гинзбургом, который заявил, что мантра «Харе Кришна» очень полезна для «ЛСД-путешественников», потому что она «дает установку сознанию на возвращение» (из путешествия).

После этого все около часа пели мантры. Впоследствии Гинзбург сказал, что концерт представлял собой «пик духовного энтузиазма на Хайт-Ашбери».

Правда, Прапхупада понимал, что такими концертами не обратишь весь мир. И у него были обширные планы. Его биограф рассказывает, что гуру мечтал о «мировой революции сознания, произведенной «Сознанием Кришны» и Битлз».Сторонники MOCK организовали кампанию, чтобы привлечь внимание ливерпульской четверки, послав красивые буклеты на лондонскую штаб-квартиру студии звукозаписи «Эппл Корпорэйшн».

Был даже послан яблочный пирог, украшенный мантрами из глазури. Другой раз группе Битлз послали заводную шагающую игрушку в виде яблока, а также запись мантр. Эти действия не получили ответа. И тогда один из последователей движения, Шиймасундара, отправился в офис Джорджа Харрисона, где был радушно принят и получил приглашение посетить дом музыканта в Эшере.

За несколько месяцев Прапхупада очевидным образом занял место Махариши. Он и его последователи стали гостями Леннона в его доме на Титтенхарст Парк, близ Эскота, куда впоследствии были приглашены шесть последователей гуру, чтобы принять участие в исполнении песни «Дайте миру шанс» («Give Peace a Chance»), А Харрисон пригласил их для участия в записи «Харе Кришна Мантра» («Hare Krishna Mantra»), попавшей в двадцатку хит-парада 1969 г. Позднее он оказывал частичную финансовую поддержку их мероприятиям в Англии. «Харе Кришна – вещь что надо, – говорил тогда Джон Леннон. – Мы им доверяем полностью».

После распада группы в 1970 г. Харрисон оставался верным сторонником этого движения. В 1971 г. он записал хит под названием «Господь – радость моя» («Му Sweet Lord»). Он пытался заставить радиослушателей петь мантры, которые, как ему казалось, представляют собой «метод достижения единства с Богом». Эта песня была навеяна госпелом «Счастливый день» («О Happy Day») группы Эдвин Хокинз Сингерз (Edwin Hawkins Singers). «Сначала голоса поют «Аллилуйя», а потом «Харе Кришна», так что люди глазом не успеют моргнуть, как будут петь «Маха мантра».

На двух своих сольных альбомах – «Жизнь в материальном мире» («Living in the Material World») и «Темная лошадка» («Dark Horse») – Харрисон поместил песни в честь Кришны. Он пел, что необходимо вырваться из материального мира и прервать цепь перерождений. «Я надеюсь покинуть этот мир по благодати Господа Кришны. Он – мое спасение от мира» («Жизнь в материальном мире»). Во время своего американского турне 1974 г. (первого, с тех пор как в 1966 г. Битлз перестали выступать с концертами) он заставил аудиторию петь «Харе Кришна». «Если мы 30 секунд будем петь эту мантру, – призывал Харрисон, – то прорвем потолок зала».

Потолок не рухнул. Несмотря на проповеди Махариши в лето Любви, индуистские проповеди пришлись не по вкусу любителям рок-н-ролла. Чем более религиозными становились альбомы Харрисона, тем хуже они продавались. Семнадцатидневные американские гастроли Бич Бойз (Beach Boys), начавшиеся в мае 1968 г., принесли 500 000 долларов убытка из-за того, что слушатели не захотели слушать Махариши, который должен был открывать концерты группы. Альбом трансцендентальной медитации «Друзья» («Friends») прошел незамеченным и лишь был охарактеризован одним из биографов как «скучная, лишенная эмоций пластинка».

 

Разочарование

Многие музыканты, обратившиеся было к восточным религиям, оставили своих гуру, ссылаясь на то, что те не дали им ответов на многие вопросы. Джон Маклафлин (John McLaughlin), подписавший в 1972 г. контракт с Шри Чинмоем, в 1978 г. расторг его. В 1973 г. он в соавторстве с Карлосом Сантаной (Carlos Santana) записал диск «Подчинись устремлениям любви» («Love Devotion Surrender»), в котором излагались взгляды Чинмоя, говорившего: «Когда конечное входит в бесконечное, оно сразу же становится бесконечным».

Сантана, достигший популярности благодаря фильму «Вудсток», длинноволосый искусный гитарист команды, носившей его имя, познакомился с Чинмоем через джазового гитариста Ларри Кориелла (Larry Coryell). «Ларри представил меня Шри Чинмою, а тот показал мне, откуда он черпает вдохновение для своей музыки». Сантана стал носить короткую стрижку, одеваться в белое и улыбаться больше прежнего. Но к 1983 г. и он оставил гуру.

Битлз были последователями Махариши меньше года. Ринго уехал раньше всех, признавшись, что эта тусовка сильно смахивает на пионерский лагерь. Леннон и Маккартни очень быстро увидели в Махариши мошенника. Пол навсегда порвал с восточными религиями. К тому времени, как сам Прапхупада стал гостем дома Леннона, Джон уже сильно засомневался в искренности бессребреников-гуру.

«Как можно отличить настоящего духовного наставника?» – спрашивал Леннон Прапхупаду. И в ответ слышал, что духовный учитель определяется по тому, чей он преемник. «Но если тот, кто не является преемником достойного учителя, говорит то же самое, что и вы, если он говорит, что его учение восходит к ведической традиции, и говорит не менее уверенно, чем вы, тогда как быть?» – настаивал Леннон.

Вопрос был уместный, ибо гуру обещал, что спасение приносит повторение определенных звукосочетаний. Тот, кто поет «Харе Кришна», будет спасен от перерождения в более низких формах жизни. Когда тебе предлагают доверить собственную бессмертную душу человеку, сказавшему: «Инициация означает, что гуру принимает учеников и соглашается брать плату за обучение, а ученики соглашаются видеть в нем духовного наставника и почитать его как Бога», то ты наверняка потребуешь доказательств божественности такого учителя.

Каждый гуру предлагал свой вариант учения, свои пути достижения богоподобия и называл всех остальных гуру шарлатанами. Мехер Баба, говоривший: «Я Христос. Я все знаю», утверждал, что одновременно на земле могут существовать только пять совершенных учителей. Когда в 1971 г. я спросил Свами Прапхупаду, почему мы должны верить в то, что он истинный гуру на рынке духовной культуры, он ответил: «Если вы хотите дешевого гуру, существует немало мошенников. Люди обманываются из-за того, что хотят дешевизны. Настоящий гуру – это не бизнесмен».

В 1970 г. Леннон принял окончательное решение. Он закончил в Калифорнии короткий курс «терапии крика» под руководством Артура Янова. Он решил, что больше не будет прятаться от собственных внутренних проблем – боли, неудач, неуверенности в себе. «Старик, «Харе Кришна» тебе не помог, ты сходишь с ума от бездействия. Ты созерцаешь замки из песка. Ни один гуру не смотрит на мир твоими глазами. Я это понял», – пел он в песне «Я понял» («I Found Out»).

Сразу же после выхода этой песни я спросил Леннона, почему так много людей жаждут искупления, если, по его собственным верованиям, все мы живем изолированно друг от друга в мире, в котором нет Бога. «Они ищут гуру, – сказал Джон. – И я искал. Они ищут некоего суперпапу, и я скажу вам, почему мы ищем его. Мы недополучили любви и нежности в детстве. Все очень просто».

Для многих людей духовные упражнения были слишком сложными. Искупление в индуистском понимании – не такая уж простая штука. Никогда не знаешь, сколько еще предстоит расплачиваться за плохую карму или на каком этапе перерождений находишься. Последователь «Сознания Кришны» должен был петь по 16 мантр каждый день, что занимало от полутора до двух часов. Йогананда утверждал, что Крийя Йога ускоряет духовную эволюцию и что 30-секундные занятия соответствуют «одному году естественного духовного развития».

Он говорил: «Многие йоги достигли просветления за 6, 12, 24 и 48 лет. Йог, который умирал, не достигнув полной самореализации, уносил с собой хорошую карму. И все благодаря занятиям Крийя Йогой. В своей следующей жизни он уже твердо выходил на финишную прямую». Семейных людей и людей, полностью посвятивших себя рок-музыке, это не устраивало. Полноценные занятия йогой требовали до восьми с половиной часов в день, как утверждал Йогананда. «Три года... сознательных устремлений принесут результат, который природа не принесет и за миллион лет».

Однако прогресс был не настолько очевиден. Во что ты будешь верить, если после многих лет духовных занятий, ты по-прежнему обуреваем теми же страстями, что и в самом начале? После десяти лет дружбы с «любящими Баба» Пит Тауншенд (Pete Townshend) утратил свою популярность. Его семейная жизнь рухнула, он стал сильно пить и пристрастился к героину, несмотря на то что Баба говорил: «Тот, кто любит меня, станет Богом».

Тауншенд забросил свои увлечения и закрыл Баба Центр. Он больше не пылал любовью к гуру, как в 70-х годах. «Я думаю, что мои представления изменились, – признался он мне, когда я спросил его о былом увлечении Востоком. – Думаю, что, если бы я поехал в Индию и был бы среди поклонников Баба, его непосредственное присутствие стимулировало бы меня по-прежнему. Однако я чувствую то же самое, когда вхожу в церковь».

Нельзя сказать, что кратковременное увлечение музыкантов гуру и Востоком не оказало влияния на рок-н-ролл. В действительности сочетание галлюциногенов и восточных учений открыли новому поколению дорогу к новым религиозным исканиям.

«Сознание Кришны» имеет около 10 000 сторонников по всему миру. Шри Чинмой утверждает, что у него не более 1000 серьезных последователей. Но передавшееся миру через рок-н-ролл и средства массовой информации влияние индуизма гораздо шире.

На западе появился своеобразный «шведский стол» религиозной мысли. На нем всегда было достаточно «продуктов» для создания собственной религии. Джон Леннон говорил Свами Прапхупаде в 1969 г.: «Я понял, что лучше всего для меня брать понемногу из разных религий. Мы должны непрестанно просеивать песок, чтобы понять, кто лучше».

Глава 5.

Игры с дьяволом

 

 

 

«Некоторые чернокожие музыканты думают, что мы заодно с Люцифером. Другие считают, что мы и есть Люцифер. Нет, Люцифер – это все!».

Кит Ричардс, Роллинг Стоунз

(Keith Richards, Rolling Stones)

 

 

 

«Я не поклоняюсь дьяволу, но магия меня интересует. Самая разная магия...».

Джими Пейдж, Лед Зеппелин

(Jimi Page, Led Zeppelin)

 

 

 

«Последнее время Бог теряет баллы, а дьявол набирает»


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.027 с.