Основные проблемы и сложности правопреемства в отношении бывшего СССР. — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Основные проблемы и сложности правопреемства в отношении бывшего СССР.

2018-01-03 2116
Основные проблемы и сложности правопреемства в отношении бывшего СССР. 5.00 из 5.00 3 оценки
Заказать работу

 

Государство-преемник – носитель прав и обязательств государства-предшественника.

Такими правопреемниками были все бывшие союзные республики. НО! так не считали Эстония, Литва и Латвия. Первыми, в августе 1991 г., провозгласив свою независимость, они еще до создания СНГ, в ноябре 1991 г., утверждали, что «юридически они не входили в состав СССР и поэтому не являются государствами-преемниками». Исходя из этих и Других позиций, они полностью отмежевались от всех структур, действовавших в то время.

 

В результате наследие бывшего СССР должны были принять на себя 12 бывших союзных республик.

 

Правопреемство в МП регулируется положениями Венской конвенции:
«О правопреемстве гос-в в отношении международных договоров» 1978.

Правопреемство государств — результат изменения суверенитета над определенной территорией. В случае если политические изменения не приводят к существенному изменению суверенитета, новое образование считается государством-продолжателем, а не государством-преемником.

 

Фактическое (политическое) решение вопроса о правопреемстве странами СНГ договоров СССР было следующим:

■Россия в роли прямого продолжателя СССР заменила его во всех международно-правовых отношениях;

■балтийские республики — Латвия, Литва и Эстония — были признаны восстановившими свою первоначальную независимость, в связи с чем вопрос о правопреемстве в их случае вообще не поднимался — правовое существование балтийских республик продолжилось на том уровне, на котором оно было прервано в момент их включения в состав СССР;

■Украина и Белоруссия продолжили свою международную правосубъектность, объем которой расширился;

■остальные девять республик были признаны государствами-преемниками, отделившимися от первоначального государства. При этом в силу положений Алма-Атинской Декларации их потенциальное право воспользоваться механизмом tabula rasa не рассматривалось, т.е. они автоматически были признаны «отделившимися государствами».

 

В связи с распадом СССР ос обо сложными были вопросы правопреемства в отношении внешнего государственного долга и государственной собственности СССР, прежде всего собственности за границей.

октябрь-ноябрь 1991 – представители семи ведущих стран-кредиторов встретились в Москве с уполномоченными союзных республик

28/10/1991 - был подписан Меморандум о взаимопонимании относительно долга иностранным кредиторам СССР и его правопреемников
Устанавливал основополагающий принцип выплаты внешнего долга СССР – принцип солидарной ответственности - преемники все вместе и каждый в отдельности несут ответственность за весь долг, всю сумму, и любое невыполнение условий по его обслуживанию автоматически приведет к прекращению кредитования для всех и каждого отдельно взятого государства-преемника. И если одно из этих государств оказывается не в состоянии выплачивать свою долю долга, то остальные партнеры по Меморандуму должны были взять на себя обязательства по погашению этой доли.

24/11/1991 – Коммюнике – в них были изложены взаимные обязательства сторон

 

30/12/1991 - в рамках СНГ было заключено Соглашение глав государств СНГ о собственности бывшего Союза ССР за рубежом. В этом соглашении государства-участники взаимно признали, что «каждое из них имеет право на соответствующую фиксированную справедливую долю в собственности бывшего Союза ССР за рубежом и будет способствовать реализации этого права» (п. 1).

В соответствии с Соглашением вся собственность подлежала разделу в тех же долях, что и государственный долг СССР.

НО! Кризисная ситуация, существовавшая практически во всех странах СНГ в тот период, не позволила многим из них проводить выплаты по долгам, поэтому на основе соответствующих двусторонних соглашений России со странами СНГ произошел своеобразный обмен долга на собственность — Россия взяла на себя обязательство выплатить все советские долги, а постсоветские государства отказались в ее пользу от собственности СССР за рубежом.

 

В ОТНОШЕНИИ ВООРУЖЕНИЙ:

В Соглашении о совместных мерах в отношении ядерного оружия от 21 декабря 1991 г. Беларусь, Казахстан, Россия и Украина обязались не передавать «кому бы то ни было ядерное оружие или другие взрывные устройства и технологии, а также контроль над такими ядерными и взрывными устройствами...» (п. 2 ст. 1). Тем самым они приняли всю ответственность как «ядерные» державы в соответствии со ст. 1 Договора о нераспространении ядерного оружия 1968 г. Государства—участники Соглашения подтвердили обязательство о неприменении ядерного оружия первыми и о совместной выработке политики по ядерным вопросам.

 

В целом Соглашение говорило о том, что на Россию ложится ответственность быть продолжательницей прав и обязательств СССР в качестве «ядерного» государства

Подчеркивались две вещи:

1. во-первых, постепенная полная ликвидация ядерного оружия на территориях Республики Беларусь и Украины;

2. во-вторых, роль Президента России в принятии решения о применении ядерного оружия, а также то, что Республики Беларусь и Украина «обязуются присоединиться к Договору о нераспространении ядерного оружия 1968 года в качестве "неядерных" государств и заключить с Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ) соответствующее соглашение о гарантиях».

Эти положения были закреплены в Соглашении между государствами—участниками СНГ по Стратегическим силам от 30 декабря 1991 г.

В этом соглашении подтверждалась необходимость объединенного командования Стратегическими силами и сохранения единого контроля над ядерным и другими видами оружия массового уничтожения Вооруженных Сил бывшего Союза ССР.

 

23 мая 1992 г. был подписан Лиссабонский протокол к Договору между СССР и США о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений, заключенному в 1991 г.

 

Окончательно в юридическом плане вопрос был исчерпан с

принятием Решения от 6 июля 1992 г. об участии государств—участников Содружества в Договоре о нераспространении ядерного оружия. Оно состояло из двух пунктов.

1.Государства—участники Содружества как государства-правопреемники СССР поддерживают Российскую Федерацию в том, чтобы она продолжила участие бывшего СССР в Договоре о нераспространении ядерного оружия в качестве государства, обладающего ядерным оружием, включая осуществление функций депозитария Договора.

2.Государства—участники Содружества, кроме РФ, присоединятся к Договору о нераспространении ядерного оружия в качестве государств, не обладающих ядерным оружием, и примут необходимые действия в соответствии с их конституционной практикой.

 

ПРОБЛЕМА ХИМИЧЕСКОГО ОРУЖИЯ.
Все объекты по хранению и производству химического оружия были размещены на территории РФ, что в некоторой степени предопределило решение этого вопроса.

 

По Соглашению между государствами—участниками СНГ в отношении химического оружия от 15 мая 1992 г. государства—участники СНГ, признавая, «что химическое оружие создавалось как часть единого стратегического потенциала бывшего Союза ССР в интересах безопасности входивших в него республик», преисполненные «решимости продолжать действовать с целью скорейшего запрещения разработки, производства, накопления запасов, применения химического оружия и его уничтожения», подтверждая обязательства бывшего Союза ССР по Женевскому протоколу от 17 июня 1925 г., согласились с тем, что РФ возьмет на себя выполнение обязательств, вытекающих из этого Протокола, с подтверждением оговорок в отношении возможного ответного применения химического оружия, сделанных 5 апреля 1928 г. при сдаче на хранение ратификационной грамоты.

 

Остальные же государства—участники Содружества, на территории которых нет химического оружия, рассмотрят возможность присоединения к Женевскому протоколу без оговорок в отношении «прав ответного применения химического оружия». Все стороны Соглашения обязались придерживаться объявленного бывшим СССР в 1987 г. решения о прекращении производства химического оружия, а РФ, кроме того, брала на себя обязательства по уничтожению химического оружия с учетом своих реальных возможностей и в соответствии с международными соглашениями.

 


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.