Международно-правовой статус СНГ как региональной организации и его политическая экстраполяция — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Международно-правовой статус СНГ как региональной организации и его политическая экстраполяция

2018-01-03 1775
Международно-правовой статус СНГ как региональной организации и его политическая экстраполяция 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В настоящее время большинство экспертов и ученых согласны в том, что СНГ является международной региональной организацией (согласно ст. 52 Устава ООН).
Дискуссии, возникавшие по поводу статуса Содружества, отражают 2 положения:
- размытость формулировок основных учредительных документов и
- увлечение экономической (интеграционной) составляющей объединения.

В Соглашении о создании Содружества Независимых Государств, подписанном 8 декабря 1991 г. констатировалось, что «Союз ССР как субъект международного права и геополитическая реальность прекращает свое существование». Одновременно объявлялось о создании СНГ.

Уже на саммите в Ашгабате, прошедшем 24 декабря 1993 г., был принят р яд документов, способствующих международному признанию СНГ.
1) Решение о некоторых мерах по обеспечению международного признания СНГ и его уставных органов, в котором были даны поручения: Председателю Совета Министров иностранных дел государств—членов СНГ — обратиться к Генеральному секретарю ООН с предложением предоставить СНГ статус наблюдателя в Генеральной Ассамблее ООН; Совету Министров иностранных дел и Исполнительному Секретариату СНГ — разработать мероприятия по обеспечению международного признания СНГ и его уставных органов и предоставить их на рассмотрение Совета глав государств СНГ.

2) принятие в ходе Минского саммита стран СНГ 1993 г. Устава Содружества Независимых Государств, в котором подчеркивалось, что Содружество основано на началах суверенного равенства всех его членов и государства—члены СНГ являются самостоятельными и равноправными субъектами международного права.

 

СНГ — международная межправительственная региональная организация. Оно создано суверенными государствами путем подписания международного договора, его юридической базой стало международное право.

СНГ должно рассматриваться в качестве международной межправительственной организации прежде всего потому, что в него входят суверенные независимые государства, получившие практически универсальное международное признание. Государства—участники СНГ признаны де-юре подавляющим большинством стран мира и являются полноправными членами ООН, входят в состав многих ее специализированных учреждений, а также в состав ряда иных авторитетных международных межправительственных организаций.
+ Государства—участники СНГ, каждое в отдельности, поддерживают дипломатические отношения не только с сопредельными государствами и великими державами, но и со значительным числом больших и малых государств Европы, Азии, Африки, Латинской Америки и Океании.

 

Юридическую основу деятельности СНГ составляют международные договоры, подписанные и ратифицированные государствами-участниками с учетом требований конституций каждой из договаривающихся сторон и в полном соответствии с положениями Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г.

 

Региональный характер Содружества Независимых Государств и с чисто географической точки зрения: из 12 государств Содружества 7 относятся к европейской части континента, а 5 — к азиатской, при этом большая часть территории крупнейшего государства СНГ — Российской Федерации — расположена в Азии.

СНГ — субъект международного права.

в соответствии со ст. 52 Устава ООН Совет Безопасности ООН призван в соответствующих случаях поощрять мирное разрешение международных споров с помощью региональных соглашений и региональных органов по инициативе заинтересованных государств либо по собственной инициативе. Практика современных региональных межправительственных организаций свидетельствует о возможности достаточно широкого их использования в качестве инструмента поддержания мира и безопасности в регионах. Вполне допустимо активное участие таких организаций, и СНГ в том числе, в миротворческой деятельности применительно к конфликтам, в которые вовлечены страны, входящие в соответствующий регион.

 

В качестве международной межправительственной организации СНГ обладает статусом субъекта международного права и необходимой договорной правоспособностью, имеет право заключать международные договоры как с государствами— участниками СНГ, так и с другими государствами, независимо от принадлежности их к тому или иному региону. Это предопределяется положениями Венской конвенции о праве международных договоров от 23 мая 1969 г. и положениями Венской конвенции о праве договоров между государствами и международными организациями или между международ-ными организациями от 21 марта 1986 г.

 

В соответствии с резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 48/237 от 30 марта 1994 г. СНГ получило статус наблюдателя в Генеральной Ассамблее ООН. В качестве региональной международной организации Содружество принимает участие во всех крупных форумах, проводимых ООН и другими международными организациями. Делегации Исполнительного Комитета СНГ участвуют в работе сессий Генеральной Ассамблеи ООН, Генеральной конференции ЮНЕСКО, Европейской экономической комиссии (ЕЭК) ООН, в саммитах и экономических форумах ОБСЕ и во многих других мероприятиях в рамках международных организаций. В свою очередь штаб-квартиру СНГ посетили Генеральные секретари ООН и ОБСЕ, Исполнительный секретарь ЕЭК ООН, что также свидетельствует о признании СНГ в качестве региональной организации и стремлении различных международных структур сотрудничать с ней.

 

1998 - проблема международной правосубъектности СНГ оказалась в центре внимания Экономического суда СНГ. С просьбой дать официальное разъяснение по вопросу о том, является ли Содружество Независимых Государств субъектом международного права и какие правомочия такого субъекта могут быть распространены на Содружество Независимых Государств, обратился в Суд Исполнительный Секретариат СНГ.

В своем консультативном заключении (№ 01-1/2-98 от 28 июня 1998 г.) Суд определил, что вытекающее из ч. 1 ст. 1 Устава СНГ подтверждение международной правосубъектности государств—членов Содружества не препятствует осуществлению международной правосубъектности межгосударственными образованиями с их участием. «Содружество необходимо считать субъектом международного права. Причем международная правосубъектность Содружества составляет его неотъемлемое свойство, атрибут существования. Она не нуждается в дополнительном (официальном) признании в качестве таковой со стороны государств, в том числе государств-членов, или со стороны иных международных организаций. Содружество выступает как субъект международного права уже лишь потому, что оно реально существует и действует в международных отношениях».

 

Кроме того, Экономический суд СНГ установил, что в качестве субъекта международного права Содружество Независимых Государств обладает следующими правами:

■правом на участие в международных отношениях посредством установления отношений с государствами и международными организациями;

■правом заключать международные договоры с государствами и международными организациями;

■правом применять санкции при нарушении международных обя-зательств;

■органы Содружества обладают правом принимать решения от своего имени.

 

Отсутствие у СНГ наднационального характера. В Алма-Атинской Декларации от 21 декабря 1991 сказано, что Содружество «не является ни государством, ни надгосударственным образованием». В Уставе СНГ это положение сформулировано столь же решительно, но в иных выражениях: «Содружество не является государством и не обладает наднациональными полномочиями». Очевидно, руководители независимых государств, возникших на постсоветском пространстве, решили прибегнуть к столь жестким формулировкам из опасений поставить под угрозу свою еще недостаточно окрепшую государственность.

 

Содружество, как международное объединение государств, не является интеграционным образованием, хотя оно создано с целью содействия региональной экономической, правовой и политической интеграции. Его главная функция — координация деятельности, направленной на сохранение и развитие взаимных хозяйственных, правовых, культурных и иных связей, оказание участникам Содружества помощи во всех областях их взаимоотношений на основе взаимного согласия.


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.