Нарушения зрения. Коррекция зрения — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Нарушения зрения. Коррекция зрения

2018-01-03 641
Нарушения зрения. Коррекция зрения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Важное значение в процессе обучения и воспитания детей с дефектами органов чувств имеет высокая пластичность нервной системы, позволяющая компенсировать выпавшие функции за счет оставшихся. Известно, что у слепоглухих детей повышена чувствитель­ность вкусового и обонятельного анализаторов. С помощью обоняния они могут хорошо ориентироваться на местности и узнавать родственников и знакомых. Чем более выражена степень поражения органов чувств ребенка, тем более трудной становится и учебно-вос­питательная работа с ним.

Подавляющая часть всей информации из окружающего мира (примерно 90 %) поступает в наш мозг через зрительные и слуховые каналы, поэтому для нормального физического и психического развития детей и подростков особое значение имеют органы зрения и слуха.

Среди дефектов зрения наиболее часто встречаются различные формы нарушения рефракции оптической системы глаза или нарушения нормальной длины глазного яблока (рис. 9). В результате лучи, идущие от предмета, преломля­ются не на сетчатке. При слабой рефракции глаза или при укорочении глазного яблока изображение предмета оказывается за сетчаткой. Люди с такими нарушениями зрения не видят близкие предметы; такой дефект называется дальнозоркостью.

 

а

 

б

 

в

 

Рис. 9. Схема рефракции:

В дальнозорком глазу (а)

В нормальном глазу (б)

В близоруком глазу (в)

 

 

При усилении физической рефракции глаза или удлинении глазного яблока изобра­жение предмета фокусируется впереди сетчатки, что нарушает восприятие удаленных предметов. Этот дефект зрения называют близорукостью.

При развитии близорукости школьник плохо видит написанное на классной доске, просит пересадить его на первые парты. При чтении он приближает книгу к глазам, сильно наклоняет голову во время письма, в кино или театре стремится занять место поближе экрану или сцене. При рассматривании предмета ребенок прищуривает глаза. Чтобы сделать изображение на сетчатке более четким, он чрезмерно приближает рассматриваемый предмет к глазам, что вызывает значительную нагрузку на мышечный аппарат глаза. Нередко мышцы не справляются с такой работой и один глаз отклоняется в сторону виска - воз­никает косоглазие. Близорукость может развиваться при таких заболеваниях, как рахит, туберкулез, ревматизм.

 


Дальнозоркость. Дальнозоркость является следствием короткой продольной оси глаза. Она бывает связана либо с неправильной формой глаза (укороченное глазное яблоко), либо с неправильной кривизной роговицы или хрусталика. В этих случаях изображе­ние фокусируется сзади глаза.

На сетчатке при этом получается расплывчатое изображение предмета. Для перемещения изображения на сетчатку дальнозор­кий глаз должен усилить свою преломляющую способность за счет увеличения кривизны хрусталика уже при рассматривании отда­ленных предметов. Еще большее напряжение аккомодации по­требуется для ясного видения близко расположенных предметов. Если аккомодация не в состоянии обеспечить получение на сет­чатке дальнозоркого глаза четких изображений рассматриваемых предметов, необходимы очки с собирательными двояковыпуклыми стеклами, придающими проходящим через них лучам сходяще­еся направление.

Близорукость. В близоруком глазу параллельные лучи, идущие от далеких предметов, пересекаются впереди сетчатки, не до­ходя до нее. Это может быть связано со слишком длинной про­дольной осью глаза (больше 22,5—23,0 мм) или с большей, чем нормальная, преломляющей силой среды глаза (кривизна хруста­лика больше). Такому глазу, преломляющая способность которо­го и без того велика, аккомодация помочь не в состоянии. Бли­зорукий глаз хорошо видит только расположенные близко пред­меты. При близорукости назначают очки с рассеивающими двоя­ковогнутыми стеклами, которые превращают параллельные лучи в расходящиеся. Близорукость в большинстве случаев врожден­ная, однако она увеличивается в школьном возрасте от младших классов к старшим.

В тяжелых случаях близорукость сопровождается изменения­ми сетчатки, что ведет к падению зрения и даже отслоению сет­чатки. Поэтому своевременное ношение очков школьниками, стра­дающими близорукостью, является обязательным.

О степени дальнозоркости или близорукости судят по опти­ческой силе стекла, которое, будучи приставленным к глазу в условиях покоя аккомодации, так изменяет направление падаю­щих в него параллельных лучей, что они пересекаются на сет­чатке. Оптическую силу стекол измеряют в диоптриях.

У новорожденных глаза, как правило, дальнозоркие. По мере роста ребенка размер глазного яблока увеличивается. К 9—12 го­дам у большинства детей глаза становятся соразмерными.

Однако у части детей шаровидная форма глаза может изме­ниться, стать удлиненной. Задний отдел глазного яблока рас­тягивается, сетчатка соответственно отодвигается. Получающиеся в таких глазах изображения отдельных предметов перестают сов­падать с сетчаткой и теряют отчетливость. Глаза становятся близорукими. Если глазное яблоко продолжает удлиняться, то продолжает увеличиваться и степень близорукости. В таких слу­чаях говорят, что близорукость прогрессирует. По данным Ин­ститута физиологии детей и подростков АПН СССР, в I классе среди детей 7—8 лет число близоруких от 2 до 5%, а в VII клас­се это число доходит до 16%.

Чем проявляет себя начало развития близорукости? Школьник заявляет, что он стал плохо видеть написанное на классной доске, просит пересадить его на первые парты. При чтении он при­ближает книгу к глазам, сильно склоняет голову во время письма, в кино или театре стремится занять место поближе к экрану или сцене.

Для близоруких характерно прищуривание глаз при рассмат­ривании предметов. Стремление чрезмерно приблизить рассмат­риваемый объект к близоруким глазам, чтобы сделать его изо­бражение на сетчатке более четким, требует значительной нагруз­ки на мышечный аппарат глаза. Нередко мышцы не справляются с такой напряженной работой и один глаз отклоняется в сторону виска или носа. Возникает косоглазие.

При неосложненной близорукости очки нередко восстанавли­вают полную остроту зрения. Прогрессирующая близорукость мо­жет привести к серьезным необратимым изменениям в глазу.

Близорукость обычно развивается под влиянием длительной и беспорядочной зрительной работы на близком расстоянии. Раз­витию близорукости способствуют недостаточное освещение рабо­чего места, неправильная посадка при чтении, письме, мелкий шрифт книг с неясной и бледной печатью.

Рахит, туберкулез, ревматизм и другие общие заболевания могут стать причиной растяжения глазного яблока, но чаще всего они создают благоприятную почву для развития близорукости.

Астигматизм. К аномалии рефракции относят и астигматизм — невозможность схождения всех лучей в одной точке. Астигматизм является следствием неодинаковой кривизны роговицы в различ­ных ее меридианах. Если больше преломляет вертикальный ме­ридиан, астигматизм прямой, если горизонтальный — обратный.

Нормальные глаза тоже имеют небольшую степень астигматизма, так как поверхность роговицы не строго сферическая: при рас­смотрении с расстояния наилучшего видения диска с нанесенны­ми на него концентрическими кругами наблюдается незначитель­ное сплющивание кругов. Резкие степени астигматизма, нарушаю­щие зрение, исправляются при помощи цилиндрических стекол, которые располагаются по соответствующим меридианам рого­вицы.

Профилактика нарушений зрения. Профилактика нарушений зрения основывается на создании оптимальных условий работы органа зрения. Зрительное утомление приводит к резкому снижению работоспособности детей, что отражается на их общем состоянии. Своевременная смена видов деятельности, изменение обстановки, в которой проводятся учебные занятия, способствуют повышению работоспособности.

Большое значение имеют правильный режим труда и отдыха, школьная мебель, соответствующая физиологическим особенностям учащихся, достаточное освещение рабочего места, во время чтения каждые 40-60 мин необходимо делать перерыв на 10-15 мин, чтобы дать отдохнуть глазам; для снятия напряжения аппарата аккомодации детям рекомендуют смотреть вдаль.

Кроме того, важная роль в охране зрения и его функции принадлежит защитному аппарату глаза (веки, ресницы), который требует бережного ухода, соблюдения гигиени­ческих требований и своевременного лечения. Неправильное использование косметических средств может привести к конъюнктивитам, блефаритам и другим заболеваниям органа зрения.

Особое внимание следует обратить на организацию работы с компьютерами, а также просмотр телевизионных передач. При подозрении на нарушение зрения необходима консультация врача-офтальмолога.

До 5 лет у детей преобладает гиперметропия (дальнозоркость). При данном дефекте помогают очки с собирательными двояковыпуклыми стеклами (придающими проходящим, через них лучам сходящееся направление), которые улучшают остроту зрения и снижают излишнее напряжение аккомодации. В дальнейшем в связи с нагрузкой при обучении частота гиперметропии снижается, а частота эмметропии (нормальной рефракции) и миопии (близорукости) увеличивается. К окончанию школы по сравнению с начальными классами распространенность близору­кости возрастает в 5 раз.

Формированию и прогрессированию близорукости способствует дефицит света. В ус­ловиях Заполярья, при постоянном искусственном освещении в период полярной ночи в тех школах, где уровень освещенности на рабочих местах был в 5-10 раз ниже гигиенических нормативов, у детей и подростков близорукость развивалась чаще.

Острота зрения и устойчивость ясного видения у учащихся существенно снижается к окончанию уроков, и это снижение тем резче, чем ниже уровень освещенности. С повышением уровня освещенности у детей и подростков увеличивается быстрота различения зрительных стимулов, возрастает скорость чтения, улучшается качество работы. При освещен­ности рабочих мест 400 лк без ошибок было выполнено 74 % работ, при освещенности 100 лк и 50 лк - соответственно 47 и 37 %. При хорошем освещении у нормально слышащих детей и подростков обостряется острота слуха, что также благоприятствует работоспособности, положительно сказывается на качестве работы. Так, если диктанты проводились при уровне освещенности 150лк, то пропущенных или написанных с ошибками слов было на 47 % меньше, чем в аналогич­ных диктантах, проведенных при освещенности 35 лк.

На развитие близорукости оказывает влияние учебная нагрузка, непосредственно связанная с необходимостью рассматривать объекты на близком расстоянии, ее продолжительность в течение дня.

Следует также знать, что у учащихся, мало бывающих или совсем не бывающим на воздухе в околополуденное время, когда интенсивность ультрафиолетовой радиации мак­симальна, нарушается фосфорно-кальциевый обмен. Это приводит к уменьшению тонуса глазных мышц, что при высокой зрительной нагрузке и недостаточной освещенности способствует развитию близорукости и ее прогрессированию. Больными считаются дети, у которых миопическая рефракция составляет 3,25; и выше, а острота зрения с коррекцией - 0,5-0,9. Таким учащимся рекомендованы занятия физической культурой только по специальной программе. Им также противопоказано выполнение тяжелой физической работы, длительное пребывание в согнутом положении с на­клоненной головой.

С целью профилактики близорукости необходимы ежегодные медицинские осмотры врачом-окулистом. При миопии слабой и средней степени, гиперметропии, астиг­матизме учащиеся осматриваются окулистом один раз в год, а в случаях высокой степени миопии (более 6,0 дптр) — два раза в год. При близорукости назначают очки с рассеивающими двояковогнутыми стеклами, которые превращают параллельные лучи в расходящиеся. Близорукость в большинстве случаев врожденная, но она может увеличиваться в школьном возрасте от младших классов к старшим. В тяжелых случаях близорукость сопровождается изменениями сетчатки, что ведет к падению зрения и даже отслойке сетчатки. Поэтому детям, страдающим близору­костью, необходимо строго выполнять предписания окулиста. Своевременное ношение очков школьниками является обязательным.

Офтальмотренаж (по А. Г. Хрипковой) — система упражнений для глаз. Упражнения учащиеся выполняют 2-3 раза в течение учебного дня и во время произ­водственной работы, связанной с большим напряжением зрения. В основе упражнений, которые включают в физкультминутки, лежит многократный (15-20 раз в течение 3 мин) перевод взора с мелкого (3-5 мм) ближнего (удаленного от глаз на 20 см) предмета на другой (предмет, находящийся, как и первый, на линии взора, но на расстоянии 7-10 м от глаз. Разработана и другая система тренировочных упражнений, которая включает направленные движения (10-15 раз) глазных яблок в течение 1,0-1,5 мин по контурам начертанных геометрических фигур - кругов и эллипсов (рис. 10). Сначала выполняют движение глазных яблок по горизонтальной (вправо-влево) и вертикальной линиям (вверх-вниз). Горизон­тальная линия имеет длину 58 см, а вертикальная - 46 см. Эти линии определяют размеры эллипсов и кругов. Затем производят движение глазных яблок по внутреннему и наружному эллипсам (слева направо, справа налево), по левому и правому внутренним кругам.

 

 

Рис.10. Офтальмотренаж по эллипсам и кругам

Слуховой анализатор

Строение и функции слухового анализатора. Орган слуха занимает важное место в получении информации организмом. От его нормального функционирования в значительной степени зависят успешность обучения, развитие речи, психическое состояние в целом. Орган слуха связан с органами сохранения равновесия, которые участвуют в поддержании определенной позы тела. Слуховой анализатор человека состоит из трех частей: наружного, среднего и внутреннего уха (рис. 11).

Наружное ухо включает ушную раковину и наружный слуховой проход. Ушная раковина предназначена для улавливания звуковых колебаний, которые далее передаются по наружному слуховому проходу к барабанной перепонке. Наружный слуховой проход имеет длину около 24 мм, он выстлан кожей, снабженной тонкими волосками и особыми потовыми железами, которые выделяют ушную серу. Ушная сера состоит из жировых клеток, содержащих пигмент. Волоски и ушная сера выполняют защитную роль.

Барабанная перепонка находится на границе между наружным и средним ухом. Она очень тонкая (около 0,1 мм), снаружи покрыта эпителием, а изнутри - слизистой обо­рочкой. Барабанная перепонка расположена наклонно и при воздействии на нее звуковых волн начинает колебаться. И так как барабанная перепонка не имеет собственного периода колебаний, то она колеблется при всяком звуке соответственно его частоте и амплитуде.

Среднее ухо представлено барабанной полостью неправильной формы в виде маленького плоского барабана, на который туго натянута колеблющаяся перепонка, и слуховой, или евстахиевой, трубой.

В полости среднего уха расположены сочленяющиеся между собой слуховые косточки - молоточек, наковальня и стремечко. Среднее ухо отделено от внутреннего перепонкой овального окна.

Рукоятка молоточка одним концом соединена с барабанной перепонкой, другим — с наковальней, которая в свою очередь с помощью сустава подвижно соединена со стремечком. К стремечку прикреплена стременная мышца, удерживающая его у перепонки овального окна преддверия. Звук, пройдя наружное ухо, действует на барабанную перепонку, с которой соединен молоточек. Система этих трех косточек увеличивает давление звуковой волны в 30-40 раз и передает ее на перепонку овального окна преддверия, где она трансформируется в колебания жидкости — эндолимфы.

Посредством слуховой трубы барабанная полость соединена с носоглоткой. Функция евстахиевой трубы заключается в выравнивании давления на барабанную перепонку изнут­ри и снаружи, что создает наиболее благоприятные условия для ее колебания. Поступление воздуха в барабанную полость происходит во время глотания и зевания, когда просвет трубы открывается и давление в глотке и барабанной полости выравнивается.

 

Рис. 11. Орган слуха:

1 - наружный слуховой проход; 2 — барабанная перепонка; 3 — среднее ухо;

4 — молоточек; 3 — наковальня; 6 — стремечко; 7 —слуховой нерв;

8 —улитка; 9 — слуховая труба; 10 — костный лабиринт;

11 — перепончатый лабиринт;

12 — спиральный орган; 13 — основная перепонка; 14 — стержень;

15 — спиральная пластинка; 16—кость.

 

Внутреннее ухо представляет собой костный лабиринт, внутри которого находится перепончатый лабиринт из соединительной ткани. Между костным и перепончатым лабиринтом имеется жидкость — перилимфа, а внутри перепончатого лабиринта - эндолимфа.

В центре костного лабиринта находится преддверие, спереди от него — улитка, а сзади — полукружные каналы. Костная улитка — спирально извитой канал, образующий 2,5 вокруг стержня конической формы. Диаметр костного канала у основания улитки 0,04 мм, а на вершине — 0,5 мм. От стержня отходит костная спиральная пластинка, которая делит полость канала на две части, или лестницы.

В улитковом ходе, внутри среднего канала улитки, находится звуковоспринимающий аппарат - спиральный, или кортиев, орган. Он имеет базальную (основную) пластинку, которая состоит из 24 тыс. тонких фиброзных волоконец различной длины, очень упругих и слабо связанных друг с другом. Вдоль нее в 5 рядов располагаются опорные волосковые чувствительные клетки, которые являются собственно слуховыми рецепторами.

Рецепторные клетки имеют удлиненную форму. Каждая волосковая клетка несет мельчайших волосков (длиной 4-5 мкм), которые омываются эндолимфой и контактируют с покровной пластинкой. Волосковые клетки охватываются нервными волокнами улитковой ветви слухового нерва, который несет нервный импульс в продолговатый мозг, далее, перекрещиваясь со вторым нейроном слухового пути, он направляется к задним буграм четверохолмия, а от них — в височную область коры, где располагается центральна часть слухового анализатора. Здесь имеется ряд слуховых центров, из которых одни при­способлены для восприятия более простых звуков — тонов и шумов (нижние височные извилины), а другие связаны со сложнейшими звуковыми ощущениями, возникающими, когда человек говорит сам, слушает речь или музыку (средняя височная извилина).

Механизм восприятия и передачи звука. Слуховой анализатор воспринимает звук различных тонов. Основной характеристикой каждого звукового тона является длина звуковой волны.

Длина звуковой волны определяется расстоянием, которое проходит звук за 1 с, деленным на число полных колебаний, совершаемых звучащим телом за это же время. Чем больше число колебаний, тем меньше длина волны. У высоких звуков волна короткая, измеряемая в миллиметрах, у низких — длинная, измеряемая метрами.

Высота звука определяется его частотой, или числом колебаний за 1 с. Частота изме­ряется в герцах (Гц). Чем больше частота звука, тем звук выше. Сила звука пропорциональна амплитуде колебаний звуковой волны и измеряется в децибелах (дБ).

Человек в состоянии услышать звуки от 12-24 до 20 000 Гц. У детей верхняя граница слуха достигает 22 000 Гц, у пожилых людей она ниже — около 15 000 Гц.

Любой звук имеет определенный тембр. Каждый источник звука, распространяя основные и дополнительные колебания, которые называются обертонами. Число колебаний обертона превосходит число колебаний основного тона. Благодаря этому любой звук имеет особую «окраску». Человеческий голос также имеет индивидуальный тембр, свои оберто­ны, свою «окраску», по которым его можно узнать.

Звук улавливается ушной раковиной, направляется по наружному слуховому проходу к барабанной перепонке. Колебания барабанной перепонки передаются через среднее ухо, в котором имеются три слуховые косточки. Через систему рычага они усиливают звуковые колебания и передают их жидкости, находящейся между костным и перепончатым лабирин­тами улитки. Волны, достигая основания улитки, вызывают смещение основной мембраны, с которой соприкасаются волосковые клетки. Клетки начинают колебаться, вследствие чего возникает рецепторный потенциал, возбуждающий окончания нервных волокон. Эластич­ность основной мембраны на разных участках не одинакова. Вблизи овального окна мемб­рана уже и жестче, далее — шире и эластичнее. Волосковые клетки в узких отрезках вос­принимают звуки с высокими частотами, а в более широких — с низкими частотами.

Различение звуков происходит на уровне рецепторов. Сила звука кодируется числом возбужденных нейронов и частотой их импульсации. Внутренние волосковые клетки воз­буждаются при большей силе звука, наружные — при меньшей. Далее возникшее возбуж­дение по нервным волокнам через систему переключательных ядер передается в слуховую кору, где соотносятся частота и сила звуковых стимулов и осуществляется распознавание сложных звуков. Смысл услышанного интерпретируется в ассоциативных зонах коры. Таким образом, информация, содержащаяся в звуковом стимуле, в виде нейронного возбуж­дения проходит по различным уровням слуховой сенсорной системы.

При длительном действии сильных звуков возбудимость звукового анализатора пони­жается, а при длительном пребывании в тишине возрастает. Это адаптация. Наибольшая адаптация наблюдается в зоне более высоких звуков.

Возрастные особенности слухового анализатора. Уже в 8-9 месяцев пренатального развития ребенок воспринимает звуки и реагирует на них движениями.

У новорожденных орган слуха не вполне развит, и нередко считают, что ребенок рождается глухим. В действительности имеет место относительная глухота, которая связана с особенностями строения уха. Наружный слуховой проход у новорожденных короткий и узкий и поначалу расположен вертикально. До 1 года он представлен хрящевой тканью, которая в дальнейшем окостеневает. Барабанная перепонка расположена почти горизон­тально, она намного толще, чем у взрослых. Полость среднего уха заполнена амниотической жидкостью, что затрудняет колебания слуховых косточек. С возрастом эта жидкость расса­сывается и полость заполняется воздухом. Слуховая (евстахиева) труба у детей шире и короче, чем у взрослых, и через нее в полость среднего уха могут попадать микробы, жидкости при насморке, рвоте и др. Этим объясняется довольно частое у детей воспаление среднего уха (отит).

С первых дней после рождения ребенок реагирует на громкие звуки вздрагиванием, изменением дыхания, прекращением плача. На втором месяце ребенок дифференцирует качественно разные звуки, в 3-4 месяца различает высоту звуков в пределах от 1 до 4 октав, в 4-5 месяцев звуки становятся условно-рефлекторными раздражителями. К 1-2 годам дети дифференцируют звуки, разница между которыми составляет 1-2, а к 4-5 годам — даже 3/4 и 1/2 музыкального тона.

Порог слышимости также изменяется с возрастом. У детей 6-9 лет он составляет 17-24 дБ, у 10-12-летних — 14-19 дБ. Наибольшая острота слуха достигается к среднему и старшему школьному возрасту (14-19 лет). У взрослого человека порог слышимости ле­жит в пределах 10-12 децибелл.

Чувствительность слухового анализатора к различным частотам неодинакова в разном возрасте. Дети лучше воспринимают низкие тоны, чем высокие. У взрослых до 40 лет наибольший порог слышимости отмечается при частоте 3000 Гц, в 40-50 лет — 2000 Гц, после 50 лет — 1000 Гц, причем с этого возраста понижается верхняя граница восприни­маемых звуковых колебаний.

Функциональное состояние слухового анализатора зависит от действия многих фак­торов окружающей среды. Специальной тренировкой можно добиться повышения его чувствительности. Например, занятия музыкой, танцами, фигурным катанием, спортивной и художественной гимнастикой вырабатывают тонкий слух. С другой стороны, физическое и умственное утомление, высокий уровень шумов, резкие колебания температуры и дав­ления значительно снижают чувствительность органов слуха.

Действие шума на функциональное состояние организма. Шумы по-разному могут влиять на организм. Специфическое действие в той или иной степени проявляется наруше­нием слуха, неспецифическое — разного рода отклонениями со стороны ЦНС, вегетативной реактивности, эндокринными расстройствами, нарушением функционального состояния сердечно-сосудистой системы и пищеварительного тракта.

Так, показано, что у лиц молодого и среднего возраста воздействие шума интенсив­ностью в 90 дБ в течение часа приводит к снижению остроты зрения, увеличивает латент­ный период зрительного и слухового анализаторов, ухудшает координацию движений. У де­тей наблюдаются более резкие нарушения нервных процессов в коре, формирование за­предельного торможения, появляются головные боли, бессонница и др.

Наибольшее отрицательное воздействие шум оказывает на неокрепший организм детей и подростков. Шум до 40 дБ не влияет на функциональное состояние центральной нервной системы, а воздействие шума в 50 дБ уже вызывает у учащихся повышение порога слуховой чувствительности, снижение внимания, вследствие чего они допускают много ошибок при выполнении различных заданий.

Педагогам и родителям необходимо помнить, что чрезмерные шумы могут вызвать нервно-психические расстройства у детей и подростков. Выполнение гигиенических мероприятий по снижению шума является обязательным условием гармоничного развития.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое анализаторы и какие анализаторы вам известны?

2. Каков общий принцип строения анализаторов?

3. Какие свойства анализаторов вам известны?

4. Как устроен зрительный анализатор? Какие нарушения зрения наиболее часто встречаются?

5. Как устроен слуховой анализатор?

6. Каковы возрастные особенности восприятия звука?

7. Какое влияние на организм оказывают чрезмер­ные шумы?

 

Глава 6

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

· Физиологические основы эмоций

· Физиологические основы памяти

· Физиологические основы внимания


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.072 с.