Нарушения высшей нервной деятельности — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Нарушения высшей нервной деятельности

2018-01-03 341
Нарушения высшей нервной деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Стойкие функциональные расстройства условно-рефлекторной деятельности получили название неврозов. Основными условиями их возникновения является перенапряжение силы или подвижности нервных процессов. Перенапряжение силы возбуждения может возникнуть при действии чрезмерно сильных раздражителей, превышающих предел работоспособности корковых нейронов. Перенапряжение силы торможения может иметь место при выработке сложных и тонких дифференцировок, при длительном применении тормоз­ных сигналов, при чрезмерной отсрочке подкрепления. Перенапряжение подвижности нервных процессов может произойти при быстром переходе от тормозного к положи­тельному условному раздражителю и при переделке (ломке) прочного динамичного сте­реотипа.

Невротические срывы могут иметь разные формы проявления. Наиболее часто встречаются неврастения, невроз навязчивых состояний и истерия. К группе неврозов относят также психастению.

Неврастения - общая нервная слабость; к развитию ее может привести перенапряжение тормозного или возбудительного процессов в коре головного мозга, а так­же значительные физические, умственные нагрузки и т. д. При неврастении в невротиче­ские процесс примерно в одинаковой степени вовлечены обе сигнальные системы. Больной быстро утомляется, постоянно жалуется на беспричинные страхи, общую слабость, становится раздражительным; ему свойственна излишняя суетливость и неловкость движений. Наблюдаются расстройство сна, потеря аппетита, низкая работоспособ­ность, беспокоят потливость, сердцебиения, головные боли. Больной осознает необоснован­ность своих тревог, но не может от них избавиться.

Неврозы навязчивых состояний характеризуются навязчивыми мыслями, страхами или влечениями. Различают отвлеченные, или абстрактные, навязчивости - мудрствование («умственная жвачка»), навязчивое воспроизведение в памяти одних слов, цифр и т. д.; афферентные навязчивости, сопровождающиеся эмоциональны­ми чувствами, — различные страхи (фобии), навязчивые воспоминания, влечения и желания. Причина этих неврозов бывает связана с переутомлением, болезнями и особенностями высшей нервной деятельности. Неврозы навязчивых состояний также сопровождаются различными астеническими симптомами: потерей аппетита, расстройством сна, раздражительностью и т. д. Одной из форм данного нарушения является нервная анорексия, связанная с идеей| похудания. Наиболее характерно это заболевание для девочек-подростков, страдающих завышенной самооценкой.

Истерия развивается при болезненном преобладании первой сигнальной системы над второй. У истериков резко повышена чувствительность к внешним раздражителям при слабом контроле со стороны второй сигнальной системы. Этот невроз характеризуется чрезвычайной лабильностью настроения, повышенной внушаемостью и самовнушаемостью Известны случаи истерической слепоты, глухоты, параличей и т. д.

Психастения характеризуется выраженным преобладанием второй сигнальной системы над первой. Больные отличаются бедностью эмоций, влечений и инстинктивной склонностью к бессмысленному мудрствованию. Их замыслы бесплодны, оторваны реальной действительности. Этот вид невроза характерен для взрослых, юношеского и подросткового возраста.

Неврозы могут развиваться с 5 лет, а до этого возраста существуют страхи. Со временем невротические симптомы становятся более стойкими. Пубертатный период является кризисным, и вся учебно-воспитательная работа должна проводиться особенно осто­рожно, так как неадекватное отношение к детям в этот период может провоцировать развитие невротических нарушений.

Для устранения неврозов и восстановления работоспособности клеток коры используются следующие приемы:

· устранение факторов, вызывающих невроз, и предоставление отдыха больному;

· постепенная тренировка основных свойств нервных процессов, которая со време­нем может ликвидировать возникшие нарушения;

· применение специальных психофармакологических препаратов, воздействующих на основные нервные процессы и эмоциональный фон.

В процессе учебно-воспитательной работы педагогу необходимо учитывать типоло­гические особенности учащихся и применять индивидуальный подход к каждому из них. Это в наибольшей степени позволит устранить факторы, вызывающие нервное перенапряжение, и избежать развития невротических расстройств у детей.

 

Вопросы для самоконтроля:

 

1. Что составляет основу низшей и высшей нервной деятельности?

2. Какие виды торможения вы знаете?

3. Что понимают под типом ВНД?

4. Какие типы ВНД выделяют?

5. Какие изменения ВНД происходят в онтогенезе?

6. Почему типологические особенности ВНД называют почвой для возникновения невроза?

7. Почему необходим индивидуальный подход в обучении и воспитании?


 

Глава 5

СЕНСОРНЫЕ СИСТЕМЫ

· Общие принципы строения сенсорных систем

· Свойства анализаторов

· Строение и функции зрительного анализатора

· Нарушения зрения

· Коррекция зрения

· Слуховой анализатор

Общее для всех живых существ свойство раздражимости получает особое значение в связи с жизненно важной задачей получения организмом информации о внешнем мире, о своем внутреннем состоянии для своевременного приспособительного реагирования. Это направление эволюции привело к формированию сенсорных систем (от лат. - чувство, ощущение), осуществляющих качественный и количественный анализ действующих раздражителей в разных условиях жизни и формирующих ощущения. Оттого как мы воспринимаются события внешнего мира, зависит представление о нем, отношение к нему и сознательное поведение. Без сенсорной информации организм не смог бы развиваться.

Один из нейрофизиологов современности X. Дельгадо писал, что «…если ребенка в течение нескольких лет лишать сенсорных раздражителей, то такое существо было бы полностью лишено психических функций. Мозг его был бы пуст и лишен мыслей; оно не обладало бы памятью и было бы не способно понимать, что происходит вокруг. Созревая физически, оно оставалось бы интеллектуально столь же примитивным, как и в день свои рождения».


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.