Квалификация преступлений против движения и эксплуатации транспорта — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Квалификация преступлений против движения и эксплуатации транспорта

2018-01-03 266
Квалификация преступлений против движения и эксплуатации транспорта 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Статья 317. Нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств

Основным объектом данного преступления является безопасность движения или эксплуатации транспортных средств.

Дополнительным – жизнь и здоровье человека

Согласно Закону «О дорожном движении», безопасность дорожного движения - состояние дорожного движения, обеспечивающее минимальную вероятность возникновения дорожно-транспортного происшествия и опасности для движения.

Основные требования дорожной безопасности определены Правилами дорожного движения, утвержденными Указом Президента Республики Беларусь от 28 ноября 2005 г. № 551 «О мерах по повышению безопасности дорожного движения».

Потерпевшим от преступления может быть любое лицо, как находящееся, так и не находящееся в транспортном средстве, которому причинен физический вред, предусмотренный в статье 317 УК.

Не признается потерпевшим водитель, который причинил себе указанный вред вследствие нарушения правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств.

Основной состав преступления материальный с двумя альтернативными деяниями.

Объективную сторону данного преступления образует нарушение путем действия или бездействия правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортных средств лицом, управляющим транспортным средством, повлекшем определенные законом последствия, и причинной связи между ними.

Законодательное определения понятия «транспортное средство» дано в примечании к статье 317 УК.

Под ним понимаются механическое транспортное средство, предназначенное для движения по дороге и для перевозки пассажиров, грузов или установленного на нем оборудования, а также самоходная машина.

С учетом положений пункта 2 Правил дорожного движения к транспортным средствам следует относить автомобили, трамваи, троллейбусы, колесные тракторы и другие механические транспортные средства, а также самоходные машины (гусеничный трактор, сельскохозяйственная, дорожная, строительная, иная машина, не предназначенная для участия в дорожном движении).

Диспозиция статьи 317 УК является бланкетной.

Порядок эксплуатации транспортного средства в процессе движения регламентируется не только Законом «О дорожном движении»и Правилами дорожного движения но и иными, принятыми на их основе нормативными правовыми актами.

В них могут быть закреплены:

Ø особые правила эксплуатации тех или иных транспортных средств (например, тяжеловесных);

Ø правила перевозки специфических грузов (например, опасных грузов);

Ø другие особенности, обусловленные неординарными характеристиками места, времени и иных условий движения и эксплуатации транспортных средств.

По уголовному делу необходимо установить:

Ø что правила дорожного движения и эксплуатации транспортных средств утверждены в установленном порядке, действовали в день совершения деяний, инкриминируемых лицу по статье 317 УК,

Ø что они должны и могли быть известны лицу, управлявшему транспортным средством.

В целях установления факта нарушения этих правил и его правильной правовой оценки проводится экспертиза.

Правила дорожного движения регламентируют движение пешеходов и (или) транспортных средств по дороге, в том числе их стоянку и остановку в пределах дороги.

Под дорогой понимается комплекс сооружений либо полоса земли, предназначенная для движения в установленном порядке транспортных средств и пешеходов.

Исходя из этого ответственность за нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств наступает независимо от того, где оно допущено например:

Ø при парковке без включения габаритных огней на лесной дороге,

Ø при превышении скорости при движении на территории предприятия,

Ø при обгоне на железнодорожном переезде,

Ø при движение по проселочной дороге с вышедшей из строя рабочей тормозной системой).

Нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортного средства может иметь место при управлении транспортным средством (с момента начала движения и до полной его остановки)

Ø с работающим и неработающим двигателем (например, при движении накатом),

Ø при буксировке транспортного средства,

Ø во время стоянки и остановки в пределах дороги.

Отсутствует данное преступление в случаях причинения вреда в результате нарушения:

• правил техники безопасности выполнения определенных работ с использованием автомобиля;

• правил эксплуатации специальных самоходных машин при выполнении соответствующих работ;

• правил выполнения погрузо-разгрузочных работ;

• в процессе выполнения ремонтных работ или технического обслуживания автомобиля.

В указанных случаях виновное лицо может быть привлечено к ответственности за преступления против общественной безопасности или против жизни и здоровья человека.

Состав преступления - материальный.

Преступление признается оконченным с момента наступления одного или нескольких последствий в виде причинения:

-менее тяжкого телесного повреждения (часть 1);

- тяжкого телесного повреждения или смерти человека (часть 2);

- смерти двух или более лиц (часть 3).

Причинение материального ущерба независимо от его размера не влечет уголовной ответственности по статье 317 УК.

Установление причинной связи между нарушением правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств и наступившими последствиями является необходимым условием привлечения лица к уголовной ответственности по статье 317 УК.

Причинная связь имеет место только в том случае, когда нарушение правил в данной конкретной обстановке, при данных конкретных обстоятельствах обусловило наступление последствий, указанных взаконе.

При этом нарушения правил должны предшествовать во времени наступившим общественно опасным последствиям и быть их причиной.

Установление прямой причинной связи по делам о транспортных преступлениях представляет зачастую особую сложность из-за того, что последствия нарушения правил во многих случаях являются результатом взаимодействия нескольких участников дорожного движения.

Если наступившие последствия находятся в причинной связи с нарушениями правил, совершенными не одним, а несколькими лицами, управлявшими транспортными средствами, к ответственности по статье 317 УК привлекаются все виновные.

Субъектом преступления является вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста и непосредственно осуществлявшее управление транспортным средством.

Наличие или отсутствие у него водительского удостоверения, навыков управления, принадлежность ему транспортного средства и другие подобные обстоятельства значения не имеют.

Субъективная сторона преступления характеризуется неосторожной виной в виде легкомыслия или небрежности.

Нарушая правила, лицо предвидит возможность наступления указанных в законе последствий, но легкомысленно рассчитывает на их предотвращение либо вообще не предвидит такую возможность, хотя при должном внимании и предусмотрительности должно было и могло ее предвидеть.

Особенности квалификации

1. Нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортного средства, повлекшее по неосторожности уничтожение либо повреждение имущества в особо крупном размере, квалифицируется по статье 219 УК.

2. При наступлении последствий, предусмотренных различными частями статьи 317 УК, действия виновного квалифицируются по той части статьи, которая устанавливает ответственность за наиболее тяжкие последствия.

3. Нарушения правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств с различными последствиями, совершенные в разное время и взаимно не связанные между собой, должны квалифицироваться как самостоятельные преступления по соответствующим частям статьи 317 УК с применением правил квалификации повторных преступлений, предусмотренных частью 1 статьи 71 УК.

4. Если лицо нарушает не правила безопасности движения или эксплуатации транспортных средств, а правила техники безопасности выполнения с использованием транспортного средства определенных работ (например, по-грузоразгрузочных, ремонтных, посевных, строительных, дорожных, по техническому обслуживанию транспортного средства), что влечет последствия, предусмотренные статьей 317 УК, то эти нарушения в зависимости от обстоятельств подлежат ответственности по статьям о преступлениях против общественной безопасности (например, по статьям 303 или 306 УК) либо по статьям о преступлениях против жизни и здоровья (по статьям 144 или 155 УК).

5. При одновременном наличии вины в происшедшем и иных участников дорожного движения (например, пешехода) они могут быть привлечены к уголовной ответственности по статье 321 УК наряду с лицом, управлявшим транспортным средством, содеянное которым квалифицируется по статье 317 УК.

6. Наличие у виновного умысла к последствиям, предусмотренным статьей 317 УК, - свидетельство совершения им умышленного преступления против жизни или здоровья человека.

7. К лицу, управляющему транспортным средством, приравнивается лицо, обучающее управлению механическим транспортным средством или принимающее квалификационный практический экзамен на право управления механическим транспортным средством (далее - инструктор) и при этом находящееся в нем. За нарушение обучаемым или экзаменующимся соответственно во время обучения управлению или при сдаче экзамена правил безопасности движения или эксплуатации транспортного средства, повлекших указанные последствия, ответственность по статье 317 УК несет инструктор.

8. Если обучаемый или экзаменующийся пренебрег указаниями инструктора, нарушил указанные правила, что инструктор не в состоянии был предотвратить, и наступили указанные последствия, к ответственности по статье 317 УК привлекается обучаемый или экзаменующийся.

9. При умышленном совместном нарушении правил, находящихся в причинной связи с последствиями, к ответственности привлекаются и инструктор, и обучаемый или экзаменующийся.

10. Лицо, управлявшее транспортным средством, виновное в нарушении правил безопасности движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшем причинение потерпевшему телесных повреждений, и заведомо оставившее его без помощи, в опасном для жизни состоянии, подлежит ответственности по совокупности преступлений, предусмотренных частями 1 или 2 статьи 317 и частью 3 статьи 159 УК.

11. В том случае, когда водитель не виновен в нарушении указанных правил, но жизнь потерпевшего была поставлена в опасность в результате происшествия с управляемым им транспортным средством, ответственность наступает по части 2 статьи 159 УК, поскольку водитель обязан оказать помощь потерпевшему в дорожно-транспортном происшествии.

12. Ответственность водителя по статье 159 УК не наступает в случае причинения потерпевшему смерти.

Статья 318. Выпуск в эксплуатацию технически неисправного транспортного средства либо незаконный допуск к управлению им

Ответственность по данной статье наступает

ü за выпуск в эксплуатацию заведомо технически неисправного транспортного средства,

ü за допуск к управлению транспортным средством лица, заведомо не имеющего права управления транспортным средством или заведомо находящегося в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ,

ü за иное грубое нарушение правил эксплуатации транспортного средства, совершенные лицом, ответственным за техническое состояние или эксплуатацию транспортного средства,

если эти нарушения повлекли по неосторожности причинение менее тяжкого телесного повреждения либо ущерба в особо крупном размере, -

Непосредственным объектом данного преступления является безопасность эксплуатации автодорожных транспортных средств.

Дополнительные объекты – жизнь и здоровье человека; собственность.

Состав преступления материальный с несколькими альтернативными деяниями.

Объективная сторона предполагает наличие общественно опасного деяния, указанных в статье последствий и причинной связи между деянием и последствием.

Деяние в форме действия или бездействия образуют:

1) выпуск в эксплуатацию заведомо технически неисправного автодорожного транспортного средства.

Выпуск в эксплуатацию — это дача разрешения осуществлять движение либо непринятие мер по недопущению движения на транспортном средстве, которое заведомо для выпускающего лица содержит неисправности, создающие реальную опасность наступления общественно опасных последствий.

Разрешение на выпуск в эксплуатацию или допуск к управлению может быть как письменным, так и устным;

2) допуск к управлению транспортным средством лица, заведомо не имеющего права на управление транспортным средством, или заведомо находящегося в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ,

. Допуск к управлению — это дача разрешения осуществлять вождение автомобиля лицу, которое заведомо для допускающего:

• не имеет водительского удостоверения (прав);

• имеет водительское удостоверение на вождение транспортных средств иной категории;

• находится в состоянии наркотического, токсического, алкогольного или иного опьянения;

3) «иное грубое нарушение» правил эксплуатации транспортного средства:

ü допуск к управлению водителей, имеющих медицинские противопоказания;

ü грубое нарушение режима работы водителей, влекущее их переутомление;

ü допуск к управлению водителей, не соответствующих специальным требованиям и т.п.

Степень грубости нарушения — определяется с учетом характера нарушения и его роли в наступлении общественно опасных последствий.

Обязательным признаком состава данного преступления (ч. 1) являются последствия: менее тяжкое телесное повреждение: ущерб в особо крупном размере.

Причинная связь между деянием и последствиями устанавливается так же, как и при нарушении правил дорожного движения или эксплуатации автодорожных транспортных средств.

Специфика состоит в том, что в момент наступления последствий управление транспортным средством осуществляет не субъект данного преступления.

Однако должна существовать причинная связь между именно тем грубым нарушением, которое допущено субъектом данного преступления, и наступившими последствиями.

Субъектами данного преступления могут быть:

работники учреждений, организаций и предприятий независимо от форм собственности, на которых действующими инструкциями или правилами, соответствующим распоряжением либо в силу занимаемого ими служебного положения возложена ответственность за техническое состояние или эксплуатацию транспортных средств;

лица, непосредственно владевшие индивидуальными транспортными средствами в момент передачи их для использования или допуска к управлению ими (собственники транспортных средств, лица, управляющие транспортным средством по доверенности и др.).

Если водитель в предусмотренных данной статьей случаях передает управление транспортным средством должностному лицу, от которого он зависим по службе, то водитель привлекается к ответственности, кроме случаев, когда он был отстранен от управления или распоряжения транспортным средством надлежащим должностным лицом, находящимся при исполнении служебных обязанностей (непосредственный начальник, работник Госавтоинспекции и др.).

В предусмотренных законом случаях ответственность за выпуск в эксплуатацию и допуск к управлению транспортным средством может возлагаться на иных лиц.

Субъект преступления — специальный.

Субъективная сторона данного преступления характеризуется преступным легкомыслием, когда виновный сознает факт допускаемого им нарушения (действует заведомо) и потому предвидит возможность наступления общественно опасных последствий, рассчитывая при этом без достаточных оснований на предотвращение таких последствий.

Мотивы и цели допускаемых нарушений не изменяют квалификацию деяния и учитываются при определении меры ответственности виновного.

Те же деяния, повлекшие по неосторожности смерть человека либо причинение тяжкого телесного повреждения, влекут повышенную ответственность по ч. 2 ст. 318.

Статья 321. Нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта

Безопасная работа транспорта зависит:

Ø от лиц, управляющих транспортными средствами,

Ø от лиц, отвечающих за безопасную эксплуатацию транспортных средств;

Ø от лиц, ответственных за безопасность дорожных сооружений (статьи 314-319 УК);

Ø от других участников движения (пассажиров, пешеходов и т.п.).

Нарушение последними правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта, повлекших соответствующие последствия, влечет ответственность по статье 321 УК.

Основным объектом преступления являются общественные отношения, обеспечивающие безопасность движения и эксплуатации всех видов транспорта, кроме магистрального трубопроводного транспорта, нарушение правил эксплуатации которого наказуемо по статье 320 УК.

Обязательный дополнительный объект данного преступления - жизнь и здоровье человека.

Объективная сторона преступления выражается в нарушении правил безопасности движения или эксплуатации транспорта и находящихся в причинной связи с ними последствий в виде:

- тяжкого или менее тяжкого телесных повреждений (часть 1);

- смерти человека (часть 2).

Диспозиция статьи 321 УК является бланкетной, в силу чего для установления признаков преступления необходимо обратиться к содержанию соответствующих нормативных правовых актов, в которых изложены правила безопасности движения или эксплуатации всех видов транспорта. См., например,

Ø Воздушный кодекс Республики Беларусь;

Ø Закон «О дорожном движении»;

Ø Правила дорожного движения, утвержденные Указом Президента Республики Беларусь от 28 ноября 2005 г. № 551;

Ø Правила перевозок пассажиров и багажа внутренним водным транспортом, утвержденные постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 29 ноября 2004 г. № 42;

Ø Правила автомобильных перевозок пассажиров в Республике Беларусь, утвержденные постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 22 июля 2002 г. № 23.

Нарушение правил безопасности движения или эксплуатации транспорта может выражаться в совершении самых разнообразных действиях (бездействии), повлекших указанные последствия.

Например:

Ø переход пешеходом улицы на запрещающий сигнал светофора;

Ø оставление возничим в ночное время на проезжей части дороги гужевой повозки, не оборудованной световозвращателями белого и красного цвета;

Ø невыполнение пассажиром самолета указания командира воздушного судна об отключении устройства, создающего помехи для радиообмена пилота и диспетчера полетов;

Ø перегон скота погонщиком через железнодорожное полотно в неустановленном месте.

Субъективная сторона преступления характеризуется неосторожной виной в виде легкомыслия или небрежности.

Несмотря на возможность сознательного нарушения соответствующих правил, психическое отношение к последствиям может быть только неосторожным.

Мотивы и цели осознанных нарушений правил могут быть самыми различными (спешка, озорство и др.) и на квалификацию не влияют.

При установлении умышленной вины к указанным последствиям ответственность наступает за соответствующее умышленное преступление против жизни или здоровья человека. Например, при умышленном ослеплении водителя ярким све­том на крутом повороте с целью вызвать аварию и причинить смерть во­дителю или пассажирам, ответственность должна наступать за убийство по статье 139 УК.

Субъект преступления - любой участник движения транспорта (на­пример, пешеход, велосипедист, колясочник, пассажир, погонщик скота, водитель гужевого транспорта (возничий), водитель транспортного сред­ства, не являющегося механическим транспортным средством или само­ходной машиной, лицо, толкающее неисправное транспортное средство), кроме лиц, указанных в статьях 314, 318 и 319 УК. В этих статьях УК названы:

1) лицо, обязанное в силу выполняемой работы или занимаемой дол­жности соблюдать правила безопасности движения или эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта (статья 314 УК);

2) лицо, ответственное за техническое состояние или эксплуатацию транс­портного средства (статья 318 УК);

3) лицо, ответственное за безопасность дороги (статья 319 УК).

Отдельные виды нарушений правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта, выделены в самостоятельные составы преступлений. В таком случае конкуренция разрешается в пользу специальной нормы.

Так, не требуют квалификации по статье 321 УК совершение таких действий, как, например, умышленное приведение в негодность транспортного средства или путей сообщения (статья 309 УК), умышленное блокирование транс­портных коммуникаций (статья 310 УК), самовольная без необходимости остановка поезда (статья 312 УК).

Нарушитель правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта, за заведомое оставление в опасности потерпевшего от такого нарушения подлежит дополнительной ответственности по части 3 статьи 159 УК.


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.059 с.