Период с 1880 года до Второй мировой войны — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Период с 1880 года до Второй мировой войны

2017-12-22 258
Период с 1880 года до Второй мировой войны 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

После 1880 года влияние государства увеличилось ещё больше по сравнению с предшествовавшим периодом. Новым было то, что уже не буржуазия была основной движущей силой общественно­го развития. Возросла роль новой социальной группу, мы имеем в виду рабочий класс, который переживал медленную эманси­пацию. Конечно, буржуазия не исчезла, и во всех четырёх стра­нах мы ясно видим влияние этой группы вплоть до Второй миро­вой войны. С конца девятнадцатого века общество в Западной Европе стало развиваться в направлении «общества массового потребления». То есть там появились большие социальные груп­пы с одинаковым образом жизни и потребления. Эти группы отличались уровнем доходов выше минимального, проживанием в урбанизированных районах и большей причастностью к про­цессу принятия политических решений, благодаря дальнейшему расширению избирательного права. Но сначала эти большие груп­пы, в особенности рабочие, должны были завоевать своё место под солнцем. Эмансипацию рабочих как социальной группы мы можем рассматривать как переходную стадию от общества, в котором господствовала буржуазия, к обществу, социальная база которого стала значительно шире и охватывала широкие сред­ние слои населения. Это общество массового потребления дос­тигло своего расцвета после Второй мировой войны. Отдельные проявления общества массового потребления мы можем найти ещё до Второй мировой войны, но тем не менее 1945 год можно считать годом водораздела.

7.17. Государство

Как изменились роль и значение государства в период с 1880 года до Второй мировой войны? В третьем периоде — начиная со Второй мировой войны и до наших дней — в структуре, которую мы называем «государством всеобщего благосостояния», очень явственно заметно присутствие власти. Нужно подчеркнуть, что хотя Вторая мировая война и является определённой вехой, го­сударство всеобщего благосостояния не упало с неба в 1945 году. То есть роль государства увеличивалась и в период с 1880 по 1945 год. В этом разделе мы вкратце рассмотрим эти процессы.

В начале девятнадцатого века государство избавилось от норм и институтов, которые считались унаследованными от прежнего режима и определялись как меркантилистские. Господствующее учение о роли государства нашло своё отражение в идеологии свободной торговли (laisser faire) или либерализма. В Англии, Нидерландах и Франции в разное время к власти пришла буржу­азия и либерализм стал господствующей идеологией. Однако до второй половины девятнадцатого века ещё преобладал автори­тарно-консервативный образ правления.

Во Франции начиная с правления Наполеона и до падения Второй империи в 1870 году, за исключением непродолжитель­ного периода 1848-51 годов, существовало централизованное, авторитарное государство. В Нидерландах и Англии буржуазия

достигла господствующего, положения только во второй полови­не девятнадцатого века.

В большинстве германских государств авторитарный режим, который был восстановлен в Германской империи под руковод­ством Меттерниха (Metternich) во время Венского конгресса (1815), сумел продержаться и в бурный революционный 1848 год. Буржуазные силы — предприниматели, образованные граж­дане и чиновники — мирились с этой авторитарной системой. Рост Пруссии в шестидесятые годы и окончательно объединение Германии в 1871 году под эгидой Пруссии направлялись сверху, то есть осуществлялись политико-военным путём. Поэтому до Пер­вой мировой войны буржуазия продолжала играть подчинённую роль. Веймарская республика (1918-33) представляла собой по­пытку воплотить в действительность «буржуазное» общество, но эта попытка окончилась неудачно и привела к установлению то­талитарного режима Адольфа Гитлера (Adolf Hitler) (1933-45).

Всем четырём странам в конце девятнадцатого века пришлось столкнуться с социальным вопросом. Этим понятием обознача­ется целый комплекс проблем, вызванных индустриализацией и урбанизацией, негативные последствия которых особенно яв­ственно проявились в последние десятилетия девятнадцатого века. В предыдущей главе уже рассматривалась дискуссия между опти­мистами и пессимистами. Пессимисты указывали на негативные последствия индустриализации, а оптимисты подчёркивали её позитивные стороны. В ходе дискуссии выяснилось, что во вся­ком случае с середины девятнадцатого века уровень жизни ши­роких слоев населения повысился. В таблице 7.4 даётся средние нормы потребления некоторых продуктов питания в Нидерлан­дах в период с 1852 года до начала двадцатого века. Из этих цифр ясно видно, что потребление пшеницы утроилось, потребление картофеля и мяса удвоилось, а потребление сахара увеличилось даже более чем в четыре раза. Эти данные не дают возможности проследить различия в характере ппотребления различных обще­ственных классов, но можно предположить, что улучшилось по­ложение всего населения Нидерландов. Несомненно, низшие классы пользовались плодами прогресса в меньшей мере. Потреб­ление значительного количества продовольствия на душу насе­ления указывает на рост жизненного уровня; развитие Нидер­ландов можно считать показательным и для трёх других стран.

Дискуссию конца девятнадцатого века, посвященную соци­альному вопросу, следует рассматривать в свете развития всех четырёх стран. Это развитие означало, что промышленность ста­новилась крупномасштабной, а использование неквалифициро­ванного или полуквалифицированного труда все сокращалось. Кроме того национальные экономики находились под влиянием международной конъюнктуры и неквалифицированные или полу-

квалифицированные рабочие в первую очередь становились жер­твами её неблагоприятного развития. Отрицательные последствия ниспадающей конъюнктуры выражались в росте числа рабочих, которые став безработными, вели в трущобных районах нищен­скую жизнь, часто сопровождавшуюся пьянством. Рабочее дви­жение, в котором вначале важнейшую роль играли ремесленни­ки и квалифицированные рабочие — рабочая аристократия — после 1880 года тоже не оставляло без внимания неквалифици­рованных рабочих. В частности благодаря этому возник повышен­ный интерес к плохим социальным условиям, которые прини­мали близко к сердцу буржуазия, правительство и лидеры рабо­чего движения. Решения этих социальных проблем прежде всего искала городская буржуазия. Позднее тем же занялись централь­ное или общенациональное правительство ряде случаев под дав­лением со стороны организованного рабочего движения.

В таблице 7.5 указаны годы введения ряда элементов социаль­ного обеспечения. Германская империя была первой в деле стра­хования от несчастных случаев, по болезни и по старости. Ни­дерланды по ряду показателей замыкали список.

Рабочее движение тоже имело ярко выраженные моралистские черты, в частности оно пыталось бороться с пьянством.

Табл. 7.5. Введение социального страхования

страна °т "uyfa™ <w* no болезни по старости против безработицы
Германия Франция Голландия Соед. Ко­ролевство 1884 1898* 1901 1883 1898*, 1930 1930 1889 1895*, 1910 1913*, 1947 1908** 1927 1967 1949

* добровольное страхование

** обязательное страхование всех граждан

Источник: Герхард А.Риттер, Социальное государство, возникновение и развитие в международном сравнении (Мюнхен 1991, 2-е издание) 89; Gerhard A.Ritter, Der Sozialstaat, Entstehung und Entwicklung im internationalen Vergleich (Munchen 1991-2). В.Ультее, В.Артс и Г.Флап, Социология, вопросы, высказывания, заключения (Гронинген 1992) 277. W.Ultee, W.Arts, H.FIap, Sociologie, vragen, uitspraken, bevindingen (Groningen 1992).

Иногда внешняя политика раскрывала властям глаза на не­удовлетворительность социального положения. Для пояснения скажем следующее: в конце девятнадцатого века все четыре страны стремились создать колониальную империю. Экономические со­ображения играли здесь, конечно, важную роль, хотя речь шла и о чистой политике. Эта экспансия известна под названием «со­временного империализма» (примерно начиная с 1880 по 1914 год), в области внешней политики этот экспансионизм иногда вызывал волны национализма. В качестве иллюстрации усилий, которые предпринимали западно-европейские страны, можно напомнить, что к 1880 году была колонизована только одна де­сятая часть Африки, тогда как незадолго перед Первой мировой войной только одна десятая часть этого континента не преврати­лась еще в колонию. Африку прибрали к рукам, главным образом две страны, Франция и Англия. В Англии в связи с этими шагами на внешнеполитической арене на свет выступили и явления иного порядка: так, когда современный империализм и принявшая для англичан неблагоприятный оборот война против буров в Юж­ной Африке потребовали большого количества рекрутов для ар­мии, стало ясным, что массы питались плохо и находились в плохом физическом состоянии. Многие были признаны негод­ными к военной службе из-за физических недостатков. Питатель­ной средой для общенационального возмущения по этому пово­ду были, с одной стороны, национализм, а с другой — ужас перед тем плачевным состоянием, в котором находились массы населения. Так внешняя политика подтолкнула к решению соци­альных проблем.

В то время, как в целом уровень жизни в западно-европейских странах значительно вырос, кризис, поразивший мир в 1929 году, привёл к заметному ухудшению положения, особенно тех, кто стал безработным. У тех, кто сохранили работу и доходы, поло­жение несколько улучшилось, потому что снизились цены. Те жё~ кто не имел работы в течение длительного времени, напротив, оказались в безвыходном положении и подвергались ряду унизи­тельных мер, чтобы получить совершенно нищенское пособие. В Голландии примером этого был велосипедный номерок для без­работных. Все могли видеть, что такой человек «пользовался об­щественным вспомоществованием». В Англии принятие Закона о Средствах (Means Act) позволило чиновникам устраивать обыс­ки в домах безработных и наводить справки о тратах семьи, по­лучавшей пособие. В январе 1932 года действие этого закона рас­пространялось на миллион безработных и особо унизительным его применение было для квалифицированных рабочих. Такое положение в частности привело к тому, что после Второй миро­вой войны созрели настроения в пользу иного подхода к подоб­ным проблемам. В результате этого подхода появилось государ­ство всеобщего благосостояния.

Рис. 7.2. Безработица в Великобритании 1851-1974

Источник: Франсуа Бедарида, Социальная история Англии 1851-1975 (Лон­дон 1979) 255. Francois Bedarida, A Social History of England (London 1979).

7.3.1.1. Англия

Как английские власти оказывали влияние на ситуацию? На про­тяжении девятнадцатого века в области социального обеспече­ния уже были приняты некоторые меры. Мы это уже вицели выше. В начале двадцатого века большую активность в деле введения социальных законов и мер развернуло либеральное правитель­ство Ллойд Джорджа (Lloyd George). Чем это объяснить? Конеч­но, определённую роль сыграло давление снизу, то есть со сто­роны рабочего класса, который всё больше прогрессировал в организационном отношении. Кроме того, «буржуазные», либе­ральные правительства хотели таким образом привлечь на свою сторону избирателей. В 1908 году был принят Закон о пенсиях по старости (Old Age Pensions Act) и кроме того лица старше 70 лет получили право на пособие. В 1911 году последовали меры на случай безработицы.

Две новых меры касались минимального уровня заработной платы и введения прогрессивного налогообложения. Закон о ко­миссиях по вопросам заработной платы (Trade Board Act) от 1909 года мы можем рассматривать в качестве точки отсчёта в законо­дательстве, которым регулировался минимальный уровень зара­ботной платы. Первая мировая война принесла с собой для Анг­лии большие изменения. Ещё во время войны были разработа­ны, например, планы по улучшению жилищных условий. Была составлена обширная программа под названием Дома для наших героев (Homes for our Heroes). Правительство хотело обеспечить хорошим жильём миллионы солдат, возвращавшихся с войны. Такая политика возникла не без влияния страха перед ситуаци­ей, подобной той, что имела место в России. Помимо заботы о жилищном строительстве основными моментами деятельности «правительства восстановления» во главе с Ллойд Джорджем в 1917 году были здравоохранение, образование и меры против безработицы. Выполнение Закона о Безработице (Unemployment Act) от 1920 года, призванного значительно улучшить положе­ние, было однако затруднено значительным ростом числа безра­ботных во время кризиса тридцатых годов (см. график 7.2).

7.3.1.2. Франция

Во Франции вмешательству государства в пользу рабочих пре­пятствовали парламентские представители буржуазии и кресть­янства. В этих группах слабое общественное сознание сочеталось с сильными собственническими настроениями. Тем не менее мы видим постепенное наступление перемен к лучшему. В 1884 году закон разрешил существование профсоюзов, в 1900 году для женщин и детей был введён десятичасовой рабочий день, а в

1909 году воскресенье стало обязательным выходным днём. В 1910 году было введение необязательное социальное страхование. Как ни странно, планы по борьбе с социальными проблемами исхо­дили как слева, от социалистов, так и от крайних правых, като­ликов и легитимистов. Эти последние группы разворачивали свои планы на базе традиционного патернализма.

До Второй мировой войны средний француз относился ко всем новшествам с подозрением или даже отрицательно. Фран­цуз двадцатого века чувствовал бы себя в более привычной об­становке в девятнадцатом веке. Существовала своего рода тяга, с одной стороны, к аграрному, «феодальному» прошлому, а с дру­гой — к современному индустриальному настоящему. Такая двой­ственность могла сохраняться внутри политической системы, существовавшей до 1940 года. После 1945 года положение в зна­чительной мере изменилось. Это не означало, что между «обно­вителями» или нео-симонистами и защитниками традиционно­го порядка не возникала напряженность.

7.3.1.3. Германия

Процесс возникновение единого государства в Германии отли­чался от аналогичных процессов в Англии, Франции и Нидер­ландах. Это сказалось и на последующих шагах властей в Герма­нии, в частности в том аспекте, который рассматривается в на­стоящей книге: возникновении государства всеобщего благосос­тояния. Дело в том, что Германия была первым государством, в котором система социального страхования была создана сверху. Если Англия шла впереди в законодательстве, которое должно было смягчить наиболее вопиющие последствия фабричного тру­да, то в Германии под руководством Бисмарка (Bismark) с опе­режением было введено социальное страхование. Приведём ряд причин, обусловивших ведущую роль Германии в этой области.

В Германии государство ещё в восемнадцатом веке рассматри­валось как инструмент, способствующий общему и индивиду­альному благосостоянию. Здесь следует назвать имя Лоренца фон Штейна (Lorenz von Stein) (1815-1890). Он ещё в 1850 сформули­ровал основы создания социального государства. В социальной демократии, как он впоследствии называл социальное государ­ство, противоречия между трудом и капиталом должны были бы найти разрешение благодаря тому, что государство поддержива­ет приобретение частной собственности и каждому обеспечивает его существование. Эти идеи находятся в противоречии с идеями Карла Маркса (см. раздел 7.2.5.5), который центральное место отводил классовой борьбе и победе рабочего класса. Идеи фон Штейна были распространены и среди советников Бисмарка.

Немецкая буржуазия в целом тоже считала, что государство

должно устранить острые классовые противоречия. «Классичес­кая» манчестерская школа, проповедовавшая либеральное не­вмешательство, в Германии отвергалась. «Историческая» школа немецких экономистов в конце девятнадцатого века призывала к активному вмешательству государства и наиболее решительны­ми в этом отношении были «катедер-социалисты», как называ­ли некоторых профессоров-экономистов «исторической» школы. Они выступали за интеграцию рабочего класса в немецком госу­дарстве и обществе. «Историческая» школа экономистов своими трудами способствовала распространению знаний о социальных условиях и общественных отношениях.

На практике местные, муниципальные власти сами предпри­нимали шаги в области социального обеспечения и развития инфраструктуры, например водо- и энергоснабжения, транспорта и канализации. «Катедер-социалисты» тоже подчёркивали значе­ние деятельности в этой области, особенно в отношении жи­лищного строительства.

Церковь, особенно католическая, тоже проявляла интерес к социальным проблемам; важную роль сыграл епископ майнцс-кий Вильгельм Эмануэль фон Кеттелер (Wilhelm Emanuel von Ketteler) (1811-77). В частности благодаря деятельности фон Кет-телера католическая партия центра получила много голосов ка­толических рабочих.

Наконец решающую роль сыграло наличие сильного социа­листического движения. Бисмарк хотел подорвать его и сам стал проводить социальную политику после того, как добился запре­щения социалистической деятельности в 1878-1890 годах.

7.3.1.4. Нидерланды

В Нидерландах началом социалистического законодательства при­нято считать 1874 год, когда был принят так называемый Детс­кий закон радикального либерала Самуэля ван Хоутена (Samel van Houten) (1837-1930). Этим законом запрещался наёмный труд детей моложе двенадцати лет, за исключением домашней при­слуги и полевых работ в сельском хозяйстве. Однако должного контроля не было. Ещё до 1874 года проводилось изучение масш­табов использования и качества детского труда. Уже в 1841 году губернаторы провинций (сейчас это уполномоченные комисса­ры королевы) провели обследование, но его результаты оказа­лись, видимо, недостаточно тревожными. В 1860 году по иници­ативе инженера службы по использованию силы пара Де Фриз Роббэ (de Vries Robbe) было проведено новое исследование. Осо­бенно тревожными оказались результаты по положению в Маас­трихте, первом «современном» индустриальном городе Нидер­ландов. В лейденской текстильной промышленности тоже было

отмечено много вопиющих фактов. Автор рассказов Якоб ван Кремер (Jacob van Cremer) написал страстную речь, в которой он обращался к королю и говорил о «каплях крови несчастных фабричных детей, убиваемых в Голландии» (1863). В 1889 году появился закон о труде, с которым связано имя католического политика Рюйс де Бееренбрука (Ruys de Beerenbrouck). Этот за­кон находится в прямой связи с проведенным в 1886 году парла­ментским расследованием и отмеченными в его ходе непорядка­ми на фабриках и в мастерских. Важным моментом являлось со­здание специальной рабочей инспекции для контроля над со­блюдением закона. Создание инспекции означало значительный шаг вперёд по сравнению с детским законом 1874 года, когда контроль был поручен полиции. Закон 1889 года ограничивался тем, что препятствовал чрезмерному использованию труда несо­вершеннолетних и женщин. Этот закон встретил незначительное сопротивление в парламенте, хотя там ещё господствовал дух невмешательства. Однако несовершеннолетние и женщины были «отверженными». Они не могли сами постоять за себя и поэтому даже закоренелые либералы всё же согласились с вмешательством со стороны государства.

В строгом смысле голландское законодательство положило начало созданию системы социального страхования в 1901 году принятием закона о несчастных случаях на производстве. Пред­ставление о том, что государство несет свою долю ответственно­сти по социальным проблемам, возникавшим при потере рабо­ты и доходов, укоренялось в Голландии очень медленно. Обычно влияние государства усиливается во время войны. Так во время Первой мировой войны (хотя Голландия оставалась нейтраль­ной) был осуществлён ряд мер, действие которых сохранилось и после войны. Так в 1916 году было принято Постановление по безработице, которым устанавливались добавочные платежи со стороны государства ко всем профсоюзным взносам в кассу по­мощи безработным. Это говорит не только о том, что государ­ство не оставалось безучастным, но и о сотрудничестве между государством и профсоюзами. В период между двумя мировыми войнами это сотрудничество продолжало расти, несмотря на «ошибку» социал-демократического лидера П.И.Трульстры (P.J.Troelstra). Речь идет о попытке совершить революцию, пред­принятой в 1918 году под его руководством несколькими социа­листами. Как конфессиональные профсоюзы — Протестантское национальное объединение профсоюзов и Католическое объе­динение рабочих — так и Нидерландское объединения профсо­юзов (NVV) сотрудничали с правительством.

Оказали ли события заграницей, например революция в Рос­сии, влияние на социальное законодательство? Пожалуй, ни­дерландский закон о труде от 1919 года и был до некоторой сте-

пени обусловлен опасением, что в Голландии может возникнуть такая же ситуация, как в России. Этим законом (которому пред­шествовали законы от 1874, 1889 и 1911 годов) регулировалась продолжительность рабочего времени и имелось в виду гаранти­ровать рабочему достаточно времени для отдыха и во время ра­боты и по её завершению.

• В области трудовых отношений влияние государства тоже воз­росло. Если в начале двадцатого века существовали только две стороны — работодатели и наёмные рабочие, то в период до Второй мировой войны государство всё больше выступает в ка­честве третьей стороны. К 1940 году сотрудничество между этими тремя сторонами было уже общепризнанным фактом. В частности благодаря этому, между 1933 и 1939 годами количество трудовых конфликтов и потери рабочих дней значительно сократились.

Благодаря расширению избирательного права государство в Нидерландах в период 1880-1940 годов всё больше расширяло свою социальную базу. По избирательному закону 1850 года пра­во голоса имели только мужчины, платившие налог, выше оп­ределенного минимума. Из-за этого в 1880 году только 13 про­центов мужчин старше 25 лет могли голосовать. Однако в 1887 и 1897 годах избирательное право было расширено. Так в 1897 году избиратели допускались к голосованию не только на основе на­логового ценза, но и при условии, если у них было собственное жильё, заработная плата выше определенного уровня, сбереже­ния, а также при успешной сдаче экзаменов. По такой системе в

1916 году право голоса имели 70 процентов мужчин. Только в

1917 году было введено всеобщее избирательное право для муж­чин и в 1922 году для женщин.

7.3.2. Рабочий класс

Во всех четырёх странах социальная структура после 1880 года коренным образом изменилась. Эти перемены объясняются в значительной степени изменениями в экономической структуре. Значение сельского хозяйства, как важнейшей экономической отрасли, уменьшилось, а ведущую роль стала играть промыш­ленность, которой впоследствии пришлось уступить эту роль сфере услуг. Сдвиги в экономике имели важные последствия и для со­циальной структуры, поскольку она в значительной мере зави­сит от участия населения в производственном процессе. Фран­ция дольше всех оставалась страной, где преобладало сельское хозяйство. Для Англии то же самое относится к промышленнос­ти, а в Голландии по сравнению с тремя другими странами все­гда очень большое значение имела сфера услуг. В Германии про­мышленность до Второй мировой войны обеспечивала наиболь­шее число рабочих мест (см. таблицу 6.2 в предыдущей главе).

С1887 года по новой конституции критериями для получения права голоса в Голландии считались «признаки соответствия и зажиточности». Поло­жения конкретизировались законом о выборах от 1896 года. В 1916 году примерно 70 процентов мужчин могли голосовать. Однако социал-демок­ратическая рабочая партия стремилась к всеобщему избирательному пра­ву для мужчин и женщин. На фотографии изображена крупная демонст­рация в поддержку этого требования в 1907 году в Амстердаме.

Возникновение рабочего класса было прямым следствием из­менений в производственной структуре. Сельское хозяйство всё больше уступало ведущую роль вторичному сектору: промыш­ленности. Это значит, что не только вся экономика всё больше зависела от промышленности, но и то, что там находило работу всё больше людей. После 1780 года сначала в Англии, а позднее и в других странах в результате изменений в производственном процессе возникла группа индустриальных или фабричных рабо­чих. С этой группой в первую очередь и связывается понятие ра­бочего класса. Но прорыв Промышленной революции после 1780 года ещё не означал, что сразу же можно было говорить о «рабо­чем классе». Он формировался в течение длительного времени в течение всего девятнадцатого века и лишь примерно в 1880 году решительно заявил о себе. Индустриализация вела к далеко иду­щей специализации и концентрации производства. Вследствие этого в городских индустриальных центрах возник рабочий класс. В общей сложности только после середины девятнадцатого века

можно было видеть появление чётко очерченной и отличающей­ся от всех остальных группы рабочих. Они создавали свои орга­низации: во всё более широких масштабах, со всё более чёткой идеологией и стратегией достижения целей. Можно сказать, что появление рабочего движения и рабочего класса шли рука об руку.

В четырёх странах после 1880 года появилось общенациональ­ное движение, которое, с одной стороны, выступало за улучше­ние положения рабочих и за упорядочение заработной платы, а, с другой стороны, развернуло политическую активность, кото­рая, насколько это касается движения социалистического тол­ка, должна была привести к социалистическому обществу. Для этого существовали два пути: парламентский, что подразумева­ло введение всеобщего избирательного права, и революцион­ный. Именно эти две возможности были предметом дискуссии в социалистическом рабочем движении. В подразделе 7.3.3.1 эта проблема освещается более подробно.

Хотя организация рабочего класса шла главным образом по национальным каналам, существовало также и некое «между­народное» стремление к объединению рабочего класса, вне наци­ональных границ, в целях борьбы за «освобождение» этой угнетён­ной группы. Посмотрим как это происходило в четырёх странах.

7.3.2.1. Англия

В Англии индустриализация произошла гораздо раньше, чем в других странах, и рабочие там раньше образовали массовую группу. Ещё до того, как рабочие в восьмидесятые годы девятнадцатого века организовались в «современное» профсоюзное движение, был предпринят ряд попыток добиться единства в выступлениях. Важнейшей из них была попытка Роберта Оуэна (Robert Owen) (1771-1858). Оуэн был убеждён, что индустриализация и механи­зация улучшат будущее человечества. Сам он пытался улучшить положение рабочих двумя способами: организовал образцовую фабрику, где рабочие за свой труд получали приличную заработ­ную плату и были обеспечены жильём; кроме того пытался со­здать национальную организацию рабочих. Обе эти попытки ус­пеха не имели. После 1850 года свою организацию создала вер­хушка рабочих, «рабочая аристократия». Порождённые этой орга­низацией профсоюзы старались улучшить положение своих чле­нов в первую очередь путём сотрудничества с предпринимателя­ми. В восьмидесятые годы появилось «современное» профсоюз­ное движение. В эти новые союзы (new unions) впервые органи­зовались неквалифицированные рабочие. В результате характер английского профсоюзного движения коренным образом изме­нился. Более старые союзы, делавшие политическую ставку на либералов — поэтому их называли «lib-labs» — теряли влияние

рядом с более радикальными «новыми союзами». В «новых со­юзах» были слышны социалистические нотки, хотя и весьма уме­ренные. Лейбористская партия, родственная «новым союзам», испытывала сильное влияние фабианцев. Фабианцы (в их числе Бернард Шоу Bernard Shaw) представляли собой группу умерен­ной интеллигенции, выступавшей за демократический социализм. Правда, время от времени поднимали голову и радикальные эле­менты, как это было во время всеобщей забастовки 1926 года.

7.3.2.2. Франция

Французские рабочие либо не были организованы, либо входи­ли в большое число различных профсоюзных организаций. В 1914 году был так или иначе организован только миллион рабочих из шести. Может быть это можно приписать общей черте характера французов — индивидуализму, но можно также с уверенностью сказать, что этому способствовало преобладание мелких пред­приятий персоналом в десять-двадцать рабочих. Такой низкой активности французских рабочих способствовало и то обстоя­тельство, что в 1914 году 40 процентов всех рабочих было занято в текстильной и швейной промышленности, где большую роль играла надомная работа. Сыграло свою роль и медленное повы­шение жизненного уровня. В 1895 году была образована Всеобщая конфедерация труда (ВКТ), с самого начала широкое распрост­ранение получила радикальная теория революционного синди­кализма. Всё это подразумевало такие прямые политические ак­ции, как забастовки, саботаж, бойкот и отказ от участия в выра­ботке политических решений. Большую роль при этом играли идеи Прудона (Proudhon) (1809-65) и других анархистов. На сцене появилась «всеобщая забастовка» как решение всех проблем. В Амьенской хартии (1906 г.) ВКТ провозгласила анти-парламен-тскую политику. Она в течение долгого времени оставалась офи­циальной точкой зрения. ВКТ была также антивоенной органи­зацией. Социальный миф о всеобщей забастовке и антимилита­ризме в 1914 году был вытеснен мифом о французской нации.

Третья Республика (1871-1940) пережила Первую мировую войну. Вопрос о политическом регулировании стал актуальным только во время экономического кризиса тридцатых годов. Во время войны и в период между двумя мировыми войнами соци­альная структура не сильно изменилась. В 1940 году Третья Рес­публика бесславно закончила свое существование.

В первые годы после Первой мировой войны рабочие ещё пользовались благами изданного во время войны закона, кото­рый поддерживал квартирную плату на низком уровне. Но эти меры обратились и против мелких домовладельцев, и против ра­бочих-жильцов. У первых снижались доходы, а у вторых прихо-

дили в упадок жилищные условия, потому что домохозяева боль­ше не заботились о содержании домов. Кроме того не было сти­мула строить новые дома для низкооплачиваемых.

Вплоть до начала Второй мировой войны во Франции сохра­нялась политическая неустойчивость: победы левых сил не вели к значительным реформам, а скорее способствовали правому радикализму. Эксперимент с Народным фронтом — социалисти­ческим правительством Леона Блюма (Leon Blum), поддержан­ным коммунистами — продолжался всего два года (1936-1937). Когда Блюм в 1936 году возглавил кабинет, начались самые круп­ные с 1848 года забастовки и беспорядки. Правда он сразу же ввёл повышение заработной платы на 12 процентов, сорокача­совую рабочую неделю, оплачиваемые отпуска и обязательное посредничество в трудовых конфликтах, но отчасти из-за сабо­тажа со стороны работодателей и отчасти из-за собственной разобщенности Народный фронт вскоре прекратил существова­ние. Провал всеобщей забастовки против правительства, кото­рое в 1938 году пришло на смену правительству Блюма, ясно показал политическую слабость левых сил.

Когда начинался эксперимент с Народным фронтом, число членов ВКТ за несколько месяцев выросло с 1 до 5 миллионов; в начале 1938 года половина новых членов вышла из конфедера­ции, а провал всеобщей забастовки означал дальнейшее сокра­щение его численности. Профсоюзы строителей насчитывали в 1936 году 600.000 членов, а в 1939 году от них осталось только 60.000.

7.3.2.3. Германия

Социальное страхование, введённое немецким государством, не ослабило социалистическое рабочее движение, несмотря на зап­рещение социалистической деятельности в 1878-90 годы. Закон против социалистов, выпущенный в связи с двумя покушения­ми на кайзера, из-за которого социалистам пришлось уйти в подполье, скорее усилил социалистическое движение. Если на выборах в рейхстаг в 1878 году социалисты получили 7,6 процен­та голосов, то после отмены закона против социалистов в 1890 году их доля поднялась уже до 19,7 процентов. Однако до Первой мировой войны не было и речи о позитивной интеграции соци­ал-демократов в государственную систему. Их терпели, но изо­лировали; поэтому речь шла о «негативной интеграции».

Значительная часть германских рабочего так и не примири­лась с монархией, хотя в 1914 году, накануне Первой мировой войны, значительное большинство социалистов проголосовало за военный бюджет. Только четырнадцать из 110 социал-демок­ратических депутатов при голосовании воздержались. В результа-

те Первой мировой войны и союзнической блокады социально-экономическое положение в Германии ухудшилось. Возникли группы, явно стремившиеся к революции. К их числу принадле­жал и коммунистический Союз Спартака, в котором важную роль играла Роза Люксембург (Rosa Luxemburg).

Основную политическую деятельность развернули ставшие с 1917 года независимыми социал-демократы. Они проводили уме­ренную политику. Правда, радикальные социалисты предприни­мали попытки создать через солдатские и рабочие советы Респуб­лику советов, как это было в 1919 году в Мюнхене, но умеренные были в большинстве и социал-демократы оставались хозяевами положения. Можно сказать, что таким образом их интеграция при­шла к завершению. С 1918 по 1923 и с 1928 по 1930 год социал-демократы входили в состав правительства Веймарской республи­ки. При этом их поддерживали профсоюзы. К 1920 году более 40 процентов занятого населения было объединено в профсоюзы, но к 1930 году их численность сократилась до 20-25 процентов.

В начальный период Веймарской республики (1918-33) соци­алисты и католическая партия центра были сильнейшими поли­тическими партиями. Однако экономический и политический хаос вынудили правительство перенести центр тяжести на поддержа­ние общественного порядка. Для этого ему была нужна поддерж­ка армии и это означало рост влияния право-консервативных сил. Хотя экономические перспективы с середины двадцатых го­дов улучшались, мировой кризис, начавшийся в 1929 году, при­нёс с собой столько проблем, что следствием этого явилась ра­дикализация левых и правых партий. Социалисты только в 1918 году начали активно участвовать в политике и всё левое крыло в целом (социалисты и коммунисты) было слишком разобщено, чтобы противостоять национал-социалистам под водительством Адольфа Гитлера. Среди буржуазии царил разброд и её право-националистической части импонировала идея сильной Герма­нии с сильным вождём. В нацистской Германии государство пы­талось всё взять в свои руки — Gleichschaltung — и в течение двенадцатилетнего существования режима это отчасти удалось, но, конечно, при существовании сильного репрессивного ап­парата.

7.3.2.4. Голландия

В Голландии первое крупное столкновение между рабочим клас­сом и правительством произошло во время забастовок железно­дорожников в 1903 году. Что предшествовало этому? Первой на­циональной организацией рабочих был Всенидерландский Союз Рабочих, основанный в 1871 году. Вскоре он распался; в 1876 году протестантские рабочие отделились в союз Патримониум, а

в 1878 году их примеру последовали рабочие социалистической ориентации. В 1881 году под руководством Домелы Ниувенхауса (Domela Nieuwenhuis) был создан Социал-демократический союз вместе с газетой Право для Всех (Recht voor Allen). В 1893 году был создан Национальный Рабочий Секретариат (НАС), кото­рый представлял синдикалистское течение в Голландии. Он им­понировал в первую очередь тем, кто парламентским действиям предпочитал внепарламентские. Синдикалисты считали, что с помощью всеобщей рабочей стачки можно будет вызвать рево­люционные изменения. Забастовки железнодорожников в 1903 году в глазах некоторых были как раз таким подходящим момен­том для проведения всеобщей рабочей стачки.

Забастовки начались в амстердамском порту и быстро пере­кинулись на железные дороги (поэтому они и известны как заба­стовки железнодорожников). Однако расхождени<


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.076 с.