Тема 5. Младший школьный возраст. — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Тема 5. Младший школьный возраст.

2017-12-22 232
Тема 5. Младший школьный возраст. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Кризис семи лет. Основная симптоматика кризиса. Три фазы протекания кризиса.

Проблема готовности ребенка к школьному обучению. Теоретические подходы к определению психологической готовности к школе. Компоненты готовности к школе: интеллектуальная готовность, личностная готовность, социально-психологическая готовность, готовность эмоционально-волевой сферы. Цели определения психологической готовности к школе. Анализ существующих методов определения готовности ребенка к школе.

Социальная ситуация развития ребенка, поступившего в школу. Дифференцирование системы «ребенок-взрослый» на «ребенок-учитель» и «ребенок-родители». Формирование внутренней позиции школьника.

Учебная деятельность как ведущий вид деятельности, определяющий психическое развитие младших школьников. Структура учебной деятельности. Становление учебной деятельности. Характеристика мотивов учебной деятельности, их деление на три группы: широкие социальные, узколичностные, учебно-познавательные. Динамика отношения детей к учению.

Развитие познавательных процессов: внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи. Постепенное нарастание произвольности психических процессов.

Направленное формирование психологических новообразований. Произвольность, внутренний план действий и рефлексия как основные новообразования младшего школьного возраста.

Общение с родителями и другими взрослыми. Роль личности учителя в обучении и воспитании младшего школьника. Влияние стиля общения учителя на общение детей. Особенности общения со сверстниками. Виды общения в обучении.

 

Тема 6. Подростковый возраст.

Психологические теории подросткового возраста. Структура и динамика подросткового возраста. Основные задачи развития в подростковом возрасте: пубертатное развитие, когнитивное развитие, преобразование социализации, становление идентичности.

Различные теоретические подходы к проблеме «кризиса» подросткового возраста. Зарубежные концепции «кризисности-бескризисности» перехода от детства к взрослости. Понятие «чувство взрослости», условия и источники возникновения. Направления в развитии взрослости и формировании жизненных ценностей.

Два подхода к вопросу о ведущем типе деятельности в подростковом возрасте. Учебная деятельность подростка, изменение отношения к учебе на протяжении подросткового возраста. Мотивы учения. Психологические проблемы общения учителя с подростком.

Особенности общения подростков с родителями и другими взрослыми. Проблема конфликта подростка и взрослого. Переход к новому типу взаимоотношений между ребенком и взрослым, благоприятствующие и тормозящие моменты. Различные типы развития отношений подростка и взрослого. Потребность в доверительном общении со взрослым.

Общение со сверстниками как потребность и значимая деятельность. Влияние общения со сверстниками на развитие личности подростка. Условия возникновения и внешние признаки подростковых объединений. Половое созревание и подростковая сексуальность. Дружба и любовь в подростковом возрасте.

Особенности идентификации с собственным «Я». Кризис личности в отрочестве. Кризис идентификации со своей внешностью и со своими представлениями о себе.

Тема 7. Юность.

Юность как социально-психологическое явление. Хронологические границы возраста. Характеристика трех подходов к юношескому возрасту: биогенетического, социогенетического и психогенетического.

Психологическая готовность к личностному самоопределению. Социальная направленность личности. Формирование ценностных ориентаций и жизненные планы старшеклассников.

Учебно-профессиональная деятельность и мотивы учения старшеклассников. Психологические проблемы взаимоотношений старшеклассников с учителями. Выбор профессии. Определение профессиональных наклонностей и предпочтений старшеклассников.

Развитие познавательных процессов в юношеском возрасте. Развитие теоретического мышления как одно из важнейших новообразований интеллектуальной сферы. Появление гипотетико-дедуктивного мышления, способности к абстрагированию, интеллектуальной рефлексии. Связь творческих способностей с развитием интеллекта. Формирование индивидуального стиля умственной деятельности.

Формирование активной жизненной позиции, мировоззрения.

Повышенная эмоциональная возбудимость в юношеском возрасте. Возможность появления акцентуаций характера и психопатии в юношеском возрасте.

Психологические особенности общения со взрослыми в старшем школьном возрасте.

Особенности общения со сверстниками. Положение юноши в системе межличностных отношений. Общество сверстников и юношеская субкультура. Оценка себя и другого как представителя определенного пола.

Особенности самосознания в юности. Осознание своих качеств и оценка их. Представление о своем реальном и желаемом Я. Уровень притязаний старшеклассников в разных областях жизни и деятельности. Интроспекция и личностная рефлексия. Индивидуальные особенности формирования личности в старшем школьном возрасте.

 


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.