Тема 2. Новорожденность и младенчество. — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Тема 2. Новорожденность и младенчество.

2017-12-22 232
Тема 2. Новорожденность и младенчество. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Новорожденность как критический период. Специфика социальной ситуации развития в период новорожденности. Система безусловных рефлексов новорожденных. Появление индивидуальной психической жизни ребенка как центральное новообразование новорожденности. Аффективные ощущения новорожденного.

Взрослый как источник зрительных и слуховых впечатлений, необходимых для нормального развития нервной системы и органов чувств ребенка. Развитие эмоциональной сферы. Комплекс оживления как выражение первой социальной потребности ребенка.

Общепсихологическая характеристика младенчества. Границы возраста.

Противоречие между максимальной социальностью и минимальными возможностями общения как основа всего развития ребенка в младенческом возрасте. Выделение взрослого человека как центрального элемента окружающей действительности.

Комплекс оживления как первая специфическая реакция реагирования на человека. Его компоненты: улыбка, вокализации, двигательные реакции. Стадии формирования комплекса оживления.

Общий принцип развития младенца: сенсорное развитие опережает моторное. Схема развития моторики младенца. Динамика формирования хватания. Развитие сенсорных систем.

Социальная ситуация развития. Возникновение нового вида деятельности. Ведущий мотив общения. Понятие «госпитализма». Изменение характера общения. Ситуативно-личностный характер общения в первом полугодии жизни ребенка. Появление ситуативно-делового вида общения во втором полугодии жизни ребенка.

Понятие о депривации. Виды депривации. Психическая депривация в детском возрасте. Особенности развития ребенка, воспитывающегося в условиях дефицита общения.

Развитие понимания речи и говорения. Формирование речевого слуха. Этапы развития говорения. Первые слова как одно из свидетельств перехода ребенка от младенчества к раннему детству.

 

Тема 3. Период раннего детства.

Кризис одного года и его эмпирическое содержание: развитие ходьбы, появление первого слова, возникновение первых актов протеста, оппозиции, противопоставления себя другим.

Психофизиологические особенности возраста.

Появление новой ситуации развития. Возникновение противоречий как предпосылок перехода на новую ступень развития: автономный характер речи ребенка, присутствие взрослого в каждом действии ребенка, развитие самостоятельной ходьбы. Разрешение противоречий путем построения ситуации совместной деятельности ребенка со взрослым человеком. Появление сознания как центральное новообразование возраста.

Динамика овладения прямохождением.

Предметно-манипулятивная деятельность как ведущая в данном возрасте. Стадии развития действий с предметами по П.Я. Гальперину. Развитие совместной деятельности со взрослым. Схема развития предметного действия. Влияние предметных действий на развитие психических процессов.

Основные тенденции в развитии речи ребенка раннего возраста. Развитие понимания речи. Развитие собственной активной речи ребенка. Значение речи для развития всех психических процессов, практической и игровой деятельности ребенка.

Развитие наглядно-действенного мышления. Воссоздающий характер воображения в раннем возрасте. Преобладающие виды памяти – двигательная, эмоциональная и частично образная.

Основные новообразования раннего детства. Появление знаково-символической функции сознания. Зачатка игровой деятельности с принятием на себя роли. Усвоение изобразительной функции рисования. Изучение моральных суждений детей в экспериментах Ж. Пиаже.

Кризис трех лет. Симптомы кризиса. Трудновоспитуемость ребенка в период кризиса. Конструктивное содержание кризиса. Нарастание эмансипации ребенка от взрослых.

Тема 4. Дошкольный возраст.

Вхождение ребенка в мир взрослых людей. Игра — ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Социальная природа ролевой игры. Развитие игры в дошкольном возрасте. Структура развернутой формы сюжетно-ролевой игры. Развитие игры от индивидуальных форм к совместным. Игра и психическое развитие.

Продуктивные виды деятельности. Конструирование и этапы его развития: конструирование по образцу, конструирование по условиям, конструирование по замыслу. Роль изобразительной деятельности в психическом развитии ребенка. Психологическая природа детских рисунков. Стадии развития изобразительной деятельности детей.

Обучение в дошкольном возрасте. Развитие восприятия, внимания, памяти, воображения в дошкольном возрасте. Развитие мышления и речи. Эгоцентрический характер мышления дошкольника. Развитие фонематического слуха, освоение контекстной речи, появление объяснительной речи.

Восприятие сказки и ее развивающее значение. Страшные истории - важная часть детской фольклорной традиции. Социальная функция и психотерапевтическая роль сказок и «страшилок».

Общение со взрослым — ведущий фактор развития ребенка. Развитие форм общениясо взрослым, внеситуативно-познавательная и внеситуативно-личностная формы общения. Деятельности и взаимоотношения дошкольников. Развитие общения дошкольников со сверстниками. Генезис форм общения с ровесниками у детей.

Основные новообразования дошкольного возраста. Формирование соподчинения мотивов. Формирование первичных этических инстанций и моральных чувств. Развитие произвольного поведения. Формирование первичных представлений о мире. Развитие самосознания в дошкольном возрасте. Истоки формирования детского самосознания. Формирование Я-концепции.

 


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.006 с.