Учение Аристотеля о формах правления. — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Учение Аристотеля о формах правления.

2017-12-22 689
Учение Аристотеля о формах правления. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Многообразие форм политического устройства объясняется тем, что

государство есть сложное целое, множество, состоящее из многих и разных,

неподобных частей. У каждой части свои представления о счастье и средствах

его достижения; каждая часть стремится власть в свои руки, установить свою

форму правления. Кроме того, одни народы поддаются только деспотической

власти, другие могут жить и при царской, “а для иных нужна свободная

политическая жизнь”. Но главная причина в том, что во всяком государстве

происходит “столкновение прав”, ибо на власть претендуют и благородные, и

свободные, и богатые, и “достойные”, а также вообще большинство, которое

всегда имеет преимущества перед меньшинством. Поэтому и возникают, сменяют

друг друга разные политические устройства. При изменении государства люди

остаются теми же самыми, меняется лишь форма управления.

Аристотель делит политические устройства по количественному,

качественному и имущественному признакам. Государства различаются прежде

всего тем, в чьих руках власть — у одного лица, меньшинства или

большинства. И одно лицо и меньшинство и большинство могут править

правильно и неправильно. Кроме того, меньшинство или большинство может быть

богатым или бедным. Но так как обычно бедные в государстве составляют

большинство населения, а богатые — меньшинство, то деление по

имущественному признаку совпадает с делением по признаку количественному. В

результате получается шесть форм политического устройства: три правильные

(монархия, аристократия и полития) и три неправильные (тирания, олигархия

и демократия)Монархия — древнейшая, “первая и самая божественная”, форма

политического устройства. Аристотель перечисляет виды царской власти,

говорит о патриархальной и абсолютной монархии. Последнее допустимо, если в

государство есть человек, который превосходит абсолютно всех других.

Такие люди бывают, и для них нет закона; такой человек “как бог между

людьми”, “попытаться подчинить их … закону … смешно”, “они сами закон”. Аристократия, однако, предпочтительнее царства. При аристократии

власть находится в руках немногих, обладающих личными достоинствами, и она

возможна там, где личные достоинства ценятся народом. Так как личное

достоинство обычно присуще благородным, то при аристократии правят

благородные, евпатриды. Полития — власть большинства. Но у большинства единственное общее

им всем добродетель — воинская, поэтому “республика состоит из людей,

носящих оружие”, “республиканское общество состоит из таких людей, которые

по природе своей воинственны, способны к подчинению и власти, основанной на

законе, по силе которого правительственные должности достаются и бедным,

лишь бы они были достойны”. Обладает ли большинство преимуществом перед

меньшинством? Аристотель отвечает на этот вопрос положительно. Каждый член

большинства хуже каждого члена аристократического меньшинства, но в целом

большинство лучше меньшинства: “Многие лучше не порознь, а все вместе”, ибо

“каждый обращает внимание на одну какую-нибудь часть, все вместе видят

все”, но это при условии, что большинство достаточно развито. Кроме того,

большинство имеет больше оснований претендовать на власть, ибо, если

исходить из личного достоинства, богатство или происхождение, то всегда

найдется самый достойный, самый богатый, самый благородный, поэтому

господство достойных, богатых, благородных не устойчиво, власть же

большинства более самодовлеюща. Аристотель резко отрицательно относится к тирании: “Тираническая

власть не согласна с природою человека”, “Чести больше не тому, кто убьет

вора, а тому, кто убьет тирана”.Олигархия, как и аристократия, — власть меньшинства, но не

достойных, а богатых. Демократия основана на законе. Это “самая … сносная из всех худших

форм политического устройства”. Говоря о демократии, Аристотель также

подчиняет количественный принцип имущественному; важно, что это власть

большинства не только свободных, но и бедных: “Там только демократия, где

представителем верховной власти является большинство, хотя свободных, но в

то же время недостаточных” Олигархия – власть немногих, становясь властью одного, превращается

в деспотию, а становясь властью большинства — в демократию. Царство

вырождается в аристократию или политию, та — в олигархию, та — в тиранию, а

тирания в демократию.

Царство, аристократия и полития – правильные формы потому, что там

одно лицо, меньшинство или большинство. Тирания, олигархия и демократия, —

неправильные формы политического устройства, потому что там власть — будь

то одно лицо, меньшинство или большинство — служит лишь своим

интересам.

 

 

 

   

 

   

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.