Тема: Семинарское занятие №3 — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Тема: Семинарское занятие №3

2017-12-22 383
Тема: Семинарское занятие №3 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тема: Основные категории и закономерности психического развития

1. Категории возраста и развития. Принцип развития в психологии. Подход к проблеме развития в основных психологических направлениях.

2. Принцип развития в психологии. Механизмы развития и защиты.

3.Условия и факторы, определяющие развитие психики.

4. Биологизаторские и социологизаторские концепции развития. Теория конвергенции двух факторов.

5. Особенности психического развития в периоды возрастных кризисов.

Основная литература

1. Обухова Л.Ф.Возрастная психология: Учеб. по дисц. "Возрастная психология" для студ. вузов/Л.Ф. Обухова.-М.: Юрайт: МГППУ,2010.-460с

2. Психология человека от рождения до смерти: психологический атлас человека/Под ред. А.А. Реана.-М.; СПб.: АСТ: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2010.-651с.

3. Шаповаленко, И. В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) / И. В. Шаповаленко. – М.: Гардарики, 2005. – 349 с.

Дополнительная литература

1. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до зрелости: учеб. пособ. для студ. высш. спец. учеб. завед. /И. Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий.-М.:Сфера, 2008.-464с

2. Марцинковская Т.Д. История психологии: Учеб. пособ.для студ.вузов, обуч. по направ.и спец."Психология".-М.:Академия, 2004.-539с.-(Высшее образование).

3. Практикум по возрастной психологии:Уч. пособ./Л.А. Головей и др.; под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко.-2-е изд.,доп. и перераб.-СПб.: Речь,2008.-693с.:ил.-(Психологический практикум).

4. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М., 1995.

5. Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М.: ИЦ «Академия», 1997. – 704 с.

6. Выготский Л.С. Собр. соч. в 6-ти томах - М., 1982 - 1984. Т.1 С.192-209, 246-247, 265-271, 82-290; Т.2 С.23-89, 118-294; Т.6 С.32-37, 53-59.

7. Крайг Г. Психология развития. – СПб: Питер, 2002. – 992 с.

8. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. – М.:ТЦ «Сфера», 2001. – 464 с.

9. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. - М., 1986. - С. 11-38, 76-103.

10. Мухина В.С. Возрастная психология. – М.: ИЦ «Академия», 2000. –432 с.

11. Слободчиков В.И. Категория возраста в психологии и педагогике развития // Вопросы психологии. - 1991 - N 2.

12. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Антропологический принцип в психологии развития // Вопросы психологии. - 1998 - N 6. – С. 3-18.

13. Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Интегральная периодизация общего психического развития // Вопросы психологии. - 1996 - N 5. – С. 38-50.

14. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии/Под ред. И.И.Ильясова, В.Я.Ляудис; В 2-х ч. - М., 1980. - Ч.1 С. 6-8, 12-18, 131-142, 195-203; Ч.2 С. 7-10, 21-60, 84-90, 97-101, 107-117, 121-138, 174-189, 198-203, 204-211, 220-231, 239-248, 252-262, 274-279, 285-290.

15. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. - 1971 - N 4.

Семинарское занятие № 4

Тема: Проблема периодизации психического развития.

1.Взгляды Л.С. Выготского на стадиальность развития в культурно-исторической концепции. Взаимосвязь обучения, воспитания и развития в онтогенезе.

2. Критерии периодизации возрастного развития: ведущая деятельность, социальная ситуация развития, психологические новообразования. Периодизация психического развития по Д.Б. Эльконину. Характеристика ведущих видов деятельности.

3. Психологические механизмы перехода от одного возрастного периода к другому. Кризисы развития.

4. Периоды и стадии развития по В.И.Слободчикову (оживление, одушевление, персонализация, индивидуализация, универсализация).

5. Развитие личности в экстремальных условиях и в условиях депривации. Отклонения в психическом развитии.

Основная литература

1. Обухова Л.Ф.Возрастная психология: Учеб. по дисц. "Возрастная психология" для студ. вузов/Л.Ф. Обухова.-М.: Юрайт: МГППУ,2010.-460с

2. Психология человека от рождения до смерти: психологический атлас человека/Под ред. А.А. Реана.-М.; СПб.: АСТ: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2010.-651с.

3. Шаповаленко, И. В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) / И. В. Шаповаленко. – М.: Гардарики, 2005. – 349 с.

Дополнительная литература

1. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до зрелости: учеб. пособ. для студ. высш. спец. учеб. завед. /И. Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий.-М.:Сфера, 2008.-464с

2. Марцинковская Т.Д. История психологии: Учеб. пособ.для студ.вузов, обуч. по направ.и спец."Психология".-М.:Академия, 2004.-539с.-(Высшее образование).

3. Практикум по возрастной психологии:Уч. пособ./Л.А. Головей и др.; под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко.-2-е изд.,доп. и перераб.-СПб.: Речь,2008.-693с.:ил.-(Психологический практикум).

4. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М., 1995.

5. Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М.: ИЦ «Академия», 1997. – 704 с.

6. Выготский Л.С. Собр. соч. в 6-ти томах - М., 1982 - 1984. Т.1 С.192-209, 246-247, 265-271, 82-290; Т.2 С.23-89, 118-294; Т.6 С.32-37, 53-59.

7. Крайг Г. Психология развития. – СПб: Питер, 2002. – 992 с.

8. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. – М.:ТЦ «Сфера», 2001. – 464 с.

9. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. - М., 1986. - С. 11-38, 76-103.

10. Мухина В.С. Возрастная психология. – М.: ИЦ «Академия», 2000. –432 с.

11. Слободчиков В.И. Категория возраста в психологии и педагогике развития // Вопросы психологии. - 1991 - N 2.

12. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Антропологический принцип в психологии развития // Вопросы психологии. - 1998 - N 6. – С. 3-18.

13. Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Интегральная периодизация общего психического развития // Вопросы психологии. - 1996 - N 5. – С. 38-50.

14. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии/Под ред. И.И.Ильясова, В.Я.Ляудис; В 2-х ч. - М., 1980. - Ч.1 С. 6-8, 12-18, 131-142, 195-203; Ч.2 С. 7-10, 21-60, 84-90, 97-101, 107-117, 121-138, 174-189, 198-203, 204-211, 220-231, 239-248, 252-262, 274-279, 285-290.

15. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. - 1971 - N 4.

Вопросы для обсуждения и размышления:

1. Вставьте пропущенные слова:

А) «Детская психология – наука, изучающая... и... психического развития ребенка: развития его..., развития психических... и качеств и формирования его...». В.С. Мухина.

Б) «Сензитивные периоды – возрастные периоды особой... к пределенного рода влияниям... действительности». Л.А. Венгер.

3. Сравните основные взгляды на развитие психики ребенка представителей биологизаторского и социологизаторского направлений и проанализируйте их. Дайте критический анализ этих направлений.

4. Раскройте основные подходы к проблеме соотношения обучения и развития. В чем сущность положения Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития?

5. Как вы кратко сформулировали бы, применительно к возрастной психологии, суть культурно-исторической теории Л.С. Выготского, развиваемой ныне московской школой психологов – учеников и последователей Выготского?

 

 

Семинарское занятие № 5

Тема: Периодизации психического и личностного развития в зарубежных психологических теориях

 

1. Периодизация психического развития в психоанализе. Психоаналитические стадии как стадии психического генеза в течение жизни ребенка (оральная, анальная, фаллическая, латентная, генитальная стадии).

2. Стадии развития личности по Э. Эриксону (младенчество, раннее детство, детство, школьный возраст, отрочество и юность, ранняя зрелость, средний возраст, поздняя зрелость). Идентичность личности как психосоциальная тождественность и условие психического здоровья. Кризисы – «поворотные пункты», моменты выбора между прогрессом и регрессом.

3. Периодизация интеллектуального развития по Ж. Пиаже. Процесс развития интеллекта как смена трех больших периодов (сенсомоторный интеллект, репрезентативный интеллект и конкретные операции, формальные операции). Эгоцентризм детского мышления.

4. Развитие морального сознания как последовательный процесс (по Л.Колбергу). Стадии и уровни развития (доморальный уровень, конвенциональная мораль, автономная мораль).

Основная литература

1. Обухова Л.Ф.Возрастная психология: Учеб. по дисц. "Возрастная психология" для студ. вузов/Л.Ф. Обухова.-М.: Юрайт: МГППУ,2010.-460с

2. Психология человека от рождения до смерти: психологический атлас человека/Под ред. А.А. Реана.-М.; СПб.: АСТ: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2010.-651с.

3. Шаповаленко, И. В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) / И. В. Шаповаленко. – М.: Гардарики, 2005. – 349 с.

Дополнительная литература

1. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до зрелости: учеб. пособ. для студ. высш. спец. учеб. завед. /И. Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий.-М.:Сфера, 2008.-464с

2. Марцинковская Т.Д. История психологии: Учеб. пособ.для студ.вузов, обуч. по направ.и спец."Психология".-М.:Академия, 2004.-539с.-(Высшее образование).

3. Практикум по возрастной психологии:Уч. пособ./Л.А. Головей и др.; под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко.-2-е изд.,доп. и перераб.-СПб.: Речь,2008.-693с.:ил.-(Психологический практикум).

4. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М., 1995.

5. Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М.: ИЦ «Академия», 1997. – 704 с.

6. Крайг Г. Психология развития. – СПб: Питер, 2002. – 992 с.

7. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. – М.:ТЦ «Сфера», 2001. – 464 с.

8. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. - М., 1986. - С. 11-38, 76-103.

9. Мухина В.С. Возрастная психология. – М.: ИЦ «Академия», 2000. –432 с.

10. Слободчиков В.И. Категория возраста в психологии и педагогике развития // Вопросы психологии. - 1991 - N 2.

11. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Антропологический принцип в психологии развития // Вопросы психологии. - 1998 - N 6. – С. 3-18.

12. Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Интегральная периодизация общего психического развития // Вопросы психологии. - 1996 - N 5. – С. 38-50.

13. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии/Под ред. И.И.Ильясова, В.Я.Ляудис; В 2-х ч. - М., 1980. - Ч.1 С. 6-8, 12-18, 131-142, 195-203; Ч.2 С. 7-10, 21-60, 84-90, 97-101, 107-117, 121-138, 174-189, 198-203, 204-211, 220-231, 239-248, 252-262, 274-279, 285-290.

14. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. - 1971 - N 4.

 

 

Семинарское занятие № 6


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.04 с.