Налоговая система государства, принципы ее организации — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Налоговая система государства, принципы ее организации

2017-12-22 193
Налоговая система государства, принципы ее организации 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Совокупность налогов и сборов государства представляет собой налоговую систему.

Признаки классификации:

1. по виду плательщиков: налоги юридических и физических лиц

2. по уровню территориальной подчиненности:

- федеральные (НДС, акцизы, таможенные пошлины, налог на прибыль, на доходы от капитала, НДФЛ, взносы в гос. внебюджетные фонды, лесной, водный, экологический, недра, лицензионные сборы);

- региональные (на имущество, игорный бизнес, транспортный, лицензионные сборы);

- местные (земельный, имущество физических лиц, реклама, наследование и дарение, лицензионные сборы).

3. по характеру использования денежных средств:

- налоги общего назначения;

- целевые налоги (ЕСН, транспортный)

4. по способу изъятия дохода:

- прямые;

- косвенные (надбавка к цене).

В налоговую систему включаются основные понятия и элементы налогов.

Налог – индивидуальный, безвозмездный платеж в пользу государства.

Сбор – это обязательный взнос с юр. и физ. лиц, который влечет за собой совершение в интересах плательщиков юридически значимых действий.

Действующая налоговая система базируется на Налоговом Кодексе, в соответствии с которым выделяют 9 элементов налога:

- субъект налогообложения (лицо);

- объект (прибыль, имущество, доход);

- источник (часть объекта, на которую начисляется налог);

- единица (налоговая база) – стоимость или физическая характеристика объекта;

- налоговая ставка – величина налоговых отчислений на единицу измерения налоговой базы (твердые, долевые, прогрессивные, регрессивные);

- налоговый период;

- налоговые льготы;

- порядок налогообложения (прямой, косвенный);

- сроки уплаты (календарная дата, истечение периода времени).

Законодательство о налогах и сборах состоит из Налогового Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.

Федеральные налоги и сборы устанавливаются и отменяются НК. Налоги и сборы субъектов РФ, местные налоги и сборы устанавливаются и изменяются соответственно законами субъектов РФ и нормативно правовыми актами представительных органов местного самоуправления.

В РФ устанавливаются следующие виды налогов и сборов:

- федеральные;

- субъектов РФ (региональные);

- местные.

Налоговая система несовершенна, имеются огрехи в законодательстве, некоторые лазейки позволяют уклоняться от налогов, нарушен принцип пригодности некоторым плательщикам. Налоговый кодекс призван регулировать принципы построения и функционирования налоговой системы РФ, порядок установления, изменения и отмены федеральных налогов, принципы установления региональных и местных налогов, определяет правовое положение налогоплательщиков, налоговых органов, отменяет многие неэффективные и нерыночные налоги, сокращается число налогов. Он разделяет бюджетные доходы по уровням государственной структуры, устанавливает принципы ясности, предсказуемости, единства, справедливости и налоговый федерализм.

Бюджеты субъектов РФ и местных органов самоуправления не имеют собственной доходной базы для покрытия текущих расходов. Недостаток средств в бюджетах вызывает финансовые противоречия между регионами, которые проявляются в борьбе за регулирующие источники доходов и дотации из федерального бюджета. В федеральный бюджет поступает 50% средств из г.Москвы, Ханты-Мансийска, МО, С-Петербурга, Свердловской обл., Самарской обл, Нижегородской обл. В местные бюджеты перечисляются такие федеральные и региональные налоги: часть подоходного налога с физ.лиц не менее 50 % по субъектам РФ; часть налога на прибыль организаций не менее 5% по субъекту РФ; часть НДС по отечественным товарам не менее 10 % по субъекту РФ; часть акцизов на спирт, водку не менее 5% по субъекту РФ.

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ НАЛОГОВ

 

Налог – это объективная экономическая категория. Возникновение налогов связывается с разделением общества на социальные группы и возникновением государства. Содержание государственного аппарата, армии требовало формирования фонда финансовых ресурсов и соответственно инструментов посредством которых такие фонды могли быть сформированы. Первое упоминание о налогах относится к IV веку до нашей эры. Налоги выступали в виде различных натуральных податей и даней. С развитием государства, расширением его функций роль налогов повысилась, однако суть их оставалась прежней.

Налог как экономическая категория выражает денежные отношения между государством, физическими и юридическими лицами, возникающими в процессе вторичного распределения вновь созданной стоимости ВНП и отчуждения части ее стоимости в распоряжение государства в обязательном порядке.

Установление налогов производится путем принятия налогового законодательства определяющего понятие налогов, сборов приравненных к налоговым платежам. Нормативное определение налога содержится в НК РФ.

Под налогом понимается обязательный индивидуальный безвозмездный платеж взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав и выдачу разрешений.

Налоговые отношения структурно входят в систему финансовых отношений, но как особый вид имеют отличительные особенности:

- обязательность (принудительность);

- безвозмездность;

- безэквивалентность.

Уплата налогов является обязанностью и не дает никаких оснований для предъявления налогоплательщиков прав на встречное исполнение обязательств государством. Налоги не содержат и целевого характера их использования; основная их масса предназначена на формирование бюджетов, а не конкретных каких-либо расходов бюджета (искл. ЕСН, транспортный налог).

Налоговые отношения – отношения государства в лице его уполномоченных органов с налогоплательщиками – юридическими и физическими лицами, регулируются налоговым законодательством. В налоговых отношениях возникают денежные обязательства только в пользу государства, поэтому это наиболее конфликтная сфера финансовых отношений, где сталкиваются полярные интересы разных социальных групп.

Функции налога – это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств, они показывают каким образом, реализуется общественное назначение данной экономической категории.

Совокупность налогов и сборов государства представляют собой налоговую систему.

Налоги, как и в целом налоговая система, имеют следующие функции:

Основные: фискальная и регулирующая, а также

тесно связанные с основными: распределительная, стимулирующая, контрольная.

Фискальная функция состоит в обеспечении доходов государственной бюджетной системы и находится под особым контролем и воздействием государства в центре его финансовой политики.

Регулирующая функция показывает роль налогов и налоговой политики в система регулирования макроэкономических процессов. С помощью этой функции осуществляются:

- регулирование спроса и предложения;

- стимулирование сбережений;

- выравнивание доходов отдельных социальных групп;

- развитие малого и среднего бизнеса.

Распределительная функция имеет как фискальный так и регулирующий характер.

Стимулирующая функция проявляется через специфические формы и элементы налогового механизма, систему льгот, запретительных или ограничивающих ставок. В российской практике слабо реализована и не эффективно используется.

Контрольная функция – с её помощью и благодаря ей оценивается эффективность каждого налогового канала. Суть её в том, чтобы налогоплательщики своевременно и в полном объёме уплачивали установленные законодательством налоги.

Признаки классификации:

1. по виду плательщика – налоги с организаций, налоги с физических лиц

2. по уровню территориальной подчиненности – федеральные, региональные, местные налоги

3. по характеру использования денежных средств – налоги общего назначения и целевые налоги (ЕСН, транспортный)

4. по способу изъятия дохода – прямые, косвенные(надбавка к цене).

Вообще налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики – субъект и элементы налогообложения, а именно:

- объект (операции по реализации товаров, имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров, иной объект, имеющий стоимостную, количественную, физическую характеристику, с наличием которого у налогоплательщика возникает обязанность по уплате налога),

- источник (часть объекта на которую начисляется налог),

- налоговая база (стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения),

- налоговая ставка (величина налоговых исчислений на единицу измерения налоговой базы; может быть двух видов твердые в абсолютной сумме и долевые; кроме того, различают пропорциональные ставки вне зависимости от налоговой базы, а также прогрессивные и регрессивные ставки),

- налоговый период (понимается календарный год или иной период времени, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма подлежащего уплате налога),

- порядок исчисления налога (прямой, косвенный),

- порядок и сроки уплаты налога,

- налоговые льготы (преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками в виде понижения ставок, выведения из-под налогообложения отдельных операций, исключение из объекта налога отдельных видов имущества, скидки; государство использует льготы как один из главных налоговых механизмов регулирования товарно-денежных отношений, изменяя величину налоговых льгот оно может воздействовать на структуру хозяйства, на приток капитала в отсталые регионы, на материальное положение физических лиц).

Из определения налога следует, что налоги взимаются в целях финансового обеспечения деятельности государства или муниципального образования. На определенных этапах исторического развития ряд потребностей общества может финансироваться только государством. Это атомная промышленность, космические исследования, некоторые новые приоритетные отрасли экономики, а также предприятия необходимые всем (почта, телеграф…) Налоги входят в состав финансовых ресурсов в качестве средств, поступивших в порядке перераспределения.

Законодательство о налогах и сборах состоит из НК и принятых в соответствии с ним федеральных законов.

Федеральные налоги и сборы устанавливаются или отменяются НК.

Налоги и сборы субъектов РФ, местные налоги и сборы устанавливаются и изменяются соответственно законами субъектов федерации и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления.

К федеральным налогам относят: НДС, акциз, налог на прибыль, налог на доходы от капитала, НДФЛ, взносы в государственные внебюджетные фонды, гос.пошлины, таможенные платежи, лесной, водный, экологический налоги, налог на недра, лицензионные сборы.

Региональные налоги: на имущество организаций, транспортный, на игорный бизнес

Местные: земельный, имущество физических лиц


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.