Фразеологическая стилистика (2) — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Фразеологическая стилистика (2)

2017-12-22 676
Фразеологическая стилистика (2) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

(Вариант 2)

Задание 1. Укажите речевые ошибки в употреблении устойчивых оборотов. Исправьте ошибки.

1. Из этой ситуации я делаю вывод, что кто-то подкладывает В.В. Путину медвежью услугу.

2. Британский представитель явно стремится войти в историю. Но известно, что можно в нее и влипнуть.

3. Мне кажется, что у доброй половины этих самых депутатов у самих – харя в пуху…

4. Поймать за руки удается немногих.

5. Необходимо поставить окончательную точку в вопросе урегулирования арабо-израильского конфликта.

6. Они решили раз в жизни обвести государство, но из этого ничего не вышло.

7. Стрингер – журналист-наемник, добывающий материал в «горящих точках» либо в иных опасных местах для заказчиков или с целью последующей продажи.

8. У нас так принято: становишься депутатом и наобещаешь всего с много коробов.

9. Кто-то пытается вбить клины под отношения России и Украины.

10. Как представитель ГАИ могу сказать, что пешеходы очень часто лезут на рожон, не думая о последствиях.

11. По поводу этого события вся пресса поет в одну дуду.

12. Мы кризис, самый пик, миновали и начинаем расправлять руки.

13. Когда новая продукция только вышла с конвейера, она тут же была раскуплена.

14. Думаю, что к этому документу приложил лапу не один бюрократ.

15. В политике нельзя торопиться. А то можно наломать дрова.

16. Информация о внезапном изменении курса валюты поставила все банки в полный расплох.

17. Предвыборная кампания прошла с большим успехом и на одном духе.

18. Какую цель лелеяли депутаты, принимая решение о бюджете на следующий год?

19. Иногда на прием к директору приходят рабочие и начинают качать права.

20. В роли генерального подрядчика наша фирма провела реконструкцию стадиона.

21. Приведенные показатели играют мало места для нашей статистики.

22. Эта выставка обогатит ваш кругозор.

23. Качество выполненной работы заставляет желать много лучшего.

24. В статье коротко, лаконично изложены основные положения теории.

Задание 2. Исправьте ошибки в устойчивых сочетаниях.

Предпринять меры, сделать постановление, сделать помощь, посол побывал в НГЛУ, за неимение средств, согласно договора, в цели улучшения качества продукции, для избежания недоразумения, дать порицание, убрать недоделки, дать обязанности.

 

Задание 3. Продолжите синонимический ряд

Бабьи сказки -..., бить баклуши -..., проворность до небес -..., два сапога пара -..., заговаривать чубы -..., восьмое чудо света -..., куда Макар телят не гонял -..., испокон веку (веков) -....

Задание 4. В каких предложениях допущены ошибки, возник­шие при употреблении фразеологизмов?

1. Выпускники, радостные и веселью, на прощанье спели свою ле­бединую песню.

2. В соседней комнате раздался веселый гомерический хохот.

3. Никому не удавалось провести его вокруг мальца.

4. Успехи этого ученика желают лучшего.

5. Положение па комбинате остается из рук вон плохим.

6. Павел Константинович знал всю его подноготную.

7. Жизнь не баловала пас. но мы не пали духом.

8. Он не хочет работать, а гоняется за длинными рублями.

9. Гордиев узел абитуриента - не сделать ошибок в сочинении.

10. Явысказал свое мнение о пьесе, а если кто со мной не согласен. - что ж. да будет им земля пухом!

11. На солнечной полянке дети заморили червячков и пошли по до­роге к станции.

12. Писатель идет в нoгу со временем.

13. Необходимо делить самое серьезное значение подготовке к эк­заменам.

14. Значительный эффект на аудиторию оказывает использование лектором примеров из жизни.

15. Ваше предложение представляет интерес для нас.

16. Пора приподнять занавес над этой историей.

17. В этом году аэрофлоту удалось удержать поток пассажиров на высоком уровне.

 

 

ОБРАЗОВАНИЕ ПРИЧАСТИЙ И ДЕЕПРИЧАСТИЙ.

ОШИБКИ В ПРИЧАСТНЫХ И ДЕЕПРИЧАСТНЫХ ОБОРОТАХ

Задание 1. Вставьте пропущенную букву:

А – Я – Е – И

1. разве…нные иллюзии 2. информация, получ…нная из первых рук 3. испыт…нное средство 4. утрач…нное доверие 5. предъявл…нный ультиматум 6. замеш…нный в преступлении человек 7. выслуш…нные замечания 8. отношения, постро…нные на базе международного права 9. сдерж…нный по характеру 10. оцепл…нная территория   11. отча…нное решение 12. обеспоко…нные ситуацией 13. обиж…нная сторона 14. призв…нный вести переговоры   15. расшир…нный пленум

 

Е – И

16. слыш…мые перессуды 17. оценива…мая позиция 18. поддержива…мый рейтинг 19. взаимоприемл…мый интерес 20. наблюда…мый прогресс 21. обогаща…мые новыми проектами 22. находиться в завис…мом положении 23.требования, предъявля…мые дипломатии 24. планиру…мое совещание 25. муч…мый сомнениями 26. откладыва…мый визит 27. ожида…мая встреча 28. принима…мое предложение 29. получа…мое удовольствие 30. вид…мые улучшения  

Я – У – Ю

31. завис…щий от обстоятельств 32. стро…щий демократию 33. име…щиеся разногласия 34. сохраня…щий независимость 35. следу…щий общепринятым нормам 36. вызыва…щий озабоченность 37. демонстриру…щий национальное единство 38. обеспечива…щий надежную защиту 39. бре…щий полет 40. кле…щий объявления 41. бор…щийся с либералами 42. терп…щий бедствие 43. маш…щий руками 44. непонятно лопоч…щий 45. мол…щий о помощи

 

Задание 2. Укажите условия обособления определений, выраженных причастием или прилагательным с зависимыми словами. Расставьте знаки препинания, где это необходимо

1. На переговорах были сделаны предложения _ раньше даже не обсуждавшиеся.

2. «Большие» страны из числа старожилов _ представляющие 80 % населения Европы _ и _ выплачивающие львиную долю евробюджета _ при принятии решений будут в меньшинстве.

3. В состав АСЕАН входят Индонезия, Таиланд, Филиппины, Малайзия, Сингапур, Бруней, а также _ присоединившиеся к ним позже _ Вьетнам, Лаос, Камбоджа.

4. Прославленный разведчик _ Николай Кузнецов стал легендарной личностью.

5. Приписанный на определенный срок к дипломатической миссии _ он (военный атташе) мог способствовать продаже или закупке вооружения.

6. Пламя перебежало на хвою и _ раздуваемое ветром _ погасло.

7. Это было нечто _ похожее на взрыв снаряда.

8. Последовавшие за убийством _ создание культа личности и нетерпимость ко всякому оттенку инакомыслия _ перехлестнули все демократические нормы.

 

Задание 3. Укажите ошибки в употреблении причастий (где необходимо). Отредактируйте предложения.

1. Слово нота, регистрирующаяся лексикографическими справочниками с XIX века, употребляется как международно-правовой термин и в настоящее время.

2. Со времен Древнего Рима в международных отношениях применялся обычай, согласно которому главы государств отправляли друг другу специальные возглавлявшиеся миссии уполномоченными.

3. В системе государственных органов появились специальные ведомства, занимающиеся перепиской между государями.

4. В Великобритании главы диппредставительств в ранге посла следуют по старшинству за семью сановниками, занимающих высокие государственные посты.

5. Пришедший абсолютизм на смену феодальной раздробленности привнес в дипломатию свойственные ему принципы и формы.

6. Наказы могут выражать официальную правительственную концепцию тех или иных событий, подготовленных специально для распространения за рубежом.

7. Все увидящие султана Брунея не смогут не удивиться.

8. Им было поручено найти распорядительно-регламентирующие документы, отражавшие бы основные вопросы внешней и внутренней политики России XVI-XVIII веков.

9. В современном мире быстро растет авторитет организаций и деятелей, стремящихся к миру не на словах, а на деле.

10. Моряки, направляющиеся на судно, идущее в рейсы, выполняющиеся судами нашего пароходства, должны иметь возможность быстрого прохождения медкомиссии.

 

Задание 4. Прочитайте предложения и найдите ошибки в употреблении деепричастных оборотов. Отредактируйте предложения.

1. Использовав переговоры и другие мирные средства, дипломатия защищает интересы своих стран на международной арене.

2. Российская дипломатия может рассчитывать на успех, лишь действуя гибко, избежав догматизма, не боясь идти на компромиссы.

3. Готовя это интервью, его все время отвлекал телефон.

4. Вернувшись из очередной командировки, было уже холодно.

5. Министерства и миссии используют современные технологии, объединяя их вклады в разработку политики.

6. Прежнюю аристократию вынудили потесниться, освободив место для тех, кто стал служить интересам финансово-промышленных кругов.

7. МИД было бы перегружено, пытаясь удерживать все необходимые переговоры под непосредственным контролем.

8. Передавая непосредственную ответственность другим департаментам, МИДу необходимо оставить за собой основное управление.

9. Вызывая главу миссии и разговаривая напрямую с глазу на глаз, беседа министра может иметь оттенок недовольства.

10. Пробывши долгое время за рубежом, дипломат не способен действовать и консультировать свое государство беспристрастно.

 

Задание 5. Составьте предложения с деепричастным оборотом (где это возможно), используя предложения, записанные через тире. Объясните, почему в некоторых случаях употребление деепричастного оборота невозможно.

Образец: Председатель выслушал мнения обеих сторон. – Председатель вынес решение.

Выслушав мнения обеих сторон, председатель вынес решение.

 

1. Мы освоили российский рынок. – Нам представляется необходимым выйти на международный рынок.

2. Члены ЕС были измучены дискуссиями о системе принятия решения. – Члены ЕС ищут спасения в расширении союза на Восток.

3. Германию наводнили иммигранты. – Германия возражает против упрощения иммиграционного законодательства.

4. Он обобщил перспективы внешнеполитической деятельности России. – Он подчеркивает важность этих внешнеполитических контактов.

5. Я ознакомилась с планом работ на следующий месяц. – Было вынесено решение.

 

Задание 6. Расставьте знаки препинания в предложениях, осложненных обособленными оборотами. Укажите условия обособления.

1. Пресс-секретарь попав в неловкое положение не знал как себя вести.

2. Начиная с 1991 года ЕС оказывал поддержку процессу экономических реформ.

3. Поразмышляв и даже посмеявшись мы решили проигнорировать это.

4. Российские политики действия Москвы одобряют считая что она выбрала правильную позицию поведения.

5. Определяющими оставались цели внешней политики достигнув которые государство ставило новые следуя своим национальным интересам используя свое влияние чтобы обеспечить с одной стороны сохранение мира на время переговоров а с другой продолжение переговоров несмотря на возможные кризисные ситуации.

6. Они не разбрелись по городу а выйдя из посольства отправились на вокзал.

7. Проснувшись он на мгновение забыл как попал в эти места.

Синтаксис

Задание 1. Укажите, какой вариант Вы считаете правильным:

Добравшись до станции, …

А) мне показалось, что поезд уже ушел.

Б) мне сказали, что поезд уже ушел.

В) я узнал, что поезд уже ушел.

 

Задание 2. Отметьте номера предложений с речевыми ошибками:

А) Он знал всю его подноготную жизнь.

Б) Несколько студентов сидели в аудитории.

В) Диван-кровать был куплен в ближайшем магазине.

Г) Зачет сдал 41 человек.

Д) Меня долго не оставляла мысль об этом коротком сообщении брата, отправленного неизвестно откуда и неизвестно когда.

 

Задание 3. Выберите правильную форму:

А) в городе Москва

Б) из города Челябинска

В) к планете Марсу

Г) над горой Казбек

 

Задание 4. Выберите правильный вариант ответа:

В западной и восточной … страны ожидается потепление.

А) части

Б) частях

 

Задание 5. Отметьте номера предложений, построенных без ошибок:

А) На выставке экспонируются около 40 произведений современной русской фотографии.

Б) Как будет развиваться ситуация, никто не берется комментировать.

В) Три только что выстроенные многоэтажные дома уже заселили.

Г) Директор уже предпринял некоторые меры для улучшения работы.

Д) Это событие сыграло в его жизни большое значение.

 

Задание 6. Отметьте, в каких случаях сказуемое согласуется с подлежащим по смыслу (6.1), а в каких – по грамматическому принципу (6.2):

А) Большинство студентов сдало экзамены успешно.

Б) Этот врач была та самая Таня.

В) В тот вечер самая толковая обезьянка цирка – гиббон Лич – заболел и не вышел на сцену.

Г) Накопление данных, в том числе и наши результаты, дает возможность утверждать следующее.

Д) Цветок лилия очень вырос.

 

Задание 7. Выберите из каждой пары предпочтительный вариант:

1) А Прием заказов прекращен вследствие закрытия мастерской на прием.

Б) Прием заказов прекращен, так как мастерская закрыта на ремонт.

2) А) Солнце, которого еще не скрыли тучи, казалось большим и ярким.

Б) Солнце, еще не скрытое тучами, казалось большим и ярким.

3) А) Руководство фирмы не выполнило ни предписаний санинспекции, ни требований пожарной охраны.

Б) Руководство фирмы не выполнило ни предписания санинспекции, ни требования пожарной охраны.

 

Задание 8. Отметьте предложения, в которых речевые ошибки вызваны: 8.1. смещением синтаксической конструкции, 8.2. неудачным порядком слов:

А) Праздник отпраздновался рабочими завода с большим энтузиазмом.

Б) Хорошее освещение обеспечит городу мэрия к 2010 году.

В) Магазин предоставляет отличный выбор товаров покупателям с гибкой системой скидок.

Г) Прежде чем попасть в фонд читального зала, книгу регистрируют, присваивают ей индивидуальный номер, соотносят с определенной сферой человеческих знаний, с темой, помещают соответствующую карточку в каталоге.

Задание 9. Определите, чем вызваны речевые ошибки в следующих предложениях. Установите соответствия между типами речевых ошибок и предложениями с ошибками:

А) Оценка работы признается корректной, если она производится согласно с общими нормами и стандартными требованиями.

Б) Профессор А. П. Федорова организует, проводит и руководит конференциями международного масштаба.

В) Мы разошлись из университета, чтобы немного отдохнуть.

Г) Помимо больших нагрузок на работе, ему приходится подрабатывать в нерабочее время и в выходные.

Д) Мы научим Вас не только хорошо говорить, читать и писать по-английски, но и раскроем перед Вами секреты национального английского менталитета.

1. Выбор предлога в словосочетании.

2. Разрыв грамматической связи с глаголом-сказуемым.

3. Неверный выбор падежной формы в словосочетании.

4. Несочетаемость одного (нескольких) из однородных членов с тем словом, с которым связаны все однородные члены в предложении.

5. Нарушение порядка слов в предложении с однородными членами.

 

Задание 10. Отметьте, в каких случаях два простых предложения невозможно объединить в одно осложненное (необходимо создание сложного предложения с придаточной конструкцией):

А) Я хотел бы написать хороший учебник по биологии. В таком учебнике материал бы излагался очень просто, ярко и понятно.

Б) Я смотрел на огоньки. Они мелькали вдали.

В) Подул сильный ветер. Паруса над моей головой захлопали и туго натянулись.

Г) Он выслушает Вас. Он обязательно извинится.

 

Задание 11. Отметьте случаи неверного построения сложных и осложненных предложений:

А) Выполнив свои обязательства в установленный срок, завод продемонстрировал способность качественно работать в новых условиях.

Б) Руководитель обязан точно знать количество присутствующих на занятии и какой процент из них участвует в беседе.

В) Было реализовано много идей, связанных с улучшением условий, в которых трудятся работники фирмы.

Г) Люди, пришедшие сюда завтра, смогут сами задать автору вопросы.

Д) Сквер, где мы были вчера, сегодня выглядит уже совсем по-другому.

(Вариант 1)

 

Задание 1. Установите соответствие между архаизмам и его современным синонимом. Вставьте пропущенное слово:

1) инфлюэнца 2) фортеция 3) натура 4) полон 5) а) плен б) крепость в) природа г) платье д) грипп

 

Задание 2. Правильно построены словосочетания:

1) продвигать кого-либо по должности

2) повышать в должности

3) вести деятельность

4) развивать деятельность

5) убедиться о достоинствах работы

Задание 3. Тавтологичными являются словосочетания:

1) свободная вакансия

2) новый файл

3) монументальный памятник

4) хронометраж времени

5) обыкновенное чудо

 

Задание 4. Нормативными являются сочетания слов:

1) теоретический вывод

2) пакостная погода

3) крокодилий чемодан

4) притягательный человек

5) будняя одежда

 

Задание 5. Правильными являются сочетания слов:

1) превосходство над кем-то

2) уделить внимание к кому-либо

3) оплатить за проезд

4) заплатить за проезд

Задание 6. Правила лексической сочетаемости нарушены в предложениях:

1) Сейчас в мире разыгрываются новые дипломатические кон­фигурации.

2) Мы уделяем большое значение образованию наших школь­ников.

3) Когда нервничаешь, частенько разыгрывается аппетит.

4) Троллейбус обогнал гоночный автомобиль.

5) В тот год началась гражданская интервенция.

 

Задание 7. Правильными являются сочетания слов:

1) преимущество над чем-либо

2) роль стали играть

3) беспокоиться за сына

4) подвести результат

5) проявить внимание к кому-либо

 

Задание 8. Правильно употреблены устойчивые сочетания:

1) поднять тост

2) пускать пыль в глаза

3) положить в долгий ящик

4) защитить диссертацию

5) одержать сокрушительную победу

 

Задание 9. Определите стилистическую окраску приведенных слов и подберите к ним стилистические синонимы:

Болезнь, драться, брести.

 

(Вариант 2)

Задание 1. Установите соответствие между архаизмом и его современным синонимом

1) ланиты 2) чело 3) выя 4) перси 5) а) грудь б) лоб в) живот г) шея д) щеки

 

Задание 2. Правильно построены словосочетания:

1) принять меры

2) предпринять меры

3) приложить силы

4) заслужил известность

5) приобрел известность

 

Задание 3. Эвфемизмами являются словосочетания:

1) непопулярные меры

2) физическое устранение

3) этническая чистка

4) принять меры

5) решительные меры

 

Задание 4. Нормативными являются сочетания слов:

1) яростный сторонник

2) тактический маневр

3) приметливое дерево

4) памятная встреча

5) памятливый человек

 

Задание 5. Правильными являются сочетания слов:

1) преимущество над чем-либо

2) роль стали играть

3) беспокоиться за сына

4) подвести результат

5) проявить внимание к кому-либо

Задание 6. Правильно построены предложения:

1) Если мы одержим успех на выборах, то изменим экономи­ческую ситуацию.

2) Я не хотел бы вдаваться в комментарии по этому вопросу.

3) Мы получили неожиданные результаты.

4) Спортсмен выполнил свои упражнения с пафосом.

5) Командированные шумели в кабинете администратора.

 

Задание 7. Правильно построены предложения:

1) Определить рейтинг политика непросто.

2) Я против крайностей и скоропостижных выводов.

3) Я не могу отказаться от искушения процитировать Достоев­ского.

4) Оплатите, пожалуйста, проезд!

5) Именно при нем расцвела финансовая пирамида.

 

Задание 8. Правильно употреблены устойчивые словосочетания:

1) подвергать обстрелу

2) перебирать из пустого в порожнее

3) вступить в борьбу

4) носить звание героя

5) подвернуться под рукой

6) аргументировать мнение

7) принимать действия против врага

 

Задание 9. Определите стилистическую окраску приведенных слов и подберите к ним стилистические синонимы:

Рукоплескать, ничегонеделание, воин.

 

(Вариант 3)

Задание 1. Установите соответствие между устаревшим словом и его современным синонимом. Вставьте пропущенное слово:

1) зодчий 2) кормчий 3) витязь 4) волхв 5) а) воин б) колдун в) архитектор г) рулевой д) пьяница

 

Задание 2. Правильно построены предложения:

1) Мы уделяем ему много заботы.

2) Оплатите за проезд!

3) Большое внимание уделяется на качество продукции.

4) Он всегда уделял нам много внимания.

5) Не сможете ли Вы уделить мне немного времени?

 

Задание 3. Тавтологичными являются словосочетания:

1) выдающийся виртуоз

2) торжественная инаугурация

3) высокий рейтинг

4) горячий снег

5) заразная инфекция

 

Задание 4. Правильно построены словосочетания:

1) проявить решимость

2) проявить решительность

3) информационное выступление

4) двуличный вид

5) оборонительная позиция

 

Задание 5. Правильными являются сочетания слов:

1) превосходство над кем-то

2) уделить внимание к кому-либо

3) оплатить за проезд

4) заплатить за проезд

Задание 6. Правильно построены предложения:

1) нам не удалось предвосхитить эти события;

2) результаты выборов мэра Нижнего Новгорода будут подве­дены после решения суда;

3) задачи, поставленные нами, достигнуты;

4) поздней осенью река стала.

 

Задание 7. Правильными являются сочетания слов:

1) преимущество над чем-либо

2) роль стали играть

3) беспокоиться за сына

4) подвести результат

5) проявить внимание к кому-либо

 

Задание 8. Правильно построены предложения с фразеологизмами:

1) Это льет мельницу на целесообразность подхода.

2) Мне все достается потом т градом.

3) Депутат не стал играть в долгий ящик и вскоре выполнил программу

4) Хватит баклуши бить, пора за работу.

 

Задание 9. Определите стилистическую окраску приведенных слов и подберите к ним стилистические синонимы:

Изгнать, бояться, лентяй

(Вариант 4)

Задание 1. Установите соответствие между историзмом и тематической группой. Вставьте пропущенное слово:

1) армяк 2) приказ 3) алтын 4) а) одежда б) масть лошади в) учреждения г) денежные единицы

 

Задание 2. Правильно построены словосочетания

1) выплата пенсии

2) плата за квартиру

3) арендная выплата

4) выплата вознаграждения

5) оплата гонорара

6) выплата за обучение

 

 

Задание 3. Правильными являются сочетания слов

1) самоотверженный проступок

2) желательное присутствие

3) лиричная симфония

4) экономичная политика

5) тактический ход

6) длительная ночь

 

Задание 4. Правильно построены словосочетания

1) двуличный человек

2) сатиричное выступление

3) сатирическое произведение

4) оборонная промышленность

5) информативное сообщение

 

Задание 5. Правильными являются сочетания слов

1) преимущество над чем-либо

2) роль стали играть

3) беспокоиться за сына

4) подвести результат

5) проявить внимание к кому-либо

Задание Правильными являются сочетания слов

1) превосходство над кем-то

2) уделить внимание к кому-либо

3) оплатить за проезд

4) заплатить за проезд

 

Задание 7. Правильно построены предложения

1) Определить рейтинг политика непросто.

2) Я против крайностей и скоропостижных выводов.

3) Я не могу отказаться от искушения процитировать Достоев­ского.

4) Оплатите, пожалуйста, проезд!

5) Именно при нем расцвела финансовая пирамида.

 

Задание 8. Правильно использованы фразеологизмы в предложениях:

1) мы уже опаздывали и бежали что есть духу.

2) Мы опаздывали, поэтому торопились изо всех сил.

3) Он работал добросовестно, положа руку на сердце.

4) Он работал добросовестно, не покладая рук.

5) Работы здесь хоть пруд пруди.

6) Работы здесь непочатый край.

 

Задание 9. Определите стилистическую окраску приведенных слов и подберите к ним стилистические синонимы:

Настойчивый, ввалиться, здешний.

 

(Вариант 5)

Задание 1. Укажите хронологические рамки современного русского языка

а) с XIX в. по настоящее время

б) с начала ХХ в. по настоящее время

в) постперестроечное время

г) последние 10 лет

Задание 2. Укажите, что из перечисленных явлений не относится к разновидностям национального языка

а) диалект

б) архаизм

в) жаргон

г) сленг

Задание 3. Напишите название разновидности языка, которой ниже дано определение

«Разновидность языка, используемая преимущественно в устном общении отдельной социальной группой, объединяющей людей по признаку профессии, положения в обществе, интересов или возраста»

 

________________________________________________________________

Задание 4. Перечислите признаки литературного языка, отличающие его от диалектов

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

Задание 5. Укажите, какой тип нормы необходимо знать, чтобы правильно поставить ударение

 

________________________________________________________________

Задание 6. Укажите сочетание слов с нарушением нормы

а) иметь представление о чем-либо

б) проводить выборную кампанию

в) занять точку зрения кого-либо

г) находить применение

Задание 7. Лексическое значение слова указано неверно в примере.

1) Демагог – человек, cтарающийся создать себе популярность среди народных масс недостойными средствами.

2) Мизантроп – благотворитель.

3) Радикал – сторонник решительных действий.

4) Альтруист – человек, учитывающий в первую очередь интересы окружающих.

5) Неофит – новообращенный в какую-либо религию.

Задание 8. Отметьте, где допущена ошибка в синонимическом ряду.

1) конфуз, замешательство, стыд, смятение, смущение,

2) катастрофа, крушение, авария,

3) хлопотать, просить, покровительствовать, ходатайствовать,

4) обыкновенный, обычный, рядовой, заурядный, ординарный, бездарный,

5) подарок, дар, подношение, презент, гостинец.

Задание 9. Выберите подходящий по смыслу пароним

1) почва – глинистая (1), глиняная (2),

2) мировоззрение – цельное (3), целое (4),

3) вид – виноватый (5), виновный (6)

 

Задание 10. Укажите, к какому типу лексических единиц относятся слова:
А) диалектизмы, Б) термины, В) профессионализмы, Г) жаргонизмы, Д) неологизмы, Е) историзмы, Ж) архаизмы
1) зерцало, ворог, уста,

2) урядник, опричник, кафтан,

3) авиаконцерн, пиар, дайджест,

4) баско ("хорошо, красивый"), векша ("белка"), курень ("казачий дом"),

5) префикс, полисемия, фонема,

6) баранка ("рулевое колесо"), подвал ("нижняя часть газетного листа"), шапка ("общий заголовок для нескольких статей"),

7) фанера ("фонограмма"), хвост ("не сданный в срок экзамен"), кирпич ("дорожный знак").

 

Задание 11. Из предложенных слов выберите вариант, соответствующий контексту.

1) Собранный материал говорит о том, что шаровая молния- [реалия (1) реальность (2)].

2) Ученик почувствовал себя полным [невежей (3) невеждой (4)].

3) Перед собранием [встал (5) стал (6)] такой принципиальный вопрос.

Задание 12. Что такое внутренняя форма слова?

а) звуковая оболочка слова,

б) признак, положенный в основу наименования

в) номинативная функция слова

Задание 13. Определить тип омонимов: мой посуду - мой саквояж

а) омографы, б) омоформы, в) омофоны

Задание14. Отметьте в данных предложениях различные тропы:

А) метафора, Б) метонимия, В) синекдоха, Г) эпитеты, Д) олицетворение, Ж) гипербола, З) литота

1) Старый клен на одной ноге стережет голубую Русь (С. Есенин)

2) В сто сорок солнц закат пылал... (В. Маяковский)

3) Туч вечерних червонный ковер / Самоцветными несся шелками. (В. Луговской)

4) Ночь металась за окнами, то распахиваясь стремительным белым огнем, то сжимаясь в непроглядную тьму. (К. Паустовский)

5) Нет, не пошла Москва моя / К нему с повинной головою. (А. Пушкин)

6) На родину тянется туча, / Чтобы только поплакать над ней. (А. Фет)

7) Осыпал лес свои вершины, сад обнажил свое чело, дохнул сентябрь, и георгины дыханьем ночи обожгло. (А. Фет)

 

 


Дисциплина: Риторика

(ВАРИАНТ 1)

Задание 1. Кто основал первую регулярную риторическую школу в Афинах?
а) Лисий
б) Исократ
в) Аристотель

 

Задание 2. Кто из античных ораторов прославился гневными речами против македонского царя Филиппа:

а) Цицерон

б) Демосфен

в) Квинтилиан

Задание 3. Назовите имя автора первого русского учебника риторики

а) И. С. Рижский

б) М. В. Ломоносов

в) М. М. Сперанский

 

Задание 4. Что такое диспозиция в античной риторике?
а) поиск аргумента
б) словесная орнаментация
в) расположение материала

 

Задание 5. В каком разделе риторики даются практические советы по сбору материала?

а) элокуция

б) меморио

в) диспозиция

г) инвенция

 

Задание 6. Как называется данная формулировка, применяемая к ораторскому выступлению: вступление и заключение речи (ее композиционное обрамление) по объему суммарно не должны превышать одну треть всего высказывания?

а) правило золотого сечения

б) правило золотой середины

в) правило золотого размера

 

Задание 7. Какой тип заключения дает возможность эмоционально покинуть речевую ситуацию?

а) типологизирующее

б) суммирующее

в) апеллирующее

 

Задание 8. Тема публичного выступления должна отражать:

а) личную позицию

б) основную проблему

в) мнение экспертов

 

Задание 9. Что такое топика?
а) система общих мест
б) система тропов
в) система фигур мысли

 

Задание 10. К какому роду красноречия относится юбилейная речь?

а) социально-политическому

б) академическому

в) социально-бытовому

г) духовному

 

Задание 11. Определите, к какому роду красноречия относятся дебаты:

а) академическому

б) социально-бытовому

в) социально - политическому

 

Задание 12. Найдите ошибку в перечне жанров академического красноречия:

а) лекция

б) приветственная речь

в) научный обзор

 

Задание 13. Какое из выступлений направлено на возбуждение активных эмоций?

а) Как нам обустроить Россию?

б) Возможности рекламы в Интернете

в) Похвальное слово князю Дмитрию Пожарскому?

 

Задание 14. Как называется фрагмент высказывания, содержащий обоснование мысли?

а) аргумент

б) тезис

в) положение

 

Задание 15. Назовите избыточный элемент в классификации активных приемов ведения спора

а) довод к фактам

б) довод к логике

в) довод к публике

г) вопросы к оппоненту

 

Задание 16. Формой диалогической речи является:

а) информационный диалог

б) набор вопросов

в) коллективные действия

 

Задание 17. Какая риторическая фигура представлена в предложении Гомер был слеп, но это был всевидящий слепец?

а) антитеза

б) каламбур

в) оксюморон

г) перифраза

 

Задание 18. Какой троп ораторы обязательно используют в похвальной речи?

а) метафора

б) гипербола

в) мейозис

 

Задание 19. Как называется оборот, в котором для усиления выразительности речи резко противопоставляются противоположные понятия?

а) параллель

б) градация

в) антитеза

 

Задание 20. Какая риторическая фигура не относится к фигурам эмоционального воздействия на слушателей?

а) обращение

б) эпифора

в) риторической восклицание

г) градация

 

(ВАРИАНТ 2)

 

Задании 1. В каком из древних государств риторика считалась царицей всех наук?

а) Ассирия

б) Греция

в) Рим

 

Задание 2. Кто из ораторов выделил три основных элемента, базовых для любой формы речевого сообщения: этос, пафос и логос?

а) Платон

б) Демосфен

в) Аристотель

г) Ломоносов

 

Задание 3. Предметом риторики является

а) политическая, религиозная публицистика

б) аргументация в публичной речи

в) грамматика

 

Задание 4. Что такое элокуция в античной риторике?
а) определение темы
б) выражение темы в слове
в) запоминание речи

 

Задание 5. В каком разделе риторики даются практические советы по запоминанию речи?

а) меморио

б) диспозиция

в) инвенция

г) акцио

 

Задание 6. Речь на любую заданную тему имеет строгую структуру, обязательным элементом которой является:

а) похвала или описание

б) парафразис

в) пример

 

Задание 7. В каком типе заключения содержится подведение итогов, формулирование выводов?

а) типологизирующем

б) суммирующем

в) апеллирующем

Задание 8. Для какой части высказывания характерны следующие способы изложения материала: параллельный, хронологический, логический?

а) заключение

б) основная часть

в) вступление

 

Задание 9. К какому роду красноречия относится застольная речь?

а) социально-политическому

б) академическому

в) социально-бытовому

г) духовному

 

Задание 10. Определите, к какому роду красноречия относится парламентское выступление

а) академическое красноречие

б) социально-бытовое красноречие

в) социально - политическое красноречие

 

Задание 11. Найдите ошибку в перечне жанров эпидейктического красноречия

а) приветств


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.507 с.