Контрольно-измерителньые материалы — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Контрольно-измерителньые материалы

2017-12-22 348
Контрольно-измерителньые материалы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

 

«НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. Н.А. ДОБРОЛЮБОВА»

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛНЬЫЕ МАТЕРИАЛЫ

по дисциплинам кафедры стилистики русского языка и культуры речи

Составители: Н.В. Макшанцева, Е.Ф. Глебова, Л.А. Пекарская, Н.К. Винник, О.В. Иванова, О.С. Браун, Н.Б. Шибаева, С.Б. Климова, Е.В. Наумова

 

 

Под общей редакцией зав.кафедрой стилистики русского языка и культуры речи проф. Н.В. Макшанцевой

Нижний Новгород


Содержание

Современный русский язык

Лексика 3

Синтаксис 9

Морфология 12

Орфография (1) 13

Орфография (2) 15

Пунктуация (1) 17

Пунктуация (2) 18

 

Русский язык и культура речи

Лексическая стилистика. Фразеологическая стилистика (1) 22

Фразеологическая стилистика (2) 28

Образование причастий и деепричастий. Ошибки в причастных и деепричастных оборотах 30

Синтаксис 34

Вариант 1 37

Вариант 2 38

Вариант 3 40

Вариант 4 41

Вариант 5 43

 

Риторика

Вариант 1 46

Вариант 2 49

Вариант 3 52

 

Стилистика и литературное редактирование

Вариант 1 55

Вариант 2 59

Вариант 3 62

Вариант 4 65

 

 


Дисциплина: Современный русский язык


Лексика

 

Задание 1. Каких слов недостает, по-вашему, в данном определении?

Слово – это…, обладающая(ий) определенным, закрепленным языковой практикой общества значением и функционирующий как некое самостоятельное целое.

1) фразеологическая единица 2) лексико-грамматическая единица 3) звуковой комплекс

 

Задание 2. Основное слово синонимического ряда, передающее наиболее общее понятие и являющееся нейтральным по употреблению, называется:

1) определяемым 2) доминантой 3) определяющим

 

Задание 3. Академик В.В. Виноградов выделил три основных типа лексических значений. Определите, к каким типам лексического значения относятся выделенные слова:

1) у него там есть рука 2) крылья фантазии 3) проселочная дорога 4) он простотюфяк а) прямое б) переносное в) фразеологически связанное г) синтаксически обусловленное

 

Задание 4. Определите выделенные курсивом изобразительно-выразительные средства в предложениях:

1. Женка у него просторна характером, добродушна.

2. Дорога прямая, как кнутом отхлестана.

3. Ишь ты, как глаза-то бросил а.

4. Муж у нее живой смертью умер, пропал и все.

5. Парень боевой – спит, дак без палки не ходи.

а) оксюморон (соединение слов, понятий, противоречащих друг другу по смыслу);

б) эпитет (художественное определение)

в) гипербола (заведомое преувеличение)

г) метафора (употребление слов в переносном значении на основе сходства, аналогии)

д) сравнение

 

Задание 5. Соотнесите данные примеры с лексическими значениями слова «истина» в Толковом словаре русского языка под редакцией Д.Н. Ушакова.

1. Слыхал истину бывало: хоть лоб широк, да мозгу мало.

2. Он вдруг неожиданно для самого себя скрыл истину.

3. А стремление к истине лежит в основе научных исканий.

4. Святая истина.

а) Идеал познания, заключающийся в совпадении мыслимого с действительностью.

б) То, что есть в действительности, соответствует действительности.

в) Утверждение, положение, суждение, основанное на житейском опыте.

г) Непререкаемое положение, утверждение.

 

Задание 6. Укажите ряды синонимов, соотносящиеся со словами:

1) Истина (в значении правда)

2) Истина (в значении справедливость)

3) Истина (качество личности)

а) правдолюбие, честность, правдивость, режет правду-матку, святой;

б) действительное, настоящее, реалистичность;

в) благочестивость, праведник, благочестие, святость

 

Задание 7. Определите текстообразующую роль так называемых макаронических слов, сохранивших написание на иностранном языке, а также иностранных слов в русской транскрипции.

1. Если б я был

Вандомская колонна,

Я б женился

На Place de la Concorde.

2. На север

с юга

идут авеню,

На запад с востока –

стриты

3. Итс э логн уэй

ту Типерери,

итс э лонг уэй

ту го!

(Путь далекий

до Типерери,

путь далекий

домой)

5. Скрежещит механика,

звон и гам, а

люди

немые в звоне.

И лишь замедляют

жевать чуингам, чтоб

Бросить: «Мек моней» (В. Маяковский)

 

а) приверженность к фактической достоверности

б) клишированные фразы, выявляющие суть образа жизни

в) иноязычное выражение делает художественный образ более объемным (веселая песенка звучит с горькой иронией)

г) географическое наименование

 

Задание 8. Устраните лексические ошибки и стилистические недочеты. Укажите причины их появления.

1.

а) Всем факультетам было доведено до сведения, что отчет о практике студенты должны сдать до 1 сентября.

б) По тому, какие правила поведения, нравственные понятия присущи человеку, можно судить о его воспитании.

в) Поход состоится вопреки прогноза синоптиков.

г) Этот кофе мне понравился.

2.

а) Поднявшись вверх по Волге, баржа затем будет выгружена на причалах Ярославля.

б) Закрыв книгу, вы долго храните в памяти ее героев.

в) Громадное большинство населения голосовало за демократов.

г) Научная работа требует прежде всего умелого подбора и тонких наблюдений над фактами, изучение которых приводит к созданию системы знаний.

д) Коллектив отдела много раз премировали.

3.

а) Первый сборник рассказов писателя вышел в свет в тысяча восьмисот пятом году.

б) Никто, даже лучшие ученики, не могли решить эту задачу.

в) В газете опубликованы показатели об использовании электороэнергии.

г) Исследующие проблемы представляют большой интерес.

д) На месте преступления прибыли вызванные для поимки преступников сотрудники уголовного розыска с собаками.

 

Задание 9. Проведите лексический анализ текста.

Синтаксис

 

Задание 1. Определить способы предложения модальности в следующих предложениях:

1. Как мне любо слушать нежную свирель (А. Блок).

2. Да денег-то нет.

3. Вся надежда на мед.

а) объективная отрицательная;

б) ирреальная;

в) субъективная.

 

Задание 2. укажите оттенки значения субъективной модальности в предложениях.

1. Обратиться бы к людям с хорошим словом.

2. Убрать все, с глаз долой!

3. Погиб казак!... не видать ему больше ни Запорожья, ни отцовских своих хуторов.

4. Девчатам сюда ходить не положено.

5. Приходилось думать об обстоятельствах.

а) необходимость

б) желательность

в) долженствование

г) невозможность

д) императив

 

Задание 3. Определите грамматические основы предложений и их коммуникативное значение:

1. Принакрылась белым снегом гладкая дорога (И.Никитин).

2. Тут я – кричать (М. Шолохов).

3. А дорога через волок трудная (Д. Мамин-Сибиряк).

а) эмоциональное состояние;

б) функтивное действие;

в) качественная характеристика.

 

 

Задание 4. Выделите осложняющие элементы предложения.

1. Не прожить 1) без хорошей поговорки или присказки какой, без тебя, 2) Василий Теркин (А.Твардовский).

2. Рука, 3) не устающая трудиться, 4) за редким исключением, добра. (Л. Татьяничева)

а) обращение

б) обособленное определение

в) однородные члены предложения

г) вводный оборот.

 

Задание 5. Назовите условия обособления второстепенных членов предложения.

1) Бессмысленный, ты обладал душою чистой, откровенной (М.Лермонтов). 2) Как охотник, я чувствую больше жалости к убиваемым животным (М.Пришвин). Мальчик лет пятнадцати, 3) кудрявый и краснощекий, сидел кучером (И.Тургенев). Когда бы, 4) став лицом к измене, Вы 5) как мужчины, гордо пали. (В. Брюсов). 6) Сжалось сердце, полное тоской (А.Пушкин).

а) приложение, относящееся к личному местоимению;

б) прилагательное с зависимыми словами, стоящими после определяемого слова;

в) определение, имеющее дополнительное обстоятельственное значение;

г) определение, выраженное парными прилагательными после определяемого слова;

д) обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом.

 

Задание 6. Определите типы данных предложений по структуре.

1. Проходите, садитесь, дорогие властя! (М.Шолохов).

2. Аль поводья не шелковы? (А.С. Пушкин).

3. Большому городу быть здоровым!

а) двусоставное;

б) односоставное определенно-личное;

в) односоставное безличное.

 

Задание 7. Выделите формы слов, которые могут выступать сказуемым в 1) определенно-личном; 2) безличном предложениях.

а) внимателен;

б) быть внимательным;

в) быть внимательным.

 

 

Задание 8. Указать верное объяснение постановки двоеточия и тире в предложениях:

1) Простить – значит понять.

2) Обычай мой такой: подписано – 3) так с плеч долой.

4) Не спится, няня: здесь так душно.

5) Не место красит человека, а человек – место.

а) неполное предложение;

б) тире между главными членами, выраженными инфинитивами;

в) причинные отношения в сложном бессоюзном предложении;

г) следственные отношения между частями сложного бессоюзного;

д) пояснительные отношения в сложном бессоюзном предложении.

 

Задание 9. Определите текстообразующую функцию(ии) выделенных слов в предложении:

И вот, в час веселья, разгула, гордых воспоминаний о битвах и победах, в шуме музыки и народных игр перед палаткой царя, где прыгали бесчисленные пестрые шуты, боролись силачи, изгибались канатные плясуны, заставляя думать, что в их телах нет костей, состязались в ловкости убивать, фехтовали воины и шло представление со слонами, которых окрасили в красный и зеленый цвета, сделав этим одних – ужасными и смешными – других, - в этот час радости людей Тимура, пьяных от страха перед ним, от гордости славой его, от усталости побед, и вина, и кумыса, - в этот безумный час, вдруг, сквозь шум, как молния сквозь тучу, до ушей победителя Баязета-Султана долетел крик женщины, гордый крик орлицы, звук, знакомый и родственный его оскорбленной душе, – оскорбленный Смертью и потому жестокой к людям и жизни. (М. Горький).

а) функция внутритекстовой связи;

б) функция обозначения временного плана теста;

в) изобразительно-выразительная функция (создание антитезы).

 

 

Морфология

Задание 1. Отметьте номера слов – имен существительных – семантически одушевленных:

1) детвора 2) волк 3) русалка 4) пролетариат 5) смотрины 6) народ 7) бактерия 8) листва 9) крестьяне 10) работа

Задание 2. Отметьте номера слов – имен существительных – не имеющих рода:

1) сани 2) радости 3) Карпаты 4) знакомства 5) перчатки 6) чудеса 7) Ивановы 8) листва 9) макароны 10) джинсы

Задание 3. Отметьте номера слов, где пишется буква е:

1) о Казан… 2) в галере… 3) о Натали… 4) на антресол… 5) в санатори… 6) в интернат… 7) о Ксени… 8) на теплоход… 9) в здани… 10) в ассортимент…

 

Задание 4. отметьте правильные формы именительного падежа имен существительных множественного числа:

1) бухгалтера 2) отпуска 3) соболя 4) бунгала 5) грифеля 6) слесаря 7) герба 8) щупальца 9) шницеля 10) трактора

 

Задание 5. Укажите лексико-грамматический разряд выделенных имен существительных:

1. Стоит кумыс на низеньком столе.

2. Всю рухлядь из дома выбросил.

3. А я измерил точно вашу доблесть.

4. Вскипает чай задумчиво и круто.

5. В огороде бузина, а 6. в Киеве дядька.

а) ответственные, абстрактные существительные

б) вещественные существительные

в) единичные имена существительные

г) собирательные существительные

 

Орфография (1)

Задание 1. Укажите неправильное написание слов:

1) мажорный 6) сгущонка

2) грушовка 7) коммивояжер

3) желчный 8) шороховатый

4) трещетка 9) дешевка

5) сверчок 10) холщовый

Задание 2. -НН- пишется во всех словах ряда:

1) белье постира...о, обветре...ое лицо;

2) промасл... ая бумага, подли... ый шедевр

3) глаже... ый мамой костюм, остриже... ая голова;

4) вялс.ая рыба, сви...ое сало;

5) барышня испуга...аи молчалива, комната слабо освеще...а;

6) территория мала и неблагоустрое...а, жева...ый карандаш;

7) коса заплете...а, травле...ый волк;

8) ободра...ое лицо, линова...ая бумага;

9) манеры изыска...ы, плем...ной жеребец;

10) румя...ые щеки, кале...ые орехи

Задание 3. Укажите ряды слов с приставкой при-:

1) пр...гожий денек, пр...охотить к чтению;

2) пр...стяжной конь, пр...смыкаться пред другими;

3) пр... амбула договора, воспр... пятствовать союзу;

4) пр...беречь силы, пр...емлемый вариант;

5) пр... емник Петра, пр... станционное кафе;

6) пр...бывать по расписанию, несправедливые пр...тязания;

7) пр...бывать в тоске, найти пр...бежище;

8) пр...мелькдвшиеся лица, не пр...минуть сказать

Задание 4. Укажите раздельное написание частицы НЕ-:

1) (не)видимые мною слезы;

2) в заявлении не было ничего (не)знакомого;

3) погода (не)ясная;

4) (не)видимый отсюда лес;

5) он (не)склонен доверять вам;

6) ни для кого (не)постижимый случай;

7) проволока, оставшаяся почти (не)тронутой;

8) (не)написанная, но предполагаемая книга;

9) воздух (не)подвижен и чист;

10) давно (не)кормленные лошади

 

Задание 5. Укажите слитное написание сложных существительных:

1) (борт)инженер, (пол)Европы;

2) (полу)финал. (аудио)(видео)кассеты;

3) (царь)колокол, (трудо)день;

4) (мульти)миллионер, (экс)прессионизм;

5) (гори)хвостка, (орехово)зуевцы;

6) (мини)компьютер, (штаб)лекарь;

7) (конференц)зал, (килограмм)час;

8) (килр)байт, (пол)корпуса;

9) (матч)реванш, (нео)фашизм

Задание 6. Укажите предложения, в которых на месте пропуска не должна стоять запятая:

1) Когда _ воображая _ что я еду на охоту с палкой на плече, я
отправился в лес, Володя лег на спину, закинул руки под голову и
сказал мне, что будто бы и он ходил.

2) Вы и в залу входите _ танцуя.

3) Кончив играть _ он молча встал и вышел.

4) Расчистив скважину _ и _ поставив новые штанги _ бригада начала
бурение.

5) Рабочие не разбрелись по городу, а _ выйдя из вагонов _
выстроились и пошли прямо в комбинат.

6) Сверкая и искрясь _ осыпался иней с древесных вершин.

7) В дверях стоял молодой парень, увидев которого _ мой сосед
улыбнулся.

8) Абитуриент отвечал уверенно и _ ничуть не волнуясь.

9) Офицеры улеглись в корчме _ укрывшись мокрыми шинелями.
10.Проснувшись _ Грей на мгновение забыл, как попал в эти места.

 

 

Орфография (2)

Вставьте пропущенные буквы. Выберите правильный вариант ответа (А, В, С, Д)

А-(А) В-(Я) С-(Е) Д-(И)

1. с…дой 5. им...чко

2. ре...вший 6. услыш...нный

3. в...ньетка 7. продл...вать

4. центр...фуга 8. расстрел...ны

 

А-(Ы) В-(И) С-(Е) Д-(О)

9. пр...провождать 16. застенч...вый

10. тюл...вый 17. б...чевка

11. пред...юньский 18. опостыл...л

12. завал...нка 19. ч...лка

13. пр...вередливый 20. обж...ра

14. ц...новка 21. череш...нка

15. корниш...н 22. с...змала

 

А-(А) В-(О) С-(Е) Д-(И)

23. трещ...тка 31. тренаж...р

24. нав...ждение 32. смеш...н

25. прор...щен 33. з...рница

26. забл...стел 34. ст...чать

27. попл...вок 35. муч...л

28. дез...ртир 36. отр...сль

29. морозищ... 37. ст...сненный (в средствах)

30. парч...вый

 

А-(У) В-(Ю) С-(Я)

38. абаж...р 40. мел...щий (кофе)

39. стел...щийся 41. хол...щий

 

А-(З) В-(ЗЗ) С-(С) Д-(СС)

 

42. ра...читывать 45. ра...орение

43. импре...арио 46. актри...а

44. мирово...рение 47. ма...он

 

А-(ЧН) В-(ШН) С-(ЩН)

48. немо...ый 50. ску...о

49. лото...ик (игрок) 51. помо...ик

Вставьте, где это необходимо, пропущенные буквы. Выберите правильный вариант ответа

Пунктуация (1)

Выберите предложение, где знаки расставлены правильно

86. А. Есть на нашей реке такие глубокие и укромные места, что, когда проберешься через спутанные лесные заросли и присядешь около самой воды, то почувствуешь себя в обособленном, отгороженном от остального земного пространства мире.

В. Есть на нашей реке такие глубокие и укромные места, что когда проберешься через спутанные лесные заросли и присядешь около самой воды, то почувствуешь себя в обособленном отгороженном от остального земного пространства мире.

С. Есть на нашей реке такие глубокие и укромные места, что когда проберешься через спутанные лесные заросли, и присядешь около самой воды, то почувствуешь себя в обособленном, отгороженном от остального пространства мире.

Д. Есть на нашей реке такие глубокие и укромные места, что когда проберешься через спутанные лесные заросли и присядешь около самой воды, то почувствуешь себя в обособленном, отгороженном от остального пространства мире.

 

 

87. А. Погода стояла совсем неблагоприятная: по временам шел мелкий осенний дождь и дул страшный ветер.

В. Погода стояла совсем неблагоприятная – по временам шел мелкий осенний дождь и дул страшный ветер.

С. Погода стояла совсем неблагоприятная: по временам шел мелкий осенний дождь, и дул страшный ветер.

Д. Погода стояла совсем неблагоприятная: по временам, шел мелкий осенний дождь и дул страшный ветер.

 

 

В каком предложении допущена ошибка перед КАК?

 

88. А. Ветер дул, как обычно, с моря.

В. Подумай как ответить.

С. В середине свет как красный блеск заката.

Д. Свет ярок, как красный блеск заката,

 

В каком предложении допущена ошибка в постановке запятой перед И?

89. А. Вблизи ручей шумит, и скачет, и мчится в влажных берегах.

В. Она устала, и к тому же очень расстроилась.

С. Я полагал, что дело окончится небольшим дождем и, убаюканный этой мыслью, уснул.

Д. Мне стало казаться, что шумит не море, а мои мысли и что весь мир состоит из одного только меня.

 

Поставьте знаки препинания в обозначенном месте. Выберите вариант ответа.

А-(:) В-(-)

 

94. Он хотел одного _ добиться справедливости во что бы то ни стало.

95. Но знайте _ сделав этот шаг, всего лишитесь вы.

 

Пунктуация (2)

 

Есть ли в предложении обособление?

А - да В - нет

1. Окаймленная горами долина лежала перед нами.

2. Дядюшка слез с лошади у заросшего садом домика.

3. Дни стояли пасмурные и теплые.

4. Притихшие они стояли на берегу.

5. Глухой и темный настороженно молчал лес.

6. Обидно мне старику слушать такие речи.

7. Было раннее утро серое, холодное и темное.

8. Погруженный в раздумье прохожий ничего не замечал.

9. Заполнившие перрон люди торопливо прощались.

10. Окруженный зеленой изгородью дом стоял на пригорке.

11. Окруженный зеленой изгородью дом не был виден издали.

12. Сегодня она в новом голубом платье была особенно хороша.

13. Ветер гнал тучи пронзительено свистя и взвизгивая.

14. Ветер гнал тучи взвизгивая и со свистом.

15. Нельзя работать спустя рукава.

16. Мы приедем несмотря на обстоятельства.

17. Будем принимать решение смотря по обстоятельствам.

18. Тренировки шли не прерываясь.

19. Кроме книг и учебников на столе ничего не было.

20. Весь январь за исключением нескольких дней стояли сильные морозы.

21. Вместо веселой петербургской жизни ожидала меня скука в стороне глухой и отдаленной.

22. Начиная с утра льет дождь.

23. Невзирая на свою рану он принял командование.

24. Кучер мой слез молча и не торопясь.

25. Ребенок стоял с вытянутыми руками и не спуская глаз с собаки.

26. Тайга казалась безмолвной и наполненной тайнами.

27. Глаза смыкались, но полузакрытые все же улыбались.

28. Вместо брата работала сестра.

29. Действуйте исходя из обстановки.

30. Уверенный в своей правоте Дубровский мало беспокоился о деле.

31. По праздникам бабушка сверх всего пекла пироги.

32. Скрепя сердце принял он это решение.

33. А через минуту скупой и редкий пошел дождь.

34. Несчастью верная сестра надежда в мрачном подземелье разбудит бодрость и веселье.

35. Через минуту сытый и довольный рысенок крепко спал.

36. Мастер на все руки отец легко справлялся с любой работой.

 

Есть ли в предложении уточнение, пояснение, присоединение?

А - да В - нет

1. Я везде особенно на Кавказе замечал буйство природы.

2. Мы встретились случайно вечером на перекрестке.

3. Кольчатый тюлень или нерпа относится к отряду ластоногих.

4. Он любил наблюдать за тюленями или другими ластоногими.

5. Сегодня за лесом рано утром показались стаи перелетных птиц.

6. Небо здесь безоблачное всегда даже зимой.

7. На прогалинку выбежал ушкан или, по-другому, заяц.

8. Летом под большим развесистым дубом мы любили отдыхать.

9. В комнате остался Александр Петрович или Сергей Иванович.

10. В комнате остался Александр Петрович или просто Сашка.

11. Эта повесть небольшая в три печатных листа.

12. Гроза началась вечером часу в десятом.

 

Нужна ли в предложении запятая?

А - да В - нет

1. Поворчал он да ушел.

2. Поворчал он да не посмел ослушаться.

3. Вода была чистая да и вкусная тоже.

4. Все готовы были работать и день и ночь.

5. Океан словно замер и тихо и ласково рокочет.

6. Он мой друг и притом лучший.

7. Погода пасмурная однако теплая.

8. Однако погода пасмурная.

9. Погода однако пасмурная.

10. Степь или безлесая равнина окружала нас со всех сторон.

11. И сегодня и завтра обещают дожди.

12. Полощется и трепещет и хлопает парус.

 

Нужна ли запятая перед КАК?

А - да В - нет

1. Он рассматривал жену как собственность.

2. Ее губы как коралл.

3. Лиза как человек высокой нравственности не могла не ответить на чувства Лаврецкого.

4. Француз остановился как вкопанный.

5. Под ним Казбек как грань алмаза снегами вечными сиял.

6. Богат, хорош собою, Ленский везде был принят как жених.

7. Подумай как ответить.

8. Кругом как нарочно не было ни души.

9. Он говорил учтиво как настоящий джентельмен.

10. Я экзаменов боялся как огня.

11. Он был цепкий как лиана.

12. Тропинка извивалась как змея.

 


Дисциплина: Русский язык и культура речи

Лексическая стилистика.

Задание 5.

А. Какое из слов является синонимом к слову ОРТОДОКСАЛЬНЫЙ?

1) окончательный;

2) достоверный;

3) последовательный;

4) результативный;

5) очередной.

 

В. Какое из слов является синонимом к слову ЭФЕМЕРНЫЙ?

1) живописный;

2) нереальный;

3) тонкий;

4) легкий;

5) картинный.

 

Задание 6. Найдите в предложениях синонимы; определите, чем они отличаются.

А – оттенками значения

В – стилистической окраской

С – и оттенками значения, и стилистической окраской

Д – ничем не отличаются

 

1) вода у белого прибрежного песка казалась легкой, невесомой.

2) все-то он растратил, все растранжирил.

3) я все отчетливее чувствовал и скрытое недоброжелательство, и открытую вражду.

4) он не шел, а влачился, не поднимая ног.

5) ты ешь, а барин изволит кушать, ты спишь, а барин изволит почивать.

 

Задание 7. Какие языковые явления лежат в основе каламбура в следующих предложениях?

А – полисемия В – омонимия С – паронимия Д – антонимия

1) свое мнение надо отстаивать, отстоялось – тогда и высказывай.

2) классиков нужно не только почитать, но и почитывать.

3) перья у писателя были, ему не хватало крыльев.

4) главное для больного – своевременный уход врача.

5) аппетит уходит во время еды.

 

Задание 8. Какие языковые явления использованы в следующих предложениях?

А – лексическая омонимия В – омофония С – омография Д – омоформия

1) Приятно поласкать дитя или собаку, но прежде всего необходимо полоскать рот.

2) Для производства футбольных голов ноги бывают важнее голов.

3) Сев в такси, спросила такса:»За проезд какая такса?»

4) Серая ворона черного ворона утром ругала, присев на сучок.

5) Защитник вольности и прав в сем случае совсем не прав.

Задание 9. Какие группы слов относятся к стилистически окрашенной лексике?

1) номинация, абстракция, аргументация, аббревиация

2) авангард, гражданственность, благосостояние, возмездие

3) нытик, шалун, бездельник, жадина

4) проживание, дознание, привлечение, оповещение

5) ваятель, воин, провозвестник, сподвижник

 

Задание 10. В каких предложениях есть стилистически неуместные слова?

1. Этот диско-клуб энергично и заметно внедрился в ночной досуг.

2. На мероприятии присутствовал глава компании.

3. Стиль сочинения не будет бесцветным, лишенным живых красок, если его автор обратится к эмоциональной, выразительной лексике.

4. Для раскрытия образа Татьяны большое значение имеет эпизод ее беседы с няней.

5. Омонимия достаточно полно представлена в современных толковых словарях.

6. Чтобы дышать свежим воздухом, необходимо чаще гулять в лесном массиве.

7. Онегин предпринял попытку заняться общественно-полезным трудом.

8. В ответ на Ваш запрос высылаем Вам каталог подписных изданий на 2010 год.

9. Экономическая политика в настоящее время все круче ориентирована на заданные цели.

10. Павел Власов посвятил жизнь побоям жены.

 

Задание 11. Какие слова относятся к архаизмам?

1) урядник 2) лицедей 3) вояж 4) лепота 5) секира

 

Задание 12. Какие слова относятся к историзмам?

1) перестройка 2) вежды 3) гусар 4) околоток 5) зеница

 

Задание 13. Какие слова относятся к неологизмам?

1) эмигрировать 2) отформатировать 3) стабилизировать 4) систематизировать 5) сканировать

 

Задание 12. В каких предложениях есть индивидуально-авторские неологизмы?

1. Сотрудники Белорусской железной дороги освоили технологию разработки маршрутов.

2. Возможность переюморить друг друга весьма перспективна.

3. Как ясен горизонт! И лучезарность близко!

4. Наш витязь старцу пал к ногам и в радости лобзает руку.

5. Свежесть предзимья уже заливала притихшие леса.

 

Задание 13. К какой подгруппе лексики ограниченного употребления относятся слова, употребленные в следующих предложениях?

А – термины В – профессионализмы С – диалектизмы Д – жаргонизмы

1. Пахнет рыхлыми драченами, у порога в дежке квас.

2. В морском деле не существует слово «веревка». На корабле есть ванты, есть фалы, есть канаты якорные и причальные.

3. По имиджу встречают – по понятиям провожают.

4. Прекрасный получился надрек, как называют у нас арбузную патоку.

5. Как только Сережа оставался один, он решительно не мог вспомнить и понять, что коротенькое и понятное слово «вдруг» есть обстоятельство образа действия.

 

Задание 14. Соотнесите заимствованное слово с соответствующим синонимом.

1) превентивный а) безразличный

2) легитимный б) легкомысленный

3) индифферентный в) предупреждающий

4) фривольный г) законный

5) тривиальный д) пошлый

 

Задание 15. Какие тропы использованы в следующих предложениях?

А – метафора В – сравнение С – метонимия Д – синекдоха

1. Все спит: и человек, и зверь, и птица.

2. Больше всех скандалит выцветшее пальто с собачьим воротником.

3. В дымных тучах пурпур розы, отблеск янтаря.

4. Женской боли при жизни поставить бы следует памятник.

5. Снежная пыль столбом стоит в воздухе.

 

Задание 16. Какие из перечисленных словосочетаний не являются фразеологической единицей?

1) идти на поводу 6) надуть друга

2) идти сквозь бурелом 7) надуть губы

3) идти в ногу 8) надуться как мышь на крупу

4) идти на пользу 9) вытягиваться в струнку

5) идти впрок 10) вытянуться на кровати

Задание 17. Значение каких фразеологизмов определено неверно?

1. Дамоклов меч – помеха, затруднение при выполнении какого-либо дела.

2. Камень преткновения – постоянная угроза, нависшая опасность.

3. Перейти Рубикон – решить запутанное дело прямолинейным способом.

4. Разрубить гордиев узел – принять бесповоротное решение, совершить решительный поступок.

5. Устроить валтасаров пир – вести веселую жизнь во время бедствия.

 

Задание 18. В каких предложениях фразеологизм употреблен в несвойственном ему значении?

1. Я за всю свою жизнь никогда не писал рецензий, для меня это китайская грамота.

2. Радистов и радиоаппаратуру мы охраняли как зеницу ока.

3. Эта статья стала яркой лебединой песней молодого ученого, убедительно показавшей, что он готов к защите диссертации.

4. Герои этой книги дали аннибалову клятву бороться с несправедливостью и злом.

5. Китай не случайно называют страной восходящего солнца.

 

Задание 19.

А. Какие фразеологизмы являются синонимом к слову ЛЬСТИТЬ?

1) играть в кошки-мышки

2) закинуть удочку

3) рассыпаться мелким бесом

4) курить фимиам

5) извиваться ужом

 

В. Какие фразеологизмы являются антонимом к фразеологизму КУРЫ НЕ КЛЮЮТ?

1) хоть пруд пруди 2) раз-два и обчелся 3) капля в море

4) всего ничего 5) как снег на голову

 

Задание 20. В каких предложениях допущены ошибки в употреблении фразеологических единиц?

1. Не торопись принимать решение, а то можно наломать дрова.

2. Необходимо предпринять меры для ликвидации последствий аварии.

3. Многие смотрели на это сквозь пальцы.

4. Результаты многомесячной работы не замедлили себя ждать.

5. Его покормили обедом в последний раз и велели убираться во все четыре стороны.

6. Ты мне туман в глаза не пускай, а расскажи, как было в действительности.

7. Скрепив сердце решился он переехать в Москву.

8. Окончание учебного заведения – это путевка в совершенно новую жизнь для молодого человека.

9. Его выступление на собрании многих задело за живое.

10. От всех дел и забот, неожиданно свалившихся на нас, голова пошла кругом.

 

Задание 21. Какие приемы трансформации фразеологических единиц использованы в газетных заголовках?

А – замена компонента фразеологизма

В – расширение (сокращение) состава фразеологизма

С – изменение грамматической формы слова во фразеологизме

Д – контаминация элементов разных фразеологизмов

 

1) «Ветеранам вход воспрещен»

2) «Доверяй, но и сам не плошай»

3) «Знания – силой»

4) «Коммерсанту закон не писан»

5) «Вершки криминальные, корешки экономические»

6) «Доживи до понедельника»

7) «…И себя показать»

8) «Козлы отпущения»

9) «На кривой кобыле новые тарифы не объедешь»

10) «В здоровом вузе – здоровые преподаватели»

 

ОБРАЗОВАНИЕ ПРИЧАСТИЙ И ДЕЕПРИЧАСТИЙ.

А – Я – Е – И

1. разве…нные иллюзии 2. информация, получ…нная из первых рук 3. испыт…нное средство 4. утрач…нное доверие 5. предъявл…нный ультиматум 6. замеш…нный в преступлении человек 7. выслуш…нные замечания 8. отношения, постро…нные на базе международного права 9. сдерж…нный по характеру 10. оцепл…нная территория   11. отча…нное решение 12. обеспоко…нные ситуацией 13. обиж…нная сторона 14. призв…нный вести переговоры   15. расшир…нный пленум

 

Е – И

16. слыш…мые перессуды 17. оценива…мая позиция 18. поддержива…мый рейтинг 19. взаимоприемл…мый интерес 20. наблюда…мый прогресс 21. обогаща…мые новыми проектами 22. находиться в завис…мом положении 23.требования, предъявля…мые дипломатии 24. планиру…мое совещание 25. муч…мый сомнениями 26. откладыва…мый визит 27. ожида…мая встреча 28. принима…мое предложение 29. получа…мое удовольствие 30. вид…мые улучшения  

Я – У – Ю

31. завис…щий от обстоятельств 32. стро…щий демократию 33. име…щиеся разногласия 34. сохраня…щий независимость 35. следу…щий общепринятым нормам 36. вызыва…щий озабоченность 37. демонстриру…щий национальное единство 38. обеспечива…щий надежную защиту 39. бре…щий полет 40. кле…щий объявления 41. бор…щийся с либералами 42. терп…щий бедствие 43. маш…щий руками 44. непонятно лопоч…щий 45. мол…щий о помощи

 

Задание 2. Укажите условия обособления определений, выраженных причастием или прилагательным с зависимыми словами. Расставьте знаки препинания, где это необходимо

1. На переговорах были сделаны предложения _ раньше даже не обсуждавшиеся.

2. «Большие» страны из числа старожилов _ представляющие 80 % населения Европы _ и _ выплачивающие львиную долю евробюджета _ при принятии решений будут в меньшинстве.

3. В состав АСЕАН входят Индонезия, Таиланд, Филиппины, Малайзия, Сингапур, Бруней, а также _ присоединившиеся к ним позже _ Вьетнам, Лаос, Камбоджа.

4. Прославленный разведчик _ Николай Кузнецов стал легендарной личностью.

5. Приписанный на определенный срок к дипломатической миссии _ он (военный атташе) мог способствовать продаже или закупке вооружения.

6. Пламя перебежало на хвою и _ раздуваемое ветром _ погасло.

7. Это было нечто _ похожее на взрыв снаряда.

8. Последовавшие за убийством _ создание культа личности и нетерпимость ко всякому оттенку инакомыслия _ перехлестнули все демократические нормы.

 

Задание 3. Укажите ошибки в употреблении причастий (где необходимо). Отредактируйте предложения.

1. Слово нота, регистрирующаяся лексикографическими справочниками с XIX века, употребляется как международно-правовой термин и в настоящее время.

2. Со времен Древнего Рима в международных отношениях применялся обычай, согласно которому главы государств отправляли друг другу специальные возглавлявшиеся миссии уполномоченными.

3. В системе государственных органов появились специальные ведомства, занимающиеся перепиской между государями.


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.411 с.