Г. В. Барчукова, В. М. М. Богушас, О. В. Матыцин — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Г. В. Барчукова, В. М. М. Богушас, О. В. Матыцин

2017-12-22 1086
Г. В. Барчукова, В. М. М. Богушас, О. В. Матыцин 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Г.В.БАРЧУКОВА, В.М.М.БОГУШАС, О.В.МАТЫЦИН

 

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА НАСТОЛЬНОГО ТЕННИСА

 

Под редакцией профессора Г. В.Барчуковой

 

Рекомендовано

 

Учебно-методическим объединением по образованию

 

в области физической культуры и спорта в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся

 

по специальности 022300Физическая культура и спорт

 

 

Москва

 

ACADEMIA

 


УДК 796.386(075.8)

 

ББК75.574я73 Б24

 

Рецензенты:

доктор педагогических наук, профессор, заслуженный работник физической культуры РФ, заслуженный тренер РФ и СССР Ю.Д.Железняк; доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и методики фехтования

 

и современного пятиборья РГУФК, заслуженный тренер СССР, заслуженный мастер спорта СССР Д. А. Тышлер

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Барчукова Г. В.

Б24 Теория и методика настольного тенниса: учебник для студ. высш. учеб. заведений / Г. В. Барчукова, В.М.М.Богушас, О.В.Матыцин; под ред. Г. В. Барчуковой. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 528 с. ISBN 5-7695-2167-8

 

 

Эта книга — первый отечественный учебник, в котором обобщены и систематизированы современные научные исследования и передовой опыт ведущих специалистов по настольному теннису. В учебнике рассмотрены исторические этапы развития настольного тенниса, эволюция правил игры, научные основы ее техники и тактики, представлена сбалансированная, целостная, предельно детализированная система подготовки игроков в настольный теннис, показаны методы тренировки.

 

Для студентов высших учебных заведений физической культуры. Будет полезен специалистам-практикам по настольному теннису, широкому кругу любителей этого вида спорта.

 

 

УДК 796.386(075.8)ББК75.574я73

 

ISBN 5-7695-2167-8

© Барчукова Г. В., Богушас В.М.М., Матыцин О. В., 2006 © Образовательно-издательский центр «Академия», 2006 © Оформление. Издательский центр «Академия», 2006


В основу настоящего учебника положены материалы, прошедшие апробацию как в процессе подготовки высококвалифицированных спортсменов, так и в многолетней практике преподавания теории и методики настольного тенниса в высших учебных заведениях.

 

Материал учебника изложен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению «Физическая культура» и специальности «Физическая культура и спорт».

 

Данная учебная дисциплина является интегративной, так как тесно связана со всеми наиболее важными учебными дисциплинами подготовки специалистов в области физической культуры и спорта — анатомией, биохимией, физиологией, биомеханикой, гигиеной, основами теории физической культуры, педагогикой, психологией и др., строится на основе их современных прогрессивных идей и использует их понятийный аппарат.

 

В связи с этим в учебнике широко представлены различные направления, результаты исследований в теории и методологии настольного тенниса, что поможет на высоком научно-методическом уровне готовить квалифицированных спортсменов детских спортивных школ и клубов страны, а также спортсменов для национальной сборной. В учебнике широко использованы работы известных отечественных и зарубежных специалистов.

 

Рассмотрены исторические этапы развития игры, эволюция правил настольного тенниса, передовой опыт техники и тактики игры. Кроме того, впервые широко освещены методические приемы обучения, вопросы технологии планирования и построения тренировочного и соревновательного процессов, факторы, способствующие повышению эффективности подготовки игроков в настольный теннис.

 

Целью данного учебника является углубленное изложение теоретических основ и практических методов тренировки игроков в настольный теннис, способствующих формированию

 

и совершенствованию профессиональных умений и практических навыков студентов в обучении детей основам игры и подготовке высококвалифицированных спортсменов, а также прочному и сознательному овладению студентами основами педагогических знаний и умений, приобретению навыков, которые необходимы в Деятельности специалиста-тренера.

 

Эта книга является первым отечественным учебником для студентов высших учебных заведений физкультурного профиля по настольному теннису, в котором авторы старались обобщить современные научные исследования и передовой опыт ведущих специалистов, систематизировать весь материал, накопленный за период развития этого популярного вида спорта в нашей стране.

 

В учебнике нашли отражение результаты многолетних собственных исследований авторов по многим вопросам подготовки (система отбора, учет возрастных особенностей детей в учебно-тренировочной работе; физическая и психологическая подготовка теннисистов; тренировочные средства; показатели, методы и средства контроля; учебные планы по всем видам подготовки и годам обучения), а также использованы разработки других специалистов, опубликованные в последние десятилетия. В учебнике представлены и обобщены результаты научных исследований А. Н.Амелина, Ю.П.Байгулова, В.Культиясова, М.П.Прейс, Л.К.Серовой, А.А. Старожильца, М.Ж.Усмангалиева, С.Д.Шпраха; иностранных авторов — Г. Гурнея, Р. Мартенса, Р. Маркавичуте, А. Нежелите, Р.Худеца, Л.Ормаи, Э.Деметровича, Й.Дряновски, Ф. Молодцоффа и других. Следует отметить, что при подготовке материалов большие трудности представляла интерпретация терминов и понятий в отечественной и зарубежной литературе.

Систематизированные и собранные в единое целое результаты отдельных исследований приобрели новое качество — они стали важными элементами теории и методологии многогранного учебно-тренировочного процесса.

В учебнике представлена теория игры и сбалансированная, целостная система подготовки игроков в настольный теннис. В таком целостном виде, с такой степенью детализации и с такой четкой ориентацией на практическое использование теоретические, организационные и методические основы подготовки игроков в настольный теннис представлены впервые. Думается, этот учебник сможет стать помощником не только студенту, но и опытному специалисту-практику. Несомненно, он будет полезен студентам вузов и техникумов физкультуры других специализаций и интересен широкому кругу любителей настольного тенниса.

 

Авторы благодарят коллектив кафедры теории и методики индивидуально-игровых видов спорта РГУФК за оказанную помощь в подготовке и сборе материалов. Выражают искреннюю благодарность всем коллегам по работе, с кем приходилось сотрудничать и контактировать в процессе профессиональной деятельности: М. М. Вартаняну, В.А. Воробьеву, Г.А. Графовой,


В.В.Команову, Д.И.Котыреву, Ю. Н.Лохову, В.И.Поповой, С.Д.Семеновой, А.А. Старожильцу, И.А.Татеосову, А. М.Фрогу, В.М. Шафиру, С.Д.Шпраху, В.Д.Щесюк.

 

Большую признательность авторы выражают специалистам в области физической культуры и спорта за ценные советы и критические замечания, которые помогли улучшить содержание учебника: В.К.Бальсевичу, Ф.П.Суслову, В.Н.Селуянову, О.П.То-пышеву, Д. А. Тышлеру.

 

Настоящий учебник аккумулирует знания, накопленные не только российской, но и зарубежной школой настольного тенниса, предоставляет научные данные, принципы и закономерности общей теории спортивной подготовки с целью сделать их достоянием широкого круга спортсменов и тренеров.


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

Предисловие................................................................................................................................... 3

 

Глава 1. Введение в учебную дисциплину «Теория и методика

настольного тенниса»............................................................................................................... 7

1.1. Настольный теннис в системе физического воспитания России...................... 7

1.2. Основные понятия и терминология настольного тенниса................................. 8

1.3. Модельные характеристики профессиональной деятельности

и личности специалиста — тренера по настольному теннису........................................ --

Глава 3. Содержание соревновательной деятельности игроков

в настольный теннис................................................................................................................. 45

3.1. Структура игры и соревновательной деятельности............................................ 45

3.1.1. Характеристика соревновательной деятельности……........................ 45

3.1.2. Морфофункциональные требования к игрокам

в настольный теннис.................................................................................................................... 51

3.1.3 Психологические качества и свойства личности игрока

в настольный теннис.................................................................................................................... 52

3.2. Техника игры в настольный теннис......................................................................... 54

3.2.1. Развитие игровой техники и инвентаря в настольном теннисе.... …............... 54

3.2.2. Классификация и общая характеристика техники игры.................................... 57

3.2.3. Аэродинамические особенности полета и отскока мяча................................... 58

3.2.4. Биомеханические особенности и фазовый состав техники.... ……................. 71

3.2.5. Основные технические приемы игры....................................................................... 79

3.2.6. Критерии эффективности спортивной техники..................................................... 146

3.3. Стратегия и тактика игры в настольный теннис.................................................. 151

3.3.1. Основы тактики игры.................................................................................................... 151

3.3.2. Классификация тактики и стилей игры................................................................... 156

3.3.3. Тактика подач и приема подач................................................................................. 159

3.3.4. Тактика одиночной игры............................................................................................. 161

3.3.5. Тактика парной игры.................................................................................................... 164

3.3.6. Тактика командной игры............................................................................................. 169

3.3.7. Критерии эффективности спортивной тактики..................................................... 172

Глава 4. Система спортивной подготовки игроков в настольный

теннис.............................................................................................................................................. --

4.1. Общие положения спортивной подготовки игроков в настольный

теннис............................................................................................................................................... --

4.1.1. Дидактические основы спортивной подготовки................................................... --

4.1.2. Структура системы подготовки игроков в настольный теннис…... --

4.1.3. Средства тренировки.................................................................................................... --

 

4.1.4. Методы тренировки...................................................................................................... --

 

4.1.5. Формы организации занятий...................................................................................... --

4.1.6. Принципы и закономерности спортивной тренировки....................................... --

4.2. Виды подготовки игроков в настольный теннис.................................................. --

4.2.1. Значение и взаимосвязь видов подготовки

в совершенствовании спортивного мастерства................................................................... --

4.2.2. Физическая подготовка................................................................................................ --

4.2.3. Техническая подготовка.............................................................................................. --

4.2.4. Тактическая подготовка.............................................................................................. --

4.2.5. Психологическая подготовка..................................................................................... --

4.2.6. Интеллектуальная (теоретическая) подготовка................................................... --

4.2.7. Интегральная (игровая) подготовка......................................................................... --

4.3. Основы методики обучения........................................................................................ --

4.3.1. Общие положения методики обучения.................................................................... --

4.3.2. Дидактические принципы обучения........................................................................ --

4.3.3. Основы обучения двигательным действиям.......................................................... --

4.3.4. Современные средства и методы обучения игре


в настольный теннис.................................................................................................................... --

 

4.3.5. Начальное обучение игроков в настольный теннис........................................... --

Глава 5. Управление подготовкой спортсменов в настольном

теннисе............................................................................................................................................ --

5.1. Общие основы теории управления тренировочным процессом...................... --

5.2. Структура, задачи и основные направления деятельности Международной

Европейской и Российской федераций настольного тенниса......................... --

5.3. Многолетняя спортивная подготовка в настольном теннисе........................... --

5.3.1. Структура многолетней спортивной подготовки

в настольном теннисе.................................................................................................................. --

5.3.2. Этапы спортивной подготовки.................................................................................. --

5.4. Планирование спортивной подготовки................................................................... --

5.4.1. Планирование на различных этапах спортивной подготовки …. --

5.4.2. Спортивная форма и ее фазовый состав................................................................. --

5.4.3. Периодизация спортивной тренировки................................................................... --

5.5. Контроль процесса подготовки игроков в настольный теннис........................ --

5.6. Отбор в настольном теннисе...................................................................................... --

5.6.1. Основы отбора в спорте.............................................................................................. --

5.6.2. Этапы отбора................................................................................................................. --

5.6.3. Организация, средства и методы отбора в ДЮСШ............................................. --

5.6.4. Принципы, средства и методы отбора в сборные команды………. --

Глава 7. Планирование, организация, методика проведения

и судейства соревнований....................................................................................................... 174

7.1. История правил игры в настольный теннис........................................................... 174

7.2. Основные правила игры, права и обязанности участников соревнований и

 

7.3. Методика организации и проведения соревнований.......................................... 185

 

ВВЕДЕНИЕ В УЧЕБНУЮ ДИСЦИПЛИНУ «ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА НАСТОЛЬНОГО ТЕННИСА»

 

Основные понятия и терминология настольного тенниса

 

Важную роль в развитии вида спорта играет терминология. Терминология настольного тенниса, сложившаяся в России, охватывает важнейшие понятия теории и методики, техники и тактики игры. Вместе с тем некоторые термины взяты из иностранных языков, преимущественно английского, поскольку официальными языками для проведения соревнований являются английский и немецкий. В связи с этим до сих пор


авторы публикаций и тренеры-практики истолковывают когда-то сложившиеся и новые специфические термины по-разному, так как до настоящего времени не утверждена официальная терминология настольного тенниса (кроме судейской). А ведь единый профессиональный язык способствует лучшему взаимопониманию.

 

В настоящем разделе приводятся понятия, преимущественно необходимые при изучении спортивного настольного тенниса.

 

 

Основные термины и определения

 

Настольный теннис —индивидуальная спортивная игра,которая ведется поопределенным правилам двумя (одиночная игра) или четырьмя (парная игра) участниками, ракеткой и мячом на теннисном столе, разделенном на две равные половины сеткой, до выигрыша одним (одними) из соперников 11 очков при преимуществе не менее чем в 2 очка.

 

Игровая деятельность —управляемая сознанием внутренняя(психическая)и внешняя(физическая) активность, направленная на достижение определенной цели. Соревновательная деятельность —игровая деятельность игроков в настольный теннис вусловиях соревнований, нацеленная на достижение победы над соперником в условиях специфического противоборства и при соблюдении установленных правил игры. Система подготовки игроков в настольный теннис —комплекс мероприятий,направленных на подготовку игроков в настольный теннис, способных показывать наивысшие спортивные результаты и отвечающих модельным характеристикам сильнейших игроков.

 

Стратегия —совокупность общих закономерностей и принципов подготовки спортсменаи ведения им соревновательной борьбы.

Тактика игры —совокупность соревновательного поведения,игровых действий,приемов

и средств, направленных на достижение конкретно поставленной в соревнованиях цели; искусство ведения спортивной борьбы.

Тактическая подготовка теннисистов —педагогический процесс,направленный насовершенное овладение тактическими действиями и обеспечивающий их высокую эффективность в игровой и соревновательной деятельности.

Техника игры —совокупность приемов игры для осуществления игровой деятельности внастольном теннисе.

Техническая подготовка теннисистов —педагогический процесс,направленный насовершенное овладение приемами игры и обеспечивающий надежность навыков в игровой и соревновательной деятельности.

Тренировка игроков в настольный теннис — составная часть системы подготовкитеннисиста, управляемый специализированный педагогический процесс, построенный на основе системы упражнений и направленный на обучение приемам игры и тактическим действиям, совершенствование технико-тактического мастерства, развитие физических способностей, воспитание психических, моральных и волевых качеств, обусловливающих готовность теннисистов к достижению высоких спортивных достижений.

Тренировочная деятельность —совместная деятельность тренера и спортсмена поуспешному достижению целей тренировки.

Тренировочная нагрузка —составная часть тренировки,отража- Iет количественную мерувоздействий на организм теннисистов в процессе тренировочных занятий. Величина нагрузки определяется ее интенсивностью и объемом.


Принадлежности игры

 

Ракетка —спортивный инвентарь,предназначенный для выполнения ударов по мячу.

 

Ракетка состоит из деревянного основания и накладок различного типа.

Основание ракетки —основа ракетки для игры в настольный теннис,изготовленная изцельного куска многослойной фанеры или деревянной доски одинаковой толщины и имеющая ровную твердую поверхность, на которую наклеиваются накладки и «щечки» ручки. В ракетке различают ручку, шейку, головку ракетки, ребро ракетки и игровую поверхность, состоящую из ладонной стороны — со стороны ладони и тыльной стороны

 

— со стороны внешней части кисти.

Ручка ракетки —удлиненная часть ракетки,за которую игрокее держит.

Головка ракетки —лопасть ракетки,используемая для выполнения ударов по мячу. Игровая поверхность —плоскость ракетки,используемая для ударов по мячу.Игроваяповерхность основания ракетки оклеивается накладками.

Ребро ракетки —узкий край ракетки,расположенный по ее периметру.

Шейка ракетки —узкая часть ракетки,в которой ручка переходит в лопасть ракетки. Накладка —резиновый и/или губчатый материал,покрывающий игровую поверхностьракетки. Накладки могут быть однослойные, состоящие из одного слоя резины, — жесткая ракетка либо состоящие из двух слоев— сэндвич (мягкая ракетка) —нижнегослоя губчатой, пористой резины и слоя пупырчатой резины, которая может быть наклеена пупырышками наружу (прямой сэндвич) или пупырышками внутрь (гладкий, или оборотный, сэндвич). Губка — прокладка из пористой резины в накладке ракетки-сэндвича.

Закрытая ракетка — положение ракетки,при котором верхняя часть ребра ракеткинаклонена под острым углом к игровой поверхности стола.

 

Открытая ракетка — положение ракетки,при котором верхняя часть ребра ракеткинаклонена под тупым углом к игровой поверхности стола.

Мяч —спортивный инвентарь,используемый для перебивания ракетками друг другу.Мячдля настольного тенниса — шарик из матового целлулоида или подобной массы, белого или оранжевого цвета. Мяч должен быть сферическим, диаметром 40 мм. Масса мяча — 2,7 г.

Теннисный стол —специальный стол прямоугольной формы(длина— 2,74м,ширина—1,525 м, высота — 76 см от пола или земли), предназначенный для игры в настольный теннис. Разделен на две равные части сеткой. Поверхность стола должна находиться в строго горизонтальном положении, быть ровной, матовой и гладкой. Различают игровую поверхность, ребро и боковую поверхность стола. Обычно столы темно-зеленого или синего цвета.

Игровая поверхность стола —поверхность стола(находящегося в строго горизонтальномположении), в которую посылаются мячи при выполнении ударов. Игровую поверхность стола в тактических целях условно делят по ширине на три части — левую, среднюю и правую, также выделяют левый угол, середину и правый угол. Кроме того, стол условно подразделяют на три зоны по длине: ближнюю — 45 см от сетки (короткие мячи), среднюю и дальнюю — 15 см от задней линии (длинные мячи). В парной игре различают правую и левую (по белой линии) половины стола.

Ребро стола — угол,образуемый игровой и боковой поверхностями стола. Боковая поверхность стола — поверхность стола,расположенная вертикальноотносительно игровой поверхности стола.

Боковая линия стола —линия шириной2см и длиной2,74м,проходящая вдольпродольной кромки стола, ограничивающая его игровую поверхность.


Задняя линия стола (концевая линия) —линия вдоль поперечной кромки стола шириной2см и длиной 1,525 м, ограничивающая его игровую поверхность. При подачах считается продолжающейся бесконечно в обоих направлениях (влево и вправо от стола). Центральная линия стола —линия,проходящая посередине теннисного столапараллельно боковым линиям и делящая каждую половину стола на две равные полуплощадки, предназначенные для парной игры.

 

Сетка —инвентарь,сетка высотой15,25см,длиной183см,делящая стол поперек на дверавные половины. Комплект сетки состоит из кронштейнов (стоек), которые крепят саму сетку к столу, и непосредственно сетки из хлопчатобумажного или синтетического материала, состоящего из ячеек и верхней белой тесьмы.

 

Счетчик — специальное приспособление для наглядного подсчета очков(изменениярезультата во встрече).

Игровая площадка —ровная поверхность пола или земли с твердым грунтом со столомпосередине, огороженная со всех сторон бортиками. Место для игры в настольный теннис, на котором находится стол и зоны для перемещения игроков. Площадка условно подразделяется на три игровые дистанции: ближнюю — до 1,5 м от стола, среднюю и дальнюю — свыше 3 м. Место для игры в настольный теннис может быть оборудовано в помещении (комната, зал, сцена, спортивный зал с дощатым или паркетным полом) и на открытом воздухе.

Тренажер —аппарат,специальное устройство,средство,предназначенное дляповышения эффективности тренировочного процесса и создания благоприятных условий для воспитания физических качеств или овладения необходимыми навыками, их со-вершенствования. В настольном теннисе это роботы, диски (ролики), стенки-отражатели, мишени, специальные ракетки и т.п.

 

Соревнования

 

Спортивные соревнования —различные по характеру деятельности,масштабу,целямспециально организованные мероприятия, участники которых в ходе неантагонистического соперничества в строго регламентированных условиях борются за первенство, достижение определенного результата, сравнивают свой уровень подготовленности в данном виде спорта.

 

Командные соревнования —состязания(соревнования)между командами,когдарезультаты отдельных участников засчитываются только команде. Лично-командные соревнования —состязания(соревнования),в которых подводятсяитоги выступления отдельных команд и личного первенства среди всех участников. Личные соревнования — соревнования,в которых разыгрывается только личноепервенство.

Матч —спортивное соревнование между двумя или несколькими спортсменами(командами), в котором заранее устанавливается как количество участников, так и персональный состав. Многие матчевые встречи носят традиционный характер.

Встреча —игра в одиночных личных соревнованиях.Командное соревнование состоитиз определенного количества встреч.

Парная встреча — игра в личных или командных соревнованиях вдвоем с партнеромпротив двух других игроков (двое на двое).

Партия (сет) — часть матча,за время которой одна из сторон(один из соперников)должна набрать 11 очков (при преимуществе не менее чем в 2 очка).

Очко —розыгрыш мяча,результат которого засчитан.Величина оценки результатарозыгрыша мяча. Очко присуждается спортсмену, если его соперник совершает ошибку во время розыгрыша.


Ошибка —умышленное,неумышленное или вызванное действиями соперниканеправильное выполнение технических или тактических приемов, а также нарушение правил соревнований.

 

Мяч в игре —время нахождения мяча с момента расположения его на неподвижнойладони свободной руки перед намеренным подбрасыванием его в подаче до тех пор, пока он не коснется чего-либо, кроме игровой поверхности стола, комплекта сетки, ракетки, находящейся в руке, или руки с ракеткой ниже запястья, или до тех пор, пока не будет решено, что розыгрыш следует переиграть или что он завершен присуждением очка. Розыгрыш очка — попеременное отбивание мяча через сетку с одной стороны стола надругую, пока мяч находится в игре (период борьбы за очко). Период времени, когда мяч находится в игре.

Переигровка — розыгрыш очка,результат которого не засчитан.

Ударить мяч —удар засчитывается(считается правильно выполненным),если игроккасается мяча ракеткой, держа ее рукой, или рукой (с ракеткой) ниже запястья. Подающий —игрок,который должен первым ударить по мячу в розыгрыше. Принимающий —игрок,который должен вторым ударить по мячу в розыгрыше. Ничья —равный счет в игре,складывающийся по ходу матча или встречи. Рука с ракеткой — рука,держащая ракетку.

Свободная рука — рука без ракетки.

Судья — лицо,назначенное контролировать встречу(ассистент судьи помогает ему вопределенных вопросах).

 

Технические приемы

 

Технический прием —целенаправленное действие для решения определенных

 

двигательных задач, применяемое в процессе соревнований и тренировки. Способ

обработки мяча с помощью Рациональных действий, сходных по структуре и

направленных на решение однотипных задач. В настольном теннисе все технические

приемы носят ударный характер и основаны на придании

мячу различных видов вращения: верхнего, нижнего, бокового, встречного, попутного,

смешанного.

Вращение мяча —придание мячу разнонаправленных вращений вокруг егогоризонтальной, вертикальной или продольной оси в момент удара ракеткой.

Верхнее вращение мяча —вращение мяча вокруг горизонтальной оси,совпадающее с егопоступательным движением, т.е. с направлением его полета.

Нижнее вращение мяча —вращение мяча вокруг горизонтальной оси,противоположноеего поступательному движению.

Боковое вращение мяча —вращение мяча вокруг вертикальной или близкой к ней оси.

Различают правое и левое боковое вращение.

Встречное вращение мяча —вращение мяча в сагиттальной плоскости вокруг продольнойоси в направлении, противоположном движению часовой стрелки.

Попутное вращение мяча — вращение мяча в сагиттальной плоскости вокруг продольнойоси в направлении по движению часовой стрелки.

Смешанное вращение мяча — сочетание нескольких видов вращений мяча одновременно,например, верхнебоковое левое, нижнебоковое правое.

Хватка —способ держания ракетки.Различают вертикальный и горизонтальный способыи их разновидности, модификации.

Вертикальная хватка —способ держания ракетки,при котором ручка ракеткинаправлена вверх и ось ракетки проходит перпендикулярно к горизонтальной плоскости стола. Большой и указательный пальцы обхватывают ручку ракетки так же, как обычно держат авторучку, остальные три пальца удобно располагаются на тыльной стороне ракетки веером или накладываются один на другой.


Горизонтальная хватка — способ держания ракетки,при котором ось ракеткипараллельна горизонтальной плоскости стола. Ручку ракетки обхватывают тремя пальцами — средним, безымянным и мизинцем; указательный вытянут по краю тыльной поверхности ракетки, а большой расположен на ее ладонной поверхности и слегка соприкасается со средним. Ручка ракетки при этом ложится на ладонь по диагонали. Подача — начальный удар,с помощью которого мяч вводится в игру.

 

Технические приемы, не придающие мячу вращения, приемы,при выполнениикоторых мячу придается только поступательное движение.

 

Толчок — технический прием,который заключается в отталкивании мяча от себя тыльной

стороной ракетки, плоскость которой расположена перпендикулярно к игровой

поверхности стола,

мячу при этом почти не придается какого-либо вращения. Удар по центру мяча в

основном выполняется новичками.

Откидка —пассивный возврат мяча без вращения открытой ракеткой. Подставка (удар с полулета) —вариант толчка,технический прием,при которомзакрытая ракетка подставляется к отскочившему от стола мячу с минимальным продвижением руки вперед; используется энергия мяча, приданная ему соперником. Различают активную и пассивную подставки.

 

Технические приемы, придающие мячу верхнее вращение, выполняются движениемруки снизу — вверх — вперед и различаются по скорости вращения и силе поступательного и вращательного движения.

 

Топ-спин — технический прием,с помощью которого мячу придается сильное верхнеевращение.

Контртоп-спин — ответный,еще более сильный топ-спин,выполняемый по мячу,возвращенному соперником с сильным верхним вращением (топ-спин на топ-спин, или перекрутка, перекручивание).

 

Топс-удар —быстрый,завершающий топ-спин с более прямолинейной траекториейполета мяча; выполняется с целью немедленного выигрыша очка.

Боковой топ-спин — топ-спин,при выполнении которого мячу кроме верхнегодополнительно придается боковое вращение, правое или левое.

Ложный топ-спин —обманный технический прием,когда при внешнем сходстведвижения с топ-спином мячу не придается сильного верхнего вращения.

Накат — удар по мячу с приданием ему примерно в одинаковой степени,как верхнеговращения, так и поступательной скорости.

Контрнакат —накат,выполненный по мячу,имеющему верхнее вращение(ответноедействие накатом на накат).

Завершающий удар (жесткий накат) —накат,при котором мячу придается большепоступательная, чем вращательная, скорость. Контрудар —ответный удар на удар соперника.

Свеча — удар по мячу с приданием ему очень высокой траектории полета при небольшойпоступательной скорости. Свеча может быть плоской, крученой и резаной. Крученая свеча

 

— разновидность топ-спина с приданием мячу высокой траектории полета и сильного верхнего вращения.

Удар по свече — атакующий удар,выполненный по высокому Мячу,после которого мячлетит по нисходящей траектории.

Скидка —накат,выполняемый по укороченному мячу или при Приеме короткой подачи,используется как начало атаки; кистевой Удар; атака короткого мяча. Может быть с вращением и без вращения.


Технические приемы, придающие мячу нижнее вращение, выполняются движениемруки сверху—вниз — вперед по дуге и немного в сторону. Различаются по силе вращения и соотношению поступательной и вращательной скорости.

 

Запил —технический прием,с помощью которого мячу придается очень сильное нижнеевращение за счет активной работы кисти. Может выполняться на любой дистанции от стола.

Подрезка —технический прием,с помощью которого мячу придается нижнее вращение.

Выполняется, как правило, на средней и дальней дистанциях от стола.

Ложная подрезка —обманный технический прием,где при внешнем сходстве движения сподрезкой мячу не придается сильного нижнего вращения.

Срезка —подрезка над столом или на ближней дистанции от стола по мячу с нижнимвращением (подрезка подрезки).

Кач —перекидка мяча над столом,обмен срезками,подрезка на подрезку.Пассивная играсрезками в ожидании ошибки соперника или момента для атаки.

Резаная свеча —разновидность подрезки с приданием мячу высокой траектории полета и сильного нижнего вращения.

 

 

Тактические приемы

 

Тактический прием —определенный способ решения конкретной тактической задачи,используемый спортсменом в ходе соревнований.

Технико-тактический прием —отдельное тактическое действие,включающееопределенные технические элементы, направленное одновременно на решение как технической, так и тактической задачи. По тактической направленности приемы подразделяются на подготовительные, атакующие, защитные, контратакующие и обманные (финты).

 

Подготовительные действия —технико-тактические приемы,направленные наподготовку к атаке и предшествующие непосредственному нападению. Атакующие действия —активные наступательные технико-тактические приемы,тактической задачей которых является добиться победы или преимущества в игре над соперником.

Защитные действия —технико-тактические приемы,тактической задачей которыхявляется отражение атаки противника.

Контратакующие действия —технико-тактические атакующие приемы,проводимые вответ на атакующие действия соперника.

Обманные действия (финты) — технико-тактические приемы,выполняемые с цельюдезинформации противника. Ложные действия, путающие соперника, маскирующие истинное направление удара, или придание мячу вращения; отвлекающие движения; обманные, нестандартные, «обводные» удары.

Тактическая комбинация —последовательное сочетание технико-тактических приемов,соединенных в единое целое и направленных на достижение преимущества над противником. Комбинации могут быть двухходовые, трехходовые и многоходовые. Двух-ходовка — логическое сочетание двух технико-тактических приемов (ходов), целью которых является создание игрового преимущества или выигрыш очка. Двухходовки бывают на с


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.142 с.