Концепция управления с позиции науки о поведении — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Концепция управления с позиции науки о поведении

2017-12-22 788
Концепция управления с позиции науки о поведении 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В 50-е гг. прошлого века активно начали развиваться такие науки, как психология и социология. Одновременно совершенствовались и методы иссле­дования поведения человека в производственном коллективе. Этими исследова­ниями в США занимались такие крупные исследователи, как К.Арджирис, Р. Лайкерт, Д. МакГрегор, Ф. Герцберг. Объектами этих и других исследователей были социальное взаимодействие, мотивация к труду, характер власти и автори­тет организационная структура, связи в организациях, лидерство, изменение со­держание работы и качества трудовой жизни.

Если школа человеческих отношений сосредоточивала свое внимание главным образом на методах налаживания межличностных отношений, то новый подход стремился в большей степени оказать помощь работнику в осознании своих собственных возможностей. Методы изучения работника основывались на применении науки о человеческом поведении при управлении организациями. Главной целью школы поведенческих наук было повышение эффективности деятельности предприятия (организации) путем рационального использования человеческого фактора (человеческих ресурсов).

Популярность поведенческого подхода особенно возросла в 60-е гг. Пред­ставители этой школы пропагандировали свой подход как наилучший путь ре­шения управленческих проблем. Главным в теории поведенческих наук было утверждение того, что правильное применение науки о поведении людей всегда будет способствовать повышению эффективности деятельности как отдельного работника, так и предприятия (организации) в целом.

Однако дальнейшие ис­следования показали, что не все методы этой школы носят универсальный ха­рактер. Такие приемы, как изменение содержания работы и привлечение работника к управлению предприятием, оказываются эффективными только для некоторых работников и только в некоторых ситуациях.

Итак, несмотря на то, что поведенческое направление в управлении во многих случаях дает положительные результаты, все же при его применении требуется глубокое изучение конкретной производственной ситуации и поведе­ния людей.

В процессе дальнейшего развития управленческой мысли произошел новый по­ворот к практике управления.

 

Эмпирическая школа

 

Появилось новое направление менеджмента – эм­пирическая школа, которая явилась отражением борьбы предыдущих течений. По мнению приверженцев этой школы, главная задача теоретиков в области ме­неджмента – получение, обработка и анализ практических данных и выдача на этой основе рекомендаций управляющим. Этот подход нашел много привержен­цев среди видных менеджеров, собственников компаний, ученых и лиц, непо­средственно занятых практикой управления.

Можно выделить два основных направления эмпирической школы:

- иссле­дования в области практики управления;

- и разработка теоретических основ со­временного капиталистического общества.

Их представители исходят из того, что современное капиталистическое общество не следует отождествлять с ры­ночной экономикой раннего капитализма, когда производство базировалось только на частнокапиталистической собственности. В современном капитали­стическом производстве нет прежней эксплуатации человека человеком, все лю­ди равны и имеют равные возможности в получении и распределении прибыли. Это положение обосновывается теориями, которые доказывают изменение ха­рактера экономических и социальных взаимоотношений в современной рыноч­ной экономике США и стран Запада между работниками и владельцами капита­ла. Среди них такие теории, как участие в прибылях, участие в управлении и др. Эти теории отражают те изменения, которые произошли в экономической и со­циальной жизни стран с развитыми рыночными отношениями за последние де­сятилетия.

Среди наиболее видных представителей эмпирической школы можно назвать П. Друкера, Р. Дэвиса, Д. Миллера и др.

Главным направлением исследований в эмпирической школе является изучение содержания труда и функций руководителей. Выбор такого направле­ния исследований связан с тем, что эмпирики акцентируют внимание на профессионализации управления, т.е. превращении труда по управлению в самостоятельный, специфический вид – в особую профессию. Представители этой школы утверждают, что труд управляющего характеризуется двумя особенно­стями, которых нет ни у одной другой профессии. Суть первой особенности за­ключается в том, что менеджер должен создать из имеющихся разнородных ре­сурсов подлинно целое единство, а второй – в том, что каждое решение и дей­ствие он должен ориентировать на долгосрочные перспективы развития органи­зации.

У представителей эмпирической школы сложились и свои взгляды на вы­полнение функций менеджерами. Они утверждают, что независимо от занимае­мой должности каждый менеджер выполняет следующие главные функции:

– определение целей предприятия, возможных путей их достижения и в за­висимости от этого доведение конкретных задач до работников предприятия;

– классификация работ, их распределение, создание оптимальной структу­ры, подбор и расстановка кадров;

– использование меры поощрения и принуждения для стимулирования и ко­ординации деятельности работников, установление контроля на основе посто­янных связей между руководителями и подчиненными;

– установление норм выработки, оценка деятельности предприятия и от­дельных работников на основе анализа;

– мотивация работников в зависимости от результатов их деятельности.

Учитывая, что деятельность менеджера носит комплексный характер, представители эмпирической школы считают, что помимо узкой специализации в области технических или гуманитарных наук он должен владеть научно обос­нованными и проверенными на практике методами и приемами управления.

Ре­комендуя практические приемы управляющим, эмпирики особое внимание уде­ляют умению налаживать взаимосвязи, устанавливать линии коммуникаций. Управляющему рекомендуется придерживаться следующих принципов.

1. Стремитесь к ясности своих идей и мыслей, прежде чем приступить к коммуникации.

2. Проанализируйте подлинную цель каждого сообщения.

3. Принимайте во внимание человеческие факторы всякий раз, когда вы передаете сообщение.

4. Планируя сообщение, консультируйтесь при необходимости с другими лицами.

5. Обращайте внимание как на основное содержание сообщения, так и на его форму.

6. Используйте всякую возможность сообщить соответствующим липам все то, что может иметь определенную ценность для них.

7. Следуйте за своим сообщением, поддерживайте обратную связь, позволяющую своевременно принять соответствующие корректирующие ме­ры.

8. Устанавливайте коммуникации не только для достижения ближайших целей, но и перспективных.

9. Убедитесь в том, что ваши действия подкрепляют ваши сообщения.

10. Стремитесь к тому, чтобы не только вас поняли, но и старайтесь понять сами. Будьте хорошим слушателем.

Рекомендаций подобного рода в эмпирической школе чрезвычайно много. И хотя не все из них носят научный характер, они подчеркивают главные прин­ципы – комплексность деятельности управляющего, мера влияния на подчи­ненных и необходимость аналитического подхода к проблемам управления.

Теоретики эмпирической школы не обошли своим вниманием и такие важные вопросы, как степень централизации и децентрализации в управлении, а также делегирование полномочий.

Широкое распространение получила одна из рекомендаций школы – целевое управление, на необходимость внедрения ко­торого указывал П. Друкер.

Под целевым управлением понимают постоянно функционирующую сис­тему разработки конкретных целей для каждого сотрудника управляющей сис­темы.

Совместно со своим руководителем каждый сотрудник управляющей сис­темы определяет цели своей деятельности на конкретный период, а также наме­чает методы их достижения и отчитывается о достигнутых результатах. При этом цели определяются в максимально конкретной форме. Например, снизить себестоимость блока Х на 12%. Столь же конкретно разрабатывается меро­приятие, с помощью которого достигается поставленная цель. В приведенном примере это, например, может быть: «Осуществить замену материала Х на ма­териал У в деталях 1,2,3,7». Подобное целевое управление позволяет точно указать главные направления деятельности работника и четко контролировать его работу. Периодическая разработка целей способствует сосредоточению внима­ния работника на наиболее важных задачах производства.

Ряд проблем современного крупного машинного производства были реше­ны благодаря теоретическим посылкам эмпирической школы. Так, рекоменда­ции школы способствовали классификации и анализу функций управления, ор­ганизации труда руководителя, подбору и оценке кадров, определению структур управления и др.

В то же время следует отметить недостаточную научность некоторых ре­комендаций эмпирической школы.

Школа социальных систем

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.