Тема 2. Менеджмент и его развитие — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Тема 2. Менеджмент и его развитие

2017-12-22 216
Тема 2. Менеджмент и его развитие 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тема 2. Менеджмент и его развитие

Лекция 2. Основные направления развитие менеджмента

1. Научный менеджмент

Административное управление

Концепция управления с позиции психологии и человеческих отношений социальных систем

Концепция управления с позиции науки о поведении

Эмпирическая школа

Школа социальных систем

7. Новая школа и основные тенденции в современном

Менеджменте

Научный менеджмент

 

Возникновение науки управления относится к началу XX столетия. Ее основателем был американский инженер Ф.У.Тейлор (1856-1915).

Фредерик Уинслоу Тейлор родился 20 марта 1856 г. в американском городе Фила­дельфия в семье юриста. Предполагая пойти по стопам отца, он в 1872 г. посту­пил в Академию Филиппа Экзетера в Нью-Гемпшире, но, занимаясь по ночам, испортил себе зрение и в 1875 г. поступил на работу механиком в маленькую гидравлическую мастерскую в Филадельфии. Затем была работа в Мидвейльской сталелитейной компании в должности главного инженера. В 1863 г. закончил за­очно технологический институт и получил диплом инженера-механика.

Работая на заводах сталелитейной компании, Тейлор начал внедрять то, что затем вошло в его систему «научного менеджмента», ввел контроль за рациональным использованием трудозатрат, хронометраж. В 1903 г. вышла его книга «Цеховой менеджмент», в 1911 г. – «Принципы и методы научного ме­неджмента».

Главное внимание Тейлора было направлено на повышение производи­тельности труда, которая, по его мнению, должна обогатить хозяев и рабочих, но для этого необходим переворот в психологии и тех и других.

 

Административное управление

Современником Тейлора, который занимался научным менеджмен­том, был французский исследователь Анри Файоль (1841-1925). Он является ро­доначальником теории общих принципов организации, или административной школы управления.

После окончания лицея и горной школы Файоль поступил на службу в крупную металлургическую компанию «Комамбо», где вначале работал инжене­ром, а потом в течение 30 лет – главным управляющим группы рудников. Им создана «теория администрации», которая явилась результатом обобщения его многолетних управленческих наблюдений. В 1916 г. вышла в свет книга А.Файоля «Общее и промышленное управление», в которой он выдвинул теорию общего подхода к анализу деятельности администрации и на этой основе сфор­мулировал строго обязательные принципы администрирования.

Концепция управления с позиции психологии

И человеческих отношений социальных систем

 

Крупное капиталистическое производство потребовало новых путей ра­ционализации управления. Тейлоризм перестал удовлетворять требованиям со­временного капитализма. Президент «Дженерал Форд корпорейшн» отмечал:

«Каждый человек имеет тело, ум и душу. Каждая из этих частей, особенно ду­ша, должна быть использована для достижения максимальной производитель­ности труда».

Воплотить это высказывание в жизнь стремились представители направления теории управления, называемой школой человеческих отноше­ний.

Существовавшие в начале XX в. скудные знания в области психологии не были связаны с проблемами трудовой деятельности. Хотя авторы школы науч­ного менеджмента и классической школы признавали значение человеческого фактора, они ограничивались такими вопросами, как заработная плата, матери­альная заинтересованность и установление формальных функциональных от­ношений. Однако основным элементом эффективности организации является человеческий фактор, что полностью не было осознано создателями теории на­учного менеджмента и классической школы.

Эмпирическая школа

 

Появилось новое направление менеджмента – эм­пирическая школа, которая явилась отражением борьбы предыдущих течений. По мнению приверженцев этой школы, главная задача теоретиков в области ме­неджмента – получение, обработка и анализ практических данных и выдача на этой основе рекомендаций управляющим. Этот подход нашел много привержен­цев среди видных менеджеров, собственников компаний, ученых и лиц, непо­средственно занятых практикой управления.

Можно выделить два основных направления эмпирической школы:

- иссле­дования в области практики управления;

- и разработка теоретических основ со­временного капиталистического общества.

Их представители исходят из того, что современное капиталистическое общество не следует отождествлять с ры­ночной экономикой раннего капитализма, когда производство базировалось только на частнокапиталистической собственности. В современном капитали­стическом производстве нет прежней эксплуатации человека человеком, все лю­ди равны и имеют равные возможности в получении и распределении прибыли. Это положение обосновывается теориями, которые доказывают изменение ха­рактера экономических и социальных взаимоотношений в современной рыноч­ной экономике США и стран Запада между работниками и владельцами капита­ла. Среди них такие теории, как участие в прибылях, участие в управлении и др. Эти теории отражают те изменения, которые произошли в экономической и со­циальной жизни стран с развитыми рыночными отношениями за последние де­сятилетия.

Среди наиболее видных представителей эмпирической школы можно назвать П. Друкера, Р. Дэвиса, Д. Миллера и др.

Главным направлением исследований в эмпирической школе является изучение содержания труда и функций руководителей. Выбор такого направле­ния исследований связан с тем, что эмпирики акцентируют внимание на профессионализации управления, т.е. превращении труда по управлению в самостоятельный, специфический вид – в особую профессию. Представители этой школы утверждают, что труд управляющего характеризуется двумя особенно­стями, которых нет ни у одной другой профессии. Суть первой особенности за­ключается в том, что менеджер должен создать из имеющихся разнородных ре­сурсов подлинно целое единство, а второй – в том, что каждое решение и дей­ствие он должен ориентировать на долгосрочные перспективы развития органи­зации.

У представителей эмпирической школы сложились и свои взгляды на вы­полнение функций менеджерами. Они утверждают, что независимо от занимае­мой должности каждый менеджер выполняет следующие главные функции:

– определение целей предприятия, возможных путей их достижения и в за­висимости от этого доведение конкретных задач до работников предприятия;

– классификация работ, их распределение, создание оптимальной структу­ры, подбор и расстановка кадров;

– использование меры поощрения и принуждения для стимулирования и ко­ординации деятельности работников, установление контроля на основе посто­янных связей между руководителями и подчиненными;

– установление норм выработки, оценка деятельности предприятия и от­дельных работников на основе анализа;

– мотивация работников в зависимости от результатов их деятельности.

Учитывая, что деятельность менеджера носит комплексный характер, представители эмпирической школы считают, что помимо узкой специализации в области технических или гуманитарных наук он должен владеть научно обос­нованными и проверенными на практике методами и приемами управления.

Ре­комендуя практические приемы управляющим, эмпирики особое внимание уде­ляют умению налаживать взаимосвязи, устанавливать линии коммуникаций. Управляющему рекомендуется придерживаться следующих принципов.

1. Стремитесь к ясности своих идей и мыслей, прежде чем приступить к коммуникации.

2. Проанализируйте подлинную цель каждого сообщения.

3. Принимайте во внимание человеческие факторы всякий раз, когда вы передаете сообщение.

4. Планируя сообщение, консультируйтесь при необходимости с другими лицами.

5. Обращайте внимание как на основное содержание сообщения, так и на его форму.

6. Используйте всякую возможность сообщить соответствующим липам все то, что может иметь определенную ценность для них.

7. Следуйте за своим сообщением, поддерживайте обратную связь, позволяющую своевременно принять соответствующие корректирующие ме­ры.

8. Устанавливайте коммуникации не только для достижения ближайших целей, но и перспективных.

9. Убедитесь в том, что ваши действия подкрепляют ваши сообщения.

10. Стремитесь к тому, чтобы не только вас поняли, но и старайтесь понять сами. Будьте хорошим слушателем.

Рекомендаций подобного рода в эмпирической школе чрезвычайно много. И хотя не все из них носят научный характер, они подчеркивают главные прин­ципы – комплексность деятельности управляющего, мера влияния на подчи­ненных и необходимость аналитического подхода к проблемам управления.

Теоретики эмпирической школы не обошли своим вниманием и такие важные вопросы, как степень централизации и децентрализации в управлении, а также делегирование полномочий.

Широкое распространение получила одна из рекомендаций школы – целевое управление, на необходимость внедрения ко­торого указывал П. Друкер.

Под целевым управлением понимают постоянно функционирующую сис­тему разработки конкретных целей для каждого сотрудника управляющей сис­темы.

Совместно со своим руководителем каждый сотрудник управляющей сис­темы определяет цели своей деятельности на конкретный период, а также наме­чает методы их достижения и отчитывается о достигнутых результатах. При этом цели определяются в максимально конкретной форме. Например, снизить себестоимость блока Х на 12%. Столь же конкретно разрабатывается меро­приятие, с помощью которого достигается поставленная цель. В приведенном примере это, например, может быть: «Осуществить замену материала Х на ма­териал У в деталях 1,2,3,7». Подобное целевое управление позволяет точно указать главные направления деятельности работника и четко контролировать его работу. Периодическая разработка целей способствует сосредоточению внима­ния работника на наиболее важных задачах производства.

Ряд проблем современного крупного машинного производства были реше­ны благодаря теоретическим посылкам эмпирической школы. Так, рекоменда­ции школы способствовали классификации и анализу функций управления, ор­ганизации труда руководителя, подбору и оценке кадров, определению структур управления и др.

В то же время следует отметить недостаточную научность некоторых ре­комендаций эмпирической школы.

Школа социальных систем

 

В современном менеджменте

 

Эта школа характеризуется развитием современных количественных ме­тодов обоснования решений путем внедрения в науку управления аппарата точ­ных наук и компьютеров.

Среди наиболее видных последователей ноной школы можно назвать таких известных исследователей менеджмента, как Р.Люс, Д.Форстер, Л.Голдберг и др.

Развитию положений этой школы способствовали появление кибернетики и исследование операций. Вначале исследование операций было направлено на разработку методов количественного анализа конкретной задачи. Со временем исследование операций выделилось в самостоятельную отрасль науки, которая начала развиваться в двух главных направлениях: построение математических моделей явлений, наиболее характерных для менеджмента (управление запасами, распределение ресурсов, массовое обслуживание, замена устаревшего оборудования, выбор стратегий поведения в условиях неопределенности и др.) и изучение систем.

В 60-е гг. в новой школе возникла самостоятельная научная дисциплина – теория управленческих решений.

Разрабатываются:

- ме­тоды математического моделирования процессов выработки решений в коллек­тивах;

- алгоритмы выработки оптимальных решений с применением теории ста­тистики, теории игр;

- количественные прикладные и абстрактные математиче­ские модели экономических явлений (модели воспроизводства в масштабе об­щества и отдельных фирм, модели баланса затрат и выпуска продукции, модели прогнозирования научно-технического и экономического развития).

В дальнейшем в теории управления за рубежом происходит постоянный поиск новых форм и методов рационализации управления. Так, на рубеже 70-х гг. была выдвинута новая четко сформулированная идея о том, что организация – это открытая система, которая приспосабливается к своей весьма многообраз­ной внешней и внутренней среде, и главные причины того, что происходит внут­ри организации, следует искать вне ее.

Греческое слово «systema» переводится как «целое, составленное из час­тей». В наиболее широком смысле система понимается как конкретный поря­док, связанное целое. Этот термин может обозначать:

- строгий порядок работы;

- государственную систему (форма общегосударственного устройства);

-нервную систему (части, связанные обшей функцией);

- хозяйственную систему (хозяйст­венные единицы, объединенные организационно) и т.д.

Внимание управленческой мысли сейчас приковано к таким важным вопросам международного менеджмента, как определение общих особенностей и выделение специфических универсальных форм и методов управления, наиболее эффективное выполнение функций управления в условиях разных стран, приспособление к национальной местной среде и ряд других.

 

Тема 2. Менеджмент и его развитие


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.026 с.