ПРОГРАММА производственной практики — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

ПРОГРАММА производственной практики

2017-12-22 215
ПРОГРАММА производственной практики 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ПРОГРАММА производственной практики

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

РАЗНОГО ТИПА

Бакалавров

обучающихся по направлению 050700 - «Психология»

профиль «Педагогическое образование»

 

г. Горно-Алтайск 2013 г.

 

 

I. Пояснительная записка.

Психолого-педагогическая практика является неотъемлемой частью подготовки бакалавров. Требования к организации практики определяются ФГОС ВПО. Организация производственной практик на всех этапах должна быть направлена на обеспечение непрерывности и последовательности овладения бакалаврами профессиональной деятельностью в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускника.

В ходе практики у бакалавров формируются навыки естественного поведения и общения в различных возрастных группах, умение работать с учетом индивидуально – психологических особенностей учащихся с разным уровнем обучаемости (низким, средним, высоким), специфики внутреннего мира каждого из них, и т.п. Только в этом случае, адекватно оценивая актуальное окружение ребенка, можно оказать реальную помощь в его психологическом и личностном развитии.

Производственная практика, предусмотренная государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования, осуществляется на основе договоров между университетом и предприятиями, учреждениями и организациями.

Бакалаврам дается возможность самостоятельно проводить тестирование, анкетирование, участвовать в различных коллективных и массовых воспитательных мероприятиях с помощью ученического коллектива.

Целью психологической практики в образовательных учреждениях разного типа является: закрепление, расширение, углубление теоретических знаний и приобретение практических умений, навыков и компетенций студентами в сфере профессиональной деятельности психолога; овладение студентами основными видами деятельности психолога в реальных условиях образовательных учреждений.

Задачами психологической практики в образовательных учреждениях разного типа бакалавров по направлению подготовки 050700 «Психолог» с профилем подготовки «Педагогическое образование» являются:

- познакомить с особенностями работы психолога в образовательных учреждениях разного типа;

- закрепить, расширить и углубить теоретические знания по дисциплинам профессионального цикла;

- формировать и совершенствовать практические умения и навыки планирования и организации профессиональной деятельности психолога в образовательных учреждениях разного типа;

- освоить основные методы, приемы и средства работы психолога в образовательных учреждениях разного типа и использовать их с детьми, педагогами и родителями;

- осуществлять психологическое сопровождение детей разного возраста и устанавливать сотрудничество по вопросам их обучения, воспитания и развития в семье и в образовательных учреждениях разного типа;

- способствовать приобретению опыта научно-исследовательской деятельности, формированию профессиональной позиции психолога.

Требования к уровню освоения содержания практики

После прохождения практики студент дол­жен

знать:

- содержание и основные направления работы общеобразовательных учреждений, перечень нормативно-правовой доку­ментации, проблемы становления этих учреждений и раз­вития их на современном этапе;

- содержание и технологии деятельности основных структурных подразделений и психологической службы общеобразовательных учреждений;

- должностные обязанности сотрудни­ков учреждения: директора, заместителей директора по учебной, воспитательной, научно-методической, социально-правовой работе, руководителей и основных сотрудников служб и подразделений общеобразовательного учреждения;

- теоретические основы психологических дисциплин, а также методов, приемов и средств обучения, воспитания и развития детей различного возраста;

уметь:

- применять знания по теоретическим курсам для проведения психологического (диагностического) обследования учащихся с использованием стандартизированного инструментария, включая первичную обработку результатов;

- проводить коррекционно-развивающие занятия по рекомендованным методикам с учащимися и определять наиболее эффективные способы работы;

- разрабатывать конкретные рекомендации для учащихся с целью дальнейшей оптимизации существующих организационных форм, методов и средств обучения, воспитания и режима жизнедеятельности в образовательных учреждениях разного типа;

- эффективно взаимодействовать и сотрудничать с педагогами и родителями для успешного обучения, воспитания и развития учащихся;

владеть:

- навыками использования учебных электронных изданий и ресурсов сети Интернет;

- осознанием личностной и социальной значимости профессии, наличие мотивации к успешной профессиональной деятельности психолога и готовность к выполнению профессиональных обязанностей и профессиональной рефлексии.

II. Место психологической практики в образовательных учреждениях разного типа в структуре ООП ВПО

Психологическая практика в образовательных учреждениях разного типа является обязательным видом учебной работы бакалавра, входит в раздел «Б.5. Учебная и производственная практики» ФГОС ВПО по направлению подготовки 050700 «Педагогическое образование».

Психологической практике в образовательных учреждениях разного типа предшествует изучение дисциплин гуманитарного и социально-экономического цикла (история, философия, русский язык и культура речи и др.); естественно-научного цикла(анатомия и возрастная физиология, математика и др.); профессионального цикла (общая, экспериментальная психология, теория обучения и воспитания, психология развития, методы психолого-педагогических исследований, психолого-педагогическая диагностика, предусматривающих лекционные, семинарские и практические занятия. Психологическая практика в образовательных учреждениях разного типа является логическим завершением изучения данных дисциплин.

Требования к входным знаниям, умениям и готовностям студентов, приобретенным в результате освоения предшествующих частей ООП, и необходимые при освоении психологической практики в образовательных учреждениях разного типа:

- знание теоретических основ психологических дисциплин, а также методов, приемов и средств обучения, воспитания и развития детей различного возраста;

- умение применять знания по теоретическим курсам для проведения психологического (диагностического) обследования учащихся с использованием стандартизированного инструментария, включая первичную обработку результатов;

- умение проводить коррекционно-развивающие занятия по рекомендованным методикам с учащимися и определять наиболее эффективные способы работы;

- умение разрабатывать конкретные рекомендации для учащихся с целью дальнейшей оптимизации существующих организационных форм, методов и средств обучения, воспитания и режима жизнедеятельности в образовательных учреждениях разного типа;

- умение эффективно взаимодействовать и сотрудничать с педагогами и родителями для успешного обучения, воспитания и развития учащихся;

- владение навыками использования учебных электронных изданий и ресурсов сети Интернет;

- осознание личностной и социальной значимости профессии, наличие мотивации к успешной профессиональной деятельности психолога и готовность к выполнению профессиональных обязанностей и профессиональной рефлексии.

Практика проводится с отрывом от аудиторных занятий.

Прохождение психологической практики в образовательных учреждениях разного типа является необходимой основой для подготовки к государственной итоговой аттестации в форме государственного экзамена. На государственном экзамене студент должен показать не только знание теоретических основ изученных дисциплин, но и готовность применять полученные знания в дальнейшей практической деятельности.

III. Содержание практики

Деятельность студентов в ходе практики должна включать основные виды деятельности практического психолога: психологическое просвещение, психологическую профилактику, психологическую диагностику, индивидуальное и групповое консультирование, и коррекционную работу.

В ходе производственной практики студенты учатся:

-определять проблемы организации или учреждения, которые могут быть решены с участием психолога;

- планировать работу психолога в организации;

- осуществлять различные виды деятельности практического психолога;

- взаимодействовать с руководством и коллективом организации;

- осуществлять, реализовывать индивидуальный подход;

- наблюдать, анализировать, оценивать деятельность по достигнутым результатам, выделяя положительные аспекты проделанной работы, трудности и пути их преодоления;

- осуществлять самоанализ и коррекцию профессиональной деятельности.

В ходе производственной практики у студентов должны быть сформированы следующие умения:

- умение выделять психологические проблемы и планировать систему работы над проблемой;

- умение адекватно подбирать диагностические методики и корректно осуществлять психодиагностику;

- умение популяризовать психологические знания, проводить практические занятия;

- умение проводить психологическую консультацию и психологический тренинг;

- умение устанавливать правильный стиль отношений;

- умение анализировать получаемую информацию и делать выводы с прогнозом на развитие и коррекцию.

 

4. Общая трудоемкость психологической практики в образовательных

учреждениях разного типа

 

№ п/п Разделы (этапы) практики Недели    
Формы контроля  
  Организационно-подготовительный этап: установочная конференция: ознакомление с задачами и содержанием практики, организационные вопросы; знакомство и наблюдение за диагностической, коррекционно-развивающей, консультативной работой психолога в образовательном учреждении; подготовка к собственной практической деятельности   Участие в конференции; проверка дневника практики с индивидуальным планом  
  Практический этап: индивидуальное диагностическое обследование личности школьника; групповое диагностическое обследование; проведение индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей работы; проведение консультативной беседы с учителями и родителями 2-4 Проверка дневника практики, протоколов и выводов по результатам обследования, конспектов коррекционно-развивающих занятий, конспектов бесед  
  Аналитический: оформление психолого-педагогической характеристики ученика и детского коллектива; анализ и самоанализ деятельности, подготовка и оформление отчета и выводов по практике   Проверка дневника, проверка психолого-педагогической характеристики ученика и детского коллектива; отчеты по практике.  

 

Содержание производственной практики: с указанием видов работ,

формируемых умений и навыков.

 

Содержание деятельности бакалавра -практиканта Документы, предоставляемые к отчету  
1.Участие в психолого-педагогической деятельности образовательного учреждения.   - Педагогический дневник (ежедневный план, описание и анализ выполненной работы)  
2.Организация и проведение психолого-педагогической диагностики личности трех учеников и группы детей или участие в комплексном психолого-педагогическом обследовании в соответствии с планом работы школьного психолога. 1) Подготовка и проведение психодиагностической беседы с тремя учащимися, направленной на выявление индивидуально-психологических особенностей. 2) Анализ продуктов деятельности трёх учащихся (тетради, рисунки) для составления психологического портрета. 3) Разработка и проведение анкеты, направленной на выявление индивидуально-психологических особенностей учащихся. 4) личности трёх учащихся, представленных психологом. 5) Составление индивидуально-психологических портретов трёх учащихся по данным использованных методик. - Комплекс методик, обработанные результаты диагностического обследования с учетом специфики учреждения (диагностирование личности учеников и класса)   Представление в дневнике трёх индивидуально-психологических портретов учащихся
3. Освоение приёмов проведения психолого-педагогического анализа урока и анализа стиля педагогической деятельности учителя: 1) Посещение четырёх уроков одного учителя (у трёх учителей). 2) Наблюдение за педагогической деятельностью учителя, беседы с учителем. (Схема наблюдений Фландерса, И. В. Зимней). 3) Осуществление предварительного, текущего и ретроспективного анализа пяти уроков.   Представление описания стилей пед. деятельности четырех учителей.   Представление психолого-педагогического анализа четырех уроков
4.Организация и проведение «Недели психологии» Разработка «Недели психологии»
5. Посещение и анализ психологических мероприятий других студентов-практикантов Анализ посещенных психологических мероприятий
7. Разработка тематики лекции или семинара или тренинга для родителей курируемого класса с целью повышения их психолого-педагогической грамотности и разрешения проблем в семье. - Разработанная тематика лекции или семинара или тренинга для родителей и их апробация на родительском собрании.
8. Применение метода наблюдения для исследования психических особенностей учащихся.   - анализ полученного материала методом наблюдения; - запись хода наблюдения поведения ученика;  
9. Работа по плану психолога. Ознакомление с профессиональной деятельностью психолога, оформлением и работой кабинета психологии.   - индивидуальный план работы за период практики;  
10.Проведение 1–2 занятий по психологии с учащимися.   - конспекты проводимых занятий по психологии;  
11. Профориентационная деятельность   - первичные карты профконсультации на всех учеников класса.
12.Проведение 1 внеклассного мероприятия   - разработка мероприятия
12. Обобщение полученных на практике результатов. - личный дневник педпрактики; - отчет о педагогической практике.    

6. Содержание разделов дисциплины

 

Раздел 1. Знакомство с содержанием и направлением деятельности образовательного учреждения.

Содержание деятельности.

Знакомство с содержанием и основными направлениями работы общеобразовательных учреждений, нормативно-правовой доку­ментацией, проблемами становления этих учреждений и раз­вития их на современном этапе.

2. Знакомство с особенностями организации, структуры, особенностями функциониро­вания и опытом деятельности государственных общеобразовательных учреждений.

3. Знакомство с содержанием и технологиями деятельности основных структурных подразделений (УМС, УМО и пр.) и служб (психологической, медико-гигиенической и пр.) общеобразовательных учреждений.

Знакомство с должностными обязанностями сотрудни­ков учреждения: директора, заместителей директора по учебной, воспитательной, научно-методической, социально-правовой работе, руководителей и основных сотрудников служб и подразделений общеобразовательного учреждения.

Содержание отчета.

1. Организационная структура образовательного учреждения, характеристика её отдельных элементов.

2. Характеристика основных направлений работы ОУ.

3. Характеристика видов деятельности сотрудников ОУ.

4. Перечень нормативно-правовой документации ОУ.

Перечень основных проблем и перспектив развития ОУ.

Содержание деятельности.

1. Организация и проведение наблюдений за поведением трёх учащихся на уроках, переменах, во внеурочной деятельности. (Схема наблюдений Фландерса, И. В. Зимней)

2. Подготовка и проведение психодиагностической беседы с тремя учащимися, направленной на выявление индивидуально-психологических особенностей.

3. Анализ продуктов деятельности трёх учащихся (тетради, рисунки) для составления психологического портрета.

4. Разработка анкеты, направленной на выявление индивидуально-психологических особенностей учащихся; анкетирование учащихся.

5. Изучение данных психодиагностического исследования личности трёх учащихся, представленных психологом.

Составление индивидуально-психологических портретов трёх учащихся на основе данных, полученных в результате исследования.

Содержание отчета.

Индивидуально-психологические портреты трех учащихся.

Содержание деятельности.

1. Посещение 12 уроков у трех учителей (по четыре урока у каждого учителя)

2. Наблюдение за педагогической деятельностью учителя на уроке, беседы с учителем. (схема наблюдений Фландерса, И. В. Зимней)

Анализ пяти уроков (предварительный, текущий, ретроспективный)

Содержание отчета.

1. Описание стилей педагогической деятельности трёх учителей.

2. Психолого-педагогический анализ пяти уроков.

Содержание деятельности.

1. Индивидуальные выступления студентов на итоговой конференции.

2. Обсуждение итогов практики в школе.

3. Совместная разработка предложений по совершенствованию содержания и организации практики.

Содержание отчета.

Представление отчетной документации, включающей:

1. Письменный отчет студента о выполненной работе согласно индивидуальному плану прохождения практики;

2. Дневника практики;

3. Учетной карточки студента;

4. Характеристику студента с места прохождения практики.

7.Учебно – методическое обеспечение дисциплины

7.1. Рекомендуемая литература:

а) основная литература:

1. Зимняя, И. А. Педагогическая психология: учебник для вузов / И. А. Зимняя. – Изд. 2-е, доп., испр. и пер. – М.: Логос, 2007. - 382 с.

б) дополнительная литература:

1. Бадмаев, Б.Ц. Методика преподавания психологии / Б.Ц. Бадмаев. - М.: Владос, 2004.

2. Герасимова, В.С. Методика преподавания психологии. Курс лекций / В.С. Герасимова. – М.: Ось-89, 2007.

3. Карандашев, В.Н. Методика преподавания психологии / В.Н. Карандашев. – СПб.: Питер, 2007.

4. Кульневич, С. В. Анализ современного урока: Практическое пособие для учителей, методистов, классных руководителей, студентов педагогических учебных заведений, слушателей ИПК / С. В. Кульневич, Т. П. Лакоценина. – Ростов-на-Дону: Учитель, 2003.

5. Педагогическая психология: Учебное пособие / Е. В. Алексеева, П.. Виноградов, О. Б. Долгинова и др.; под ред. А. В. Орлова, П. Н. Виноградова. – СПБ.: Издательство РГПУ, 2004.

6. Преподавание психологи в школе. III-XI классы. Учебнo-метoдическoе пoсoбие / под ред. Дубровиной И.В. – М.: МПСИ, 2007.

7. Психологические задания к педагогической практике студентов: Пособие для преподавателей вузов / А. Э. Штейнмец [и др.]; под ред. А. Э. Штейнмеца. – М.: ВЛАДОС, 2002.

8. Психологические основы педагогической практики студентов: Учебное пособие для педагогических вузов / под ред. А. С. Чернышева. – М.: Педагогическое общество России, 2000.

9. Самоукина, Н.В. Практическая психология в школе: лекции, консультации, тренинги / Н.В. Самоукина. - М., 1997.

10. Фопель, К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. Практическое пособие для педагогов и школьных психологов. 4 части / К Фопель. - М.: Генезис, 2000

11. Цукерман, Г.А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов / Г.А. Цукерман. - Москва-Рига, 1995.

8. Методические рекомендации по организации и проведению практики

8.1. Методические рекомендации преподавателю

Организация условий практики: договоренность с учреждениями, ознакомление с содержанием практики руководителей в учреждениях и студентов, проведение установочной и итоговой конференции. Контроль за выполнением заданий.

Производственная практика проводится в 8семестре в течение 5 недель.

Перед началом практики курсовой руководитель, деканат факультета совместно с соответствующими кафедрами проводят установочную конференцию, на которой бакалаврам определяют цель, задачи, содержание и порядок прохождения практики. По завершении практики проводятся заключительные мероприятия, посвященные анализу ее итогов. Формы подведения итогов могут быть разные: конференции, круглые столы, творческие мастерские, индивидуальная защита и т.п.

Согласно Трудовому кодексу РФ, продолжительность рабочего дня при прохождении практики в организациях для бакалавров в возрасте от 16 до 18 лет не более 36 часов в неделю (ст. 43 Трудового кодекса РФ), в возрасте от 18 и старше не более 40 часов в неделю (ст. 42 Трудового кодекса РФ).

Ежедневно студенты проводят по месту прохождения практики не менее 4 часов (с 9.00 до 13.00). Два часа в день отводятся на методическую работу, место проведения которой студент выбирает самостоятельно.

Во время прохождения практики помимо центральной ее задачи, студент выполняет обязанности психолога.

Базой прохождения практики являются образовательные учреждения различного профиля, которые могут обеспечить оптимальные условия для работы студентов-психологов, и имеют штатного психолога с высшим психологическим образованием.

Руководство практикой осуществляется преподавателями кафедры психологии личности.

С момента выхода бакалавров на практику в образовательные учреждения (организации), на них распространяются действующие в учреждении (организации) правила охраны труда и правила внутреннего распорядка, с которыми они должны быть ознакомлены на установочной конференции.

Для руководства практикой бакалавров в образовательных учреждениях назначается руководитель практики от высшего учебного заведения и от организации.

Продолжительность рабочего дня методиста, руководителя практики зависит от фактически затраченного количества часов, но не превышает 6 часов в день

Контроль и критерии оценки

Контроль за деятельностью практиканта осуществляют методисты по психологии. Оцениваются:

1. Организация практикантом своей работы (невозможность своевременно представить соответствующий отчетный документ может служить основанием для снижения оценки).

2. Качество подготовки и проведения мероприятия. В силу специфики работы практического психолога методист не всегда имеет возможность лично посетить проводимое студентами мероприятие. Поэтому критерием для оценки могут служить предоставленные практикантом программы, а так же отзывы клиентов:

1). Качество анализа проделанной в ходе практики работы.

2). Качество оказания помощи при проведении исследования и при работе над решением проблемы непосредственно в учреждении (по мере необходимости).

3). Систематический контроль за работой студентов, периодическая проверка документации и оказание помощи в ее оформлении.

4). Проверка отчетов по практике, предоставление документации.

5). Выставление окончательной оценки за практику, подготовка заключительной конференции.
Критерии оценок за прохождение психолого-педагогической практики

«ОТЛИЧНО» ставится бакалавру, который выполнил в срок и на высоком уровне весь объем работы требуемый программой практики того или иного курса, обнаружил умение правильно определять и эффективно осуществлять основную учебно-воспитательную задачу с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся (воспитанников, студентов); проявил в работе самостоятельность, творческий подход, педагогический такт, педагогическую культуру.

«ХОРОШО» ставится бакалавру, который полностью выполнил намеченную на период практики работу, обнаружил умение определять основные учебно-воспитательные задачи и способы их решения; проявил инициативу в работе, но при этом не проявил творческого подхода к работе.

«УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬВО» ставится бакалавру, который выполнил работу, но не проявил глубокого знания психолого-педагогической теории и умения применять ее на практике, допускал ошибки в планировании и проведении учебно-воспитательной работы; не учитывал в достаточной степени возрастные и индивидуальные особенности детей.

«НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» ставится бакалавру, который не выполнил намеченную учебную и внеурочную воспитательную работу; обнаружил слабое знание психолого-педагогической теории, неумение применять ее для реализации воспитательных задач; не установил правильные взаимоотношения с учащимися и не организовал педагогически целесообразную деятельность детей.

Итоговая оценка по педагогической практике учитывает эффективность проведенной бакалавром деятельности, участие в методической работе учреждения, общественную активность бакалавра, трудовую дисциплину, его отношение к педагогической профессии, к детям, к школе, качество отчетной документации.

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

Приложение 1.

Правила оформления отчета по психодиагностике

 

Письменный отчет по психодиагностике включает:

1. Программу психодиагностического обследования, содержащую название темы выполненной психодиагностической работы, цели и задачи, психодиагностическую гипотезу, описание комплекса диагностического средств (включая карту наблюдений и перечень вопросов к беседе).

2. Оригиналы протоколов обследования

3. Сводные таблицы результатов обследования с их описанием и их интерпретацией

4. Психологические заключения (форма и количество заключений уточняется с руководителем практики)

5. Отчет о консультации по результатам психодиагностического обследования с указанием адресата консультации

6. Самоотчет (дневник практики).

Задания по психодиагностике

1. Провести предварительную беседу с заказчиком с целью «распакетирования» психодиагностической проблемы.

2. Сформулировать психодиагностическую гипотезу.

3. Подобрать комплекс диагностических средств, позволяющих максимально адекватно реализовывать цели и задачи диагностического обследования.

4. Составить программу психодиагностического обследования.

5. Провести психодиагностическое обследование.

6. Обработать и проинтерпретировать эмпирический материал, полученный в ходе диагностического обследования.

7. Составить психодиагностические заключения.

8. Провести консультацию по результатам обследования.

Приложение 2

Методики исследования

Исследования

Цель: Выработать у студентов навык анализа продуктов деятельности учащихся с целью изучения их психологических особенностей.

Методические указания к заданию

К продуктам деятельности относятся предметные или знаковые результаты умственной или физической активности учащихся. Построенные в мастерской или дома модели механизмов, нарисованные картинки или составленные диаграммы, написанные сочинения или письма, дневник, состояние учебников, ведение школьного дневника и учебных тетрадей – все это продукты деятельности. В продукты деятельности «вкладываются», а следовательно в них отражаются особенности мышления, воображения, умения и навыки, черты характера. Точных критериев анализа многообразных продуктов деятельности учащихся разных возрастов нет. Критерии подвижны и относительны.

Программа анализа дневника, тетрадей, учебников.

Внешний вид дневника, учебников, тетрадей: есть или нет суперобложки, чернильные помарки, посторонние (не относящиеся к содержанию предмета) рисунки, выпадение страниц, загнутость углов страниц, «дорисовка», «разукрашивание» фотографий, рисунков в учебниках.

Регулярность записей расписания и домашнего задания в дневнике. Записи учителей и классного руководителя о поведении ученика на уроке, перемене. Вызов родителей в школу. Успеваемость ученика, отметки, сроки исправления неудовлетворительных отметок. Четвертные отметки, подписи родителей.

Ведение тетрадей: аккуратность (небрежность), системность (бессистемность) записей, грамотность, почерк.

Вывод на основе изучения дневника, тетрадей и учебника.

Приложение 3

2. Стилевые особенности поведения учителя в общении на уроке (по А. А.Леонтьеву)

 

Отрицательное                 Положительное
  Просто называет тему, не пытается заинтересовать учеников.                 Заинтересовывает, умело разъясняя тему, определяя цели  
  Не следит за ходом обсуждения, допускает многословие, отклонение от темы                 Не допускает многословия и отклонения от темы  
  Не умеет прерывать повторения                 Пресекает общее повторение уже сказанного  
  Не подводит частичных итогов в ходе урока                 Каждый этап урока завершает выводом  
  Неполно подводит заключительный итог, не сравнивает его с поставленной целью (итог отсутствует)                 Подводит заключительный итог, сравнивая его с поставленной целью  
  Слишком рано прерывает, не умеет внимательно слушать                 Умеет внимательно слушать, не прерывая преждевременно  
  Недостаточно активизирует пассивных учеников                 Активизирует пассивных учеников  
  Не умеет предупреждать и разрешать конфликты                 Умеет предупредить и разрешить конфликт  
  Не вовлекает всех учеников в общение                 Вовлекает в общение всех учеников  
  Не умеет создавать деловую атмосферу                 Может обеспечить деловую обстановку  
  Много говорит сам, мало спрашивает и слушает                 Выясняет мнения, сам говорит мало, но по существу  
  Грубый, бестактный, невежливый                 Вежливый, корректный, деликатный  

ИНСТРУКЦИЯ:

бланк заполняется при посещении уроков у одного учителя; цифры 1,2,3,4,5,6,7, 8 в бланке обозначают номер урока; оценки для каждой характеристики общения выставляют по вертикали (от 1 до 7 баллов); 0 баллов ставится в том случае, если качество не может наблюдаться объективно (например, качество слушания на контрольном уроке, при написании диктанта); если качество оценивается отрицательно, ставятся оценки от 1 до 3 баллов, положительно – от 5 до 7 баллов; в последней колонке подсчитывается среднее арифметическое по каждой из 12 характеристик отдельно (сложить все 7 баллов и разделить на 7); если представленное количество не может наблюдаться, то оно не оценивается (0 баллов); в этом случае среднее арифметическое высчитывается, исходя из имеющихся оценок; в п. 8 высокие оценки ставятся при отсутствии конфликтов.

Содержание наблюдений на уроках

0 урок (пробный) – наблюдаются все ниже перечисленные характеристики, наблюдения записываются в графу «Примечание».

1 урок – общая характеристика стилей, темперамент учителя. Для описания студент может воспользоваться любой классификацией.

В случае, если стиль общения определяется как либеральный, демократический, авторитарный, для наблюдений и анализа можно использовать следующие рекомендации.

Демократический стиль.

Наблюдается: побуждение к совместной деятельности, разделение ответственности «делегирование полномочий», уважение к говорящему, организация диалога, В речи – преобладание местоимений МЫ, конструкций «Давайте вместе…», «Кто считает иначе…», «Как вы считаете» и т. д.

Авторитарный стиль.

Наблюдается: повелительная интонация, монолог, стремление к единоличной ответственности. В речи – местоимение Я, конструкции «Я считаю». «Слушать!», «Пишите!».

Либеральный стиль.

Преобладание призывов, просьб, сокращение дистанции в общении с учениками – заигрывание, попытки утвердиться за счет других, демонстрация тождественности с учениками, ответственность перекладывается на учеников, встречаются нарушения педагогической этики. В речи – использование молодежного сленга.

Непоследовательный стиль.

Сочетает характеристики всех стилей, как правило, не подчинено определенной цели, смена стилей происходит стихийно, ситуативно.

Возможно сочетание разных стилей: авторитарно-демократический, либерально-демократический, Можно наблюдать умелое использование и смену стилей учителем в зависимости от обстоятельств для решения воспитательных и дидактических задач.

Приложение 4

Коллектива

1. Общие сведения о классном коллективе и история его формирования (количество учащихся, его поло-возрастной состав, наличие второгодников и новичков, смена классных воспитателей и т.д.).

2. Организация и руководство классного коллектива:

- Организующее ядро класса, его состав, характеристика активов (их инициативность, самостоятельность, настойчивость требовательность к себе и другим, авторитет среди товарищей и на чем он основан, организаторские способности, забота о товарищах, отношение к общественному мнению);

- Наличие в коллективе неофициальных «лидеров», характер их влияния на класс, причины этого влияния, отношения класса к «лидерам», наличие «отверженных», возможные пути отношения к ним товарищей;

- Взаимоотношения внутри коллектива (степень его сплоченности, наличие группировок их внутренняя основа и степень заинтересованности в общих делах класса; проявление взаимной требовательности, дружеской заботы, взаимопомощи и уважения; роль критики в коллективе, особенности взаимоотношений между мальчиками и девочками; проявления товарищества и дружбы в коллективе, их внутренняя основа; «эмоциональное благополучие» отдельных членов коллектива;

- Личность классного воспитателя, его роль в становлении и развитии классного коллектива (образованность, общая культура, организаторские способности, знание психологии учащихся их интересов и т.д.), отношение коллектива к классному воспитателю, его авторитет среди учащихся.

3. Содержание и характер коллективной деятельности:

- учебная деятельность, общая характеристика успеваемости и учебной ди


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.132 с.