Тема: Сложение и вычитание чисел в пределах 10 — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Тема: Сложение и вычитание чисел в пределах 10

2017-12-22 631
Тема: Сложение и вычитание чисел в пределах 10 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

План:

1. Методика изучения конкретного смысла действий сложения и вычитания.

2. Характеристика знаний по нумерации, используемых учащимися при изучении данной темы.

3. Методика формирования вычислительного навыка.

4. Методика изучения табличных случаев.

5. Методика изучения приемов сложения и вычитания в пределах 10:

а) ±1;

б) ± 2, 3, 4;

в) + 5, 6, 7, 8, 9;

г) - 5, 6, 7, 8, 9.

6. Работа с наглядными пособиями к изучению состава чисел.

7. Дидактические игры на закрепление теоретических навыков.

Рекомендательная литература

1. Моро М.И. Усилить внимание к формированию вычислительных навыков // Начальная школа. – 1984. - №7. – С. 34.

2. Истомина Н.Б., Шмырева Г.Г. Формирование навыков сложения и вычитания в пределах 10 // Начальная школа. – 1987. - №10. – С. 36-37.

3. Романова В.А. Работа над составом чисел // Начальная школа. – 1991. - №9. – С. 36-37.

4. Никитина Л.В. Как я учу шестилеток // Начальная школа. – 1987. - №9. – С. 48-50.

5. Попов В.К. Игра помогает учиться // Начальная школа. – 1987. - №2. – С. 39-40.

6. Моисеев О.И. Формирование приемов самоконтроля у первоклассников - шестилеток // Начальная школа. – 1987. - № 10. – С. 33-34.

Основные цели изучения сложения и вычитания в 1 классе

 

К концу 1 класса ребенок должен понимать конкретный смысл действий сложения и вычитания, до автоматизма знать таблицу сложения чисел в пределах десяти и соответствующие случаи вычитания. Однако достижение этих конечных результатов опирается на последовательное освоение конкретных вычислительных приемов, которые расположены в порядке возрастания степени трудности. В логике развертывания данной темы можно выделить следующие этапы: 1) прибавление к числу единицы и вычитание из числа единицы; 2) прибавление и вычитание чисел 2, 3, 4 (с использованием приема «по частям»); 3) изучение переместительного свойства сложения; 4) сложение чисел вида ð + 5, ð + 6, ð + 7, ð + 8, ð + 9; 5) вычитание чисел вида ð - 5, ð - 6, ð – 7, ð - 8, ð - 9; 6) составление таблиц сложения и вычитания в пределах десяти и их запоминание. В ходе данной темы дети учатся писать цифры. Необходимой предпосылкой для этого является хорошее развития у ребенка мелких мышц пальчиков, координации движений. Их развитию способствуют такие упражнения, как лепка, шитье, раскрашивание, штриховка и др. Опишем методику работы над этими вопросами более подробно.

 

Прибавление к числу единицы и вычитание

из числа единицы

 

В основе данного приема лежит хорошее владение ребенком счетом в пределах десяти в прямом и обратном порядке и знание соотношений между соседними числами. Этот материал был уже изучен в теме «Числа от 1 до 10». Поэтому прибавление к числу единицы и вычитание из числа единицы вводится с помощью следующих правил: а) чтобы прибавить к числу 1 нужно назвать следующее за ним число; б) чтобы вычесть из числа 1 нужно назвать предыдущее число. Эти случаи нужно обобщить (это удобно сделать в виде следующих таблиц) и запомнить:

1 + 1 = 2 6 + 1 = 7 2 + 1 = 3 7 + 1 = 8 3 + 1 = 4 8 + 1 = 9 4 + 1 = 5 9 + 1 = 10 5 + 1 = 6   2 – 1 = 1 7 – 1 = 6 3 – 1 =2 8 – 1 = 7 4 – 1 = 3 9 – 1 = 8 5 – 1 = 4 10 – 1 = 9 6 – 1 = 5

Сложение и вычитание в случаях вида ð ± 2, ð ± 3, ð ± 4

 

В основе решения всех примеров данного вида лежит прием, который называется «прибавление и вычитание по частям». Суть этого приема состоит в том, что второй компонент действия (числа 2, 3 или 4) дробится на более мелкие части и действия производятся последовательно с каждой частью. Покажем это на следующих примерах:

5 + 2 =   7 – 2 =   6 + 3 =   8 – 3 =   5 + 4 =   9 – 4 =
5+1+1   7-1-1   6+2+1   8–2-1   5+2+2   9–2–2

Приступая к изучению данного приема, необходимо повторить состав чисел 2, 3 и 4 из различных слагаемых. На начальном этапе освоения приема каждый пример желательно иллюстрировать наглядным материалом и сопровождать его выполнение предметными действиями (например, со счетными палочками). Приведем образец числовой записи, облегчающей восприятие приема сложения и вычитания «по частям»:

 

Сложение чисел вида ð + 5, ð + 6, ð + 7, ð + 8, ð + 9

 

Этот случай в себя включает выражения, в которых второе слагаемое больше или равно пяти, например: 3 + 6; 2 + 7; 1 + 8. в этом случае первое слагаемое будет меньше пяти, т.к. действия осуществляются в пределах десяти. Это позволяет поменять слагаемые местами и использовать уже известный ребенку прием прибавления и вычитания «по частям»:

3 + 6 =?
6 + 3 = 9

Таким образом, в основе сложения чисел вида ð + 5, ð + 6, ð + 7, ð + 8, ð + 9 лежит переместительное свойство сложения, с которым необходимо предварительно познакомиться.

 

Вычитание чисел вида ð - 5, ð - 6, ð - 7, ð - 8, ð - 9

 

Этот случай в себя включает выражения, в которых вычитаемое больше или равно пяти, например: 9 – 5; 8 – 6 и т.д. нахождение результатов в таких выражениях опирается на хорошее знание состава чисел первого десятка. Например, при вычислении значения выражения 9 – 6 = ребенок рассуждает следующим образом: «Девять – это шесть и три. Если из девяти вычтем шесть, то останется три». Эти рассуждения сопровождаются записью:

9 - 6 =
9 = 6 + 3

На первых этапах желательно, чтобы ребенок вслух комментировал решение таких примеров. Постепенно можно перейти к комментированию «про себя». При этом необходимость в записи «примера-помощника» (9 = 6 + 3) отпадает.

Проверочные задания по теме «Сложение и вычитание»

1. Найди значения выражений:

а) 6 + 4 = 3 – 2 = 3 + 6 =

9 – 7 = 2 + 8 = 10 – 8 =

3 + 5 = 8 – 5 = 6 + 1 =

6 – 3 = 3 + 7 = 3 – 3 =

10 – 4 = 9 + 1 = 6 – 2 =

2 + 8 = 9 – 3 = 5 + 4 =

1 – 0 = 4 + 5 = 6 – 0 =

1 + 0 = 8 – 5 = 4 + 4 =

2 + 3 = 9 – 6 = 7 + 2 =

10 – 9 = 4 + 0 = 9 – 0 =

8 + 0 = 7 – 6 = 4 + 4 =

9 – 4 = 9 + 1 = 7 – 6 =

б) 10 + 5 = 10 + 7 = 10+ 9 =

10 + 10 =

16 – 6 = 19 – 9 = 12 – 2 =

18 – 8 = 15 – 10 = 13 – 10 =

17 – 10 = 20 – 10 =

2. Вставь в окошко нужное число:

6 + 4 +ð = 13; 12 – 2 - ð = 6;

3 + ð + 7 = 17; 17 - ð - 8 = 2.

 

 


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.