Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Топ:
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Интересное:
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Дисциплины:
2017-12-21 | 304 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
1. Содержание понятия «Организационная структура» и ее элементы
Структура – это внутренняя форма системы. Познать структуру – значит понять законы и закономерности связей между элементами системы.
Организационная структура, это состав, взаимосвязи, соподчиненность совокупности организационных подразделений аппарата управления, выполняющих различные функции менеджмента.
Организационные структуры управления появились еще до нашей эры и представляют собой форму разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой происходит процесс управления, направленный на достижение целей организации.
Система управления представляет собой состав и комбинацию различных звеньев управления, связанных между собой по функциям и полномочиям.
Элементами организационной структуры управления являются:
1.Звенья аппарата управления:
§ самостоятельные структурные подразделения – административно обособленное звено управления, где группа специалистов связана определенными отношениями и выполняет одну или несколько функций менеджмента;
§ органы управления - звено аппарата управления, которое необязательно обособлено административно, где группа специалистов связано определенными отношениями и которые выполняют определенные функции менеджмента;
§ управленческие работники – специалисты, выполняющие одну или несколько функций менеджмента и занимающие определенную должность.
В качестве звена выступают должность, отдел, служба, подразделение, лаборатория и т.п.
Звенья в системе управления отличаются: функциями, полномочиями, величиной, назначением, степенью специализации, информационным насыщением, динамикой взаимодействия.
|
2. Уровни или ступени управления. Ступень управления представляет собой совокупность звеньев на определенном уровне иерархии управления, которая указывает на соподчиненность вышестоящих звеньев нижестоящим звеньям управления с верху донизу организационной структуры.
ОСУ предприятием, которая имеет два или три уровня управления, называется плоской, а четыре и более уровней – многоступенчатой.
3. Связи между элементами управлении. Связи могут быть горизонтальные и вертикальные.
Организационная структура управления характеризуется наличием связей между ее элементами:
§ горизонтальные связи – это координационные связи, которые носят характер согласования и являются, как правило, одноуровневыми;
§ вертикальные связи – это субординационные связи, т.е. подчинения между звеньями разных уровней управления, они бывают линейными и функциональными.
Линейные связи устанавливают отношения руководства – подчинения между выше- и нижестоящими звеньями аппарата управления по всем вопросам управления.
Функциональные связи – это связи между звеньями аппарата управления в рамках определенного вида управленческой деятельности – функции менеджмента.
Организационные структуры управления формируются в результате выполнения функции организации и должны:
1. Устанавливать состав и соподчиненность органов управления;
2. Отражать цели и задачи организации;
3. Определять объем полномочий и ответственность менеджеров и управленческих работников;
4. Отражать горизонтальные связи в системе управления;
5. Определять уровень централизации и децентрализации в принятии и реализации управленческих решений;
6. Учитывать функциональное разделение труда;
7. Очерчивать диапазон контроля.
4. Типы иерархических организационных структур
Концепцию иерархических организационных структур управления сформировал немецкий ученый Макс Вебер. Основными типами иерархических структур управления являются линейные, функциональные, линейно-функциональные, линейно-штабные и дивизионные организационные структуры.
|
Линейная структура управления образуется в результате построения системы управления на основе вертикальных линейных связей между органами управления в виде иерархической лестницы. Руководители нижестоящего уровня подчиняются по всем вопросам управления руководителям более высокого уровня. Каждый управленческий работник подчиняется только одному руководителю и связан с более высокими уровнями управления только через непосредственного руководителя. В линейных ОСУ нет функциональных звеньев, а роводители структурных подразделений являются единоначальниками, наделены полномочиями и осуществляют единоличное руководство подчиненными работниками, реализуя все функции управления.
Линейная структура управления исторически возникла первой и ее отличает сосредоточение в руках руководителей всех функций управления.
Преимущества линейной структуры управления:
§ создает условия для реализации принципа единоначалия и единства распорядительства;
§ обеспечивает согласованность действий исполнителей в соответствии с главными целями организации;
§ четкое разграничение функций и ответственности;
§ невозможность выполнения противоречивых заданий и распоряжений;
§ четкое описание границ для осуществления контроля;
§ полная ответственность руководителя за результаты работы.
К недостаткам линейной структуры относится:
§ завышенные требования к уровню профессиональной компетентности руководителя верхнего уровня;
§ для определения действий работников нижнего уровня требуется согласование с руководителем верхнего уровня;
§ не высокая оперативность управления, - информация проходит длинный путь от руководителя верхнего уровня до исполнителя нижнего уровня.
Функциональная организационная структура управления возникла с развитием специализации, т.е. функционального разделения управленческого труда. При функциональной структуре управления за каждым отделом или руководителем закрепляются обязанности по выполнение различных функций управлений, в зависимости от вида деятельности организации и, права, давать указания каждому нижестоящему звену по всем вопросам, которые входят в их компетенцию.
|
Основные достоинства функциональной структуры управления:
§ обеспечивается компетентное решение задач управления;
§ возрастает эффективность управленческого труда;
§ повышается оперативность управления;
§ хорошая адаптация работников к работе;
§ стимулирует профессиональную специализацию сотрудников и руководителей;
§ не требует глубоких профессиональных знаний по всем направлениям управленческой деятельности.
Основные недостатки:
§ службы и отделы не ориентированы на достижение конечных целей организации, т.к. не несут за них ответственности;
§ возможно дублирование функций в управленческой деятельности;
§ нарушение единства распорядительности и ответственности за результаты работы;
§ руководители среднего свеня имеют узкую профессиональную специализацию;
§ сложность подготовки руководителей высшего уровня.
В следствие своих недостатков функциональная структура мало приемлема для крупный корпораций.
Линейно-функциональная (штабная) организационная структура управления – это современный вид структуры, в которой обеспечивается разделение труда. Линейные звенья управления осуществляют руководство, а функциональные – консультируют и оказывают помощь при подготовке соответствующих решений, программ и планов. Руководители функциональных служб не имеют права отдавать распоряжения руководителям линейных служб, а влияют на них лишь формально.
Основные преимущества:
§ более глубокая подготовка специалистов на всех уровнях управления;
§ освобождение линейных руководителей от решения специальных вопросов;
§ исключение дублирования и параллелизма в выполнении управленческих функций;
§ уменьшение потребности в специалистах широкого профиля;
§ освобождение линейных руководителей от глубокого анализа проблем.
Основные преимущества:
§ недостаточна ответственность, так как руководители функциональных служб не участвуют в реализации решений;
§ чрезмерная централизация;
§ трудности поддержания взаимосвязей между различными функциональными службами.
Дивизионные организационные структуры управления применяется в крупных компаниях и транснациональных корпорациях. Основными ее элементами являются центральный аппарат (штаб) и отделения. Дивизионные оргструктуры создаются на базе линейно-функциональных, когда часть функций от центрального аппарата передается отделениям.
|
Центральный аппарат обычно выполняет следующие функции:
§ разрабатывает и проводит политику компании;
§ разрабатывает стратегию деятельности компании;
§ осуществляет функции финансового инвестора;
§ ориентирует отделения на новые рынки сбыта;
§ оценивает результаты деятельности;
§ проводит контроллинг.
Отделение являются основным звеном в системе корпоративного управления и выполняют функции:
§ осуществляет процесс производства, маркетинга, снабжения и сбыта, подбор кадров;
§ ведет бухгалтерский учет и контроль финансовой деятельности;
§ направляет усилия на получение прибыли и несет за это ответственность.
Дивизионные организационные структуры управления могут создаваться в нескольких вариантах, наиболее распространенными из них являются: продуктовые, региональные и смешанные.
В продуктовых ОСУ применяется продуктовая департаментализация, когда признаком отделения является продукт или группа продуктов.
В региональных ОСУ используется региональная департаментализация, когда признаком отделения является регион.
Преимущества дивизионных ОСУ:
§ обеспечивают оперативное принятие решений;
§ гибко адаптируются к изменениям рыночных условий и внешней среды;
§ более ориентированы на освоение новых рынков и технологий.
Недостатки дивизионных ОСУ:
§ при расширении самостоятельности отделений повышается вероятность разных подходов с центральным аппаратом при решении управленческих задач;
§ усиливается дублирование функций на разных уровнях управления;
§ увеличивается численность управленческого персонала.
|
|
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!