Для родителей и педагогов школы — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Для родителей и педагогов школы

2017-12-21 232
Для родителей и педагогов школы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Ф.И.О. обследуемого: Букреевой Ксении
Возраст:  
Школа № Дата обращения: Домашний адрес: Класс 5 20.12.2000 г. Самарская область, Волжский район, с/х Октябрьский, ул. Степная, 8-14

 

В Самарский областной центр профориентации молодежи и психологической поддержки населения обратилась Букреева Любовь Дмитриевна (мама девочки) по поводу школьных трудностей у ребенка:

· слабой успеваемости по русскому языку и математике;

· страха при решении задач у доски;

· «молчания» при вызове учителя отвечать;

· эмоциональной неуравновешенности: равнодушие при получении плохой отметки и увеличивающаяся раздражительность при расспросах об учебных делах;

· потеря интереса к обучению;

а также сомнений по поводу предложений педагогов перевести ребенка на индивидуальное обучение (домашнее) или оставить на второй год с целью улучшения результатов обучения, создания «запаса прочности».

Для психодиагностики были использованы следующие методы:

· методика «Прогрессивные матрицы Равена»;

· проективные методики «Рисунок семьи», «Я в школе», «Несуществующее животное»;

· методы обследования учащихся 3-х классов с целью определения их готовности к обучению в 5-ом классе;

· шкала самооценки Д.Рубинштейн;

· методика «Страна Вообразилия».

 

Были получены следующие результаты при диагностике на готовность обучения в средней школе.

Ксения выполнила три вида работы:

- «слова»: давала стимульное слово, нужно было продолжить ассоциативный ряд. Выявленные результаты подтверждаются соответствующими данными об успеваемости ребенка (оценки в школе, наблюдении родителей) – слабый словарный запас, низкий языковой уровень и естественный уровень языковой грамотности. Анализ содержательной стороны значимых для 5-ти классников слов (школа, мама, учитель, задача, игра) выявил следующие результаты: Ксюша в своих ответах опиралась на внешний признак данных понятий и что говорит об эмоциональной блокировке содержательной стороны явления и бедном словарном запасе. Нами замечено, что ни один ученик, имеющий «три», не справляется легко с этим тестом.

- «счет» (сложение чисел с переключением двумя способами): это задание требует высокого уровня интеллектуального развития, проверяет устный счет, умение слушать и понимать учителя, способность ребенка удерживать в течение определенного времени материал (память и внимание), проверяет сформированность ориентации ребенка на систему требований. Для анализа результата выделяют два параметра: принятие инструкции, продуктивность.

Девочка набрала максимальное число баллов (4), что свидетельствует о ее способности быть успешной, а главное – получать удовольствие от обучения. Нами было также отмечено ее способность организовывать контроль – умение анализировать самостоятельно сделанное, находить недочеты, исправлять, что говорит о формировании произвольного внимания. В сравнении двух предложенных методик позволяет предположить о преобладании математических способностей над гуманитарными у девочки а также, что у ребенка существует явное эмоциональное принятие через личность учителя. Поэтому, учитывая эту особенность, рекомендуем в индивидуальных занятиях найти психологические моменты к расположению ученика (положительные подкрепления, качественная оценка работы или даже части ее).

- «анкета» (ориентирована на выявление личностных аспектов развития). Анализируя ответы, мы обратили внимание на снижение познавательного интереса. Социальная потребность (стать ученицей) в основном удовлетворена, но познавательный мотив остается неудовлетворенным. За пробуждение этого мотива ответственны родители и учителя. О неразвитой познавательной потребности говорят следующие ответы девочки: «Хочу в третий класс», «Я чаще учусь плохо», «Любимый день недели суббота». Негативная эмоциональная окраска в отношении школы уже присутствует во внутреннем мире девочки. Важна индивидуальная работа, коррекция, которую, на наш взгляд стоит строить на том, что больше нравится – это математика. Необходимо разбудить познавательную потребность хотя бы в этом отдельном предмете. Так же Ксюша отмечает свой интерес к рисованию, лепке. Здесь очень велика роль учителей – предметников.

Данные этих трех видов работ говорят о низком словесном интеллекте и высоком техническом, несформированной познавательной потребности (но такова проблема каждого третьего ребенка в школе). Исходя из неоднородности результатов (высокие и низкие показатели рядом), мы не рекомендуем относить данного ребенка к группе риска (задержка интеллектуального развития, ЗПР), требуется коррекция в рамках школы. У ребенка нет «повреждений» в сфере общения (контактна, работоспособна, внимательна); наблюдаемая же родителями, учителями форма поведения говорят о переживаемом ребенком внутреннем конфликте неуспеха, поиске самозащиты, уменьшение чувствительности к неприятному – «привыкание к двойке», повышенной тревожности и неадекватной самооценки. Для Ксюши новое должно вводится в игровой форме посильными заданиями, рассчитанными на ее успешность, а затем должно идти усложнение познавательного материала с учетом ее уровня развития. то и приведет к развитию познавательного интереса, а потом и желанию учиться.

Методика «Страна Вообразилия» также направлена на выявление уровня личностных потребностей (в том числе и познавательных). «Желание побыстрее отучиться» характеризует учебную деятельность как не приносящую девочке радости познания, успеха, а скорее носящий характер вынужденного времяпрепровождения, окрашенного явно не в светлые краски. Но при этом большинство заданных ей вопросов носит познавательный характер что говорит о наличии познавательной потребности, как таковой, но к сожалению не удовлетворенной в школе т.е., школа не становится источником дальнейшего познавательного развития (трудности, завышенный уровень требований, без учета индивидуальных особенностей приводят к еще большей блокировке зародившегося познавательного интереса).

Прогрессивные матрицы Равена предназначены для определения уровня мышления внимания восприятия. Коэффициент интеллекта по данной методике у Ксении равен 85, что свидетельствует о нормальном (среднем) интеллектуальном развитии но в дальнейшем при существующей проблеме в школе будет наблюдаться тенденция к снижению!

Шкала самооценки Д.Рубинштейн выявляет уровень оценивания себя в отношении здоровья, качеств характера, личности. У Ксении присутствует завышенная самооценка по ряду показателей, что не всегда соотносится с другими формами выявления адекватности самооценки. Но даже характер завышенности это добрый знак того, что девочка в состоянии справится с трудностями при активно, внимально -доброжелательной поддержке со стороны семьи и педагогов школы.

Анализ проективных методик что Ксения комфортно чувствует себя в семье, эмоционально принято, находится в «центре» внимания родителей, но дистанционно ближе все таки ближе к маме, по вовлеченности последней в жизнь дочери (что подтверждается данными беседы).

Рисунок девочки «Я в школе» символизирует «давящую» психологическую атмосферу (прорисовка низкого потолка, рисование своей фигуры в нижней части листа). Отсутствие в рисунке значимой фигуры учителя позволяет говорить о существовании трудностей в общении со взрослыми, об эмоциональной непринятости ими как личности, испытанных негативных чувства по поводу собственной не успешности, неполноценности, оскорбленного самолюбия, недооцененности ее труда. А учитель является значимой фигурой для ребенка данного возраста, человеком, влияющим на процесс становления личности, «зеркалом», в котором ребенок должен видеть не только слабые свои стороны, а и позитивные. Кроме себя, закрытых (!) дверей кабинетов математики, русского языка, библиотеки, Ксения нарисовала друзей одноклассников, что подтверждает факт общительности девочки, эмоциональную ее принятость сверстниками и компенсаторную (защищающую) функцию их в ее жизни в течение школьного дня. У младшего школьника ведущая деятельность учебная. А когда ее замещают другие виды деятельности в данном возрасте: игровая, общительная – это приводит к деформации качеств личности, которая не получает своего развития в учебе: интерес, любознательность, уверенность в себе, адекватная самооценка, чувство компетентности.

 

Рекомендации родителям:

Маме необходимо скорректировать свою роль: (на себя взятые не свои функции: домашнего педагога, репетитора, гувернера), постараться, создавать в доме для Ксении ситуации успеха, выигрыша, тепла, принятия, веры. Тогда девочка проявит свои способности, сможет расслабиться и почувствовать себя дочкой а не только ученицей. Просить Ксению делать дома то что у нее получается, учить ее новым бытовым видам деятельности, четко определить обязанности по дому, поощрять ее активность, желание помогать взрослым.

Родителям нужно стать помощниками, но не педагогами в вопросах школьной жизни дочери. Школа это важное этап в жизни человека, но не вся жизнь. Поэтому родителям стоит задуматься о месте школы в жизни дочери (для чего она учиться?, к чему мы ее готовим? А родительское знание сознательно или бессознательно передается детям), продумать перспективы ее дальнейшей жизни, чтобы самим не растеряться, когда этот школьный период будет прожит всеми членами семьи (через пять лет!), приглядываться к склонностей, особенностям, чертам характера, ее интересам, которые нужно развить и которые могут стать зачатками для решению ею профессиональных вопросов.

В качестве упражнений для повышения уровня культуры ребенка и ее самосознания мы рекомендуем:

1. читать каждый вечер (маме, папе по очереди) сказки любые книжки. Должно быть системное мероприятие. Делать анализ прочитанного: о чем? что поняла?

2. для развития памяти, языкового интеллекта учить наизусть короткие четверостишия (3-4 в неделю)

3. игра «учитель» поучить меня! (мена ролей: взрослый - ученик, ребенок – учитель)

4. игра «ошибающийся учитель», «опечатка»

5. в беседах с дочерью должны быть вопросы: Какое настроение у тебя? Как прошел день? Какие успехи у тебя? Что было интересного в школе?

6. в жизни ребенка должна превалировать положительная оценка над отрицательной: родители должны верить в своего ребенка (не должно быть: «Ну что ж, хоть три поставили», «Два так два, я так и знала»

7. конспекты – раскраски к урокам географии, истории

8. развитию саморегуляции могут служить следующие вопросы и задания: оцени свою работу сама, что ты сама себе поставишь? ты поняла способ решения, правила? что еще не отработала?

 

Рекомендации учителям предметникам (математика, русский язык), настоятельно рекомендуем оказывать систематическую помощь в овладении знаниями в виде индивидуальных и дополнительных занятий по предмету.

Советуем провести несколько индивидуальных занятий, с целью развития ближайшей зоны контакта с девочкой.

Осуществлять положительное подкрепление в адрес ребенка во время выполнения ею учебного задания (производя положительное подкрепление, педагог называет отдельные детали успешной деятельности, особенности характера, проявленные ею личные качества.

Момент включения в деятельность предшествует реализации операции «снятия страха» («У тебя обязательно получится…», «Если вдруг возникнут затруднения, мы остановимся и еще раз вместе разберемся …», «Ничего страшного, если не получится… всегда можно исправить…а если не получится, мы будем знать, как не надо делать…», «Задача проста…этот материал ты знаешь….подобное мы уже решали».

Оказывать эмоциональную поддержку в любом начинании ребенка, найти за что похвалить и вести к успеху.

Дать конкретные указания – требования родителям и девочке, что ей нужно знать, делать, отвечать, ориентируясь пока на уровень «3».

Постоянно создавать положительный эмоциональный фон при любой даже низкой оценке: «Сегодня слабо, но ты можешь лучше».

Психологически готовить девочку к публичному ответу: «Я вызову тебя решать эту задачу, посмотри, что тебе непонятно, разберись на месте, а потом выходи», «Я тебя спрошу, через некоторое время, повтори правила, стих и т.д.

Продумать систему поощрения, когда девочка еще не достигла оценки «3», но сделала работу выше, чем на «2» (это могут быть специальные значки. Если ребенок наберет их достаточное количество, то можно поставить оценку. Труд весомее, он формирует личность!).

Надеемся, что наши рекомендации будут полезны для учителей в их тяжелом и бесценном и значимом для ребенка труде.

 

 


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.032 с.