Вклад А.М. Леушиной в теорию и методику математического развития у детей дошкольного возраста — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Вклад А.М. Леушиной в теорию и методику математического развития у детей дошкольного возраста

2017-12-21 4686
Вклад А.М. Леушиной в теорию и методику математического развития у детей дошкольного возраста 4.50 из 5.00 4 оценки
Заказать работу

 

Вопросы развития количественных представлений у детей дошкольного возраста разрабатывались А. М. Леушиной начиная с 40-х годов. Благодаря ее работам методика получила теоретическое, научное и психолого-педагогическое обоснование, были раскрыты закономерности развития количественных представлений у детей в условиях целенаправленного обучения на занятиях в детском саду. А. М. Леушина заложила основы современной дидактической системы формирования математических представлений, разработав программу, содержание, методы и приемы работы с детьми 3-, 4-, 5- и 6-летнего возраста, методическая концепция автора сложилась в результате многолетней экспериментальной и научно-теоретической работы.

Методическая концепция Леушиной: от нерасчлененного восприятия множеств предметов детей необходимо переводить к выявлению отдельных составляющих это множество элементов путем попарного сопоставления их, что представляет дочисловой период обучения (усвоение отношений «столько же», «поровну», «больше», «меньше» и др.). Обучение счету следует за освоением детьми действий с множествами и базируется на сравнении двух предметных групп. Дети знакомятся с числом как характеристикой численности конкретной предметной группы в сопоставлении ее с другой. В ходе сравнения чисел (на наглядной основе) ребенком усваиваются последовательность и отношения между ними, что приводит к сознательному освоению счета и использованию его в вычислениях, выполнению действий при решении простых арифметических задач. Элементарное представление о числе формируется у детей в ходе накопления ими опыта сравнения нескольких предметных групп по признаку количества независимо от других признаков (качественные особенности, расположение в пространстве). На этой основе строилось освоение количественного и порядкового счета, определение состава чисел из единиц и двух меньших чисел.

В методике первоначального ознакомления детей с числами, счетом, арифметическими действиями, разработанной А. М. Леушиной, использованы положительные стороны метода изучения чисел (воспроизведение групп предметов, применение числовых фигур и счетных карточек, изучение состава чисел) и метода изучения действий (число как результат счета, образование чисел на основе сравнения двух совокупностей и практического установления между ними взаимно однозначного соответствия, увеличение или уменьшение одного из них на, освоение действий сложения и вычитания, сформированных представлений о числах натурального ряда и навыков счетной деятельности). По утверждению А. М. Леушиной, в работе по развитию количественных представлений у детей следует особое внимание уделять накоплению чувственного опыта, созданию сенсорной основы счетной деятельности, последовательному обобщению детских представлений. Этим требованиям отвечает предложенная ею система практических упражнений с демонстрационным и раздаточным материалом.

Результаты научных исследований А. М. Леушиной отражены в ее докторской диссертации «Подготовка детей к усвоению арифметического материала в школе» (1956), многочисленных публикациях, учебных пособиях, например: «Обучение счету в детском саду» (М., 1959, 1961), «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста» (М., 1974) и др.

Воспитатели детских садов широко использовали разработанные А. М. Леушиной конспекты занятий «Занятия по счету в детском саду» (М., 1963, 1965) и наглядные дидактические материалы (1965).

В дальнейшем под руководством А. М. Леушиной разработаны содержание и методы формирования у детей пространственных и временных представлений, обучения измерению объектов, массы тел, вопросы умственного и всестороннего развития детей в процессе освоения ими элементарных математических знаний, усвоения способов практических действий.

Разработанная А. М. Леушиной концепция формирования элементарных математических представлений у детей служит источником для многих современных исследований, а дидактическая система прошла испытания временем, успешно функционирует уже несколько десятков лет, показала свою эффективность в условиях общественного дошкольного воспитания, реализована в «Программе обучения и воспитания в детском саду».

 

9. Содержание математических представлений в различных образовательных программах у дошкольников

 

Автор раздела Цели и задачи раздела Структура содержания раздела Объём содержания, его оценка Методы, приёмы, формы и средства
«ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ»
Н.А. Арапова-Пискарёва Методические рекомендации подготовлены с учётом материалов научных исследований под руководством Л.А. Венгера, В.В. Давыдова Формирование приёмов умственной деятельности, творческого и вариативного мышления на основе привлечения внимания детей к количественным отношениям предметов и явлений окружающего мира. Включает пять подразделов: - Количество и счёт - Величина - Форма -Ориентировка в пространстве -Ориентировка во времени Составлена по возрастным группам, охватывает пять возрастных периодов, начиная с 1-ой младшей группы. Содержание классическое: -сравнение-счёт; -уравнивание-измерение; -комплектование-вычисление. Исходным принципом построения раздела является системный подход, который позволяет обеспечить определенный уровень как общего развития ребенка, его познавательных интересов и творческих способностей, так и математического развития, которое предполагает усвоение дошкольником в со-ответствии с возрастными возмож-ностями ряда представлений, понятий, отношений, законо-мерностей. Наглядно-практические методы; игровые задания и упражнения. Учебно-игровая деятельность
«ДЕТСТВО»
З.А. Михайлова, Т.Д. Рихтерман – «Первые шаги в математику» Развитие познавательных и творческих способностей детей, а так же логико-математической компетенции. Задачи: - способствовать самостоя-тельному освоению детьми свойств, отношений, зависимостей чисел и т.д.; - стимулировать проявление детьми активности, инициативы, творчества в играх на пре-образование, изменение объектов, использование условных знаков и схем, воссоздание и модели-рование; - развивать у детей способность самостоятельно решать доступные творческие задачи – занима-тельные, практические, игровые; - учить детей активно поль-зоваться терминологией, выска-зываниями о производимых действиях, изменениях, зави-симостях предметов по свойствам, отношениям. Включает пять разделов: - Свойства -Отношения -Числа -Сохранение количества -Последователь-ность действий (алгоритм) Разработан для детей от 2-х до 7-ми лет. По существу содержание раздела традиционно (сравнение-счёт, уравнивание-измерение, комплектование-вычисление), но имеет свои особенности: содержание предматемати-ческой подготовки детей обогащено элементами логики и математики.   Преимущественное использование наглядно-практи-ческих методов: игровые; экспери-ментирование; мо-делирование; вос-создание; преобра-зование;конструи-рование. Формы организации: Индивидуально-творческая деятель-ность, творческая деятельность в малой подгруппе, учебно-игровая де-ятельность, игровой тренинг. Средства: блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, модели.
«ШКОЛА 2000…»
Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова, Г.В. Дорофеева, Н.П. Холина - программа математического развития «Ступеньки»     Цель: всестороннее развитие ребёнка: развитие его мотивационной сферы, интел-лектуальных и творческих сил, качеств личности. Задачи: -Формирование мотивации уче-ния, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества; -Увеличение объёма внимания и памяти; -Формирование приёмов умст-венных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классифи-кация, аналогия); -Развитие вариативного мышле-ния, фантазии, творческих способ-ностей; -Развитие речи, умения аргумен-тировать свои высказывания, строить простейшие умозаклю-чения; -Выработка умения целенаправ-ленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правиль-ные взаимоотношения со сверст-никами и взрослыми; -Формирование общеучебных умений и навыков. Программа состоит из двух блоков. Для детей от 3-х до 5-ти лет и для детей от 5-ти до 7-ми лет Содержание раздела для детей от 3 до 5 лет: сравнение предметов и совокупностей; числа; величины; пространственно-временные представления. Содержание раздела для детей от 5 до 7 лет: общие поня-тия; числа и операции над ними; простра-нственно-времен-ные отношения; геометрические фигуры и величины. Содержание классическое: -сравнение-счёт; -уравнивание-измерение; -комплектование-вычисление. Обогащено элементами логики и математики. Работа с детьми ведётся на высоком уровне трудности. Большое внимание уделяется развитию вариативного мышления и творческих способностей ребёнка. Знания в программе детям не даются в готовом виде, а постигаются ими путём самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков. Наглядно- практические методы, система дидактических игр: игровые задания и упра-жнения; экспери-ментирование; мо-делирование Формы организации: -учебно-игровая деятельность; -творческая деятельность в малой подгруппе.
«РАДУГА»
Е.В. Соловьёва Цель: развитие интеллекта ребёнка и его творческих способностей. Задачи: -сформировать у детей математические представления, в том числе через такие понятия, как цвет, количество, размер; -формировать начальные чертёжные навыки; -развивать логическое мышление. Включает следующие разделы: - Количество и счёт - Величина - Форма -Ориентировка в пространстве -Ориентировка во времени -Логика (вводится только в подготовительной группе По содержанию обучение детей математике отличается от традиционного, большим объёмом знаний, особенно в старшем дошкольном возрасте. Со второй младшей группы осуществляется ранее обучение умственным операциям: классификация, сериация. Используется нетрадиционная методика ознакомления с числом (число-персонаж). В старшей и подготовительной группе задачи обучения представлены тремя уровнями: 1 – для всех детей 2- для более способных детей (уровень знаний повышается) 3-для одарённых детей. Наглядно- практические методы: -игровые задания и упражнения; Форма организации: -учебно-игровая деятельность; -творческая деятельность. Включение математики в различные продуктивные виды деятельности: трудовой, художественной, игровой.
«РАЗВИТИЕ»
Поскольку в опубликованных изданиях программы обозначен весь авторский коллектив (под руководством Л.А. Венгера), нельзя определить кто является в ней автором математического раздела Цель: развитие умственных и творческих способностей. Задачи: -формирование общей сенсорной способности, использование сенсорных эталонов; -обучение детей выделению свойств предметов (величина, количество); -развитие представлений о числе и количественных отношениях; -развитие умения классификации, сериации; -овладение действиями моделирования, использования условно-символических моделей -формировать умение ориентироваться в пространстве и времени. Младшая группа – цвет -форма -величина Начиная со средней группы: -количество и счёт -величина -форма -пространствен-но-временные представления Содержание по математическому развитию традиционно и в значительной степени заимствовано из программы начальной школы, но применяются не традиционные методы обучения – наглядное моделирование. Занятия математикой вводятся сосредней группы в небольшом объёме с целью создания предпосылок для усвоения начал математики в старшей группе и охватывает лишь дочисловой период обучения. Начиная со старшей группы вводятся занятия по логике. В младшей группе осуществляется сенсорное воспитание, занятия по математике устранены. Наглядно- практические методы: -игровые задания и упражнения; Основной метод – наглядное моделирование. («Круги Эйлера», «Классификационное дерево») Форма организации: -учебно-игровая деятельность; -творческая деятельность в малой подгруппе.    

 

 

10. Формы, средства и методы обучения математике в дошкольном образовательном учреждении и семье

 

1. Перцептивный аспект (методы, обеспечивающие передачу учебной информации педагогом и восприятие ее детьми посредством слушания, наблюдения, практических действий):

а)Словесный (объяснение, беседа, инструкция, вопросы и др.)


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.