Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Топ:
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Интересное:
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Дисциплины:
2017-12-21 | 657 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
В начале обучения необходимо использовать множества из объемных одинаковых предметов (до которых легко дотрагиваться), расположенных в ряд (линейно, горизонтально, «слева направо»).
Затем можно использовать множества из разных элементов, картинки, геометрические фигуры и др. и раскладывать их по-разному.
Методика обучения
Счетная деятельность — это называние числительных по порядку и соотнесение их каждому элементу множества с выделением итогового числа.
Цель счетной деятельности — найти итоговое число, ответить на вопрос «сколько?».
Обучаем ребенка приемам счета предметов по образцу («делай, как я»), сначала отрабатывая выполнение правил, а после их усвоения отменяя внешние жесты. Работа ведется на большом разнообразии наглядного материала. Вне занятий закрепляются и применяются счетные навыки.
Правила счета | Ошибки детей |
1. Называть числительные по порядку, начиная со слова «один» | Называют числительные не по порядку, начинают со слова «раз» |
2. Дотрагиваться до каждого предмета ведущей рукой (обычно правой) слева направо (ведущее направление в нашем обществе) | Пропускают предметы, дотрагиваются до одного предмета дважды, справа налево и др. |
3. Одному предмету соотносить только одно число | Считают свои движения, а не предметы, нет координации между словом и движением |
4. В конце сделать обобщающий жест и еще раз назвать последнее число («всего пять предметов») | Не выделяют итогового числа («безытоговый счет»),, не могут ответить на вопрос «сколько?» |
Замечание:
Эти правила необходимы, чтобы ребенок понял сущность счета, а воспитатель смог предупредить или выявить ошибки (в чете, а не в правилах).
|
Этапы усложнения
По мере усвоения ребенком счетной деятельности надо счетные движения «сворачивать». Они переходят из «внешних» действий во «внутренние» (умственную работу):
• счет без обобщающего жеста;
• дотрагиваться не рукой, а указкой или показывать на предмет;
• счет на расстоянии (движение глаз);
• счет про себя.
После усвоения счета предметов переходим к счету других объектов (изображений, символов, движений, звуков, явлений и др.).
Активизация словаря:
«считай» — назови числительные по порядку;
«посчитай» — ответь на вопрос «сколько всего?»;
«отсчитай» — выдели часть;
«пересчитай» — проверь;
«сосчитай» — вычисли.
Обучение дошкольников порядковому и количественному счету
Предварительная работа
После выработки счетных навыков, умения отвечать на вопрос «сколько?» знакомим детей с порядковым счетом, учим отвечать на вопрос «который?».
Особенности наглядного материала: множества, состоящие из разных предметов, называемых одним словом (овощи, фрукты, фигуры и т. п.).
Методика обучения
В средней группе дети считают в пределах первого пятка, в старшей (возможно и раньше) — в пределах десятка. Необходимые знания даются небольшими порциями.
В средней группе:
1.Понимание значения порядковых числительных (мотивация использования порядкового счета).
2.Правильное называние и использование порядковых числительных (первый, второй, третий,...).
3.Различение вопросов: «сколько?» и «который?».
4.Понимание различных формулировок вопросов: «который?», «какой по порядку?», «на котором месте?», «какой по счету?».
В старшей группе:
5. Понимание словосочетаний: «количественный счет», «порядковый счет».
В подготовительной группе:
6. Понимание того, что порядок зависит от направления счета, а количество нет.
Фрагмент 1:
Программная задача: познакомить с порядковым счетом.
Наглядный материал: картинки с овощами.
Ход:
—Что это? Что это?...
|
—Как их можно назвать одним словом?
—Как мы считаем, чтобы ответить на вопрос «сколько?»?
—Посчитайте! Сколько овощей?
—Чтобы ответить на вопрос «сколько?», мы считаем так: «Один, два, три, четыре, пять». А чтобы ответить на вопрос «который?», надо считать так: «Первый, второй, третий, четвертый, пятый».
—Давайте посчитаем вместе!
Замечание: воспитатель, называя числительные, показывает на каждую картинку и считает быстро, чтобы счет прозвучал слитно. Называть предметы и согласовывать окончания здесь не надо. Эта работа начнется после выучивания слов-числительных по порядку. Здесь идет хоровое и индивидуальное проговаривание порядкового счета. Затем ответы на различные формулировки вопросов.
— Который огурец?
— Какой по порядку помидор?
- На котором месте лук?
—Что на пятом месте?
—Поменяй местами огурец и лук!
—Который был лук? Который стал?
—Поставь помидор вторым!
—Что изменилось?
Фрагмент 2:
Программная задача: научить различать и понимать словосочетания «количественный счет» и «порядковый счет».
Наглядный материал: геометрические фигуры (рис.).
Ход:
—Что это? Что это?...
—Как их можно назвать одним словом?
—Что нужно сделать, чтобы узнать, сколько фигур?
—Посчитайте! Сколько?
—Когда мы хотим узнать, сколько предметов, то есть их количество, мы считаем так: «Один, два, три...». Это количественный счет, он показывает количество предметов.
—Повторите хором: «Количественный счет».
— Индивидуальные вопросы:
—Посчитай количественным счетом!
——- Каким счетом посчитал Миша?
—А как надо посчитать, чтобы узнать, на каком по порядку месте стоит каждая фигура?
—Который треугольник?
—Между которыми по порядку фигурами стоит квадрат?
—Когда мы хотим узнать, какой по порядку предмет, мы считаем так: «Первый, второй, третий...». Это порядковый счет, он показывает порядок расположения предметов.
—Повторите хором: «Порядковый счет».
— Индивидуальные вопросы:
—Посчитай порядковым счетом!
—Каким счетом посчитала Маша?
Фрагмент 3:
Программная задача: показать, что количество предметов не зависит от направления счета (закон «сохранения количества»), а порядок зависит.
Наглядный материал: геометрические фигуры (см рис.).
Ход:
—Что это? Что это?
—Маша, посчитай количественным счетом слева направо. Сколько?
|
—Миша, посчитай количественным счетом справа налево. Сколько?
Замечание: дети старшей группы уже могут считать без внешних действий, но здесь мы просим вызванного ребенка посчитать вслух, показывая на предметы.
—Что можно сказать?
—Количество предметов не зависит от направления счета.
—Петя, посчитай порядковым счетом слева направо.
—Который овал?
—Оля, посчитай порядковым счетом справа налево.
—Который теперь овал? А был? А стал?
—Почему это произошло?
—Порядковый номер предмета зависит от направления счета.
Вопросы на закрепление
—Как мы считаем, когда хотим ответить на вопрос «сколько?»?
—Как мы считаем, когда хотим ответить на вопрос «который?»?
—Как называется счет, которым я считаю?
—На какой вопрос я отвечаю?
Задания на усложнение
—Отсчитай семь треугольников.
—Между первым и вторым поставь круг.
—На котором месте круг?
—Поставь круг четвертым.
—Между которыми по порядку треугольниками стоит круг?
|
|
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!