Раздел 2. История отечественной культуры — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Раздел 2. История отечественной культуры

2017-12-21 200
Раздел 2. История отечественной культуры 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

А. Культура Древней Руси (X-XVII вв.)

Типичное и особенное в русской средневековой культуре

Культура и цивилизация – соотношение этих понятий как проблема культурологии; русская средневековая культура в свете этой проблематики. Значение взглядов П. Чаадаева, А. Хомякова, А. Герцена, Н. Данилевского и др. в определении типического и особенного русской культуры в аспекте «Восток-Запад».

 

Позднее русское язычество: противоречия и потенции этого

Этапа культуры

Возможности реконструкции культуры русского язычества: археологические, письменные, фольклорные и др. источники. Сложная эволюция русского язычества, пройденная к Х в. (стадии русской религиозности). Архетипические черты русского менталитета, сложившиеся в языческую эпоху. «Предчувствие» христианства в русском культурном сознании Х в.; Ю. Лотман о зрелости, потенциях позднего русского язычества как возможности для заимствования христианской культуры, перехода от дописьменного к письменному типу культуры.

 

Принятие христианства как рождение нового, христианского типа культуры

Особенности христианской культуры. Принятие христианства на Руси в соединении византийского и южнославянского религиозного начал. Русь конца Х – нач. XI веков в контексте других, восточных и западных культур того времени как первый, своеобразный феномен эпохи; изначальное отчуждение от западного религиозного воздействия. Ю. Лотман о типологии заимствования культур. Д. Лихачев, С. Аверинцев, А. Карташев и др. о значении принятия христианства на Руси.

Церковь в парадигме русской культуры домонгольского

Времени

Становление русской Церкви как доминанты культурной жизни, стержня ее организации. Церковь как сплав византийского и самобытного русского начал. Церковь при Владимире Великом. Возникновение монастырей на Руси в XI веке. Значение Церкви как объединяющего фактора в период феодальной раздробленности. Идеал святости, утвержденный Церковью, процесс вхождения его в русское сознание.

 

Город в культуре домонгольской Руси

Языческая Русь – Гардарика. Место города в культуре дохристианской Руси (реконструкция языческого города). Город в средневековой культуре Руси как модель «Града небесного» с единством божественной и земных властей. Европейский и русский город X-XIII вв.: общее и различное в них. Своеобразие древнерусского города как носителя особого вида духовной целостности – народной культуры, в главных своих чертах единой для города и деревни, формирующихся вокруг церковных приходов.

 

Важнейшие составляющие духовной культуры Руси

Домонгольского периода

Структура духовной культуры домонгольской Руси, отражающая основные виды идеальной сферы человеческой деятельности: проективной, познавательной, ценностно-ориентационной, коммуникативной; язык, книжность, фольклор, литература, музыка, пространственные искусства, право и т.д. – уровень развития и их значение в культуре. Каноничность, традиционность, мистицизм, символизм, иерархичность в сознании европейского и русского человека. Особенности проявления личностного начала в менталитете эпохи. Претворение идеала святости первых русских святых и отношение к ним народа. Амбивалентность сознания – смеховое и празднично-игровое начала в нем.

 

Татаро-монгольское иго на Руси, его последствия в духовной

Культуре

Полярность оценок татаро-монгольского нашествия и установления власти Золотой Орды в трудах разных научных позиций историков культуры (Б. Рыбаков, Л. Гумилев и др.). Восприятие ордынского ига человеком Древней Руси: эсхатологизм, идея воздаяния. Постепенный рост национального самосознания на фоне остроты проявления очень разных тенденций духовной жизни, регулируемых Церковью.

 

Место Новгорода и Пскова в парадигме русской

Культуры XIII-XIV вв.

Исключительное положение Новгорода и Пскова в культуре Руси периода татаро-монгольского нашествия как городов-республик. Демократизм мировосприятия горожан. Самобытность форм развития этих городов, в чем сказались широкие контакты с Западом, сходство правовых установлений жизни этих городов с английской магна-харта и немецким Магдебурским правом. Духовная жизнь этих городов, реконструируемая на основе памятников книжности, искусства, археологии.

 


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.