Статья 68. Введение в действие настоящего Закона — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Статья 68. Введение в действие настоящего Закона

2017-12-21 240
Статья 68. Введение в действие настоящего Закона 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Настоящий Закон вводится в действие по истечении десяти календарных дней со дня его первого официального опубликования, за исключением части второй пункта 2 статьи 8, абзаца второго пункта 6, абзацев второго и пятого подпункта 1) пункта 7, подпунктов 2), 3) пункта 8 статьи 52 и подпунктов 1), 3) пункта 3 статьи 53, которые вводятся в действие с 1 января 2008 года.

2. Лица, поступившие на обучение в организации образования до введения в действие настоящего Закона, заканчивают обучение по образовательным программам, действовавшим на момент поступления на обучение, с выдачей документа об образовании установленного образца.

3. Признать утратившим силу Закон Республики Казахстан от 7 июня 1999 г. "Об образовании" (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 1999 г., N 13, ст. 429; N 23, ст. 927; 2001 г., N 13-14, ст. 173; N 24, ст. 338; 2004 г., N 18, ст. 111; N 23, ст. 142; 2006 г., N 1, ст. 5; N 3, ст. 22; N 12, ст. 71; N 15, ст. 92; 2007 г., N 2, ст. 18; N 9, ст. 67).

Президент
Республики Казахстан

Об утверждении Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011 - 2020 годы

Указ Президента Республики Казахстан от 7 декабря 2010 года № 1118

 

"Казахстанская правда" от 14.12.2010 г., № 338 (26399); "Егемен Қазақстан" 2010 жылғы 14 желтоқсандағы № 529-532 (26375)

 

В целях реализации Указа Президента Республики Казахстан от 1 февраля 2010 года № 922 "О Стратегическом плане развития Республики Казахстан до 2020 года" ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Утвердить прилагаемую Государственную программу развития образования Республики Казахстан на 2011 - 2020 годы (далее - Программа).
2. Правительству Республики Казахстан:

1) в месячный срок разработать и утвердить по согласованию с Администрацией Президента Республики Казахстан План мероприятий по реализации Программы;
2) по итогам полугодия представлять в Администрацию Президента Республики Казахстан информацию о ходе исполнения Программы до 15 сентября и 15 марта.
3. Центральным и местным исполнительным органам, а также государственным органам, непосредственно подчиненным и подотчетным Президенту Республики Казахстан, принять меры по реализации Программы.

4. Признать утратившим силу Указ Президента Республики Казахстан от 1 июля 2008 года № 626 "О Государственной программе развития технического и профессионального образования в Республике Казахстан на 2008 - 2012 годы" (САПП Республики Казахстан, 2008 г., № 32, ст. 333).

5. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Администрацию Президента Республики Казахстан.

6. Настоящий Указ вводится в действие с 1 января 2011 года.

Президент
Республики КазахстанН. Назарбаев

УТВЕРЖДЕНА
Указом Президента
Республики Казахстан
от 7 декабря 2010 года № 1118

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА развития образования Республики Казахстан
на 2011 - 2020 годы

Паспорт Программы

Наименование Государственная программа развития
Программы образования Республики Казахстан на
2011 - 2020 годы

Основание для Указ Президента Республики Казахстан от 1
разработки февраля 2010 г. № 922 "О Стратегическом
плане развития Республики Казахстан до 2020
года";
Указ Президента Республики Казахстан от 19
марта 2010 г. № 957 "Об утверждении Перечня
государственных программ"

Разработчик Министерство образования и науки Республики
Программы Казахстан

Цель Повышение конкурентоспособности образования,
развитие человеческого капитала путем
обеспечения доступности качественного
образования для устойчивого роста экономики

Программные цели совершенствование системы финансирования,
ориентированной на обеспечение равного
доступа к образовательным услугам;
повышение престижа профессии педагога;
формирование государственно-общественной
системы управления образованием;
обеспечение равного доступа всех участников
образовательного процесса к лучшим
образовательным ресурсам и технологиям;
обеспечение полного охвата детей
качественным дошкольным воспитанием и
обучением, равного доступа детей к различным
программам дошкольного воспитания и обучения
для их подготовки к школе;
формирование в общеобразовательных школах
интеллектуального, физически и духовно
развитого гражданина Республики Казахстан,
удовлетворение его потребности в получении
образования, обеспечивающего успех в быстро
меняющемся мире, развитие
конкурентоспособного человеческого капитала
для экономического благополучия страны.
Переход на 12-летнюю модель обучения;
модернизация системы технического и
профессионального образования (далее - ТиПО)
в соответствии с запросами общества и
индустриально-инновационного развития
экономики, интеграция в мировое
образовательное пространство;
достижение высокого уровня качества высшего
образования, удовлетворяющего потребности
рынка труда, задач
индустриально-инновационного развития
страны, личности и соответствующего лучшим
мировым практикам в области образования;
обеспечение функционирования системы
обучения в течение всей жизни;
формирование у молодежи активной гражданской
позиции, социальной ответственности, чувства
патриотизма, высоких нравственных и
лидерских качеств

Задачи разработка новых механизмов финансирования
образования, направленных на повышение
доступности качественного образования;
обеспечение системы образования
высококвалифицированными кадрами;
усиление государственной поддержки и
стимулирование труда педагогических
работников;
совершенствование менеджмента в образовании,
в том числе внедрение принципов
корпоративного управления, формирование
системы государственно-частного партнерства
в образовании (далее - ГЧП);
совершенствование системы мониторинга
развития образования, в том числе создание
национальной образовательной статистики с
учетом международных требований;
создание условий для внедрения автоматизации
учебного процесса;
увеличение сети дошкольных организаций;
обновление содержания дошкольного воспитания
и обучения;
обеспечение кадрами организаций дошкольного
воспитания и обучения;
осуществление перехода на 12-летнюю модель
обучения с обновлением содержания
образования;
решение проблемы малокомплектных школ (далее
- МКШ);
совершенствование системы инклюзивного
образования в школе;
обновление структуры содержания ТиПО с
учетом запросов индустриально-инновационного
развития экономики;
развитие инфраструктуры подготовки кадров
для отраслей экономики;
повышение престижа обучения в ТиПО;
обеспечение кадрами с высшим и
послевузовским образованием,
соответствующими потребностям
индустриально-инновационного развития
страны;
обеспечение интеграции в европейскую зону
высшего образования;
обеспечение интеграции образования, науки и
производства, создание условий для
коммерциализации продуктов интеллектуальной
собственности и технологий. Подготовка
высококвалифицированных научных и
научно-педагогических кадров;
создание условий для обучения в течение всей
жизни, образования для всех;
реализация комплекса мер по патриотическому
воспитанию и формированию гражданской
активности, социальной ответственности и
механизма раскрытия потенциала молодежи

Сроки 2011 - 2020 годы
реализации Программа будет реализована в два этапа:
(этапы) первый этап: 2011 - 2015 годы
второй этап: 2016 - 2020 годы

Целевые во всех организациях образования, кроме МКШ,
индикаторы внедрен механизм подушевого финансирования;
доля высококвалифицированных педагогических
работников, имеющих высшую и первую
категории, от общего количества педагогов -
52 %;
в 60 % организаций образования созданы
попечительские советы;
100 % руководителей организаций образования
прошли повышение квалификации и
переподготовку в области менеджмента;
в 90 % организаций среднего образования
используется система электронного обучения;
100 % детей в возрасте с 3 до 6 лет
обеспечены дошкольным воспитанием и
обучением;
осуществлен полный переход на 12-летнюю
модель обучения;
количество школ в рамках проекта "Назарбаев
Интеллектуальные школы" во всех регионах
Казахстана - 20;
доля учащихся, успешно освоивших
образовательные учебные программы по
естественно-математическим дисциплинам, -
70 %;
результаты учащихся казахстанских
общеобразовательных школ в международных
сравнительных исследованиях: международная
программа по оценке образовательных
достижений учащихся (PISA) - 40-45 место,
оценка математической и естественнонаучной
грамотности учащихся 4 и 8-х классов (TIMSS)
- 10-12 место, международное исследование
"Изучение качества чтения и понимание
текста" (PIRLS) - 10-15 место;
доля школ, создавших условия для
инклюзивного образования, от их общего
количества - 70 %;
доля выпускников ТиПО, прошедших независимую
оценку квалификации в сообществе
работодателей с первого раза, от общего
числа принявших участие - 80 %;
доля занятых и трудоустроенных выпускников
учебных заведений ТиПО в первый год после
окончания обучения, обучившихся по
государственному заказу (далее - госзаказ) -
80 %;
доля колледжей, прошедших процедуру
национальной институциональной аккредитации
- 30 %;
доля выпускников вузов, прошедших
независимую оценку квалификации в сообществе
работодателей с первого раза, от общего
количества принявших участие - 80 %;
80 % выпускников вузов, обучившихся по
госзаказу, трудоустроены по специальности в
первый год после окончания вуза;
количество вузов Казахстана, отмеченных в
рейтинге лучших мировых университетов - 2;
доля вузов, прошедших независимую
национальную институциональную аккредитацию
по международным стандартам, - 65 %;
доля вузов, прошедших независимую
национальную специализированную аккредитацию
по международным стандартам, - 30 %;
доля вузов, осуществляющих инновационную
деятельность путем интеграции образования и
науки на основе внедрения результатов
отечественных научных исследований в
производство, - 5 %;
доля профессорско-преподавательского состава
и научных работников, имеющих публикации в
научных журналах с импакт-фактором в течение
последних 5 лет - 5 %;
внедрены различные формы и типы образования
для всех возрастов;
55 % молодежи будет принимать активное
участие в реализации мероприятий в сфере
молодежной политики и патриотического
воспитания от общей численности молодежи

Источники Объем финансирования первого этапа Программы
и объемы из республиканского бюджета составляет 461,1
финансирования млрд. тенге. Финансирование из местного
бюджета будет осуществляться в пределах
средств, выделяемых ежегодно из
соответствующих местных бюджетов на развитие
системы образования.

Введение

Образование признано одним из важнейших приоритетов долгосрочной Стратегии "Казахстан - 2030". Общей целью образовательных реформ в Казахстане является адаптация системы образования к новой социально-экономической среде. Президентом Казахстана была также поставлена задача о вхождении республики в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира. Совершенствование системы образования играет важную роль в достижении этой цели. Международный опыт подтверждает, что инвестиции в человеческий капитал, и, в частности, в образование, начиная с раннего детства до зрелого возраста, способствуют существенным отдачам для экономики и общества.
Инвестиции в человеческий капитал крайне необходимы для создания технически прогрессивной, производительной рабочей силы, которая может адаптироваться в быстро изменяющемся мире. Успешными экономиками будущего будут те, которые инвестируют в образование, навыки и способности населения. Образование необходимо понимать как экономические инвестиции, а не просто как затраты на социальные нужды.
Существует множество доказательств, связывающих образование и экономический рост:
обзор международных исследований в макро- и микроэкономике свидетельствует о том, что существует тесная связь между образованием, доходом и производительностью. При этом, отмечается большая отдача при инвестициях на более раннем этапе обучения;
исследования подтверждают важное значение инвестиций в развитие образования.
Помимо экономических выгод образование создает другие социальные выгоды, способствует формированию социального капитала - общества с большой долей гражданского участия, высокой социальной сплоченностью и интеграцией, низким уровнем преступности. С самого раннего возраста образование играет важную роль в формировании социальных, эмоциональных, и других жизненно необходимых навыков. В этом заключаются убедительные аргументы в пользу дальнейшего развития всего спектра образовательных услуг. Казахстану необходима кардинальная модернизация образования: значительное и устойчивое увеличение инвестиций в образование, улучшение его качества.
Поэтому предлагается новое национальное видение: к 2020 году Казахстан - образованная страна, умная экономика и высококвалифицированная рабочая сила. Развитие образования должно стать платформой, на которую будет опираться будущее экономическое, политическое и социально-культурное процветание страны.
Организационной основой реализации государственной политики Республики Казахстан в сфере образования должна стать Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011 - 2020 годы (далее - Программа), обеспечивающая продолжение модернизации казахстанского образования.
Программа как организационная основа государственной политики в сфере образования представляет собой комплекс взаимоувязанных по ресурсам и срокам мероприятий, охватывающих изменения в структуре, содержании и технологиях образования и воспитания, системе управления, организационно-правовых формах субъектов образовательной деятельности и финансово-экономических механизмах.

Анализ текущей ситуации

В Республике Казахстан прогрессивное развитие и модернизация образования являются возможными благодаря пониманию руководством страны необходимости и важности развития человеческого капитала и всесторонней поддержке при инициировании и проведении реформ в сфере образования. С 2005 года были приняты Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2005 - 2010 годы, Государственная программа развития технического и профессионального образования в Республике Казахстан на 2008 - 2012 годы, Программа "Дети Казахстана" на 2007 - 2011 годы, Программа по обеспечению детей дошкольным воспитанием "Балапан" на 2010 - 2014 годы. Существенным вкладом в развитие человеческого капитала страны стала реализация международной стипендии Президента Республики Казахстан "Болашак", дающей возможность одаренным молодым казахстанцам получить образование в лучших университетах мира. Казахстан в настоящее время является участником основных международных документов в области образования, защиты прав человека и ребенка. Это Всеобщая Декларация прав человека, Конвенция о правах ребенка, Международная Декларация экономических, социальных и культурных прав человека, Лиссабонская Конвенция о признании квалификации, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе, Болонская декларация и другие. Развитие человеческих ресурсов определено в качестве одного из приоритетов Стратегического плана развития страны до 2020 года. Есть реально достижимые цели качественного развития человеческого капитала посредством инвестиций в образование. В результате реализации Государственной программы развития образования в Республике Казахстан на 2005 - 2010 годы по состоянию на 1 июля 2010 года все уровни образования институционально обеспечены сетью соответствующих организаций. Структура образования приведена в соответствие с Международной стандартной классификацией образования. Создаются условия для введения 12-летней модели обучения. Реструктурировано техническое и профессиональное образование. Введена трехуровневая подготовка специалистов: бакалавр - магистр - доктор Ph.D. Утвержден Классификатор специальностей высшего и послевузовского образования Республики Казахстан, содержащий укрупненные группы специальностей. Создана Национальная система оценки качества образования, включающая в себя элементы независимого внешнего оценивания (лицензирование, аттестация, аккредитация, рейтинг, единое национальное тестирование (далее - ЕНТ), промежуточный государственный контроль (далее - ПГК), комплексное тестирование абитуриентов и другие). Начато внедрение областных систем оценки качества образования во всех регионах республики. Укрепляется материальная база организаций образования. Только в 2009 году осуществлена поставка в школы 640 кабинетов биологии, 536 лингафонных мультимедийных кабинетов (далее - ЛМК), 10 кабинетов физики, 78 кабинетов химии, доукомплектование 721 школы интерактивными досками. В настоящее время в 3450 школах имеются лингафонные мультимедийные кабинеты, по сравнению с 2005 годом их количество увеличилось на 2661. Повышается качество образования. Развивается инклюзивное образование.

Решаются вопросы бесплатного горячего питания и подвоза учащихся средней школы.
Государственный образовательный заказ на подготовку кадров с высшим и послевузовским образованием увеличился с 25 710 в 2005 году до 35 425 - в 2010.
Ведется работа по развитию информатизации образования. В настоящее время на один компьютер приходится 18 учащихся. В 2005 году данный показатель составлял 41, в том числе 36 - в сельской местности. К сети Интернет подключено 98 % школ, сельских - 97 % (в 2005 году - 75 % и 70 % соответственно). К широкополосному Интернету имеют доступ 34 % школ. Казахстанские школьники приняли участие в международном сопоставительном исследовании TIMSS - 2007 и заняли 5-ое место по математике и 11-ое по естествознанию среди учащихся 4-х классов 36 стран. В настоящее время в Казахстане уделяется огромное внимание развитию государственного языка. В центральных и местных исполнительных органах, при вузах в регионах республики созданы центры обучения казахскому языку, введены обязательные обучающие курсы, делопроизводство на казахском языке, уровневое обучение государственному языку в основной и средней общеобразовательной школе. Создана сеть специализированных школ для одаренных детей с обучением на трех языках. В настоящее время в республике функционируют 33 школы с обучением на трех языках.

Созданы 6 Назарбаев Интеллектуальных школ. В национальной высшей школе приняты меры по достижению мирового уровня образования: Казахстан вошел в Европейское образовательное пространство, присоединился к Болонской Декларации, в городе Астане создано престижное высшее учебное заведение мирового уровня - "Назарбаев Университет". Расширена академическая свобода вузов в определении содержания учебных программ: увеличен компонент по выбору - в бакалавриате с 40 % до 50 %, магистратуре - с 50 % до 60 % и в докторантуре - с 70 % до 80 %. Растет количество студентов, желающих получить качественное высшее образование. За рубежом обучаются более 20 тыс. казахстанцев. Около 3000 стипендиатов международной стипендии Президента Республики Казахстан "Болашак" обучаются в 27 странах мира. Принимаются меры по созданию условий для повышения привлекательности высшего образования для иностранцев. В вузах республики обучаются свыше 10 тысяч иностранных граждан.
Вместе с тем качество казахстанского образования пока остается малоконкурентным.

Высшее, послевузовское образование и наука

 

Высшее образование играет важную роль в обеспечении профессиональной подготовки компетентных и конкурентоспособных специалистов для всех отраслей экономики республики в интеграции с наукой и производством. В настоящее время функционируют 148 вузов (9 национальных, 2 международных, 32 государственных, 12 негражданских, 93 частных, в том числе 16 акционированных), в которых обучаются свыше 595 тыс. человек. Тем не менее большинство работодателей не удовлетворены качеством подготовки специалистов, выпускаемых вузами. Образовательные программы не всегда отвечают ожиданиям работодателей и не соответствуют потребностям экономики.
Серьезным скрытым фактором, охватывающим всю систему высшего образования в Казахстане, является коррупция. Политика высшего образования не будет эффективной до тех пор, пока не будут приняты конкретные меры по ее искоренению.
Имеют место негативные тенденции в кадровом обеспечении вузов: отсутствует системное воспроизводство профессорско-преподавательского состава, широко практикуется работа по совместительству. Материально-технические ресурсы вузов Казахстана обновляются недостаточными темпами. Вузами не выдерживается установленная норма обновления библиотечного фонда как по гуманитарным, так и по техническим специальностям. По многим дисциплинам учебники не разрабатываются или издаются малыми тиражами. Информационные ресурсы вузов не объединены, библиотечный фонд носит разрозненный характер.

В настоящее время недостаточно действующих механизмов государственной поддержки финансирования образовательных услуг.

Интеграция образования, науки и производства, развитие послевузовского образования на основе современных достижений науки и техники являются одними из приоритетных направлений развития экономики.

В области науки имеются ряд нерешенных проблем.

Устаревшая материально-техническая база и оборудование лабораторий не позволяют проводить качественные научные исследования.

Недостаточное количество проектных институтов и конструкторских бюро замедляет трансферт технологий в производство. Отсутствует механизм взаимодействия проектных институтов, конструкторских бюро и производства с вузами.

Не созданы условия для привлечения молодежи в науку. Наблюдается старение кадров.

Средний возраст научных работников - 55 лет.

Научный потенциал вузов Казахстана используется крайне неэффективно.
Слабая связь образования, науки, и производства обусловлена:
межведомственными барьерами между вузами и научными организациями; недостаточным финансированием вузовской науки; чрезмерным администрированием образовательного процесса, не позволяющим гибко реагировать на достижения науки и техники, учитывать изменившиеся потребности производства; отсутствием экономических стимулов у частного сектора осуществлять инвестиции в образование, науку и инновационную деятельность.

В Казахстане не развиты институциональные формы поддержки инновационных структур, выполняющих разработки и обеспечивающих доведение результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ до их практической реализации.
В Казахстане удельный вес научных разработок остается ниже уровня, принятого в развитых странах, более чем в десять раз.


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.025 с.