Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Топ:
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Интересное:
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Дисциплины:
2017-12-20 | 1220 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Одна из центральных проблем государства — формирование и реализация эффективной государственной кадровой политики. Главным ее содержанием должны стать меры по развитию кадрового потенциала, овладению современными формами и методами подбора, использования и оценки кадров, меры по мотивации труда работников, обучению персонала, обеспечению безопасности труда, социально-правовой зашиты работников, сохранению их здоровья и служебно-трудовой активности. Сегодня нужна научная система программных мероприятий сохранения, накопления и реализации кадрового потенциала. Вобрав в себя прогрессивные идеи, государственная кадровая политика должна стратегически, прогнозно опережать развитие трудовых ресурсов страны, охватывая все общество и все общественные отношения. Основные проблемы государственной кадровой политики:
— современная государственная кадровая политика, рассчитанная на коренные изменения в системе взаимодействия государства с личностью, гарантированное обеспечение каждому гражданину конституционного права на свободу выбора места, рода и времени своей трудовой деятельности, по-прежнему стремится сохранить за собой традиционную роль главного работодателя, устанавливающего жесткую кадрово-должностную прикрепленность и полную материальную зависимость работника от органов власти и их структур;
— низкий по сравнению с западным уровень профессионализма и компетентности управленческих кадров, большинство из которых не владеет современными научными знаниями, имеет низкую административно-управленческую культуру и ставит тем самым прочный заслон на пути преодоления кризиса в экономике, политике, духовно-нравственной сфере. Если старое управление больше интересовалось физической производительностью и было основано на исполнительности и дисциплинированности, то новое управление добавляет к этому и выводит на первый план требование полного использования знаний и способностей, повышения интеллектуальной производительности, нового подхода к положению личности в системе управления;
|
— несмотря на достаточный период адаптации к новым условиям, кадровая политика не стала результативным фактором социальной стабилизации общества, укрепления государственной, административно-управленческой дисциплины. Более того, как свидетельствуют вопиющие факты коррупции, подкупа, преступности во многих управленческих звеньях, в том числе и высших, в таком виде она становиться деструктивным фактором развития;
— система работы с кадрами, профессиональная подготовка и переподготовка персонала, мотивационный аспект содержания труда не стали еще решающими факторами повышения эффективности управления кадровым потенциалом, обеспечения высокого профессионализма работников всех сфер народного хозяйства. Складывающаяся система мотивации труда отстает от потребностей современной рыночной ситуации. Многие классные профессионалы вынуждены покидать государственные учреждения из-за отсутствия достойной заработной платы, непривлекательности рабочей среды, неудовлетворительной организации и охраны труда. Большой бедой стала невыплата заработной платы. В этих условиях невозможно нормально организовать трудовой процесс, эффективно вести кадровую работу;
— сложившаяся практика работы с кадрами не охватывает в полном объеме всех вопросов обеспечения подготовленным персоналом потребностей экономики переходного периода. Практически отсутствуют перспективные программы развития персонала, прогнозы демографической ситуации в стране, необходимые методические рекомендации и стандарты для работы кадровых служб (отделов кадров) и другие необходимые документы. Федеральная целевая программа содействия развитию персонала на производстве на 1998—2000 гг. до 2005 года, а также Федеральный закон «О развитии персонала на производстве» остались на стадии «проектов». В результате из 12 федеральных министерств, куда обратились ученые кафедры государственной службы и кадровой политики РАГС, только пять имели свои концепции развития персонала или кадровой политики. Однако данные концепции или кадровые программы открыто не обсуждались и не публиковались в средствах массовой информации';
|
—- в трудовой сфере до сих пор действуют многие устаревшие правила, а нормы не могут эффективно регулировать новые трудовые отношения. На много лет затянулось принятие нового Трудового кодекса Российской Федерации, который должен урегулировать отношения в этой области с учетом нынешних экономических условий и форм собственности. Более 50 поправок, внесенных за последние 3 года в ныне действующий КЗоТ РФ, не улучшили ситуацию. Новые нормы права, предусмотренные законодательствами и нормативными актами в области трудовых отношений, занятости, миграции, безопасности труда, охраны здоровья, страхования и пенсионного обеспечения, между собой не согласованы, а порою противоречат друг другу. Для работы с персоналом специалисту кадровой службы приходится пользоваться более чем 300 действующими нормативными актами, вышедшими только за последние 5 лет. Возникает немало неясных ситуаций. Например, в связи с тем, что под категорией «работники» понимаются и работодатели, и собственники, и наемные работники, а защищают их одни и те же профсоюзы, да и эта защита относительна. Действующий много лет КЗоТ РФ не согласуется с Гражданским и Уголовным кодексами РФ. В новом Уголовном кодексе РФ (введен с 1 января 1997 года) отсутствуют многие положения, регулирующие трудовые взаимоотношения. Так, в новом УК РФ отсутствуют статьи об умышленном нарушении должностным лицом законодательства о труде и ответственности за это; нечетко оговорены права руководителя разных уровней в отношении лиц, систематически не исполняющих свои обязанности и т.д.;
— руководители, прошедшие как управленцы старую школу, при принятии основных управленческих решении в 99 случаях из 100 продолжают исходить из «остаточного» принципа выделения средств на развитие кадровой политики. Почти повсеместно в коллективных договорах в части, касающейся кадровых проблем, администрацией введена запись — «при наличии средств». Под нажимом администрации многие социальные и кадровые программы свернуты.
|
Государственная кадровая политика как наука должна базироваться на соответствующих принципах.
Принципы государственной кадровой политики — это основные, регламентирующие ее положения и правила. Они имеют объективную основу, опираются на закономерности кадровой деятельности и отражают эту деятельность в постоянном развитии. Вопрос о принципах кадровой политики весьма противоречиво освещается в научной литературе. Тем не менее обобщая имеющиеся точки зрения можно выделить: общие (базисные) принципы регулирующие кадровые процессы в целом; специфические, регулирующие кадровые процессы в отдельной сфере; частные принципы, регулирующие функционирование отдельных элементов кадрового процесса.
К общим (базисным) принципам государственной кадровой политики относятся научность, конкретно-исторический подход, законность, гласность, демократизм, преемственность и сменяемость.
К специфическим принципам можно отнести: подбор кадров по деловым, профессиональным и нравственным качествам открытость и гласность в решении кадровых вопросов, социальное равенство доступа граждан к работе; правовую, социальную и экономическую защищенность персонала; социальный контроль за деятельностью государственных служащих, мобильность кадров.
Специфические принципы можно сформулировать для кадровых процессов в сфере экономики, науки, культуры, в системе государственной службы и т. д. Учет специфических принципов кадровой политики позволяет обеспечить сущностную определенность этой политики, способствует объективному и справедливому решению кадровых вопросов.
Частных принципов, регулирующих функционирование отдельных элементов кадрового процесса, множество. Например, в сфере после вузовского образования действуют принципы профессионализации, индивидуализации, компьютеризации, интенсификации, непрерывности и опережающего характера обучения.
|
Все принципы — базисные, специфические и частные — соотносятся как принципы различного уровня, как общее и особенное. Их нельзя использовать отдельно, по выбору, отдавая предпочтение одним и игнорируя другие. Они действуют эффективно во взаимосвязи, взаимодействии, взаимозависимости. Только совокупность принципов, когда одни из них дополняются другими, в конечном счете обеспечивает своевременную выработку и успешную реализацию государственной кадровой политики.
«Вся система принципов никогда не может быть завершена, напротив, она всегда остается открытой для дополнений, изменений, основанных на все новом опыте управления».
Применяя общие, специфические и частные принципы кадровой политики, государство должно обеспечить конструктивность своей роли в решении кадровых проблем. Однако оно не может выступать монополистом в выработке и проведении кадровой политики, так как в период становления демократии, открытости и гласности изменились социально-политические условия развития общества. Влияние государства на формирование кадров не должно сводится к жесткой регламентации их деятельности. Государство призвано создавать условия, которые всемерно способствовали бы развитию инициативы, предприимчивости, ответственности кадров, давали бы им реальную свободу в выборе вариантов использования своего потенциала, реализации своих интересов.
Рассмотрим некоторые из вышеназванных принципов.
Принцип научности гласит: теория кадровой политики не может быть оторвана от процессов качественного изменения содержания и характера трудовой деятельности человека. Ее появление обусловлено ими, а в конечном счете она нацелена на то, чтобы обеспечить разумное использование всего богатства человеческих возможностей и профессиональных способностей с учетом достигнутого уровня развития и разделения общественного труда.
Кадровая политика строит свои теоретические и методологические положения, основываясь на интегрированных знаниях. Эти знания касаются решения следующих научных задач:
— выявление и исследование процессов, происходящих в кадровой политике;
— уточнение состава законов кадрового управления в зависимости от экономического развития рыночных отношений;
— выведение общих законов, определение сфер и условий их действия;
— установление специфических законов в кадровом управлении социально-экономических систем;
— исследование организационных взаимосвязей, действующих на том или ином уровне и детерминирующих поведение объекта, которым желательно управлять.
|
Теоретико-методологическую основу кадровой политики составляют экономика труда, теория человеческой деятельности, психология и социология труда и другие научные области. Ее теоретические основы включают мощный пласт знаний из области теории управления, теории государства и права, социологии управления, теории организаций. Эти области научного знания могут и должны создавать фундамент теории управления персоналом.
Предметная часть теории управления персоналом должна находить отражение в системе научных понятий, а также в базисных, научно-обоснованных принципах, на которых эта система создается.
Кадровая политика государства — эффективный инструмент государственного управления — основывается на концептуальных подходах государства к человеку труда вообще и профессионального в частности, к осмыслению тенденций, обусловливающих потребность в разработке теории кадровой политики независимо от существующего экономического или политического устройства общества и видов деятельности. Общество созрело до уровня понимания кадровой политики как искусства и культуры управления национальным достоянием — способностями и профессиональными возможностями человека. Кроме того, принцип научности при определении направлений кадровой политики позволяет не только определить новые задачи, но и выявить то, что устарело, тормозит развитие и должно быть устранено.
Принцип конкретно-исторического подхода гласит: каждая возникающая в определенный исторический период система кадрового управления включает в себя элементы прежних систем кадрового управления, наследуя и ассимилируя их. Каждая система есть продукт развития предыдущей системы, и ей присущи отношения, свойственные возникшей ранее, а потому «предшествующая система кадрового управления как бы вложена в последующую». Это значит, что должен существовать закон развития кадрового управления хозяйственных систем, устанавливающий связь с историческими процессами, изменения экономических отношений на макро- и микроэкономических уровнях управления.
Кадровая политика, опираясь на основные законы государства и направления развития общества, имеет свою специфику. Специфика государственной кадровой политики определяется в каждой конкретной обстановке, Последняя характеризуется проявлением того или иного числа различных факторов (смена политических и социально-экономических приоритетов и установок, демократизация общества, коренное изменение структуры государственной власти и управления и др.).
Цели, стоящие перед страной в рассматриваемом периоде, устанавливаются политическим направлением развития общества, определяются Конституцией Российской Федерации и государственными актами. Они и являются исходной базой для формирования основных положений государственной кадровой политики, ее развития и совершенствования.
Кадровая политика должна быть долговременной, она должна иметь свои особенности на различных этапах формирования демократической государственности России. Кадровую политику желательно разрабатывать на срок 10—15 дет, ориентируясь на цикл смены поколения работников, так как только в этом случае планы и программы будут обеспечены с кадровой стороны. Принцип мобильности кадров гласит: сегодня основной кадровой проблемой является не то, как правильно провести набор, особенно управленцев и удовлетворить потребность в кадрах, а то как правильно провести внутреннюю реорганизацию имеющегося персонала. Зачастую это постоянный персонал, работники общаются друг с другом практически ежедневно на протяжении последних 15—20 лет. Нужно решать кого и каким новым направлениям и видам деятельности дообучить, кого, куда и в каком количестве перевести, кого и в какие сроки высвободить.
Именно в стабильных хозяйственных системах наиболее выражена опасность формирования кадровой политики по кастовому принципу — принадлежности к определенным семействам, которая характеризуется необоснованными привилегиями для узкого круга высшего персонала, часто отобранного недемократическими методами. Именно руководители с гарантированных «теплых» мест успешно осваивают и применяют в своих специфических условиях тактику «сталкивания лбами» конкурентов (разделяй и властвуй). Как правило, им противостоит оппозиция из работников с хорошей профессиональной подготовкой, но занимающих незаслуженно низкие Уровни в организации.
Существенные изменения, произошедшие за последние годы в стране, а соответственно, и в сфере использования трудовых ресурсов, неоспоримо свидетельствуют, что время централизованной директивной кадровой политики прошло. Ранее она была прерогативой партийно-государственных структур, которые практически лишали руководителей на местах инициативы и Реальной возможности существенно влиять на расстановку управленческого персонала и специалистов. Теперь кадровая функция в руках этих руководителей практически во всей ее полноте становится реальным инструментом достижения ими позитивных результатов в решающих областях административно-управленческой, производственной, научной, предпринимательской, хозяйственной деятельности, в сфере управления и кадровой политики.
Реализация принципа мобильности исключает застой в движении кадров и позволяет в максимальной степени использовать их опыт, навыки, творческие возможности в интересах службы, а также приобрести новые знания. В ряде стран (Дания, Канада и др.) разработаны специальные правительственные программы перемещения кадров. Из разных видов мобильности — вертикальной, горизонтальной, функциональной — предпочтение отдается должностной.
В зарубежной литературе отмечается, что в настоящее время мобильность кадров недостаточна, хотя она явно необходима. Нужна динамичная система ротации кадров. Ротация кадров заключается в перемещении (перестановке) кадров как внутри организации, так и за ее пределами. Она позволяет ознакомить сотрудников организаций со многими сторонами ее деятельности, уяснить необходимость координации и взаимосвязи в работе различных подразделений.
Принцип законности в кадровой работе предполагает строгое соблюдение и исполнение Конституции РФ, законов и основанных на них других правовых актов; знание государственными"служащими и управленческими кадрами норм государственного, административного, гражданского, трудового, хозяйственного, уголовного и других отраслей права. Плохая правовая подготовка может привести руководителя к серьезным ошибкам в работе с кадрами, к нарушению трудового законодательства.
Динамизм общественной жизни требует систематического обновления кадров и преемственности руководства. Обновление кадров обеспечивает возможность непрерывного повышения уровня управления обществом, привлечения к руководству людей, способных наилучшим образом реформировать страну. Обновление, сменяемость кадров такой же естественный и необходимый процесс, как обновление клеток живого организма. Не будь такого обновления, прогресс в любой области жизни был бы невозможен.
В целях обновления кадров используются ротация, кооптация, перепрофилирование, отставка, принудительная отставка, тестирование, аттестация, введение контрактной системы найма на работу и другие формы. Многие формы использовались и ранее, но применение некоторых из них продиктовано новыми условиями общественного развития.
Обновление, омоложение клиров должно отвечать одному неизменному требованию: новые кадры должны превосходить предшествующие по уровню профессионализма. Однако это требование выполняется далеко не всегда. Так, быстрый рост аппарата государственных органов привел к тому, что в него пришло немало людей инертных, безынициативных, малоквалифицированных. Многие из них попали в управленческие структуры по политическим пристрастиям, родству, землячеству, протекции. Значительное число госслужащих не готово к работе в новых условиях. Более того, постоянно растет несоответствие между усложняющейся динамикой экономической и общественно-экономической деятельности и уровнем деловой квалификации кадров органов государственной власти и государственного управления. Характерный для административной системы кадровый застой сменился неоправданно быстрым обновлением персонала органов государственной власти. И кадровый застой, и неоправданно быстрое обновление кадров наносят большой ущерб делу. Только оптимальное сочетание опытных и молодых кадров способствует повышению эффективности работы.
Принцип гласности предполагает открытость, выборность, подотчетность кадров всех уровней власти. Опыт работы показывает, что правовое поле для реализации этого принципа сократилось в силу того, что профсоюзы, советы трудовых коллективов, другие общественные организации практически выведены за пределы кадровых отношений. Известно, что гласный, открытый подбор кадров с учетом мнения других работников позволяет избежать ошибок. Если выдвижение работника зависит только от одного лица — руководителя, администратора, это может нанести серьезный ущерб кадровой работе. В таких случаях выдвигаемый работник стремится угодить начальству, подлаживается под его мнение, уклоняется от возражений, даже когда ошибочность или однобокость суждений руководителя очевидна. Именно на почве угодничества появляются карьеристы, непорядочные люди.
Гласность гарантирует от ошибок в кадровой работе, особенно в вопросах назначения, перемещения, поощрения, наказания и увольнения работников. Для расширения гласности, открытости можно успешно использовать выборы, конкурсы и другие формы кадровой деятельности.
Принцип демократизма (демократизации управления) основан на корпоративной организации собственности, социальном партнерстве всех участников трудового процесса1. Эти проблемы приобрели особую актуальность в условиях разгосударствления и приватизации собственности, децентрализации управления, развития различных форм хозяйствования, становления политического плюрализма в обществе. Данный принцип реализуется через демократические методы управления персоналом, психологически грамотное построение внутрифирменных отношений, создание комплексных систем управления качеством продукции, участие работников в прибылях и во владении собственностью.
Огромное значение имеют основные принципы построения системы участия в организации. Их назначение — углублять доверие между всеми работниками предприятия. Целесообразно разделить акции или доли собственности на различные группы: для внешних вкладчиков и для своих работников, и наделить их различными правами в отношении голосов. Будущих собственников нужно привлекать к принятию организационных решений, акции персонала обязательно должны иметь право голоса. Собственность работников предполагает не только право на участие в принятии решений, но и обязанность нести всю тяжесть последствий от их реализации.
Работники должны участвовать в выборах директоров или своих представителей в Совет директоров фирмы как владельцы голосующих акций. Возможно создание консультационного органа.
Предпочтительнее мажоритарная собственность сотрудников, когда им принадлежит более 50% акционерного капитала. Это предполагает, что ни один работник не имеет более 5% акций, что является гарантией социальной заинтересованности внутри фирмы и социальной устойчивости ее во внешней среде.
По нынешнему российскому законодательству поощряется сохранение акций за работниками, уходящими на пенсию. Однако возможны серьезные проблемы: в периоды экономического спада возможна продажа пенсионерами голосующих акций сторонним лицам и утеря контроля над капиталом компании. Поэтому необходимо требовать продажи голосующих акций пенсионерами компании или обеспечивать их замену на привилегированные по различным ценам в течение определенного периода (3-5 лет) со справедливыми премиальными пенсионерам. Молодым работникам важно предоставлять право стать совладельцами после испытательного срока. Следует избегать деления коллектива на владельцев и невладельцев и возникновения конфликтов по этому поводу.
При качественном планировании и воплощении в жизнь собственность работников открывает хорошие перспективы для населения России и её экономики. Западный опыт подтверждает, что собственность работников может вести к более высокой производительности труда, повышению качества, росту доходов и более справедливому их распределению. К тому же такие фирмы в России будут успешнее привлекать иностранный капитал и конкурировать на мировом рынке.
Реализация принципа демократизма в государственной кадровой политике позволяет обеспечить саморегуляцию жизнедеятельности населения и выступает одним из средств самоуправления.
Принцип контроля и подотчетности кадров в последнее время практически предан забвению, хотя потребность в его соблюдении в условиях экономического и политического кризиса, роста коррумпированности аппарата управления резко возрастает. Отсутствие эффективного контроля за кадрами как в государственной сфере, так и в сфере частного бизнеса привело к тому, что страна так трудно и с огромными потерями выходит из кризиса.
Ведущим выступает принцип подбора кадров по профессиональным, деловым и моральным качествам, т.е. с учетом профессиональной компетентности, интеллектуального уровня, умения эффективно действовать, способности к новаторству, коммуникабельности. Все эти качества многомерны, сложны, богаты по содержанию. Так. профессиональная компетентность предполагав не только знание экономических законов, основ права, психологии и педагогики, но и наличие специальных знаний, связанных с характером деятельности, а также умение четко ставить цели и выявлять альтернативы, аккумулировать необходимую информацию и выбирать из нее главное, умение мыслить диалектически, стремление постоянно повышать свою квалификацию, умение работать с документами.
По мере формирования рыночной экономики принципиально меняются критерии при подборе и расстановке кадров. Кадры в условиях конкуренции должны действовать эффективно, проявлять самостоятельность и инициативу; обладать способностью идти на риск: уметь вовремя реагировать на изменения окружающей среды путем принятия обоснованных решений; стратегически мыслить; быстро определять эффективность нововведений; оперативно перестраивать работу коллектива и свою собственную.
Не менее важной для современного управленца или государственного служащего является коммуникабельность, включающая способность разбираться в людях и налаживать деловые отношения; умение убеждать людей и вести их за собой; слушать других, воспринимать чужое мнение; умение регулировать межличностные отношения; сплачивать коллектив.
К критериям, характеризующим моральные качества работника, относятся: трудолюбие, принципиальность, ответственность, самокритичность, справедливость, скромность, вежливость, тактичность, правдивость, чуткость.
Психофизическая характеристика работника включает состояние здоровья, работоспособность, темперамент, энергичность, оптимизм и выдержку.
Перечисленные выше качества составляют внутреннюю сущность и содержание принципа подбора кадров по профессиональным, деловым и моральным качествам. В условиях реформирования общества идет обогащение этого принципа.
За последние, годы стало модным внедрение зарубежного опыта, особенно в работе с персоналом государственной службы. Однако, как показывает практика, наряду с положительными тенденциями в использовании зарубежного опыта наблюдаются и негативные, например, слепое копирование без учета уровня развития общества, сложившихся национальных традиций, психологии отечественных кадров, специфики развития регионов и т.д. Это свидетельствует о том, что при формировании государственной кадровой политики необходимо использовать национальный опыт, но учитывать специфику государства. Многие принципы, формы и методы работы с персоналом, используемые за рубежом, имеют универсальный характер и не зависят от национальной специфики. В частности, представляют интерес принципы, используемые в системе государственной службы США, например, принцип «добычи»: определенная часть государственных должностей замещается представителями победившей на выборах партии. Нужно отметить, что принцип <.добычи» получил воплощение в деятельности исполнительной власти Российской Федерации, политических партий демократической ориентации.
Принцип нейтральности предполагает объективное отношение к работникам при отборе и назначении их на должность, к оценке выполнения возложенных на них обязанностей. Его российская модификация — принцип внепартийного подхода к кадровой работе. Однако в условиях усиливающейся борьбы за политическую власть многие политики федерального уровня игнорируют этот принцип в ходе выборов.
Важно не только определить государственную кадровую политику, но и создать наиболее действенный механизм ее реализации. Его создание — сложная теоретическая проблема, практически не разработанная в управленческой науке. Механизм — от греч. mechane — машина, система. Применительно к предмету кадровой политики это система, преобразования, движения кадровых процессов в заданном направлении.
Механизм реализации государственной кадровой политики есть система кадровой деятельности (организационных, нормативно-правовых, экономических, учебных, воспитательных мер), опирающаяся на концепцию государственной кадровой политики, законодательную базу, принципы, методы, способы, технологии и формы кадровой работы. Структурно ее можно представить как единство трех составляющих: субъектов кадровой работы, процесса (своего рода технологии) и совокупности применяемых форм и методов работы.
Хорошо отлаженный механизм работы позволит:
— приостановить нерациональное использование интеллектуального потенциала и отток из страны квалифицированных специалистов; развитие тенденции неоправданно формированного роста численности бюрократического персонала, не связанного с усложнением и расширением функций управленческого процесса;
— обеспечить занятость трудоспособного населения и более рациональное использование специалистов, создав оптимальную структуру производства, повысив качество технологических и творческих процессов, ограничив использование высококвалифицированных специалистов на нетворческой, технической работе;
— не допустить возрождения практики всевластия аппарата, когда чиновничество «навязывает» руководству свои корпоративные идеи и предложения, сдерживает претворение в жизнь прогрессивных управленческих решений;
— поставить прочный заслон в решении кадровых вопросов на пути авторитаризма, бюрократизма, протекционизма и субъективизма — всего, что затрудняет внедрение демократических технологии кадровой работы, мешает конструктивному сотрудничеству органов исполнительной, представительной и судебной ветвей власти, хозяйственного и социального управления и сфере кадровых отношений.
Для формирующегося сейчас механизма организации кадровой работы необходимо постепенно осуществить:
— всестороннюю демократизацию подбора, расстановки, воспитания и развития кадров, обеспечивая при этом научный уровень и длинную профессионализацию;
— планомерное обновление резерва кадров, включающее отбор, проверку, обучение и стажировку кандидатов, их выдвижение и оказание помощи в адаптационный период;
— преимущественно конкурсно-выборный метод выдвижения должностных лиц вместо формального номенклатурного подхода;
— организацию непрерывного обучения, основой которого являются активное самообразование, широкая сеть подготовки, переподготовки и повышения квалификации; более тесную связь обучения с должностным ростом и оценкой кадров;
— материальное стимулирование должностных лиц, соответствующее результатам их труда, профессионально-квалификационному уровню и компетентности;
— использование показателей эффективности кадровой работы в качестве важнейшего критерия при оценке руководящих работников и органов государственного управления;
— формирование служб управления персоналом нового типа, превратив их в аналитико-информационные центры работы с персоналом;
—- систему всесторонней оценки личности по профессионально-квалификационным и психофизиологическим параметрам, отбор «элиты» на стратегические направления государственной деятельности.
Характеризуя государственную кадровую политику, необходимо ввести и такое понимание деятельности по реализации кадровой политики, как кадровое управление или управление кадрами.
Кадровое управление — один из видов управления, функция которого заключается в обеспечении реализации потребностей прогрессивного развития общества и сближении его интересов с интересами работников путем адекватного реагирования социально-экономической системы на происходящие изменения внутренней и внешней среды. Содержание кадрового управления заключается в выработке критериев и показателей развития трудового и кадрового потенциала хозяйственной системы, выявлении возникающих кадровых проблем, разработке и применении методов их решения, в достижении планируемых состояний и параметров трудовых отношений.
На современном этапе развития основная функция кадрового управления заключается в разработке и осуществлении кадровой политики, направленной на сбалансированность потребностей социальных групп работников, находящихся на разных уровнях производственной иерархии и производства.
Кадровое управление — это междисциплинарная область знания, имеющая важное прикладное значение для экономики, промышленной социологии и психологии, физиологии, эргономики и др. Экономисты обращают внимание на экономические переменные объектов хозяйствования и управления, забывая, что и экономические отношения в области управления должны быть организованы. Отставание же экономического развития от уровня промышленно развитых стран имеет первопричиной несовершенство общественной организации, которая, в конечном счете, предопределяет порядок использования всех ресурсов, имеющихся в распоряжении общества, в том числе и человеческих.
Теоретики управления часто подчеркивают значение развития науки, уделяя при этом все большее внимание проблеме использования людьми своих знаний. В последнее время выдвигается идея, что в современном управлении наибольшую ценность представляют не производственные площади и оборудование предприятий и организаций, а «нематериальные» элементы: трудовой потенциал персонала и методы управления. Исходя из вышесказанного, под кадровым управлением в социально-экономических, хозяйственных системах понимается система управленческих воздействий (методы, средства, принципы, формы, стиль управления и т.д.) на мотивационную деятельность работников (поведение, интересы и т.д.) в целях достижения максимальных социально-экономических результатов.
Системный подход предполагает, что руководители рассматривают политику кадрового управления как совокупность взаимосвязанных подсистем и их элементов, которые на каждом участке и этапе ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющейся среды.
Межличностный подход рассматривает пригодность различных методов кадрового управления с точки зрения их способности регулировать взаимоотношения между различными социальными группами: вышестоящих, коллег-сотрудников одного уровня управления и подчиненных и сплачивать совместные усилия на достижение конкретных целей производства. При осуществлении кадрового управления используются различные методы и средства: экономические, административные, социально-психологические, специфические социальные и правовые. По отношению к отдельному работнику предприятия можно выделить следующие способы воздействия на его поведение: прямое (приказ, задание); через мотивы и потребности (стимулирование): через систему ценностей воспитание, образование, мировоззрение и т.д.). Применительно к группе, входящей в производственный коллектив, методы кадрового управления распределяются следующим образом: целенаправленное формирование состава группы (по квалификационным, демографическим, психологическим признакам, количеству, размещению рабочих мест и т.д.): сплочение группы (посредством организации экономического соревнования, совершенствования стиля руководства, использование материальных стимулов и социально-психологических факторов, а также другие способы).
Ситуационный подход определяет, что самым эффективным в конкретной ситуации, при которой формируется и реализуется кадровая политика, становится метод, наиболее соответствующий данной ситуации. Этот подход хорош тем, что содержит конкретные рекомендации по применению научных знаний к сложившейся практике кадрового управления в конкретной организации и в конкретной си
|
|
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!