Сценарий интерактивной беседы с элементами блиц-игры по обсуждению понятия “искусственный интеллект” (для обучающихся в 1-4 классах) — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Сценарий интерактивной беседы с элементами блиц-игры по обсуждению понятия “искусственный интеллект” (для обучающихся в 1-4 классах)

2017-12-21 319
Сценарий интерактивной беседы с элементами блиц-игры по обсуждению понятия “искусственный интеллект” (для обучающихся в 1-4 классах) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Основная идея. Учитывая возрастные особенности обучающихся, до начала просмотра видеолекции рекомендуется провести семантический анализ ключевых терминов, используемых в сюжете: искусственный интеллект, технология, алгоритм и других (на усмотрение учителя). Это будет способствовать осознанному просмотру и усвоению информации, представленной в видеолекции, младшими школьниками.

Кроме того, такая логика проведения беседы направлена на формирование познавательных универсальных учебных действий, связанных с навыками определения понятий, основываясь на установлении причинно-следственных связей, выполнении логических операций сравнения, анализа, установления аналогий.

Общие рекомендации. Для проведения вступительной беседы можно использовать презентацию (Приложение 1).

Начать такую беседу, конечно, следует с анализа словосочетания “искусственный интеллект”.

Демонстрируя слайд 3 (Приложение 1), учитель предлагает составить словосочетания со словом “искусственный”: искусственный спутник, искусственные цветы, искусственная кожа. Опираясь на опыт младших школьников, могут быть приведены и другие примеры: искусственная елка, искусственный водоем, искусственное дыхание, искусственное освещение и т.п.

Обобщая эти понятия, важно подвести детей к выводу, что все эти объекты созданы в результате труда человека.

Таким образом, школьники приходят к определению понятия “искусственный”.

Для справки: Искусственный - созданный или осуществляемый человеком наподобие или вместо природного, подлинного.

 

В контексте предстоящей видеолекции целесообразно обсудить и цель создания искусственных объектов, проводя параллель с их оригиналами, используя наводящие вопросы. Например:

· Что общего между Луной (естественным спутником Земли) и искусственным спутником?
Предполагаемый ответ: вращаются по орбите (вокруг Земли)
А какие функции выполняет искусственный спутник?
Предполагаемый ответ: осуществляет сбор информации о погодных условиях; фотографирует поверхность Земли для выявления пробок на дорогах, поиска полезных ископаемых, косяков рыб в океане для рыбаков и т.п.

· Чем искусственные цветы отличаются от живых?
Предполагаемый ответ: конечно, они не пахнут, но при этом они не вянут, украшая, например, наш дом… И мы сохраняем природу!

· Для чего нужна искусственная кожа?
Предполагаемый ответ: можно сделать больше красивых, при этом более дешевых, изделий (сумок, перчаток, обуви и т.п.), сохраняя жизнь животным.

Таким образом, на основании анализа частных примеров в ходе диалога школьники конкретизируют цель создания искусственных объектов: улучшение условий жизни и труда человека.

 

Термин “ интеллект ” для школьников 1-4 классов можно пояснить как синоним слов: ум, разум, рассудок.

Для справки: Интелле́кт — мыслительные способности, ум (способность правильно оценивать ситуацию и находить решения; способность к обучению).

 

Продолжая беседу, можно задать вопросы на понимание термина:

· Какого человека мы назовем интеллектуалом?
Предполагаемый ответ: это человек с развитыми умственными способностями, умеющий думать, строить логичные рассуждения, делать выводы и т.п.

 

На усмотрение учителя, он может на практике продемонстрировать школьникам различные свойства интеллекта и помочь им самостоятельно сформулировать определение этого понятия через перечисление этих особенностей.

Для этого учитель может предложить классу поиграть в блиц-игру, основанную на решении различных увлекательных логических задач, ребусов, анаграмм, которые часто используются в тестах для оценки уровня интеллекта человека.

 

Для справки: В подобные тесты обычно входят логические и арифметические задания, ориентировка в практических ситуациях — умение самостоятельно сопоставлять, обобщать известные факты (творческий подход, в том числе нестандартное мышление — допускается неоднозначный ответ, формулировка нескольких гипотез, разная аргументация), проверка оперативной памяти и т. п.

Самым известным из таких тестов является тест IQ (англ. IQ — intelligencequotient, читается «ай кью») для определения уровня интелле́кта человека, которыйбыл разработан английским психологом Гансом Айзенком в попытке оценить умственное развитие людей.

 

Примеры подобных заданий приводятся на слайдах 6-13 (Приложение 1), но учитель может самостоятельно подобрать примеры подобных заданий, учитывая интеллектуальные особенности школьников. По результатам решения классом каждого из заданий учитель обращает внимание школьников на то или иное свойство нашего интеллекта:

· способность к воображению (прогнозированию): представить в голове недостающие, или даже несуществующие детали, образы;

· способность к анализу и логическим умозаключениям: видеть закономерности, логику событий, правильно оценить ситуацию и найти решение, предпринять действия;

· способность обучаться и запоминать: усваивать новые знания и информацию, приобретать навыки и использовать их для принятия решения или какого-либо действия, опираясь на предыдущий опыт (успехи, ошибки, результатами, вызванные предыдущими решениями, действиями).

Задания на слайдах 6-11 являются типовыми для начальной школы и не должны вызвать особой сложности при их понимании и решении. Специфика работы с последним, четвертым заданием, заключается в том, что учитель должен подвести обучающихся к выводу о том, что мы быстро догадались и решили задачу, используя особенность нашего мозга обучаться и запоминать. Мы уже видели эту картинку прежде, запомнили ее и, опираясь на этот опыт, смогли дать правильный ответ очень быстро, несмотря на то, что цвет и положение картинки изменились (т.е. мы принимали решение в новой ситуации, опираясь на предыдущий опыт и знания).

В конце игры учителю целесообразно предложить обучающимся сформулировать определение интеллекта и записать то, что получилось на доске.

На основании проведенных рассуждений школьники могут прийти к пониманию значения словосочетания “искусственный интеллект”:

· во-первых, это то, что создано человеком;

· во-вторых, это то, что помогает человеку выполнять мыслительные операции, думать, принимать решения и т.п.

Конечно, школьники могут сами привести примеры различных интеллектуальных приложений и программ, управляемых человеком робототехнических комплексов (слайды 14,15).

Важно показать школьникам, что в видеолекции термин “искусственный интеллект” используется не только для обозначения умных программ или роботов, но и как область научного знания, технология.

 

Для справки: Технология - это совокупность методов и инструментов для достижения желаемого результата. Технология включает в себя способы работы, её режим, последовательность действий.

 

При необходимости, учитель может дать некоторые разъяснения и этого термина, включив обучающихся в обсуждение иллюстраций (слайды 16, 17,18).

Демонстрируя на слайдах различные носители информации, учитель подводит школьников к выводу о том, как с годами менялась конкретная технология (способы, носители) хранения и передачи информации.

А что касается привычного для нас приготовления пищи? Ведь древние люди ели сырое мясо! Но человек научился добывать огонь, и изменилась технология (способ)приготовления пищи. Сегодня на нашей кухне появляются новые устройства, которые меняют технологию приготовления многих блюд. Это блендеры, мультиварки, СВЧ-печи, тостеры и т.п. Они тоже помогают человеку!

Важно обратить внимание младших школьников, что само слово “технология” предполагает описание способа деятельности и последовательности действий.

Таким образом, логически обоснованным будет переход к разбору понятия “ алгоритм ”, которое, возможно, понятно школьникам на интуитивном уровне, но с определением они могут знакомиться впервые.

Если, действительно, школьники затрудняются в определении этого термина, то пояснить его целесообразно на понятных детям примерах из повседневной деятельности (алгоритм лепки снеговика, алгоритм перехода через улицу и т.п.).

Поблагодарив школьников за интеллектуальную беседу, в ходе которой, действительно, приходилось много размышлять: использовать имеющиеся знания, сравнивать, делать выводы и т.п. (на этом можно акцентировать внимание!) учитель предлагает им посмотреть видеолекцию “Как создается будущее”. Это то будущее, в котором им предстоит жить.


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.