Обучающая видеолекция«Как создается будущее» — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Обучающая видеолекция«Как создается будущее»

2017-12-21 344
Обучающая видеолекция«Как создается будущее» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Акция

Декабря, 2017г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по организации и проведению в школах Российской Федерации тематических уроков информатики и образовательных мероприятий в рамках Всероссийской акции «Час кода»

 

 

Москва


 

СОДЕРЖАНИЕ

1. АННОТАЦИЯ.. 3

2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.. 5

3. ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИЮ ОБЩЕШКОЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В РАМКАХ АКЦИИ «ЧАС КОДА-2017». 11

4. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ТЕМАТИЧЕСКИХ УРОКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РЕСУРСОВ АКЦИИ «ЧАС КОДА-2017». 14

4.1. Обучающая видеолекция «Как создается будущее». 17

4.2. Интерактивная беседа-обсуждение технологий искусственного интеллекта. 19

4.2.1. Сценарий интерактивной беседы с элементами блиц-игры по обсуждению понятия “искусственный интеллект” (для обучающихся в 1-4 классах) 20

4.2.2. Сценарий интерактивной беседы с элементами игры по обсуждению понятия “искусственный интеллект” (для обучающихся в 5-6 классах) 26

4.2.3. Сценарий интерактивной беседы с элементами проектирования моделей чат-ботов (для обучающихся в 7-9 классах) 31

4.2.4. Сценарий интерактивной беседы с элементами сюжетно-ролевой игры «Исследователи Вселенной» (для обучающихся в 7-9 классах) 38

4.2.5. Сценарий дискуссии «Кем создается будущее?» (для обучающихся в 10-11 классах) 47

4.3 Практическая работа с тренажером на сайте акции. 56

4.4. Этап рефлексии. 66

5. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 68

6. СПИСОК ПРИЛОЖЕНИЙ.. 70

Приложение 1. Пример опорной презентации для проведения интерактивной беседы с элементами блиц-игры по обсуждению понятия “искусственный интеллект” (для обучающихся в 1-4 классах) 70

Приложение 2. Пример опорной презентации для проведения интерактивной беседы элементами игры по обсуждению понятия “искусственный интеллект” для обучающихся в 5-6 классах. 70

Приложение 3. Пример опорной презентации для проведения интерактивной беседы с элементами игры по проектированию моделей чат-ботов для обучающихся в 7-9 классах. 70

Приложение 4. Пример опорной презентации для проведения интерактивной беседы с элементами сюжетно-ролевой игры «Исследователи Вселенной» для обучающихся в 7-9 классах. 70

Приложение 5. Пример опорной презентации для проведения дискуссии «Кем создается будущее?» для обучающихся в 10-11 классах. 70

Приложение 6. Опорный материал для проведения тематических уроков с тренажером для обучающихся в 1-11 классах. 70


АННОТАЦИЯ

________________________________________________________________

Данные методические рекомендации предназначены для организаторов школьных образовательных мероприятий, проводимых в рамках ежегодной Всероссийской акции «Час кода-2017», имеющей просветительскую направленность и способствующей популяризации среди школьников навыков программирования и основных направлений ИТ-индустрии, раннему профессиональному самоопределению школьников в соответствии с тенденциями развития и запросами информационного общества.

Целевая аудитория: руководители образовательных организаций общего и дополнительного образования, учителя информатики, классные руководители, педагоги дополнительного образования, студенты-волонтеры и т.п.

Пакет материалов включает рекомендации по проведению в рамках акции общешкольных и групповых тематических занятий для школьников разных возрастов. Данные материалы разработаны по заказу партнеров и организаторов акции «Час кода-2017» рабочей группой методистов,при консультационной поддержке и участии педагогов-практиков, психологов, менеджеров образовательных проектов, специалистов в области информационных технологий и искусственного интеллекта и профессиональных гейм-дизайнеров в соответствии с «Методическими рекомендациями по разработке тематических уроков и мероприятий» ФГАОУ ДПО АПК и ППРО.

В основу данной разработки положен успешный практический опыт организации и проведения акций «Час кода» в 2014-2016 гг. в школах Российской Федерации. Описанные в документе методики, педагогические техники и приемы, инструменты, сервисы и ресурсы были успешно апробированы учителями и волонтерами в школах в предыдущие годы проведения акции «Час Кода».

Эффективность материалов подтверждается массовым характером проводимых мероприятий. Только в 2016 году участниками акции «Час кода» стали 9,9 миллионов школьников Российской Федерации.

Все разработанные методические материалы находятся в открытом доступе на сайте акции «Час кода» и могут быть успешно использованы педагогами дополнительного образования для проведения занятий и школьными учителями для проведения профориентационных классных часов и организации внеурочной и проектной деятельности обучающихся по ИТ-направлению.

______________________________________________________

 

 

Авторы:

Брыксина Ольга Фёдоровна, зав. кафедрой ИКТ в образовании ФГБОУ ВО "Самарский государственный социально-педагогический университет"

(г.Самара), к.п.н., доцент.

Калинкина Марина Викторовна, старший преподаватель кафедры ИКТ в образовании ФГБОУ ВО "Самарский государственный социально-педагогический университет" (г.Самара).

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

________________________________________________________________

 

Обоснование актуальности разработки данных методических рекомендаций. В наши дни, в век лавинообразного расширения сферы применения информационных технологий, в России наблюдается острый дефицит профессионалов, занятых в ИТ-отрасли, и, прежде всего, инженеров-программистов (лидеров-изобретателей) в сфере прорывных инновационных технологий. Они нужны для нормального функционирования и динамичного развития государства, а также покорения новых вершин во всех ключевых областях жизнедеятельности нашей страны.

Для справки: В ходе Пленарного заседания на Петербургском международном экономическом форуме 2017 президент Российской Федерации В.В.Путин заявил, что наша страна начала активное движение в сторону развития цифровой экономики. Эти изменения затронут всю систему управления и все сферы жизни. В.В.Путин:

«Намерены кратно увеличить выпуск специалистов в сфере цифровой экономики, а, по сути, нам предстоит решить более широкую задачу, задачу национального уровня – добиться всеобщей цифровой грамотности. Для этого следует серьезно усовершенствовать систему образования на всех уровнях: от школы до высших учебных заведений.»

 

Очевидно, что в условиях цифровой экономики будущий потенциал нашего государства определится тем профессиональным выбором, который сделают сегодняшние школьники, насколько они будут мотивированы к выбору ИТ-профессий, насколько они будут понимать их востребованность, осознавать стратегическую важность и для личностного самоопределения, и для укрепления могущества Родины.

Важным трендом современного этапа развития ИТ-индустрии, бесспорно, являются технологии искусственного интеллекта, что определило ключевую содержательную линию акции «Час кода - 2017».

Еще 5-10 лет назад такие технологии (экспертные системы, машинное обучение, обработка больших объемов данных, разработка «умных» городов, домов, машин и роботов-ассистентов и т.п.) во всем мире оставались узкоспециализированными исследованиями сравнительно небольшого числа научных лабораторий, а сегодня, понимая потенциал данных технологий для будущего, крупные ИТ-компании и правительство нашей страны (а также всех других развитых стран) ежегодно инвестируют в исследование и развитие этих технологий, а также стремятся к созданию и развитию человеческого капитала в данной сфере.

И, конечно, школа не должна оставаться в стороне от решения проблем, актуальных для нашей страны в частности и человечества в целом. От того, какой будет наша система образования сегодня, зависит какой будет завтра Россия!

Поэтому актуальность представленных методических рекомендаций видится в двух аспектах:

● во-первых, в привлечении внимания педагогических работников к проблеме профессионального выбора школьников; осознанию необходимости проведения активной профориентационной деятельности среди школьников разных возрастов в сфере ИТ-индустрии с учетом приоритетных направлений ее развития и потребностей государства, личной и профессиональной ответственности за результативность этой деятельности;

● во-вторых, в экономии времени педагогов и обеспечении их качественными методическими материалами для проведения мероприятий профориентационной направленности, использующих интерактивные образовательные технологии, различные педагогические техники и приемы, специально разработанное программное обеспечение, ресурсы сети Интернет и т.п.

Обоснование особенностей и новизны. С целью популяризации среди школьников основных направлений ИТ-индустрии, их раннего профессионального самоопределения в соответствии с тенденциями развития и запросами информационного общества и изучения программирования с 2014 года в России Министерством связи и массовых коммуникаций РФ и Министерством образования и науки РФ при участии ведущих компаний ИТ-отрасли проводится тематическая образовательная акция «Час кода», приуроченная ко дню информатики в России – 4 декабря.

Уникальность акции, прежде всего, состоит в том, что за короткий промежуток времени в рамках образовательных организаций проводится комплекс тематических мероприятий (общешкольные, по параллелям, по классам и группам), создавая атмосферу единения школьников России, позитивный настрой на созидание, развитие интеллектуального потенциала страны и осознание школьниками личной ответственности за будущее нашей Родины.

Таким образом, традиционно проведение тематических уроков и образовательных мероприятий в рамках акции «Час кода» направлено на решение следующих задач:

● создать условия для повышения мотивации и увлечь как можно большее число обучающихся изучением информатики и программирования (в том числе и тех, кто пока не приступал к изучению данных дисциплин в рамках школьной программы);

● познакомить школьников с современными направлениями и концепциями развития информационных технологий и программирования; предоставить обучающимся информацию о работе ИТ-компаний и ИТ-специалистов, необходимых им ресурсов, знаний, умений и навыков, а также информацию о возможностях для самообразования и развития школьников при выборе ИТ направления в качестве профессиональной деятельности;

● показать, что работа в IT-индустрии и профессия программиста - это интересно, увлекательно, престижно и перспективно;

● создать ситуацию успеха (положительный опыт) изучения программирования для каждого участника акции.

В 2017 году отличительной особенностью акции «Час кода» является акцентирование внимания на том, чтобы познакомить школьников с современным уровнем развития технологий на примере технологий искусственного интеллекта, которые не только улучшат качество жизни и работы людей, но значительно ускорят и изменят процессы и способы решения различных задач, требуя от специалистов любых профессий в будущем (в том обществе, в котором им жить!) дополнительных навыков и компетенций, многие из которых связаны с умением программировать (разрабатывать алгоритмы, писать программы для различных устройств и систем, логически и системно мыслить и т.п.).

Именно эти аспекты отражены в предлагаемых методических рекомендациях.

Цель составления методических рекомендаций определяется идеей организаторов акции выдержать единую содержательную линию в масштабах страны, обеспечить массовость и результативность акции.

Рекомендуемые в них формы работы и методические приемы направлены на формирование целого спектра образовательных результатов: предметных (в области программирования), личностных (связанных с самоопределением и смыслообразованием), метапредметных (регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий), которые обеспечиваются выбранными способами организации деятельности для каждого сценария урока.

Предлагаемые в данном документе и в качестве приложений на сайте акции методические материалы и ресурсы составлены для всех уровней общего образования (начального, основного, среднего) с учетом возрастной специфики обучающихся, их интересов и в соответствии с требованиями ФГОС соответствующего уровня.

Имея в своем распоряжении методические рекомендации, педагогические работники и волонтеры более активно включаются в проведение акции, чем в той ситуации, если бы цели и задачи акции были декларированы, а способы достижения этих целей не описывались.

С целью оказания методической помощи педагогам-практикам в организации акции «Час кода» в школе и проведении тематических уроков информатики импредлагается пакет материалов, который включает в себя:

● общие методические рекомендации по подготовке и проведению акции «Час кода-2017» в школе;

● методические рекомендации и сценарии проведения тематических уроков с использованием ресурсов акции (мотивационного ролика, видеолекции, онлайн тренажера для пропедевтики и изучения базовых понятий программирования), представленных на сайте www.часкода.рф.

Участие в разработке материалов и ресурсов акции методистов, педагогов-практиков, социальных педагогов, психологов, менеджеров образовательных проектов и профессиональных гейм-дизайнеров обеспечивает их качество и нацеленность на результат.

Ожидаемые практические результаты. Очевидно, что в соответствии с целью проведения акции важным практическим результатом будет осознание школьниками того факта, что наряду с растущим спросом рынка труда на ИТ-специалистов, обладающих данными навыками, в перспективе ближайших 5-10 лет умение программировать и использовать различные информационные технологии станет второй грамотностью для каждого молодого человека - одним из основных универсальных навыков для коммуникации с окружающим миром и его преобразования, а также необходимым навыком для успешной личной самореализации в различных областях и сферах деятельности человека: медицине, экономике, маркетинге, юриспруденции, государственных услугах, банковской сфере, торговле, подборе персонала, сервисе, социальной и ИТ сферах и т.п.

Важно, чтобы уже сейчас, еще в школе, каждый обучающийся, вне зависимости от своих склонностей, интересов и содержания и имеющихся возможностей преподавания курса информатики, осознал необходимость изучения информационных технологий для своего будущего - жизни в XXI веке.

Кроме того, выбор педагогических техник и методических приемов организации тематических занятий априори ориентирован на формирование у обучающихся навыков регулятивных универсальных учебных действий через вовлечение их в деятельность по постановке целей, выбору способа ее достижений, ситуационной рефлексии в ходе занятия и ретроспективной после его завершении. Освоение начальных форм познавательной и личной рефлексии - одна из основных задач, сформулированных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования.

Отличительной особенностью организации тематических занятий является ориентация на кооперированную деятельность школьников, на развитие у них коммуникативных универсальных учебных действий:

● умения организовывать продуктивное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

● работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;

● формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение и т.п.

Обучающиеся учатся работать в команде, выполнять разные роли и обязанности. Приобретаемый ими социальный опыт и навыки оказываются практически значимыми.

ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИЮ ОБЩЕШКОЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В РАМКАХ АКЦИИ «ЧАС КОДА-2017»

__________________________________________________________________________

Любая акция – это всегда яркое, масштабное действие. В условиях образовательной организации, классного коллектива акция позволяет использовать креативные точечные технологии для достижения поставленных целей.

Участие в акции «Час кода» представляет широкие возможности для сотворчества учителя и обучающихся, применения нестандартных подходов к раскрытию ключевой проблематики темы в процессе проведения мероприятий.

Основными принципами проведения данной акции являются:

● реализация системно-деятельностного подхода;

● достижимость образовательных целей и результатов;

● признание обучающегося активным субъектом образовательной деятельности;

● применение креативных технологий деятельностного типа и технологии сотрудничества;

● использование дидактического потенциала информационных технологий.

Чтобы акция «Час кода» в школе состоялась успешно, а ее мероприятия стали значимыми образовательными событиями в жизни образовательной организации, педагогов и обучающихся, учителю необходимо подготовиться к ее проведению заранее, обеспечив все необходимые условия. На этапе подготовки учителю рекомендуется:

● ознакомиться с материалами, источниками, интернет-ресурсами, онлайн тренажером и методическими рекомендациями по организации занятий на сайте акции www.часкода.рф в разделе «Преподавателям»;

● заранее протестировать в компьютерных классах доступ к сети Интернет для работы с рекомендуемыми интернет-ресурсами, а также позаботиться о наличии проекционного и звукового оборудования для работы с видеоконтентом и презентациями;

● определить формат и количество мероприятий в период с 4 по 10 декабря для разных классов: тематический урок, классный час, внеклассное мероприятие, общешкольное мероприятие (серия мероприятий/уроков для разных классов) в зависимости от ресурсов, которыми располагает образовательная организация;

● составить график посещения компьютерных классов;

● выбрать или составить сценарий и план проведения каждого мероприятия с опорой на представленные в этом документе методические рекомендации;

● отобрать соответствующие ресурсы и обсуждаемые вопросы с учетом возраста и уровня подготовки обучающихся;

● рассказать об акции администрации, коллегам, родителям и заручиться их поддержкой;

● «заинтриговать» школьников: за несколько дней до старта акции развесить в школе объявления или афиши с названием и логотипом акции «Час кода», при необходимости раздать задания обучающимся для предварительной подготовки и рассказать им о том, что совсем скоро состоится необычный урок информатики;

● организовать волонтерское движение: вдохновить активных учеников старших классов на то, чтобы помочь учителю организовать общешкольное мероприятие и тематические уроки акции для своих одноклассников и обучающихся из младших классов.

В день старта мероприятий акции «Час кода» учителю рекомендуется организовать перед началом занятий яркое общешкольное мероприятие, посвященное старту акции «Час кода», создав атмосферу интриги и праздника для обучающихся: оформить логотипами акции место проведения мероприятия, собрать всех обучающихся вместе, выступить с приветственным словом, объявить о старте акции и сообщить расписание тематических уроков.

В ходе проведения общешкольного мероприятия учитель может на большом экранепродемонстрировать интерактивную карту участников на главной странице сайта акции, а также короткиймотивационный ролик акции «Час кода-2017».

Кроме того, в ходе приветственного слова учителю рекомендуется озвучить основную идею акции «Час кода-2017», которая может быть выражена на слайде в виде трех главных тезисов:

● Во-первых, для успешной самореализации обучающихся очень важно их раннее профессиональное самоопределение, которое должно стать побудительным мотивом в погружение тех предметных областей, которые связаны с будущей профессией. Это одно из условий профессиональной самоидентификации, которое может быть выражено тезисом: «Хочешь быть успешным, учись программировать (планировать) будущее!». И начинать это делать нужно в школе с изучения математики, физики, информатики.

● Во-вторых, одной из задач акции «Час кода» является привлечение внимания к различным областям профессиональной деятельности в ИТ-индустрии, где особое внимание уделено именно программированию. Ключевой тезис: «Программирование - это знание и навыки, которые сегодня помогают нам изобретать и преобразовывать окружающий мир, делая жизнь людей лучше».

● В-третьих, широта представления сфер деятельности, в которых за счет программирования (появления программируемых устройств, специализированных программ, приложений и т.п.) улучшены условия и/или повысилась эффективность деятельности, появились новые возможности - подводит нас к третьему, не менее значимому тезису: «Информационные технологии помогают человеку в профессиональной самореализации во всех сферах!»

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ТЕМАТИЧЕСКИХ УРОКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РЕСУРСОВ АКЦИИ «ЧАС КОДА-2017»

________________________________________________________________

Тематический урок – одна из самых доступных форм акцентирования внимания обучающихся на конкретном предмете, вопросе, проблематике либо важном событии.

Цель тематического урока акции «Час кода» определяется основным слоганом и темой акции: «Как создается будущее».

С одной стороны, этот слоган можно рассматривать как преамбулу к повествованию о современном направлении развития информационных технологий - разработке, внедрении и функционале интеллектуальных информационных систем (технологий машинного обучения, обработки больших данных и искусственного интеллекта). Поэтому в просветительском контексте цель тематического урока акции «Час кода» видится в фокусировке внимания школьников на перспективном направлении развития ИТ-индустрии, каковым на сегодняшний день является искусственный интеллект как область научного знания. И этот аспект целеполагания связан, прежде всего, с проблемой формирования у школьников целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и технологий.

С другой стороны, данную тему можно рассматривать и как основополагающий, открытый вопрос, провоцирующий школьников задуматься об инструментарии, способах, методах, необходимых навыках и алгоритмах, морально-этических проблемах и т.п. создания технологий завтрашнего дня; о роли человека в этом процессе и о своей роли в создании будущего в частности. В таком контексте цель тематического урока акции «Час кода» видится в формировании личностных результатов обучающихся, связанных с самоопределением и смыслообразованием школьников, их ранней профориентацией через развитие мотивации к самореализации в ИТ-индустрии. Проведение тематического урока акции «Час кода» должно способствовать осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования с учетом современных тенденций развития цифровой экономики информационного общества.

Задачи тематического урока акции «Час кода» определяются содержательным наполнением отдельных этапов его проведения, используемыми информационными ресурсами, рекомендуемыми педагогическими техниками, приемами и формами организации деятельности школьников. При этом дополнительное включение учителем на уроке примеров достижений и вклада российских ИТ-специалистов в развитие технологий искусственного интеллекта создают широкие возможности для решения важнейшей задачи современного российского образования - формирования национальной идентичности и патриотического самосознания подрастающего поколения.

Рекомендуемая структура тематического урока включает пять блоков:

1. Мотивационный ролик (~1,5 минуты).

2. Видеолекция «Как создается будущее» (~7 минут).

3. Интерактивная беседа-обсуждение технологий и проблем искусственного интеллекта (~10-15 минут).

4. Практическая работа с тренажером на сайте акции (~20 минут).

5. Рефлексия (~3 минуты).

 

Роль первого блока мотивировать и настроить обучающихся на активную работу на уроке. Включение данного ролика в структуру в самом начале занятия (или в ходе общешкольного мероприятия) имеет, как показывает практика, достаточно весомый мотивационный аспект за счет создания эффекта обучения непосредственно у профессионалов, сделавших карьеру в ИТ-индустрии. Ролик раскрывает изучение программирования и участие в тематических уроках акции «Час кода» как веселое, эмоциональное, привлекательное и объединяющее занятие для детей и взрослых; акцентирует внимание на важности изучения информационных технологий, мотивирует к действию.

Следующие четыреблока тематические: онисвязаны единой темой, раскрывающей «тайны» и понятия технологий будущего: искусственного интеллекта, в увлекательной форме знакомя школьников с перспективными инновационными технологическими решениями в области ИТ-индустрии.

Учитывая возрастные особенности обучающихся 1-6 классов и их содержательную готовность к погружению в предметное поле проблемы, связанную с развитием интеллектуальных информационных систем, учителю целесообразно организовать этап интерактивной беседы с обсуждением понятий “Искусственный интеллект” до просмотра видеолекции.

Для проведения тематического урока с использованием ресурсов акции учителю понадобятся:

● звуковое и проекционное оборудование или интерактивная доска;

● компьютеры или ноутбуки для каждого обучающегося с предустановленным браузером и возможностью выхода в интернет.

Прочее оборудование, раздаточные материалы и инструменты обеспечиваются, и выбираются учителем самостоятельно, исходя из содержательного наполнения отдельных этапов и составленного им плана работы на уроке.

Примечание.

Пример построения данного этапа беседы описан выше, в сценарии для 1-4 классов.

 

Таким образом, школьники приходят к определению понятия “искусственный”, т.е. созданный или осуществляемый человеком наподобие или вместо природного, подлинного.

В отличии от сценария для младших школьников со школьниками 5-6 классов можно провести более детальное исследование понятия “интеллект” с выделением его характеристических свойств.

 

Для справки: Интелле́кт — мыслительные способности человека, определяющие его деятельность, способность приспосабливаться к новым ситуациям, к обучению и запоминанию на основе опыта.

 

На первом этапе беседы следует отметить, что часто в словарях в качестве синонимов слова интеллект используются слова: ум, разум, рассудок. При этом в приведенном на слайде определении это выражено словосочетанием “мыслительные способности”, которые определяют интеллектуальную деятельность человека.

В ходе диалога школьников можно попросить привести примеры мыслительной деятельности:

· чтение книг (анализ поступков героев, позиции автора, выразительности текста, логики развития сюжета и т.п.);

· игра в шахматы (выработка стратегии, принятие решения, исходя из анализа сложившейся ситуации на доске, прогнозирование хода соперника и своих действий и т.п.);

· поиск информации в сети Интернет (выделение ключевых слов для поиска, формирование запроса, анализ найденных ресурсов на достоверность, уточнение незнакомых слов и т.п.) и др.

Естественно, что школьники могут привести свои примеры организации мыслительной деятельности. Например, перевод текста с одного языка на другой, написание сочинения, решение задач и т.п.

Не менее важным свойством интеллекта является способность приспосабливаться к новым ситуациям, принимать решение в нестандартных условиях и условиях неопределенности.

Естественно, что это необходимо проиллюстрировать примерами.

Пример 1.

Очень поучительной является история ДжозефиныКокрейн — правнучки Джона Фитча, изобретателя парохода. Джозефина была замужем за торговцем и политическим деятелем Уильямом Кокрейном. Жили они небедно и периодически принимали у себя гостей. У семьи Кокрейнов была коллекция ценных фарфоровых сервизов, которая вызывала восторг у многих гостей. Но беда была в том, что сервиз был очень хрупок, и периодически по неосторожности прислуга разбивала драгоценную посуду при мойке.

Развязать проблему помогла решительность ДжозефиныКокрейн — она собралась изобрести первую посудомоечную машину своими силами. Её фраза «Если никто другой не собирается изобрести посудомоечную машину, то это сделаю я» стала известна во всём мире и прочно вошла в историю. Благо её изобретательский дар, передавшийся ей по наследству, давал такую уверенность.

Таким образом, желая сохранить свой сервиз, она изобрела посудомоечную машину.

 

Примечание.

Можно предложить школьникам более детально познакомиться с этим фактом в сети Интернет.

 

Пример 2. Второй пример очевиден для школьников. Следует обратить их внимание на особенность поведения водителя на дороге. Фактически, выезжая на автомобиле, он каждый раз оказывается на дороге в новой ситуации. На его поведение влияет много факторов: наличие встречного транспорта, пробок, ремонт дороги и т.п. И каждый раз водитель должен принять решение, например, какой маршрут проложить, в какой полосе ехать, какую оптимальную скорость выбрать, нужно ли совершать обгон и т.п. И, конечно, хорошо, что у водителей появились интеллектуальные помощники в виде GPS-навигаторов. Об этомбудет говориться в видеолекции.

 

Примечание.

Естественным продолжением беседы могли бы стать примеры самих школьников: это поведение пожарных, спасателей в нестандартных ситуациях; дайверов на дне моря или океана; летчика при попадании в воздушную яму или отказе оборудования;продавца при беседе с покупателями (у каждого клиента свой характер, возможности и потребности, к которым продавец должен приспосабливаться) и др.

Примеры могут быть из различных практических ситуаций, с которыми сталкивались школьники. Учителю важно выделить характер мыслительной деятельности и способ принятия решения.

 

Следующее важное свойство искусственного интеллекта - это способность к обучению и запоминанию на основе опыта. Это, пожалуй, самый важный аспект, на который следует обратить внимание обучающихся.

В конце беседы необходимо сделать важные выводы. Чтобы быть успешным, человек должен развивать свои интеллектуальные способности: постоянно учиться (не только будучи школьником, студентом), в том числе продолжатьучебу на рабочем месте. Благодаря накопленным знаниям, опыту и, конечно, навыкам мыслительной деятельности люди совершают уникальные научные открытия, изобретают фантастические вещи (об этом мы узнаем в лекции).

Естественно, что украсить беседу может игровой момент. Школьникам предлагается на практике убедиться в возможностях и характеристиках интеллекта: угадать изображения, закрытые на слайдах. Диалог можно построить по следующему сценарию.

Слайд 8.

· Как вы думаете, кто изображен на слайде?
Предполагаемый ответ: коты (кошки).

· На основании чего вы сделали этот вывод? Что делают эти кошки? Обоснуйте ответ…
Предполагаемый ответ: коты (кошки) сидят/лежат, поскольку хвосты находятся в горизонтальной плоскости.

Слайд 9.

· А кто изображен на следующем слайде? Попробуйте определить положение животных…
Предполагаемый ответ: один тигр стоит (слева), другой (справа) лежит… Об этом говорит положение хвостов.

Слайд 10.

· Что можно сказать о животном, закрытом на этом слайде. Предполагаемый ответ: это очень большое животное, поскольку хвост длинный, а животное стоит. Наличие “кисточки” на хвосте характерно для слонов.

Ситуативная рефлексия. Подводя итоги, можно предложить школьникам проанализировать способ их мыслительной деятельности в ходе игры, задав им следующие вопросы:

· На чем основывались ваши предположения?
Предполагаемый ответ: на знаниях, на опыте.

Действительно, у многих из них есть, например, кошки и коты дома. В зоопарках и цирке, в учебниках, мультфильмах, интернете и т.п. школьники неоднократно видели и тигров, и слонов. Очень важным фактом для определения позы животных оказалось положение хвоста: висит или лежит. На основании этих выводов и принималось решение. Обучающиеся выступали экспертами.

 

Для справки: Эксперт - это специалист, дающий заключение при рассмотрении какого-либо вопроса.

 

Таким образом, можно перейти к анализу схемы экспертной системы на слайде 14 (Приложение 2), поскольку экспертные системы являются одним из основных направлений развития искусственного интеллекта.

Чтобы система стала интеллектуальной необходимо:

· во-первых, “вооружить ее знаниями” (создать базу знаний);

· во-вторых, научить ее “думать”: связывать полученную из окружающего мира информацию со знаниями, уже хранящимися в памяти интеллектуальной системы, делать определенные выводы, принимать решения (за это отвечает специальный блок - механизм вывода).

О таких “умных” системах, созданных человеком, учитель предлагает посмотреть видеолекцию акции “Час кода-2017”, переходя к следующему этапу урока.

Блок 1. Фронтальная беседа

Для актуализации личного опыта школьников и более глубокого погружения в проблемное поле рекомендуется провести фронтальную беседу, начав ее с вопроса:

Для чего нужны чат-боты?

Конечно, у детей есть определенный опыт взаимодействия с чат-ботами. Важно показать, что область их применения стремительно расширяется.

Обобщая ответы школьников, важно подчеркнуть, что чат-боты в мессенджерах и социальных сетях стали использоваться во многих сферах деятельности: интернет-магазинах, общественном питании и сфере услуг (кафе, рестораны, службы доставки и т.д.), интернет-банках и т.п.

Чат-боты помогают пользователям интернет-магазинов и сетей питания подобрать товар и совершить покупку; в сфере образования «трудятся» боты, помогающие абитуриентам выбрать вуз и разобраться в различных вопросах университетской жизни; найти работу также могут помочь виртуальные собеседники. Боты консультируют в вопросах страхования и банковских операций, помогают изучать иностранные языки, подбирать книги и музыку, искать рецепты, составлять программы спортивных тренировок; и, конечно, виртуальные собеседники активно используются для развлечения пользователя.

Для справки: Например, один китайский поисковик запустил медицинский чат-бот, который призван упростить процесс диагностирования заболеваний. Этот чат-бот позволяет связываться с настоящими врачами и записываться на прием. Но, самое главное, приложение анализирует заданные пользователем симптомы и, в зависимости от предполагаемого диагноза, связывает его с одним из 600 000 профильных врачей. Он задаёт дополнительные вопросы, но при этом реагирует на предыдущие высказывания. В некоторых случаях дается возможность выбрать ответ сразу из нескольких вариантов. По «дотошности» этотБот может показаться даже въедливее врача, но в результате ваш лечащий докт


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.11 с.